Устройства и системы

 

В состав электрических вспомога­тельных устройств корабля входили че­тыре турбогенератора мощностью по 300 кВт с напряжением 120 В, имелся также один дизель-генератор в 75 кВт. Каждый корабль оснащался 500-ваттной радиостанцией «Телефункен» дальнего действия и двумя телеграфами Морзе, для действия которых предусматрива­лись большая и малая антенны, а также аппаратом ночной связи системы Селльнера усовершенствованной модели. В состав навигационных средств входили три гирокомпаса Аншютца. Корабль имел мощную водоотливную систему об­щей производительностью 6000 т/ч.

Рулевое устройство состояло из двух параллельных полубалансирных рулей (площадь пера 17,5 м2), установленных в плоскости внутренних валов. Наиболь­ший угол отклонения рулей от диамет­ральной плоскости составлял по 35° на каждый борт. Оси винтов двухвального «Сент Иштвана» не совпадали с плос­костью его рулей, поэтому поворотли­вость корабля изначально оценивалась как худшая по сравнению с тремя его собратьями. В шлюпочное вооружение входили один адмиральский моторный катер (вес 13 т, двигатель 103 л.с., ход 11,5 уз.), один моторный командир­ский катер (8,5 т, 60 л.с., 9,5 уз.), один рассыльный моторный катер (5 т, 40 л.с., 9,5 уз.), один гребной баркас с мотором (12,8 т, 26 л.с., 6,7 уз.), такой же баркас без мотора, большой гребной спасатель­ный катер, четыре малых гребных кате­ра, две гички, две складные шлюпки, четыре средних и четыре малых яла для работ у борта. Моторные катера и моторно-гребной баркас размеща­лись на рострах между второй тру­бой и грот-мачтой, второй гребной баркас — справа от второй трубы. Все эти тяжелые шлюпки подава­лись за борт дву­мя 13-тонными кранами. Мелкие гребные суда спускались на воду своими шлюпбалками: спасательный ка­тер — по правому борту, гички — на юте, а ялы — в носу и середине корпуса. Полный вес всех шлюпок составлял 41,12 т.

Якорное устройство каждого дредно­ута состояло из трех бесштоковых яко­рей Тайзака — двух становых каждого борта в 8280 и 8240 кг и одного 8200-кг запасного в носу по правому борту (ка­либр цепного каната для всех трех 70 мм); верпа Тайзака в 3040 кг в корме по правому борту (канат 47 мм), а также двух малых адмиралтейских якорей со штоком в 1500 и 751 кг по левому бор­ту. Становые якоря обслуживались каж­дый своим шпилем на баке. Полный вес всех якорей — 30 01.1 кг, а вес якорей вместе с канатами - 99 239 кг. Почти 35 т весили якорные шпили, стопоры, клюзы и прочее якорное оборудование.