Комиссия по расследованию
Как это принято в подобных случаях во всех флотах мира, для расследования обстоятельств и причин катастрофы была образована авторитетная комиссия, которую возглавил контр-адмирал Чиколи — начальник военно-морской базы в Поле. К ее работе также были привлечены контр-адмирал Фирмиан и коммандер Лауффер, командующий 2-й дивизией линкоров (три корабля типа «Радецкий»). Подлинный отчет комиссии, равно как и текст содержащихся в деле показаний, был утрачен. Однако Риццо в своих мемуарах приводит полный перевод всех материалов, включая точные номера томов дознания, присвоенные им австрийской комиссией. Это можно расценивать как свидетельство того, что вся переписка по делу после войны досталась итальянцам.
Тщательное изучение многочисленной проектно-конструкторской документации, представленных верфями-строителями справок, результаты опросов сотен свидетелей вскоре позволили составить довольно точную картину гибели корабля. Так, выяснилось, что вследствие крупных недостатков в части конструктивного разделения корпуса на водонепроницаемые отсеки и отсутствия у «Сент Иштвана» необходимого запаса остойчивости (о чем говорилось в актах приемных испытаний), торпедное попадание, приведшее к затоплению обоих котельных отделений, должно было стать для корабля смертельным, что и подтверждалось чертежами расчетов непотопляемости. Низкое же качество клепки, не будучи основной причиной гибели корабля, несомненно, усугубило его бедственное положение. Вывод в итоге гласил: дредноут просто не мог пережить двойного торпедного попадания в район котельных отделений.
Что же касается причины встречи австрийских тяжелых кораблей с итальянскими катерами, то комиссия склонялась к факту утечки информации, то есть предательству — версия, до сих пор весьма популярная среди части австрийских морских историков. Не отметая это предположение напрочь, заметим все же, что множество фактов неопровержимо свидетельствует о противном, и все происшедшее следует рассматривать как цепь невероятного «охотничьего везения» для Риццо и фатальной неудачи для австрийцев. Как точно выразился компетентный австрийский историк Э.Зихе о цепи роковых совпадений, приведших к гибели «Сент Иштвана», «любой учебник по истории войн свидетельствует скорее о том, что судьба сражений всегда решалась в большей степени удачным или неблагоприятным стечением обстоятельств, нежели тщательным их планированием».