Вооружение

 

Основу наступательной мощи «Вирибуса Унитиса» составляли 12 305-мм орудий в 45 калибров длиной (от казен­ного до дульного среза), спроектиро­ванные и изготовленные заводом «Шко­да» в Пльзене. 305-мм/45 артиллерий­ская система образца 1910 года австрийского флота была весьма примеча­тельна во многих ее составляющих и являлась одной из самых мощных в своем классе в эпоху господства дред­ноутов. Конструктивно она выполня­лась по системе германской компании «Крупп» — на внутреннюю трубу до на­резки насаживались с натяжением три слоя скрепляющих цилиндров, поверх которых надевался кожух. Орудие осна­щалось горизонтально-клиновым затво­ром и имело полный вес 54,25 т. Огонь велся 450-кг снарядами с начальной скоростью 800 м/с, расчетная бронепробиваемость крупповской цементиро­ванной брони составляла 1065 мм у дула, или 470 мм на дистанции в 35 кбт. Заряде 1/0 кг трубчатого цилиндричес­кого пороха марки М97 помещался, как и у тяжелых артсистем германского флота, в латунной гильзе (вес собствен­но тары 21 кг), дно которой непосред­ственно соприкасалось с клином затво­ра. Только эта система давала возмож­ность надежно обеспечить обтюрацию при производстве выстрела, во время которого в каморе развивалось давле­ние до 2800 атм.

Применение 305-мм/45 орудия, впервые появившегося на предшеству­ющих «вирибусам» линкорах-додредноутах типа «Радецкий» постройки 1907— 1911 годов, стало настоящим прорывом в развитии австрийской мор­ской артиллерии, поскольку наиболее тяжелым из его предшественников было 24-см 40-калиберное орудие об­разца 1901 года, использовавшееся на трех кораблях типа «Эрцгерцог» (1902—1907 гг.). Вдвое меньшее по весу, чем 305-мм модель, и имевшее ровно вдвое более легкий снаряд, оно втрое уступало последнему по дульной энергии и не может рассматриваться, таким образом, как его прямой пред­шественник. Поэтому не вызывает со­мнений использование чешскими инже­нерами завода «Шкода» при проекти­ровании и отработке собственной артиллерийской системы опыта союз­ного германского флота и компании «Крупп». Примечательно, что первона­чальные предположения австрийского флота в отношении 305-мм орудия для новых дредноутов основывались на использовании 50-калиберной модели (в двухорудийной башне), и итоговое решение в пользу ствола в 45 калиб­ров последовало уже после обращения к трехорудийной установке, как одна из мер постоянно довлевшего над проек­тировщиками условия всемерной эко­номии веса.

Тяжелая артиллерия австрийских дредноутов устанавливалась в четырех трехорудийных установках, расположение которых было заимствовано у аме­риканского «Мичигана» — двумя груп­пами линейно-возвышенно в оконечно­стях корпуса. Причина такого решения очевидна — данная схема позволяла спроектировать линкор наиболее ком­пактным. Конструкция установок допус­кала раздельное вертикальное наведе­ние каждого 305-мм орудия, диапазон углов возвышения простирался от— 4° до +20°, скорость вертикального наве­дения составляла 2,6° в секунду. За­ряжание осуществлялось на постоян­ном угле в +2,5°. На каждое орудие приходилось по 76 выстрелов. Все приводы установки были электричес­кими. Расчетная скорость стрельбы — 2 выстр./мин — была достигнута после прохождения экипажем полного курса боевой подготовки как результат уси­ленной тренировки башенных расче­тов. Последний состоял из 91 челове­ка—офицера (командира башни), 38 артиллеристов(наводчики, установщи­ки прицела, гальванеры, сигнальщики и пр.), 50 человек прислуги в погребах, а также башенного электрика и артил­лерийского содержателя.

Как и линкоры-дредноуты союзного германского флота, «вирибусы» получи­ли смешанный вспомогательный калибр: 12 150-ММ/50 орудий (по шесть на каж­дом борту в отдельных казематах) пред­назначались для ведения огня в эскадренном бою; еще 18 66-мм/50 пушек служили непосредственно в качестве противоминных. Эти последние (скорее, чисто теоретически) считались перенос­ными, а число их на всех четырех дред­ноутах в ходе службы постоянно сокра­щалось.

150-мм орудия на палубных станках располагались в середине корпуса. Пол­ный вес всей установки со стволом со­ставлял 6085 кг, вертикальное наведе­ние производилось в диапазоне углов от —6° до +15°, величина секторов го­ризонтального наведения простира­лась для разных орудий в пределах 114° — 120°. Вес снаряда — 45,5 кг, за­ряда — 30,5 кг (из них 13,6 кг на латун­ную гильзу). Начальная скорость сна­ряда равнялась 880 м/с, дальность стрельбы при наибольшем угле возвы­шения достигала 82 кбт. Боезапас каж­дого орудия — 180 выстрелов.

Противоминные 66-мм (7-см) орудия на палубных станках располагались на верхней палубе линкора открыто, без защиты, как это было сделано в 1906 году в британском флоте при постройке «Дредноута». Как и коллеги-англичане, австрийские проектировщики выбрали далеко не самое лучшее из возможных решений. 66-мм пушки на верхней па­лубе не только оказались в зонах сокру­шительного воздействия дульных газов 305-мм орудий, но и были заведомо об­речены на полный выход из строя после первого же разрыва тяжелого снаряда поблизости. Иными словами, их цен­ность как оружия отражения атак непри­ятельских миноносцев после эскадрен­ного боя главных сил сводилась прак­тически к нулю (не говоря уже о полном несоответствии мощности 66-мм калиб­ра задаче борьбы с современными мино­носцами). Как следствие, число этих пу­шек в ходе войны на каждом из «вирибусов» было уменьшено до 10 — 12 единиц. 66-мм орудие имело полный вес со стан­ком 2300 кг и могло вести огонь в диапа­зоне углов вертикального наведения в пределах — 6,5°+20°. Орудие комплекто­валось патронным боеприпасом весом 8,5 кг (из них 1,6 кг пороховой заряд) и раз­вивало скорострельность до 20 выстр./мин. Боезапас — 400 выстрелов.

Первоначальным проектом предусматри­вались также 12 66-мм/50 практических пушек на крышах башен главного калиб­ра. Их приводы вертикального наведе­ния могли соединяться с соответствую­щими механизмами тяжелых орудий в башнях, позволяя, таким образом, син­хронно наводить оба калибра по высо­те. По замыслу это должно было обес­печить тренировку наводчиков, одновременно уменьшив и расход весьма дорогих 305-мм снарядов, и износ тя­желых орудий в целом. Однако только головной «Вирибус Унитис» реально имел полный комплект 66-мм практичес­ких орудий при вступлении в строй; остальные же корабли серии передавались флоту уже без этих пушек.

Помимо перечисленных артиллерийс­ких систем на крышах 305-мм башен, на­чиная с 1915 — 1916 годов, устанавлива­лись также несколько 66-мм зенитных орудий (вес снаряда 1,5 кг, потолок ору­дия при угле возвышения 90° 5000 м, ско­рострельность 20 выстр./мин). Располо­жение их на кораблях дивизии не было единым: на «Вирибусе Унитисе» и «Тегетгофе» — по два орудия на крышах воз­вышенных башен, на «Принце Ойгене» и «Сент Иштване» — по одному на 2-й и по два на 3-й башнях. Зенитные пушки раз­мещали на основаниях, ранее предназ­начавшихся для установки практических орудий. В состав прочего вооружения входили два 66-мм/18 десантных орудия, две 47-мм/44 салютные пушки, два 8-мм пулемета «Шварцлозе», а также 392 8-мм винтовки М95 и 133 8-мм пистоле­та М07 для десантных партий.

Австрийские дредноуты, как и боль­шинство их зарубежных собратьев того времени, несли и внушительное торпед­ное вооружение — по четыре подводных торпедных аппарата калибра 533 мм. По одной торпедной трубе устанавливалось в фор- и ахтерштевне вдоль корпуса, еще два аппарата располагались побортно в большом отсеке сразу за погреба­ми второй 305-мм башни, причем их оси были развернуты на 63° от диаметраль­ной плоскости. На каждый корабль по­лагалось 14 торпед (12 боевых и две учебные) длиной по 3,36 м. Интересно, что новые для флота двуединой монар­хии 533-мм торпедные аппараты осна­щались на «вирибусах» специальными устройствами, позволяющими использо­вать и более старые 450-мм торпеды (полный вес 662 кг, заряд 110 кг). Об­щий вес торпедного вооружения(вклю­чая компрессоры, трубы, различное обо­рудование и т.п.) — 56,13 т.

Наконец, в состав вооружения были включены 20 якорных мин заграждения, предназначавшихся для защиты кораб­ля на промежуточных маневренных рей­дах и якорных стоянках — на то время явный анахронизм. Их общий вес состав­лял 2360 кг, а полный вес минного во­оружения корабля с принадлежностями для хранения и установки достигал 5,5 т.

Контроль огня главного калибра осу­ществлялся на основе измерений двух горизонтально-базисных совмещающих 12-футовых дальномеров «Барр и Струд» (база 3658 мм), установленных в броне­вых 30-мм кожухах на крышах обеих бо­евых рубок. Кроме того, каждая 305-мм башня имела свой собственный 9-футо­вый (2,7 м) дальномер, установленный в кожухе из 30-мм противоосколочной бро­ни. Плутонги 150-мм орудий также осна­щались 2,7-м дальномерами «Барр и Струд» в броневых рубках. Примечатель­но, что на «Сент Иштване» этот брони­рованный пост был развернут на 90° и поставлен торцом к борту, что теорети­чески уменьшало его поражаемую поверх­ность в линейном бою. Контроль огня осуществлялся так же, как и на всех лин­корах крупных флотов мира, — корректировочный расчет на фор-марсе отмечал знаки падений снарядов и передавал све­дения по телефону в центральный пост для внесения в расчетные данные стрельбы необходимых поправок, отку­да затем уточненные значения прицела и целика передавались по телефону в башни и казематы. Любопытно, что дан­ные для ведения огня 66-мм противомин­ных орудий первоначально предполага­лось передавать расчетам посредством громкоговорящей связи, и лишь позднее наводчики палубных установок получили традиционные головные телефоны.

Остается добавить, что к вооружению корабля относилась также система ноч­ного боевого освещения, состоящая из 11 прожекторов с диаметром зеркала 110 см. Располагались они на мостиках вокруг обеих мачт, на прожекторных мостиках между труб и за второй тру­бой, и на боковых площадках шлюпоч­ных кранов (прожекторы на «Сент Иштване», из-за другой конструкции мости­ков, размещались несколько иначе). Прожекторы предназначались для дей­ствий в условиях ночного боя и были оборудованы системой дистанционного управления (одна вертикальная и три горизонтальные скорости наведения), так что приводить в действие их можно было, не выходя из боевой рубки. На период дневного боя главных сил они опускались под броневую палубу, для чего в ней имелись специальные люки с бронекрышками.