Разработка проекта
Первое упоминание об этих дредноутах можно отнести к февралю 1908 года, когда на объединенных парламентских слушаниях австрийской и венгерской делегаций двуединой монархии главнокомандующий флотом империи граф Рудольф Монтекукколи заявил, что будущие линкоры должны иметь водоизмещение не менее 18 — 19 тыс. т. К этому времени британский «Дредноут», родоначальник линейных кораблей новой формации, уже год находился в составе Королевского флота, а обширные отчеты о его успешных испытаниях полностью подтвердили перспективность идей однокалиберного линкора. В те годы в австрийском флоте набирало силу мнение, что будущие собственные линкоры должны создаваться по такому же типу. Парламент уже выделил под программу 1907 года фонды на строительство трех линейных кораблей, однако финансовые ограничения лимитировали их водоизмещение 14,5 тыс. т (в нормальном грузу), так что о едином тяжелом калибре не могло идти и речи. Результатом стал компромисс — в двух концевых башнях установили 305-мм орудия, а в четырех бортовых – еще восемь 240-мм. Линкоры типа «Радецкий», лишь немногим уступающие первым дредноутам по весу бортового залпа, тем не менее по концепции оказались морально устаревшими.
Непосредственным же толчком, вынудившим шефа австрийского флота требовать у парламентариев ассигнований на новые тяжелые эскадренные единицы, стало известие о начале постройки в соседней Италии своего дредноута. Этот «линкор А» (будущий «Данте Алигьери») предполагалось вооружить 12 305-мм орудиями, что однозначно оставляло строившиеся «радецкие» далеко позади. 5 октября 1908 года австро-венгерский Военно-морской департамент выдал проектные спецификации на новый линкор компании «Стабилименто Текнико Триестино» (СТТ) — основному частному подрядчику флота. СТТ, мощное и превосходно организованное предприятие, было вполне готово к выполнению такого заказа. Его проектный отдел под руководством ведущего специалиста по военному кораблестроению страны — Вячеслава Зигфрида Поппера объединял лучших австрийских инженеров-кораблестроителей. В декабре 1908 года был объявлен формальный конкурс на лучший проект, официальным смыслом которого стало выявление наиболее интересных альтернативных проектных решений. Курьезность ситуации состояла в том, что участниками конкурса были исключительно те же самые корабельные инженеры, в чьи официальные обязанности входило делать это по долгу службы.
5 марта 1909 года СТТ (то есть группа конструкторов Поппера) представила первую серию эскизных проектов корабля с двухкалиберным вооружением (Любопытно, что еще в начале 1907 года Поппер, тогда главный инженер флота, выдвигал для «Радецкого» проект с единым тяжелым калибром, но его увеличенное водоизмещение стало причиной отказа от возможного «дредноута 1907 г.»). Варианты I — IV проекта носили скорее формальный характер и сводились к утверждению, что в рамках «большого» и «малого» главного калибра невозможно создать линкор с адекватной наступательной мощью. Было ясно, что эти двухкалиберные линкоры будут в той или иной степени увеличенными «Радецким», но более слабыми по сравнению с современными им дредноутами и особенно — с перспективным итальянским «соседом», уже находившимся в постройке. Представленный на рассмотрение вариант VI являл уже линкор с 10 305-мм орудиями в пяти башнях по диаметральной плоскости — по две линейно-возвышенно в носу и корме и одной в середине корпуса между группами котлов и турбин. При длине 151,5 м и ширине 26,0 м корабль водоизмещением в 20 000 т (в нормальном грузу) имел осадку 8,6 м. Он оснащался четырьмя комплектами прямоприводных турбин, сообщающих ему скорость 20,5 узла. Вспомогательная артиллерия состояла из 14 150-ММ/50 и 11 66-мм/45 орудий, имелось также три подводных торпедных аппарата — два по бортам и один в корме. Броневая защита из 230-мм пояса в середине корпуса уменьшалась до 140 мм в оконечностях. Башни и барбеты прикрывались 250-мм броней, боевая рубка — 280-мм. Верхний пояс в 180 мм защищал вспомогательные орудия. В конструктивную защиту корпуса от подводных взрывов входила трюмная продольная переборка толщиной 54 мм. В целом это был неплохой вариант, но 12 тяжелых орудий итальянского «линкора А» не давали покоя руководителям австрийского флота.
27 апреля последовали очередные два варианта, на этот раз только однокалиберного линкора с 12 305-мм орудиями (теперь уже достойный ответ итальянцам!). В варианте V тяжелая артиллерия располагалась в шести двухорудийных башнях — по две линейно-возвышенно в оконечностях и еще две по бортам. Подварианты проекта отражали предложения в части вспомогательного калибра — восемь 150-мм или 18 100-мм пушек вдоль бортов в отдельных казематах под верхней палубой. Вариант VIII впервые для австрийского флота предлагал дредноут с трехорудийными установками — четыре башни линейно-возвышенно двумя группами в оконечностях. Этот проект по всем параметрам повторял вариант V, но имел на два 305-мм орудия больше и на две 150-мм пушки меньше, и еще один, четвертый, торпедный аппарат в форштевне.
Вариант VIII оказался наиболее перспективным, поскольку сочетал достаточный состав 305-мм артиллерии с ее расположением в трехорудийных башнях, что давало 15 — 20-процентный выигрыш в водоизмещении. Расчеты были проведены на основе проекта трехорудийной установки завода «Шкода», интенсивно занимавшегося проработкой подобной конструкции с 1908 года. Теперь уже ясно, что трехорудийная башня была в итоге избрана австрийским флотом не по собственной инициативе, а как ответ на приготовления по ту сторону Адриатики, после официального итальянского заявления об этом в январе 1909 года. Параллельное «конкурсным проектированием» Монтекукколи решил проконсультироваться с союзным германским флотом относительно его последних воззрений на конструкцию современного линкора. Весной того же года один из ближайших помощников австрийского командующего, фрегаттен-капитан Альфред фон Куделька, был командирован с секретной миссией в Берлин, где морской министр Тирпиц подробно информировал его по всем интересующим вопросам, а также познакомил с результатами германских опытов с новейшими взрывчатыми веществами. 1 мая Куделька представил отчет, детально описывающий все технические аспекты конструкции и техники линкора, какими они виделись германскому Адмиралштабу, — от живучести до тактики использования артиллерии и торпед. Неясно, впрочем, в какой степени эти отчеты оказали влияние на принятие Поппером тех или иных конструктивных решений. Если судить по мнению австрийских и чешских историков, то практически ни в какой, так как варианты, представленные в конце апреля 1909 года, мало отражали взгляды кайзеровских морских специалистов на конструкцию современного линкора. Куделька, показавший Тирпицу вариант VI аванпроекта во время одной из их встреч в Берлине, получил достаточно сдержанный отзыв германского морского министра. Вот отрывок из этого документа: «Размещение десяти тяжелых орудий, а также большого числа вспомогательных пушек вдоль бортов на корабле в 20 000 т заставило конструктора (то есть Поппера. — Авт.) ограничиться умеренным бронированием по ватерлинии. Морской министр рекомендует уменьшить число башен на одну, что позволит сэкономить не менее 900 т нагрузки. Возвышенные башни следовало бы разместить вдоль бортов. Уменьшение толщины верхнего броневого пояса с 200 до 150 мм дало бы дальнейшую экономию, за счет которой толщина главного пояса могла быть увеличена до 300 мм. Принимая во внимание тот факт, что даже 28-см снаряд пробивает 300-мм броню с 4000 метров (при нормальном ударе), адмирал Тирпиц полагает 230-мм пояс исключительно слабым, особенно имея в виду итальянские 305-мм орудия. Основываясь на результатах артиллерийских и торпедных опытов, проведенных кайзеровским флотом, могут быть добавлены также следующие предложения: скос броневой палубы, замыкающийся на кромку главного бортового пояса, следует принимать настолько отлогим, насколько это представляется возможным; бронированная трюмная противоторпедная переборка должна быть наклонена внутрь, а вторая продольная переборка — наружу. Отстояние противоторпедной переборки от наружного борта необходимо увеличить с 2,5 до 4 м».
Из сравнения распределения бронирования в эскизах с итоговым техническим проектом следует, что на предложения Тирпица все же было обращено внимание, хотя внутреннее расположение продольной противоторпедной переборки осталось неизмененным. Число же вспомогательных орудий увеличили с 10 до 12. В целях экономии веса пошли даже на сокращение относительной длины 305-мм и 150-мм орудий — с 50 до 45 калибров, а также отказались от тяжелых треногих мачт. Остается неясным, почему в итоговом проекте длина корпуса оказалась уменьшенной на 0,5 м.
ТТЭ предварительных проектов линкоров для ВМС Австро-Венгрии
|
Аванпроект VII |
Аванпроект VIII |
Дата представления |
5.3,1909 |
27.4.1909 |
Размерения, длина по ватерлинии х ширина х осадка, м |
151,5x26x8,6 |
151,5x26x8,5 |
Мощность машинной установки, л. с. |
25000 |
25000 |
Скорость, узл. |
20,5 |
20,5 |
Артиллерийское вооружение |
10 - 305 мм/50 14- 150 мм/50 11 - 66 мм/45 |
12 - 305 мм/50 10 - 150 мм/50 14 -66 мм/45 |
Число торпедных аппаратов |
3 |
4 |