СУДЬБА ОРУДИЙ «ИЗМАИЛА»

 

Еще во время подготовки «Бородино», «Наварина» и «Кинбурна» к буксировке на слом за границу в правлении Машстроя был поднят вопрос о дальнейшей судьбе четырех недостроенных 14" установок для «Измаила». ЛМЗ представил в Артиллерийское управление РККА проект исполь­зования станков от этих башен для созда­ния в короткий срок открытых береговых одноорудийных установок. 22 октября 1923 года Артиллерийская комиссия ГАУ при­знала это предложение перспективным и приняла решение создать одну четырехорудийную батарею с лобовым прикрыти­ем установок легкой противоосколочной защитой в 50 — 75 мм. В феврале 1924-го ЛМЗ подготовил смету по этому проекту, но далее дело не пошло. В последующие годы появилось еще несколько вариантов использования артиллерии «Измаила»: в 1925-м по заданию Техупра ВМС был разработан и одобрен последний проект трехорудийной 14" установки для монитора, в 1926-м — проект аналогичной береговой установки. Однако дело не двигалось из-за отсутствия средств.

С конца 20-х годов взгляд руководства РККА на проблему обороны побережья СССР от тяжелых кораблей «империалистического окружения» круто изменился — теперь упор делался не на дорогую стаци­онарную береговую артиллерию, а на тя­желые мобильные батареи. Исследования ЛМЗ подтвердили возможность размеще­ния качающейся части 14"/52 орудия ве­сом около 120 т на железнодорожном транспортере, и к весне 1931 года рабо­чий проект был готов. Установка получила обозначение ТМ-1-14 и предназначалась для борьбы с линкорами противника. Пред­полагалось, что огонь по неприятелю бу­дет вестись с заблаговременно подготов­ленных бетонных оснований, где вся сис­тема устанавливалась на центральном штыре и имела круговой обстрел. Макси­мальный угол возвышения установки дос­тигал 50°, дальность стрельбы при этом составляла 170 кбт. Наибольшая длина транспортера —35,8 м, полный вес в по­ходном положении — 412 т. Всего на ЛМЗ изготовили шесть транспортеров ТМ-1-14. Их свели в две батареи: № 6 и № 11. Пер­вую в ноябре — декабре 1933 года пере­бросили на Дальний Восток для усиления береговой обороны советского Приморья, вторая базировалась у форта Красная Гор­ка на побережье Финского залива. 11-я батарея активно участвовала в обороне Ленинграда осенью — зимой 1941/42 года, причем настолько интенсивно, что в нача­ле 1942 года пришлось заменять совер­шенно расстрелянные стволы 14" орудий. Установки ТМ-1-14 состояли на вооруже­нии до 1952 года.

Помимо трех железнодорожных уста­новок 11-й батареи по противнику вело огонь еще одно 14" орудие, первоначаль­но предназначавшееся для вооружения «Измайлов». Это было орудие опытной установки Морского полигона, на которой в 20 — 30-е годы производились опыты по усовершенствованию артиллерийской техники. С началом войны ее вместе с одной 16"/50 и двумя 12"/52 установками полигона объединили в тяжелую артилле­рийскую батарею, которая вела эффек­тивный огонь по осадившему город вра­гу. Так замкнулся круг — пушкам «Измаи­ла» все же удалось внести свой вклад в борьбу с противником, против которого они создавались с самого начала. И дейст­вовали они, хоть и на суше, но все же формально в составе морских частей.

В 1928 году под Севастополем была введена в строй береговая батарея № 35 из двух двухорудийных 12"/52 башен, сооружение которой началось еще в 1913 году. При ее достройке в качестве командно-дальномерного поста использовали боевую рубку «Наварина». Ее броневые конструкции изготавливались на Мариу­польском заводе. Решение оказалось вполне рациональным: почти 380-тонный цилиндр из 400-мм крупповской брони был способен выдержать прямые попада­ния самых тяжелых снарядов.