СТРОИТЕЛЬСТВО
Постройка «Измайлов» — яркий пример противоречия между амбициозным конструктивно-тактическим замыслом и возможностью его осуществления. Воплощение в металл передовой идеи быстроходного линкора требовало исключительных усилий от отечественной индустрии, на тот момент еще не совсем готовой для решения этой крайне непростой задачи. Осознавая это, Морское министерство шло на известный риск. Зато в случае успеха Российский флот получал первоклассную дивизию мощных и быстроходных кораблей, соответствующих лучшему мировому уровню и даже превосходящих его.
Первоначально контрактом предусматривались следующие сроки предъявления кораблей на испытания: «Измаил» и «Наварин» — 1 июля, «Кинбурн» и «Бородино» — 1 сентября 1916 года. Однако после внесения в конце 1913 года в окончательный проект изменений по результатам опытов с «судном № 4» плановые сроки готовности несколько сдвигались. 22 мая 1914 года графики постройки были скорректированы, и срок спуска головных «Измаила» и «Бородино» перенесли на октябрь. В конце декабря сроки вновь отодвинули — теперь спуск первой пары намечался на май, а второй — на сентябрь следующего года. Готовность к испытаниям всей серии, таким образом, намечалась на май и август 1917-го. Помимо этого, на ритмичность хода работ по сборке корпусов повлияла состоявшаяся весной 1914 года забастовка рабочих. Хотя темп работ в целом увеличивался (так, в 1914 году на постройке «Бородино» и «Наварина» было занято в среднем 2800 человек против 2140 в 1913-м), отставание от графика продолжалось.
В 1915 году на фоне фактического срыва поставок принципиальных составляющих—орудий, основных узлов орудийных установок и брони — постройка кораблей была отнесена ко второй очереди. В «Отчете по Морскому министерству за 1915 г.» прямо объяснялось, что все эти важнейшие компоненты «не могут быть изготовлены настолько быстро, чтобы можно было рассчитывать на участие их (то есть «Измайлов» — Авт.) в настоящей войне». Готовность теперь предполагалась (совершенно, впрочем, умозрительно) двух кораблей осенью 1918 и двух— весной 1919 года. Изготовление заказов для «Бородино», «Кинбурна» и «Наварина» для перегруженных срочными военными нарядами заводов относилось на счет их «свободной оставшейся производительности», то есть работы по трем кораблям серии фактически сворачивались. В начале 1916 года морской министр докладывал царю: «Работы по линейным крейсерам производились не в полном объеме и лишь по мере освобождения технических средств заводов от исполнения срочных заказов на нужды войны».
Что же касается «Измаила», то задел по нему оказался таков, что летом 1916-го постройка корабля была поставлена в первую очередь. К декабрю для него была изготовлена почти вся толстая бортовая броня (внутреннее горизонтальное и отражательное бронирование установили еще на стапеле), на ОСЗ имелось восемь поступивших из Англии 14" орудий, 2/3 турбин и котлов также были готовы. С трудом, но дело шло, однако после Февральской революции и полной смены руководства Морского министерства, в условиях дезорганизации управления и падения дисциплины поставок перспектива достройки «Измаила» приобретала почти нереальные очертания. В начале 1917 года в отношении кораблей в МГШ и ГУК стали набирать силу различные взгляды, касающиеся существенной переработки их проекта. При достройке башен для «Кинбурна», «Бородино» и «Наварина» планировалось отказаться от заряжания на переменном угле и перейти на постоянный угол заряжания в 4°. В двигательной установке предлагалось заменить прямоприводные турбины редуцированными механизмами с гидравлическим трансформатором Феттингера, зубчатой передачей Парсонса или даже турбоэлектрической установкой (Интересно, что применение понижающей передачи оговаривалось еще заданиями на проектирование 1911 года и серьезно рассматривалось в 1914 — 1915 годах, причем Балтийским заводом был даже разработан детальный проект ТЗА, сулящий немалые выгоды). Но затем вокруг кораблей серии неожиданно развернулась дискуссия относительно их превращения в гражданские суда! Один из проектов заключался в переделке в быстроходные (24 узла) океанские пароходы, пригодные для обслуживания пассажирских линий Атлантического и Тихого океанов. Согласно расчетам они должны были принимать до 3500 пассажиров и брать на борт до 5000 т груза. Еще один вариант состоял в переделке «Измайлов» в нефтеналивные суда вместимостью 22 тыс.т, с заменой турбин двумя поршневыми паровыми машинами тройного расширения мощностью по 5000 л.с...
Трудно сказать, чем в действительности были вызваны эти предложения в сумбурной обстановке того времени — реальным желанием найти выход к лучшему или простым стремлением получить деньги за договорную проектно-конструкторскую работу. Так или иначе, но из этих планов, к которым весьма критически отнесся ряд авторитетных ученых-кораблестроителей, ничего не вышло. Застывшие у заводских достроечных стенок «измаилы» погрузились в четырехлетнее оцепенение периода гражданской войны и разрухи.