СИСТЕМА УСПОКОЕНИЯ КАЧКИ

 

В России идея оснащения тяжелого артиллерийского корабля системой актив­ного успокоения качки была впервые выдвинута при разработке 12" дредноутов для Черного моря. Она заключалась в пе­ремещении воды по специальным трубопроводам с одного борта на другой в противофазе с бортовой качкой судна, чем достигалось ее существенное уменьшение. Конструкция, запатентованная техни­ческим директором компании «Блом унд Фосс» Г.Фрамом в 1910 году, основывалась на реализации фундаментальных те­оретических разработок А.Н.Крылова по теории качки (90-е гг. XIX в.), подкреплен­ных успешными экспериментами И.Г.Буб­нова. В архиве сохранилось три варианта

проекта оснащения «Императрицы Марии» подобным устройством (июль 1911 г.), предложенного «Блом унд Фосс». Однако в связи со срочностью начала построй­ки черноморских линкоров реализовать это предложение не удалось. Но идея запомнилась, и при переходе к строитель­ству следующей серии линейных судов, которая должна была стать первой рус­ской дивизией «флота открытого моря», и, в перспективе, вести бой с противни­ком на океанской волне, вопрос был под­нят вновь. По предварительным оценкам это устройство обещало для судна с пара­метрами «Измаила» уменьшение бортовой качки по крайней мере на треть, что должно было радикально повысить меткость его артиллерийского огня — условия, признававшегося МГШ краеугольным.

Зимой 1912/13 года, когда на плазе были уже разбиты корпуса «Измайлов», а в цехах полным ходом шла обработка их корпусных конструкций, в Морском ми­нистерстве с точными техническими пара­метрами системы успокоения качки все еще не определились. И.К.Григорович отдал распоряжение состоявшему при нем в качестве «генерала для особых по­ручений» А.Н.Крылову немедленно ре­шить этот вопрос. Под руководством Кры­лова с 19 февраля по 2 апреля 1913 года была проведена всесторонняя оценка действия «системы Фрама» на зафрахто­ванном пароходе «Метеор» в Северной Атлантике. Собранный материал полнос­тью подтвердил полезность оснащения «Измайлов» цистернами-успокоителями, а также позволил создать комплексную те­орию их расчета.

Спроектированная для «Измайлов» в соответствии с разработками А.Н.Крыло­ва система активного успокоения качки состояла из трех групп цистерн с соот­ветствующей перепускной арматурой. Цистерны располагались между внутрен­ним бортом и трюмной продольной пере­боркой, отделяющей выгородки кингсто­нов, на протяжении шпангоутов 52 — 60, 78 — 87 и 110—120, то есть у погребов 130-мм боезапаса в носу и вдоль погре­бов боезапаса второй и третьей 14" уста­новок. Трубопроводы между цистернами правого и левого борта каждой группы проходили между настилкой второго и третьего дна.