СУДЬБА ОРУДИЙ «ИЗМАИЛА»
Еще во время подготовки «Бородино», «Наварина» и «Кинбурна» к буксировке на слом за границу в правлении Машстроя был поднят вопрос о дальнейшей судьбе четырех недостроенных 14" установок для «Измаила». ЛМЗ представил в Артиллерийское управление РККА проект использования станков от этих башен для создания в короткий срок открытых береговых одноорудийных установок. 22 октября 1923 года Артиллерийская комиссия ГАУ признала это предложение перспективным и приняла решение создать одну четырехорудийную батарею с лобовым прикрытием установок легкой противоосколочной защитой в 50 — 75 мм. В феврале 1924-го ЛМЗ подготовил смету по этому проекту, но далее дело не пошло. В последующие годы появилось еще несколько вариантов использования артиллерии «Измаила»: в 1925-м по заданию Техупра ВМС был разработан и одобрен последний проект трехорудийной 14" установки для монитора, в 1926-м — проект аналогичной береговой установки. Однако дело не двигалось из-за отсутствия средств.
С конца 20-х годов взгляд руководства РККА на проблему обороны побережья СССР от тяжелых кораблей «империалистического окружения» круто изменился — теперь упор делался не на дорогую стационарную береговую артиллерию, а на тяжелые мобильные батареи. Исследования ЛМЗ подтвердили возможность размещения качающейся части 14"/52 орудия весом около 120 т на железнодорожном транспортере, и к весне 1931 года рабочий проект был готов. Установка получила обозначение ТМ-1-14 и предназначалась для борьбы с линкорами противника. Предполагалось, что огонь по неприятелю будет вестись с заблаговременно подготовленных бетонных оснований, где вся система устанавливалась на центральном штыре и имела круговой обстрел. Максимальный угол возвышения установки достигал 50°, дальность стрельбы при этом составляла 170 кбт. Наибольшая длина транспортера —35,8 м, полный вес в походном положении — 412 т. Всего на ЛМЗ изготовили шесть транспортеров ТМ-1-14. Их свели в две батареи: № 6 и № 11. Первую в ноябре — декабре 1933 года перебросили на Дальний Восток для усиления береговой обороны советского Приморья, вторая базировалась у форта Красная Горка на побережье Финского залива. 11-я батарея активно участвовала в обороне Ленинграда осенью — зимой 1941/42 года, причем настолько интенсивно, что в начале 1942 года пришлось заменять совершенно расстрелянные стволы 14" орудий. Установки ТМ-1-14 состояли на вооружении до 1952 года.
Помимо трех железнодорожных установок 11-й батареи по противнику вело огонь еще одно 14" орудие, первоначально предназначавшееся для вооружения «Измайлов». Это было орудие опытной установки Морского полигона, на которой в 20 — 30-е годы производились опыты по усовершенствованию артиллерийской техники. С началом войны ее вместе с одной 16"/50 и двумя 12"/52 установками полигона объединили в тяжелую артиллерийскую батарею, которая вела эффективный огонь по осадившему город врагу. Так замкнулся круг — пушкам «Измаила» все же удалось внести свой вклад в борьбу с противником, против которого они создавались с самого начала. И действовали они, хоть и на суше, но все же формально в составе морских частей.
В 1928 году под Севастополем была введена в строй береговая батарея № 35 из двух двухорудийных 12"/52 башен, сооружение которой началось еще в 1913 году. При ее достройке в качестве командно-дальномерного поста использовали боевую рубку «Наварина». Ее броневые конструкции изготавливались на Мариупольском заводе. Решение оказалось вполне рациональным: почти 380-тонный цилиндр из 400-мм крупповской брони был способен выдержать прямые попадания самых тяжелых снарядов.