ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА

 

После окончания в 1920 году граждан­ской войны состояние флота, как и всей страны, было плачевным. Жизнь замер­ла не только на полуготовых «измаилах», но и почти на всех еще оставшихся ко­раблях Красного флота. Однако уже с февраля 1921-го, с разработкой перво­го варианта «Декрета о воссоздании морской силы РСФСР», руководство флота представило в РВС несколько предложений по восстановлению судо­вого состава. При конкретизации планов достройки кораблей и выработке смет­ных и производственных заданий было решено провести параллельную модер­низацию некоторых из них с учетом опы­та войны 1914 — 1918 годов. В отноше­нии находящегося в высокой степени готовности «Измаила» общее мнение склонялось к его вводу в строй по пер­воначальному проекту, а для одного из трех оставшихся его собратьев, фактически не вышедших из начальной ста­дии постройки, рассмотреть вопрос о кардинальной модернизации вооруже­ния, системы броневой защиты и дви­гательной установки.

В начале декабря 1921 года известно­му специалисту по тактике Л.Г.Гончарову и корабельному инженеру П.Г.Гойнкису поручили провести вариантное перепро­ектирование итоговой конструкции «Из­маила» с заменой 14" артиллерии на 16" и усилением бронирования при сохране­нии скорости полного хода в 26,5 узла.

В разработанных в декабре 1921 — ян­варе 1922 года в четырех вариантах про­екта модернизации уже учитывался пере­ход на 16" калибр главной артиллерии, причем за основу были взяты двух и трехорудийные установки, проектировавшие­ся еще весной 1914 года для линкоров предполагавшейся программы 1915 — 1919 годов. Работа Гончарова и Гойнкиса называлась «Проект модернизации линей­ного крейсера «Кинбурн», но по существу относилась в равной степени и к «Боро­дино» с «Наварином». В I, III и IV вариан­тах трехорудийные 14" башни заменялись 16" двухорудийными, во II — концевые 16" установки планировались уже трехорудийными, что увеличивало число тяжелых ору­дий до 10. В трех случаях перевооружения вес бортового залпа сохранялся прак­тически таким же, как и раньше (8928 кг против 8976 кг), а в четвертом с десятью 16" орудиями (11 160 кг) возрастал почти на 25%. В I варианте, помимо замены 14" установок на 16", сохранялась существо­вавшая система бронирования, лишь тол­щина средней палубы в центральной час­ти, ограниченной продольными перебор­ками, увеличивалась с 60 (20 + 40) до 95 (20 + 40 + 35) мм. В III варианте, при та­кой же артиллерии, осуществлялось перебронирование корабля по системе «плот» — толщина главного пояса доводи­лась до 300-мм, а сверху он перекрывал­ся 95-мм средней палубой, также набран­ной из плит трех толщин (20 + 40 + 35 мм). Борт выше средней палубы, скосы ниж­ней палубы и продольная переборка за 300-мм поясом не бронировались. IV ва­риант отличался от III только тем, что над 300-мм поясом восстанавливалось су­ществовавшее в исходном проекте 100-мм бронирование борта между средней и верхней палубами и сохранялось брони­рование скосов нижней палубы и продоль­ной противоосколочной переборки (соот­ветственно 50 + 25 мм и 50 мм).

Во всех вариантах, кроме I, котельная установка состояла из 18 нефтяных кот­лов — 6 (по три в ряд) в двух отсеках переднего отделения и 12 (по четыре в ряд) в трех отсеках заднего отделения (в I ва­рианте предусматривался 21 котел). Проектировщики не смогли отказаться от та­кого анахронизма, как торпедное воору­жение, и при сохранении числа и расположения торпедных аппаратов даже повысили их калибр до 680 мм. Скорость полного хода оставалась прежней; расчетная дальность плавания для всех че­тырех вариантов составляла соответ­ственно 1860, 1950, 2450 и 2450 миль; нормальное водоизмещение — 33 848, 34 056, 33 911 и 33 958 т.

Огромная расчетная стоимость до­стройки кораблей с модернизацией (по че­тырем вариантам соответственно 26,5, 29, 33 и 29,5 млн.руб., что с учетом роста цен по сравнению с довоенными примерно на 50% составляло от 40 до 50% их перво­начальной стоимости) не позволяла мор­скому командованию поднять перед РВС вопрос о достройке хотя бы одного из трех кораблей. Даже выделение средств на находившийся в 80-процентной готовно­сти «Измаил» в создавшейся ситуации представлялось практически нереальным: денег у Советской России не было и в ближайшем будущем не предвиделось. Напротив, необходимость валютных по­ступлений для восстановления разорен­ной войной страны на ближайшую перс­пективу оставалась сверхактуальной. В связи с этим Госплан в мае 1923 года постановил продать на слом за границу около десятка бывших тяжелых кораблей

Балтийского флота. 21 августа того же года недостроенные «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» приобрела немецкая судоразделочная фирма. 25 сентября «Кинбурн», а 5 и 16 октября «Наварин» и «Бородино» были приготовлены к букси­ровке в Германию. С них выгрузили все вспомогательные механизмы и оборудо­вали помещения для буксировочных ко­манд на 14 человек. Проводка огромных корпусов по осенней штормовой Балти­ке оказалась непростой из-за большой высоты надводного борта — она достига­ла 18м. Для создания требуемой остой­чивости в междудонные отсеки пришлось принять до 7500 т водяного балласта. Гол­ландские буксиры привели «Бородино» и «Кинбурн» в Киль , а «Наварин» в Гам­бург. Вскоре русские сверхдредноуты были разделаны на металл.