Судьба остальных дредноутов

 

В соответствии с положениями Вер­сальского мирного договора боевые ко­рабли флотов Центральных держав пе­редавались странам-победительницам. Подобная судьба ждала и весь бывший флот распавшейся двуединой монархии. «Тегетгоф» достался Италии, и 25 марта 1919 года без флага, с итальянской ко­мандой прибыл в сопровождении до-дредноута «Эрцгерцог Франц-Ферди­нанд» в Венецию. В тот же день там СО­СТОЯЛСЯ «морской парад победы» под лозунгом «Лисса отмщена!», который в виде флажного сигнала был поднят на всех итальянских кораблях. В ряде пуб­ликаций упоминается о существовавших планах введения линкора в строй италь­янских ВМС взамен не подлежащего вос­становлению «Леонардо да Винчи». Од­нако экономическая ситуация начала 20-х годов, когда даже достройка на плаву куда более перспективных сверхдредно­утов типа «Караччоло» оставалась про­блематичной, так или иначе должна была заставить отказаться от подобного про­екта. Вашингтонское соглашение 1922 года окончательно поставило на этом крест. В 1924-1925 годах «Тегетгоф» был разобран на металл в Специи.

«Принц Ойген» достался в качестве трофея Франции. Четыре французских морских буксира отвели корабль из Полы в Тулон, куда караван прибыл 5 сентяб­ря 1920 года. Французских морских спе­циалистов интересовала, прежде всего, конструкция 305-мм трехорудийных установок австрийского дредноута. В пе­риод с 15 января по 15 марта 1921 года вся артиллерия была снята. Новые вла­дельцы первоначально собирались ис­пользовать 305-мм башни в системе береговой обороны, но из-за определен­ных технических трудностей от этой за­теи отказались. Поэтому после демон­тажа орудий главного калибра броневые крыши башен установили на место, что­бы испытать их устойчивость в опытах с бронебойными авиабомбами. 150-мм и 66-мм пушки «Принца Ойгена» демонти­ровали для последующей продажи за ру­беж. 305-мм орудия линкора первоначаль­но были складированы в арсенале фран­цузского флота, но, поскольку им не на­шлось применения, их впоследствии пе­редали армии. После оккупации Франции германскими войсками в 1940 году ору­дия «Принца Ойгена» попали в руки нем­цев. Дальнейшая их судьба неизвестна — в частности, до сих пор нет ясности, были ли они потом использованы при созда­нии «Атлантического вала».

Но вернемся к весне 1921 года. По­мимо артиллерии, с дредноута сняли все пригодные механизмы: турбины, дина­мо-машины, приборы и запорную арма­туру систем, а также большую часть тру­бопроводов и электрокабелей. Для это­го в палубах и переборках проделали от­верстия, которые позднее были вновь временно загерметизированы. В конце мая корабль был посажен на дно в бух­те Аликастр и подвергнут бомбардиров­ке с самолетов морской авиации дымо­выми, газовыми и фугасными бомбами. Разрушительную силу авиабомб не­сколько переоценили: первоначально предполагалось, что после этих налетов корабль будет настолько разрушен, что все остальные опыты придется прово­дить на выведенном из состава флота устаревшем французском линкоре «Верньо». Однако разрушения «Принца Ой­гена» оказались относительно невели­ки. После подъема корабля с грунта в июне того же года опыты были продолжены на рейде Виньетт. Французский военно-морской дирижабль АТ-9 сбро­сил на дредноут 400-кг бомбу. 2 ноября на линкоре произошел пожар, но выпот­рошенному остову это уже не могло на­нести существенного ущерба.

27 января 1922 года корабль отбукси­ровали в бухту Сэн и взорвали у его бор­та придвинутую вплотную боевую часть торпеды. В результате один отсек в кор­ме оказался полностью затоплен, корма погрузилась на 12м, через неплотности корпуса и палубные люки дредноут по­степенно наполнился водой и лег на дно практически на ровный киль—нос его покоился на глубине 10 м, а корма — на 13 м. Судоподъемные работы не удались из-за погоды и исключительной неустой­чивости корабля, вызванной бессистем­ным чередованием уже осушенных и все еще затопленных отсеков. Чтобы выров­нять уровень воды во внутренних поме­щениях, пришлось с помощью газовых горелок перфорировать броневую палу­бу. Одновременным действием 10 помп воду из корпуса удалось откачать, и всплывший корабль отбуксировали в Ту­лон. Общая продолжительность работ по подъему дредноута составила более ме­сяца. Но дальнейшая его карьера оказалась очень недолгой. 28 июня 1922 года «Принц Ойген» был потоплен у мыса Серпе, к югу от Тулона огнем тя­желой артиллерии линкоров французс­кой Средиземноморской эскадры. Сверхдредноут «Бретань» сделал по нему 25 выстрелов из своих 340-мм ору­дий, дважды пробив при этом главный броневой пояс, разрушив трехорудий-ную башню, командно-дальномерный пост вспомогательного калибра и снеся дымовую трубу. Когда линкор уже начал погружаться, 305-мм практическими сна­рядами открыли огонь «Жан Бар» и «Пари». От первых же выстрелов стре­лявшего следующим линкора «Франс» многострадальный «Принц Ойген» по­шел на дно.

Ряд исторических реликвий, имевших прямое отношение к австро-венгерским дредноутам, дожил до наших дней. Так, корабельный колокол «Тегетгофа» пос­ле сдачи корабля на слом в Италии был сохранен; 21 ноября 1941 года итальян­ский военно-морской атташе торжест­венно передал его в Бресте экипажу немецкого тяжелого крейсера «Принц Ойген». В конце войны он при драмати­ческих обстоятельствах был спасен с корабля и впоследствии возвращен Ав­стрии. С 23 июня 1973 года колокол находится в гарнизонной кирхе города Гра­ца. Корабельный колокол «Принца Ойгена»   еще  до   передачи   корабля   Франции был перевезен одним из офицеров в Вену, а ныне экспонируется в венском Военно-историческом музее.

По одному якорю Тайзака с «Вирибуса Унитиса» и «Тегетгофа» установлены у ворот Военно-морского историческо­го музея Венеции и Морского министер­ства в Риме. Флаг «Вирибуса Унитиса», переданный туда женой Розетти, хранит­ся в Военно-морском музее Специи. В Военно-морском музее Милана находят­ся буфет из офицерской кают-компании «Тегетгофа», прибор управления огнем и датчик механизма управления башни, а также короткий отрезок якорной цепи, 305-мм снаряд и латунная зарядная гильза «Вирибуса Унитиса».

В дирекции Военно-морского музея Венеции до сих пор пользуются стулья­ми из офицерской кают-компании «Те­гетгофа». В арсенале Венеции на бетон­ном постаменте стоит часть форштевня (от верхней палубы до верхней части якорных клюзов) «Вирибуса Унитиса». Перед Форо де ла Виттория в Триесте выставлены два 305-мм снаряда. Еще несколько тяжелых снарядов и крупповская цементированная 280-мм плита главного пояса со множеством следов, оставленных тяжелыми снарядами при ее испытании обстрелом, экспонируют­ся в артиллерийском зале Военно-исто­рического музея в Вене.