СИСТЕМА УСПОКОЕНИЯ КАЧКИ
В России идея оснащения тяжелого артиллерийского корабля системой активного успокоения качки была впервые выдвинута при разработке 12" дредноутов для Черного моря. Она заключалась в перемещении воды по специальным трубопроводам с одного борта на другой в противофазе с бортовой качкой судна, чем достигалось ее существенное уменьшение. Конструкция, запатентованная техническим директором компании «Блом унд Фосс» Г.Фрамом в 1910 году, основывалась на реализации фундаментальных теоретических разработок А.Н.Крылова по теории качки (90-е гг. XIX в.), подкрепленных успешными экспериментами И.Г.Бубнова. В архиве сохранилось три варианта
проекта оснащения «Императрицы Марии» подобным устройством (июль 1911 г.), предложенного «Блом унд Фосс». Однако в связи со срочностью начала постройки черноморских линкоров реализовать это предложение не удалось. Но идея запомнилась, и при переходе к строительству следующей серии линейных судов, которая должна была стать первой русской дивизией «флота открытого моря», и, в перспективе, вести бой с противником на океанской волне, вопрос был поднят вновь. По предварительным оценкам это устройство обещало для судна с параметрами «Измаила» уменьшение бортовой качки по крайней мере на треть, что должно было радикально повысить меткость его артиллерийского огня — условия, признававшегося МГШ краеугольным.
Зимой 1912/13 года, когда на плазе были уже разбиты корпуса «Измайлов», а в цехах полным ходом шла обработка их корпусных конструкций, в Морском министерстве с точными техническими параметрами системы успокоения качки все еще не определились. И.К.Григорович отдал распоряжение состоявшему при нем в качестве «генерала для особых поручений» А.Н.Крылову немедленно решить этот вопрос. Под руководством Крылова с 19 февраля по 2 апреля 1913 года была проведена всесторонняя оценка действия «системы Фрама» на зафрахтованном пароходе «Метеор» в Северной Атлантике. Собранный материал полностью подтвердил полезность оснащения «Измайлов» цистернами-успокоителями, а также позволил создать комплексную теорию их расчета.
Спроектированная для «Измайлов» в соответствии с разработками А.Н.Крылова система активного успокоения качки состояла из трех групп цистерн с соответствующей перепускной арматурой. Цистерны располагались между внутренним бортом и трюмной продольной переборкой, отделяющей выгородки кингстонов, на протяжении шпангоутов 52 — 60, 78 — 87 и 110—120, то есть у погребов 130-мм боезапаса в носу и вдоль погребов боезапаса второй и третьей 14" установок. Трубопроводы между цистернами правого и левого борта каждой группы проходили между настилкой второго и третьего дна.