Служба
Служба дредноутов не изобиловала сколько-нибудь интересными эпизодами. Весной 1914 года «Вирибус Унитис» и «Тегетгоф» в сопровождении додредноута «Зриньи» совершили первый и единственный дальний поход в Восточное Средиземноморье, посетив порты Смирна, Адалия, Мерсина, Александретта, Бейрут, Александрия, Валона и Дураццо, а в период с 22 по 28 мая — Мальту. «Вирибусу Унитису» как флагманскому кораблю флота пришлось выполнить роль «почетного катафалка», доставив тела убитой в Сараеве 28 июня 1914 года супружеской четы наследников престола в Триест.
С началом войны три дредноута свели в 1-ю дивизию линкоров. 7 августа она вместе со 2-й дивизией (три единицы типа «Радецкий») вышла на юг для прикрытия возможного прорыва германских кораблей «Гебен» и «Бреслау» в Полу. Однако на широте мыса Планка было получено сообщение, что кайзеровскому отряду уже удалось проскочить восточнее Матапана в направлении на Константинополь, поэтому австрийские линкоры легли на обратный курс.
Следующий большой выход в море последовал только через девять с половиной месяцев. 24 мая 1915 года, всего через несколько часов (!) после выступления Италии на стороне Антанты 1-я дивизия в сопровождении значительных сил флота выдвинулась к восточному побережью Апеннин и обстреляла с близкой дистанции (35 кбт) береговые батареи, склады, радиостанцию и железнодорожные сооружения у Анконы, не получив от противника ни единого попадания. Тем самым было задержано итальянское наступление на Фриуль и линию Изонца, и война на суше приобрела невыгодный для Рима позиционный характер. Этот рейд остался единственным триумфом австрийских дредноутов, напрочь лишившим итальянский морской штаб флота каких-либо крупных инициатив на море вплоть до самого конца войны. Но и австрийское командование не считало возможным предпринимать активные действия своими линкорами против более чем вдвое мощного соединения дредноутов Франции и Италии, так что все четыре «вирибуса» (в ноябре 1915 года в состав 1-й дивизии линкоров вошел «Сент Иштван») месяцами отстаивались на якорях в военной гавани Полы, только эпизодически покидая свои бочки для проведения плановых учебных стрельб и тактических эволюции.
8 февраля 1917 года на борту флагманского «Вирибуса Унитиса» скончался командующий флотом гросс-адмирал Антон Гауе. 11 декабря кайзер германского рейха Вильгельм II, посетив Полу для награждения экипажей базировавшихся там немецких подводных лодок, побывал с инспекцией на борту «Вирибуса Унитиса», где монарха союзной державы встречал новый австрийский командующий — контр-адмирал Миклош Хорти, будущий диктатор Венгрии.
Некоторое разнообразие в рутину боевых будней дредноутов вносила в тот период стрельба по воздушным целям. После перехода кампании на Адриатике в позиционную фазу союзники, отказавшись от операций крупными надводными силами, активизировали действия своей авиации. Вахтенные журналы линкоров 1-й дивизии дают представление об интенсивности воздушных атак на Полу, в отражении которых зенитной артиллерии дредноутов приходилось постоянно принимать участие. Так, в 1916 году флот и береговые сооружения подвергались нападению с воздуха 35 раз, в 1917-м — 42 раза. Несмотря на то, что в этих налетах принимало участие порой до десятка дирижаблей и 150 самолетов, ущерб, нанесенный ими, был невелик: тихоходные и слабосильные летательные аппараты вынужденно держались на больших высотах, но и в этих условиях австрийским морским зенитчикам нередко сопутствовал успех. Интересно, что на многих фотографиях, запечатлевших «боевую работу» зенитных расчетов дредноутов, артиллеристы экипированы в стальные каски-«адриановки», огромные запасы которых достались австрийской армии в виде трофеев вместе с прочим многочисленным снаряжением после наступления у Флиш-Тольмена. Начиная с 1917 года при отражении атак с воздуха помимо каски полагалось надевать противогаз — опасались применения вражескими самолетами газовых авиабомб.
Однако более или менее регулярное отражение атак с воздуха мало соответствовало реализации могучими дредноутами их raison d'etre («принципиального смысла существования») — решительному артиллерийскому бою с равноценным противником. Так, австрийский историк Э.Зихе, сопоставив по вахтенным журналам «Сент Иштвана» количество проведенного им в плаваниях времени со временем пассивного ожидания на бочке, пришел к следующим выводам: вся служба корабля с ввода в строй 17 ноября 1915-го и до гибели 10 июня 1918 года продолжалась всего 937 дней; из них он отсутствовал в главной базе 54 дня, то есть провел в море лишь 5,6% времени, в то время как остальные 94,4% оставался на своей стоянке в Поле. Из этих 54 суток линкор лишь единственный раз совершил настоящий двухсуточный морской поход к острову Паго. Остальные его перемещения — из Полы на стрельбы в канал Фазана и обратно — укладывались в три четверти часа. Эта нехитрая статистика, практически такая же для трех остальных линкоров 1-й дивизии, приводит к заключению, что экипажи австро-венгерских дредноутов вряд ли можно было считать достаточно подготовленными для участия в настоящем морском сражении.