Вооружение
Основу наступательной мощи «Вирибуса Унитиса» составляли 12 305-мм орудий в 45 калибров длиной (от казенного до дульного среза), спроектированные и изготовленные заводом «Шкода» в Пльзене. 305-мм/45 артиллерийская система образца 1910 года австрийского флота была весьма примечательна во многих ее составляющих и являлась одной из самых мощных в своем классе в эпоху господства дредноутов. Конструктивно она выполнялась по системе германской компании «Крупп» — на внутреннюю трубу до нарезки насаживались с натяжением три слоя скрепляющих цилиндров, поверх которых надевался кожух. Орудие оснащалось горизонтально-клиновым затвором и имело полный вес 54,25 т. Огонь велся 450-кг снарядами с начальной скоростью 800 м/с, расчетная бронепробиваемость крупповской цементированной брони составляла 1065 мм у дула, или 470 мм на дистанции в 35 кбт. Заряде 1/0 кг трубчатого цилиндрического пороха марки М97 помещался, как и у тяжелых артсистем германского флота, в латунной гильзе (вес собственно тары 21 кг), дно которой непосредственно соприкасалось с клином затвора. Только эта система давала возможность надежно обеспечить обтюрацию при производстве выстрела, во время которого в каморе развивалось давление до 2800 атм.
Применение 305-мм/45 орудия, впервые появившегося на предшествующих «вирибусам» линкорах-додредноутах типа «Радецкий» постройки 1907— 1911 годов, стало настоящим прорывом в развитии австрийской морской артиллерии, поскольку наиболее тяжелым из его предшественников было 24-см 40-калиберное орудие образца 1901 года, использовавшееся на трех кораблях типа «Эрцгерцог» (1902—1907 гг.). Вдвое меньшее по весу, чем 305-мм модель, и имевшее ровно вдвое более легкий снаряд, оно втрое уступало последнему по дульной энергии и не может рассматриваться, таким образом, как его прямой предшественник. Поэтому не вызывает сомнений использование чешскими инженерами завода «Шкода» при проектировании и отработке собственной артиллерийской системы опыта союзного германского флота и компании «Крупп». Примечательно, что первоначальные предположения австрийского флота в отношении 305-мм орудия для новых дредноутов основывались на использовании 50-калиберной модели (в двухорудийной башне), и итоговое решение в пользу ствола в 45 калибров последовало уже после обращения к трехорудийной установке, как одна из мер постоянно довлевшего над проектировщиками условия всемерной экономии веса.
Тяжелая артиллерия австрийских дредноутов устанавливалась в четырех трехорудийных установках, расположение которых было заимствовано у американского «Мичигана» — двумя группами линейно-возвышенно в оконечностях корпуса. Причина такого решения очевидна — данная схема позволяла спроектировать линкор наиболее компактным. Конструкция установок допускала раздельное вертикальное наведение каждого 305-мм орудия, диапазон углов возвышения простирался от— 4° до +20°, скорость вертикального наведения составляла 2,6° в секунду. Заряжание осуществлялось на постоянном угле в +2,5°. На каждое орудие приходилось по 76 выстрелов. Все приводы установки были электрическими. Расчетная скорость стрельбы — 2 выстр./мин — была достигнута после прохождения экипажем полного курса боевой подготовки как результат усиленной тренировки башенных расчетов. Последний состоял из 91 человека—офицера (командира башни), 38 артиллеристов(наводчики, установщики прицела, гальванеры, сигнальщики и пр.), 50 человек прислуги в погребах, а также башенного электрика и артиллерийского содержателя.
Как и линкоры-дредноуты союзного германского флота, «вирибусы» получили смешанный вспомогательный калибр: 12 150-ММ/50 орудий (по шесть на каждом борту в отдельных казематах) предназначались для ведения огня в эскадренном бою; еще 18 66-мм/50 пушек служили непосредственно в качестве противоминных. Эти последние (скорее, чисто теоретически) считались переносными, а число их на всех четырех дредноутах в ходе службы постоянно сокращалось.
150-мм орудия на палубных станках располагались в середине корпуса. Полный вес всей установки со стволом составлял 6085 кг, вертикальное наведение производилось в диапазоне углов от —6° до +15°, величина секторов горизонтального наведения простиралась для разных орудий в пределах 114° — 120°. Вес снаряда — 45,5 кг, заряда — 30,5 кг (из них 13,6 кг на латунную гильзу). Начальная скорость снаряда равнялась 880 м/с, дальность стрельбы при наибольшем угле возвышения достигала 82 кбт. Боезапас каждого орудия — 180 выстрелов.
Противоминные 66-мм (7-см) орудия на палубных станках располагались на верхней палубе линкора открыто, без защиты, как это было сделано в 1906 году в британском флоте при постройке «Дредноута». Как и коллеги-англичане, австрийские проектировщики выбрали далеко не самое лучшее из возможных решений. 66-мм пушки на верхней палубе не только оказались в зонах сокрушительного воздействия дульных газов 305-мм орудий, но и были заведомо обречены на полный выход из строя после первого же разрыва тяжелого снаряда поблизости. Иными словами, их ценность как оружия отражения атак неприятельских миноносцев после эскадренного боя главных сил сводилась практически к нулю (не говоря уже о полном несоответствии мощности 66-мм калибра задаче борьбы с современными миноносцами). Как следствие, число этих пушек в ходе войны на каждом из «вирибусов» было уменьшено до 10 — 12 единиц. 66-мм орудие имело полный вес со станком 2300 кг и могло вести огонь в диапазоне углов вертикального наведения в пределах — 6,5°+20°. Орудие комплектовалось патронным боеприпасом весом 8,5 кг (из них 1,6 кг пороховой заряд) и развивало скорострельность до 20 выстр./мин. Боезапас — 400 выстрелов.
Первоначальным проектом предусматривались также 12 66-мм/50 практических пушек на крышах башен главного калибра. Их приводы вертикального наведения могли соединяться с соответствующими механизмами тяжелых орудий в башнях, позволяя, таким образом, синхронно наводить оба калибра по высоте. По замыслу это должно было обеспечить тренировку наводчиков, одновременно уменьшив и расход весьма дорогих 305-мм снарядов, и износ тяжелых орудий в целом. Однако только головной «Вирибус Унитис» реально имел полный комплект 66-мм практических орудий при вступлении в строй; остальные же корабли серии передавались флоту уже без этих пушек.
Помимо перечисленных артиллерийских систем на крышах 305-мм башен, начиная с 1915 — 1916 годов, устанавливались также несколько 66-мм зенитных орудий (вес снаряда 1,5 кг, потолок орудия при угле возвышения 90° 5000 м, скорострельность 20 выстр./мин). Расположение их на кораблях дивизии не было единым: на «Вирибусе Унитисе» и «Тегетгофе» — по два орудия на крышах возвышенных башен, на «Принце Ойгене» и «Сент Иштване» — по одному на 2-й и по два на 3-й башнях. Зенитные пушки размещали на основаниях, ранее предназначавшихся для установки практических орудий. В состав прочего вооружения входили два 66-мм/18 десантных орудия, две 47-мм/44 салютные пушки, два 8-мм пулемета «Шварцлозе», а также 392 8-мм винтовки М95 и 133 8-мм пистолета М07 для десантных партий.
Австрийские дредноуты, как и большинство их зарубежных собратьев того времени, несли и внушительное торпедное вооружение — по четыре подводных торпедных аппарата калибра 533 мм. По одной торпедной трубе устанавливалось в фор- и ахтерштевне вдоль корпуса, еще два аппарата располагались побортно в большом отсеке сразу за погребами второй 305-мм башни, причем их оси были развернуты на 63° от диаметральной плоскости. На каждый корабль полагалось 14 торпед (12 боевых и две учебные) длиной по 3,36 м. Интересно, что новые для флота двуединой монархии 533-мм торпедные аппараты оснащались на «вирибусах» специальными устройствами, позволяющими использовать и более старые 450-мм торпеды (полный вес 662 кг, заряд 110 кг). Общий вес торпедного вооружения(включая компрессоры, трубы, различное оборудование и т.п.) — 56,13 т.
Наконец, в состав вооружения были включены 20 якорных мин заграждения, предназначавшихся для защиты корабля на промежуточных маневренных рейдах и якорных стоянках — на то время явный анахронизм. Их общий вес составлял 2360 кг, а полный вес минного вооружения корабля с принадлежностями для хранения и установки достигал 5,5 т.
Контроль огня главного калибра осуществлялся на основе измерений двух горизонтально-базисных совмещающих 12-футовых дальномеров «Барр и Струд» (база 3658 мм), установленных в броневых 30-мм кожухах на крышах обеих боевых рубок. Кроме того, каждая 305-мм башня имела свой собственный 9-футовый (2,7 м) дальномер, установленный в кожухе из 30-мм противоосколочной брони. Плутонги 150-мм орудий также оснащались 2,7-м дальномерами «Барр и Струд» в броневых рубках. Примечательно, что на «Сент Иштване» этот бронированный пост был развернут на 90° и поставлен торцом к борту, что теоретически уменьшало его поражаемую поверхность в линейном бою. Контроль огня осуществлялся так же, как и на всех линкорах крупных флотов мира, — корректировочный расчет на фор-марсе отмечал знаки падений снарядов и передавал сведения по телефону в центральный пост для внесения в расчетные данные стрельбы необходимых поправок, откуда затем уточненные значения прицела и целика передавались по телефону в башни и казематы. Любопытно, что данные для ведения огня 66-мм противоминных орудий первоначально предполагалось передавать расчетам посредством громкоговорящей связи, и лишь позднее наводчики палубных установок получили традиционные головные телефоны.
Остается добавить, что к вооружению корабля относилась также система ночного боевого освещения, состоящая из 11 прожекторов с диаметром зеркала 110 см. Располагались они на мостиках вокруг обеих мачт, на прожекторных мостиках между труб и за второй трубой, и на боковых площадках шлюпочных кранов (прожекторы на «Сент Иштване», из-за другой конструкции мостиков, размещались несколько иначе). Прожекторы предназначались для действий в условиях ночного боя и были оборудованы системой дистанционного управления (одна вертикальная и три горизонтальные скорости наведения), так что приводить в действие их можно было, не выходя из боевой рубки. На период дневного боя главных сил они опускались под броневую палубу, для чего в ней имелись специальные люки с бронекрышками.