СТРОИТЕЛЬСТВО

 

Постройка «Измайлов» — яркий пример противоречия между амбициозным конст­руктивно-тактическим замыслом и возмож­ностью его осуществления. Воплощение в металл передовой идеи быстроходного линкора требовало исключительных уси­лий от отечественной индустрии, на тот момент еще не совсем готовой для реше­ния этой крайне непростой задачи. Осознавая это, Морское министерство шло на известный риск. Зато в случае успеха Рос­сийский флот получал первоклассную ди­визию мощных и быстроходных кораблей, соответствующих лучшему мировому уров­ню и даже превосходящих его.

Первоначально контрактом предусмат­ривались следующие сроки предъявления кораблей на испытания: «Измаил» и «Наварин» — 1 июля, «Кинбурн» и «Бороди­но» — 1 сентября 1916 года. Однако пос­ле внесения в конце 1913 года в окончательный проект изменений по результатам опытов с «судном № 4» плановые сроки готовности несколько сдвигались. 22 мая 1914 года графики постройки были скор­ректированы, и срок спуска головных «Из­маила» и «Бородино» перенесли на ок­тябрь. В конце декабря сроки вновь ото­двинули — теперь спуск первой пары намечался на май, а второй — на сентябрь следующего года. Готовность к испыта­ниям всей серии, таким образом, наме­чалась на май и август 1917-го. Помимо этого, на ритмичность хода работ по сборке корпусов повлияла состоявшаяся вес­ной 1914 года забастовка рабочих. Хотя темп работ в целом увеличивался (так, в 1914 году на постройке «Бородино» и «Наварина» было занято в среднем 2800 человек против 2140 в 1913-м), отстава­ние от графика продолжалось.

В 1915 году на фоне фактического срыва поставок принципиальных состав­ляющих—орудий, основных узлов ору­дийных установок и брони — постройка кораблей была отнесена ко второй оче­реди. В «Отчете по Морскому министер­ству за 1915 г.» прямо объяснялось, что все эти важнейшие компоненты «не мо­гут быть изготовлены настолько быстро, чтобы можно было рассчитывать на учас­тие их (то есть «Измайлов» — Авт.) в на­стоящей войне». Готовность теперь пред­полагалась (совершенно, впрочем, умо­зрительно) двух кораблей осенью 1918 и двух— весной 1919 года. Изготовление за­казов для «Бородино», «Кинбурна» и «На­варина» для перегруженных срочными военными нарядами заводов относилось на счет их «свободной оставшейся про­изводительности», то есть работы по трем кораблям серии фактически сворачива­лись. В начале 1916 года морской министр докладывал царю: «Работы по линейным крейсерам производились не в полном объеме и лишь по мере освобождения технических средств заводов от исполне­ния срочных заказов на нужды войны».

Что же касается «Измаила», то задел по нему оказался таков, что летом 1916-го постройка корабля была поставлена в первую очередь. К декабрю для него была изготовлена почти вся толстая борто­вая броня (внутреннее горизонтальное и отражательное бронирование установи­ли еще на стапеле), на ОСЗ имелось во­семь поступивших из Англии 14" орудий, 2/3 турбин и котлов также были готовы. С трудом, но дело шло, однако после Фев­ральской революции и полной смены ру­ководства Морского министерства, в ус­ловиях дезорганизации управления и па­дения дисциплины поставок перспектива достройки «Измаила» приобретала почти нереальные очертания. В начале 1917 года в отношении кораблей в МГШ и ГУК стали набирать силу различные взгляды, касающиеся существенной переработки их проекта. При достройке башен для «Кинбурна», «Бородино» и «Наварина» планировалось отказаться от заряжания на переменном угле и перейти на посто­янный угол заряжания в 4°. В двигатель­ной установке предлагалось заменить прямоприводные турбины редуцирован­ными механизмами с гидравлическим трансформатором Феттингера, зубчатой передачей Парсонса или даже турбоэлектрической установкой (Интересно, что применение понижающей переда­чи оговаривалось еще заданиями на проектирова­ние 1911 года и серьезно рассматривалось в 1914 — 1915 годах, причем Балтийским заводом был даже разработан детальный проект ТЗА, сулящий нема­лые выгоды). Но затем вокруг кораблей серии неожиданно развернулась дискуссия относительно их превращения в гражданские суда! Один из проектов заключался в переделке в быстроходные (24 узла) океанские пароходы, пригодные для обслуживания пассажирских линий Атлантического и Тихого океанов. Соглас­но расчетам они должны были принимать до 3500 пассажиров и брать на борт до 5000 т груза. Еще один вариант состоял в переделке «Измайлов» в нефтеналивные суда вместимостью 22 тыс.т, с заменой турбин двумя поршневыми паровыми ма­шинами тройного расширения мощностью по 5000 л.с...

Трудно сказать, чем в действительно­сти были вызваны эти предложения в сум­бурной обстановке того времени — реальным желанием найти выход к лучшему или простым стремлением получить деньги за договорную проектно-конструкторскую работу. Так или иначе, но из этих планов, к которым весьма критически отнесся ряд авторитетных ученых-кораблестроителей, ничего не вышло. Застывшие у заводских достроечных стенок «измаилы» погрузи­лись в четырехлетнее оцепенение пери­ода гражданской войны и разрухи.