Корпус

 

«Арк Ройял» вобрал в себя весь опыт, накопленный корабелами и моряками Ту­манного Альбиона при строительстве и эксплуатации первых авианосцев, большин­ство из которых было переоборудовано из кораблей других классов. На нем были ап­робированы многие технические решения, перенесенные в последующие проекты и ставшие отличительными признаками анг­лийской кораблестроительной школы.

Так, если у американских или японских авианосцев ангар вместе с полетной па­лубой и подъемниками представляли со­бой огромную надстройку, то всем британ­ским авианосцам была присуща интеграль­ная конструкция ангара, составлявшего часть остова корабля.

Внешне «Арк Ройял» выделялся высо­ким надводным бортом и впервые при­мененным большим кормовым свесом, увеличившим длину полетной палубы до 244 м (полетная палуба была самой длинной в британском флоте вплоть до окончания Второй мировой войны). За счет свеса было получено беспрецедентное — на 24 м — превышение наибольшей длины над длиной по ватерлинии. Полетная палуба стала конструктивным элементом корпуса и включалась в обеспечение общей прочности. Округлая, «зализанная» форма ее оконечностей обеспечивала хорошую обтекаемость и позволяла ликвидировать воздушные ямы в корме, об­легчая посадку самолетов, а полностью закрытый нос улучшал мореходность.

При проектировании особое внимание обращалось на обеспечение поперечной прочности корпуса. Уменьшение высоты бимсов в ангарах, имевших поперечную сис­тему набора, компенсировалось сокраще­нием пролета балок и установкой продоль­ных переборок. При строительстве широко применялась сварка — с ее помощью выпол­нялось до 65% конструкций корпуса, в том числе поперечные и продольные перебор­ки, палубы (за исключением набора полет­ной и верхней ангарной палуб), наружная обшивка и полностью носовая часть кораб­ля. Благодаря сварке корпус удалось облег­чить примерно на 500 т, а сэкономленный вес пустить на усиление бронирования.

На авианосце была принята двухъярус­ная схема хранения самолетов (длина верх­него ангара—172 м, нижнего—138 м; ширина ангаров — 18,3 м; высота — 4,88 м; общая полезная площадь —4884 м2). Ан­гары разделялись на секции противопожарными металлическими шторами и обо­рудовались специальной противопожарной системой (спринкерная и огнетушители). Огонь могли сдерживать стальные или ас­бестовые противопожарные занавеси, вне зависимости от положения подъемников.

В пространстве между ангарами и наруж­ной обшивкой авианосца располагались многочисленные мастерские (по ремонту самолетов, моторов, различного оборудо­вания и систем вооружения, в том числе торпедная мастерская) и вместительные кладовые. Авиабензин хранился в специ­альных вкладных цистернах, не входивших в состав конструкции корпуса.

В отношении деления на отсеки англи­чане предъявляли к своим авианосцам не столь жесткие требования, как в случае противопожарных предосторожностей, и зачастую причиной гибели их кораблей ста­новилось именно неэффективное внутрен­нее разделение, не позволявшее справить­ся с поступлением воды. Во многом это касается и «Арка». Его корпус имел всего 12 отсеков, причем все котельные отделе­ния располагались в пределах одного из них. Водонепроницаемые переборки доходили только до нижней ангарной палубы, проходившей примерно в 5 м над водой.

Полетная палуба возвышалась над ватер­линией на 17,1 м. Ее свободная поверхность (243x29,3 м) была значительно больше, чем у любого из находившихся в строю англий­ских авианосцев. Все оборудование, мешав­шее взлету и посадке самолетов (радиомач­ты, краны, мачты для установки огней и сиг­нализации, ограждения шахт лифтов и вет­розащитные козырьки), выполнялось теле­скопическим или заваливающимся. Для по­садки самолетов ночью палуба оснащалась вмонтированными электрическими посадоч­ными огнями, защищенными толстыми стек­лянными колпаками; кроме того, были пре­дусмотрены и осветительные фонари.

По правому борту располагался небольшой «остров» с ходовой и штурманской рубками, походной каютой командира, постом командира авиагруппы, а также с пос­том метеорологической службы. Для ком­пенсации веса «острова» корпус выше ва­терлинии был выполнен асимметричным, а вспомогательное оборудование, по воз­можности, смещалось к левому борту. В ходе модернизаций (10—29 октября 1940  года в Ливерпуле и 11 — 13 июня 1941  года в Гибралтаре) на корабле смон­тировали размагничивающее устройство, а также расширили мостики.