ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА
После окончания в 1920 году гражданской войны состояние флота, как и всей страны, было плачевным. Жизнь замерла не только на полуготовых «измаилах», но и почти на всех еще оставшихся кораблях Красного флота. Однако уже с февраля 1921-го, с разработкой первого варианта «Декрета о воссоздании морской силы РСФСР», руководство флота представило в РВС несколько предложений по восстановлению судового состава. При конкретизации планов достройки кораблей и выработке сметных и производственных заданий было решено провести параллельную модернизацию некоторых из них с учетом опыта войны 1914 — 1918 годов. В отношении находящегося в высокой степени готовности «Измаила» общее мнение склонялось к его вводу в строй по первоначальному проекту, а для одного из трех оставшихся его собратьев, фактически не вышедших из начальной стадии постройки, рассмотреть вопрос о кардинальной модернизации вооружения, системы броневой защиты и двигательной установки.
В начале декабря 1921 года известному специалисту по тактике Л.Г.Гончарову и корабельному инженеру П.Г.Гойнкису поручили провести вариантное перепроектирование итоговой конструкции «Измаила» с заменой 14" артиллерии на 16" и усилением бронирования при сохранении скорости полного хода в 26,5 узла.
В разработанных в декабре 1921 — январе 1922 года в четырех вариантах проекта модернизации уже учитывался переход на 16" калибр главной артиллерии, причем за основу были взяты двух и трехорудийные установки, проектировавшиеся еще весной 1914 года для линкоров предполагавшейся программы 1915 — 1919 годов. Работа Гончарова и Гойнкиса называлась «Проект модернизации линейного крейсера «Кинбурн», но по существу относилась в равной степени и к «Бородино» с «Наварином». В I, III и IV вариантах трехорудийные 14" башни заменялись 16" двухорудийными, во II — концевые 16" установки планировались уже трехорудийными, что увеличивало число тяжелых орудий до 10. В трех случаях перевооружения вес бортового залпа сохранялся практически таким же, как и раньше (8928 кг против 8976 кг), а в четвертом с десятью 16" орудиями (11 160 кг) возрастал почти на 25%. В I варианте, помимо замены 14" установок на 16", сохранялась существовавшая система бронирования, лишь толщина средней палубы в центральной части, ограниченной продольными переборками, увеличивалась с 60 (20 + 40) до 95 (20 + 40 + 35) мм. В III варианте, при такой же артиллерии, осуществлялось перебронирование корабля по системе «плот» — толщина главного пояса доводилась до 300-мм, а сверху он перекрывался 95-мм средней палубой, также набранной из плит трех толщин (20 + 40 + 35 мм). Борт выше средней палубы, скосы нижней палубы и продольная переборка за 300-мм поясом не бронировались. IV вариант отличался от III только тем, что над 300-мм поясом восстанавливалось существовавшее в исходном проекте 100-мм бронирование борта между средней и верхней палубами и сохранялось бронирование скосов нижней палубы и продольной противоосколочной переборки (соответственно 50 + 25 мм и 50 мм).
Во всех вариантах, кроме I, котельная установка состояла из 18 нефтяных котлов — 6 (по три в ряд) в двух отсеках переднего отделения и 12 (по четыре в ряд) в трех отсеках заднего отделения (в I варианте предусматривался 21 котел). Проектировщики не смогли отказаться от такого анахронизма, как торпедное вооружение, и при сохранении числа и расположения торпедных аппаратов даже повысили их калибр до 680 мм. Скорость полного хода оставалась прежней; расчетная дальность плавания для всех четырех вариантов составляла соответственно 1860, 1950, 2450 и 2450 миль; нормальное водоизмещение — 33 848, 34 056, 33 911 и 33 958 т.
Огромная расчетная стоимость достройки кораблей с модернизацией (по четырем вариантам соответственно 26,5, 29, 33 и 29,5 млн.руб., что с учетом роста цен по сравнению с довоенными примерно на 50% составляло от 40 до 50% их первоначальной стоимости) не позволяла морскому командованию поднять перед РВС вопрос о достройке хотя бы одного из трех кораблей. Даже выделение средств на находившийся в 80-процентной готовности «Измаил» в создавшейся ситуации представлялось практически нереальным: денег у Советской России не было и в ближайшем будущем не предвиделось. Напротив, необходимость валютных поступлений для восстановления разоренной войной страны на ближайшую перспективу оставалась сверхактуальной. В связи с этим Госплан в мае 1923 года постановил продать на слом за границу около десятка бывших тяжелых кораблей
Балтийского флота. 21 августа того же года недостроенные «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» приобрела немецкая судоразделочная фирма. 25 сентября «Кинбурн», а 5 и 16 октября «Наварин» и «Бородино» были приготовлены к буксировке в Германию. С них выгрузили все вспомогательные механизмы и оборудовали помещения для буксировочных команд на 14 человек. Проводка огромных корпусов по осенней штормовой Балтике оказалась непростой из-за большой высоты надводного борта — она достигала 18м. Для создания требуемой остойчивости в междудонные отсеки пришлось принять до 7500 т водяного балласта. Голландские буксиры привели «Бородино» и «Кинбурн» в Киль , а «Наварин» в Гамбург. Вскоре русские сверхдредноуты были разделаны на металл.