Разработка проекта

 

Первое упоминание об этих дредноу­тах можно отнести к февралю 1908 года, когда на объединенных парламентских слушаниях австрийской и венгерской делегаций двуединой монархии главно­командующий флотом империи граф Рудольф Монтекукколи заявил, что будущие линкоры должны иметь водо­измещение не менее 18 — 19 тыс. т. К этому времени британский «Дредноут», родоначальник линейных кораблей но­вой формации, уже год находился в со­ставе Королевского флота, а обширные отчеты о его успешных испытаниях пол­ностью подтвердили перспективность идей однокалиберного линкора. В те годы в австрийском флоте набирало силу мнение, что будущие собственные линкоры должны создаваться по тако­му же типу. Парламент уже выделил под программу 1907 года фонды на строи­тельство трех линейных кораблей, однако финансовые ограничения лимити­ровали их водоизмещение 14,5 тыс. т (в нормальном грузу), так что о едином тяжелом калибре не могло идти и речи. Результатом стал компромисс — в двух концевых башнях установили 305-мм  орудия, а в четырех бортовых – еще восемь 240-мм. Линкоры типа «Радецкий», лишь немногим уступающие пер­вым дредноутам по весу бортового зал­па, тем не менее по концепции оказа­лись морально устаревшими.

Непосредственным же толчком, выну­дившим шефа австрийского флота тре­бовать у парламентариев ассигнований на новые тяжелые эскадренные едини­цы, стало известие о начале постройки в соседней Италии своего дредноута. Этот «линкор А» (будущий «Данте Алигьери») предполагалось вооружить 12 305-мм орудиями, что однозначно остав­ляло строившиеся «радецкие» далеко позади. 5 октября 1908 года австро-вен­герский Военно-морской департамент выдал проектные спецификации на но­вый линкор компании «Стабилименто Текнико Триестино» (СТТ) — основному частному подрядчику флота. СТТ, мощное и превосходно организованное предприятие, было вполне готово к вы­полнению такого заказа. Его проектный отдел под руководством ведущего спе­циалиста по военному кораблестроению страны — Вячеслава Зигфрида Поппера объединял лучших австрийских инжене­ров-кораблестроителей. В декабре 1908 года был объявлен формальный конкурс на лучший проект, официальным смыс­лом которого стало выявление наиболее интересных альтернативных проектных решений. Курьезность ситуации состо­яла в том, что участниками конкурса были исключительно те же самые кора­бельные инженеры, в чьи официальные обязанности входило делать это по долгу службы.

5 марта 1909 года СТТ (то есть груп­па конструкторов Поппера) представи­ла первую серию эскизных проектов ко­рабля с двухкалиберным вооружением (Любопытно, что еще в начале 1907 года Поппер, тогда главный инженер флота, выдвигал для «Радецкого» проект с единым тяжелым калибром, но его увеличенное водоизмещение стало причиной отказа от возможного «дредноута 1907 г.»). Варианты IIV проекта носили скорее формальный характер и сводились к ут­верждению, что в рамках «большого» и «малого» главного калибра невозможно создать линкор с адекватной наступа­тельной мощью. Было ясно, что эти двухкалиберные линкоры будут в той или иной степени увеличенными «Радецким», но более слабыми по сравнению с современными им дредноутами и осо­бенно — с перспективным итальянским «соседом», уже находившимся в по­стройке. Представленный на рассмотре­ние вариант VI являл уже линкор с 10 305-мм орудиями в пяти башнях по диа­метральной плоскости — по две линей­но-возвышенно в носу и корме и одной в середине корпуса между группами кот­лов и турбин. При длине 151,5 м и ши­рине 26,0 м корабль водоизмещением в 20 000 т (в нормальном грузу) имел осадку 8,6 м. Он оснащался четырьмя комплектами прямоприводных турбин, сообщающих ему скорость 20,5 узла. Вспомогательная артиллерия состояла из 14 150-ММ/50 и 11 66-мм/45 орудий, имелось также три подводных торпед­ных аппарата — два по бортам и один в корме. Броневая защита из 230-мм по­яса в середине корпуса уменьшалась до 140 мм в оконечностях. Башни и бар­беты прикрывались 250-мм броней, бо­евая рубка — 280-мм. Верхний пояс в 180 мм защищал вспомогательные ору­дия. В конструктивную защиту корпуса от подводных взрывов входила трюмная продольная переборка толщиной 54 мм. В целом это был неплохой вариант, но 12 тяжелых орудий итальянского «лин­кора А» не давали покоя руководителям австрийского флота.

27 апреля последовали очередные два варианта, на этот раз только одно­калиберного линкора с 12 305-мм ору­диями (теперь уже достойный ответ итальянцам!). В варианте V тяжелая ар­тиллерия располагалась в шести двухорудийных башнях — по две линейно-возвышенно в оконечностях и еще две по бортам. Подварианты проекта отра­жали предложения в части вспомога­тельного калибра — восемь 150-мм или 18 100-мм пушек вдоль бортов в от­дельных казематах под верхней палу­бой. Вариант VIII впервые для австрий­ского флота предлагал дредноут с трехорудийными установками — четыре башни линейно-возвышенно двумя группами в оконечностях. Этот проект по всем параметрам повторял вариант V, но имел на два 305-мм орудия боль­ше и на две 150-мм пушки меньше, и еще один, четвертый, торпедный аппа­рат в форштевне.

Вариант VIII оказался наиболее пер­спективным, поскольку сочетал доста­точный состав 305-мм артиллерии с ее расположением в трехорудийных баш­нях, что давало 15 — 20-процентный вы­игрыш в водоизмещении. Расчеты были проведены на основе проекта трехорудийной установки завода «Шкода», ин­тенсивно занимавшегося проработкой подобной конструкции с 1908 года. Те­перь уже ясно, что трехорудийная баш­ня была в итоге избрана австрийским флотом не по собственной инициативе, а как ответ на приготовления по ту сто­рону Адриатики, после официального итальянского заявления об этом в ян­варе 1909 года. Параллельное «конкурс­ным проектированием» Монтекукколи решил проконсультироваться с союз­ным германским флотом относительно его последних воззрений на конструк­цию современного линкора. Весной того же года один из ближайших помощ­ников австрийского командующего, фрегаттен-капитан Альфред фон Ку­делька, был командирован с секретной миссией в Берлин, где морской министр Тирпиц подробно информировал его по всем интересующим вопросам, а также познакомил с результатами германских опытов с новейшими взрывчатыми ве­ществами. 1 мая Куделька представил отчет, детально описывающий все тех­нические аспекты конструкции и техни­ки линкора, какими они виделись гер­манскому Адмиралштабу, — от живуче­сти до тактики использования артиллерии и торпед. Неясно, впрочем, в какой степени эти отчеты оказали вли­яние на принятие Поппером тех или иных конструктивных решений. Если судить по мнению австрийских и чешс­ких историков, то практически ни в ка­кой, так как варианты, представленные в конце апреля 1909 года, мало отра­жали взгляды кайзеровских морских специалистов на конструкцию совре­менного линкора. Куделька, показавший Тирпицу вариант VI аванпроекта во вре­мя одной из их встреч в Берлине, полу­чил достаточно сдержанный отзыв гер­манского морского министра. Вот отры­вок из этого документа: «Размещение десяти тяжелых орудий, а также боль­шого числа вспомогательных пушек вдоль бортов на корабле в 20 000 т за­ставило конструктора (то есть Поппера. — Авт.) ограничиться умеренным бронированием по ватерлинии. Морской министр рекомендует уменьшить число башен на одну, что позволит сэ­кономить не менее 900 т нагрузки. Воз­вышенные башни следовало бы разме­стить вдоль бортов. Уменьшение толщи­ны верхнего броневого пояса с 200 до 150 мм дало бы дальнейшую экономию, за счет которой толщина главного пояса могла быть увеличена до 300 мм. При­нимая во внимание тот факт, что даже 28-см снаряд пробивает 300-мм броню с 4000 метров (при нормальном ударе), адмирал Тирпиц полагает 230-мм пояс исключительно слабым, особенно имея в виду итальянские 305-мм орудия. Ос­новываясь на результатах артиллерийс­ких и торпедных опытов, проведенных кайзеровским флотом, могут быть до­бавлены также следующие предложе­ния: скос броневой палубы, замыкаю­щийся на кромку главного бортового пояса, следует принимать настолько отлогим, насколько это представляет­ся возможным; бронированная трюм­ная противоторпедная переборка должна быть наклонена внутрь, а вторая продольная переборка — наружу. От­стояние противоторпедной переборки от наружного борта необходимо увели­чить с 2,5 до 4 м».

Из сравнения распределения бро­нирования в эскизах с итоговым тех­ническим проектом следует, что на предложения Тирпица все же было об­ращено внимание, хотя внутреннее расположение продольной противо­торпедной переборки осталось неиз­мененным. Число же вспомогательных орудий увеличили с 10 до 12. В целях экономии веса пошли даже на сокра­щение относительной длины 305-мм и 150-мм орудий — с 50 до 45 калибров, а также отказались от тяжелых трено­гих мачт. Остается неясным, почему в итоговом проекте длина корпуса ока­залась уменьшенной на 0,5 м.

 

ТТЭ предварительных проектов линкоров для ВМС Австро-Венгрии

 

Аванпроект VII

Аванпроект VIII

Дата представления

5.3,1909

27.4.1909

Размерения, длина по ватерлинии х ширина х осадка, м

151,5x26x8,6

151,5x26x8,5

Мощность машинной установки, л. с.

25000

25000

Скорость, узл.

20,5

20,5

Артиллерийское вооружение

10 - 305 мм/50

14- 150 мм/50

11 - 66 мм/45

12 - 305 мм/50

10 - 150 мм/50

14 -66 мм/45

Число торпедных аппаратов

3

4