Авиагруппа
Организация британской палубной авиации сильно отличалась от японской или американской. У англичан авианосцы не имели постоянных авиагрупп, основной штатной единицей была эскадрилья из девяти или 12 машин. Это диктовалось ограниченностью самолетного парка — в сентябре 1939 года воздушные силы флота (FAA) состояли всего из 13 авианосных эскадрилий, насчитывавших 170 самолетов. Именно поэтому в начале войны число базировавшихся на авианосцах машин зачастую не дотягивало до их «паспортной» самолетовместимости. Так, на «Арке» вместо положенных по проекту 72 самолетов никогда не находилось более 60. Самолеты делились на три категории: истребители (эскадрильи имели номера 800—809); торпедоносцы-бомбардировщики, торпедоносцы-разведчики, или торпедоносцы-бомбардировщики-разведчики (эскадрильи с номерами 810—819) и разведчики-корректировщики, позже — торпедоносцы-разведчики-корректировщики (820—829).
Тактико-техничекие характеристики британских палубных самолетов |
|||||||
Тип самолета |
Длина х размах крыла, м |
Вес пустого/ взлетный, кг |
Мощность двигателя, л.с. |
Скорость, км/ч/ на высоте, м |
Потолок, м |
Дальность полета, км |
Вооружение |
Fairey "Swordfish"
Blackburn "Skua" |
10,87x13,87
10,84x14,07 |
1905/3505
2495/3735 |
690
905 |
246/1400
362/2000 |
5900
5800 |
1700
1300 |
2x7,71 -мм пулемета, 1 торпеда, мина или три 227-кг бомбы 5x7,71 -мм пулеметов, 227-кг бомба |
Fairey "Fulmar" 12,25x14,14 |
3485/4236 |
1300 |
438/2200 |
8300 |
1260 |
8x7,71 -мм пулеметов |
|
Hawker "Sea Hurricane" |
9,82x12,2 |
2814/3465 |
1030 |
530/6000 |
9500 |
740 |
8x7,71 -мм пулеметов |
Основным ударным самолетом FAA с 1936 года был торпедоносец-бомбардировщик-разведчик Фэйри «Суордфиш» — трехместный биплан смешанной конструкции, прозванный за свой архаичный вид «авоськой». Безнадежно устаревший по концепции и проигрывавший своим американским и японским современникам по летным данным, «Суордфиш» отличался необычайной маневренностью (радиус виража был сопоставим с длиной самолета), легкостью управления, неприхотливостью и надежностью. Небольшая скорость при отсутствии неприятельских истребителей не являлась существенным недостатком, а в отдельных случаях даже играла положительную роль. Так, во время атаки «Бисмарка» ни один из торпедоносцев не был сбит, потому что немецкие наводчики принимали слишком большое упреждение — они просто не верили, что современный самолет может летать так медленно. «Суордфиш» поднимал либо одну 457-мм авиационную торпеду массой 730 кг, либо одну 680-кг магнитную мину (в обиходе — «огурец»), либо до 750 кг бомб. В целом «авоськи» вполне справлялись с возложенными на них задачами, и прошли всю войну, летая как с палуб авианосцев, так и с береговых аэродромов.
Гораздо хуже обстояли дела с истребителями. «Перед войной, — пишет французский историк П.Баржо, — считалось, что летно-технические данные истребителей палубного базирования всегда останутся ниже, чем соответствующие характеристики сухопутных самолетов. Такое мнение, господствующее в Англии, привело к тому, что британские авианосцы оказались практически без боевых истребителей».
Действительно, к началу войны FAA располагали лишь двумя типами истребителей: Глостер «Си Гладиатор» и Блэкберн «Скьюа». Последними оснащались истребительные эскадрильи «Арк Ройя-ла». Этот самолет, ставший первым английским палубным монопланом, хотя и был способен выполнять функции пикирующего бомбардировщика (нес 500-фн бомбу) и разведчика-корректировщика, прежде всего являлся истребителем (что подтверждает нумерация эскадрилий) (В отечественной литературе «Скьюа» чаще всего ошибочно причисляют к пикирующим бомбардировщикам. По всей видимости, это связано с тем, что самого громкого успеха (потопление крейсера «Кенигсберг») они добились именно в этом качестве), однако в этой роли оказавшийся малоэффективным. По скорости он уступал многим современным бомбардировщикам противника — при том, что последние, как правило, обладали несравнимо лучшей живучестью и более мощным вооружением. Первые же столкновения показали, что пулеметов винтовочного калибра недостаточно для борьбы с современными машинами, а сами истребители без протестированных баков были весьма уязвимыми.
Когда на вооружение ВВС поступил истребитель «Дефайент», воплощавший схему «все вооружение во вращающейся башне», руководство флотской авиации непременно решило заполучить аналогичную машину. Единственной кандидатурой для «модернизации» был «Скьюа», на который вместо задней кабины взгромоздили турель с четырьмя 7,71 -мм пулеметами, сняв при этом бомбодержатели и тормозные щитки. Так появился «Рок». По своему прямому назначению, с палубы авианосца, он использовался лишь однажды — на «Арк Ройяле» в ходе Норвежской кампании — и потерпел полное фиаско.
Боевая карьера «скьюа» и «роков» оказалась недолгой. В конце 1940 года им на смену пришел двухместный истребитель Фэйри «Фулмар». Его разработка велась по техническому заданию аж 1934 года, поэтому к моменту принятия на вооружение скоростные характеристики машины не могли считаться приемлемыми. К ее достоинствам можно отнести хорошую маневренность, неплохое для своего времени вооружение и значительную дальность полета — самолет мог держаться в воздухе более четырех часов. Хотя в целом «Фулмар» уступал современным сухопутным истребителям, для британской морской авиации его появление стало серьезным шагом вперед, и на Средиземноморском театре он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.
В июле 1941 года на «Арк Ройяле» проходили сравнительные испытания первых «си харрикейнов» — три самолета, успевшие повоевать в составе ВВС, были переделаны в палубный вариант. Результаты оказались далеко не однозначными. Хотя на больших и средних высотах «Си Харри-кейн» превосходил «Фулмар» в скорости, на высотах менее 3000 м преимущество оставалось за последним. Вооружение истребителей было одинаковым, однако «Си Харрикейн» имел вдвое меньший боекомплект и, что особенно важно, более чем вдвое уступал конкуренту по дальности. Значительный же потолок «си харрикейнов» вряд ли мог быть реализован в поединках с итальянскими «аэросилуранти». В итоге «Арк» так и не применял их в боевых операциях, хотя впоследствии они и утвердились на палубах британских авианосцев.
Авиационный боезапас «Арк Ройяла» состоял из 360 500-фн (227 кг), 300 250-фн (114 кг), 576 100-фн (45 кг), 800 20-фн(9 кг) бомб и 72 торпед или магнитных мин. При этом для торпед на корабле имелось 96 головных частей, и предусматривалась возможность соответствующего увеличения числа их самих (правда, дополнительные торпеды должны были складироваться прямо в ангаре). Хранилища проектировались «на вырост», и после незначительных переделок могли принять 1000- и 1500-фн бомбы. Общий вес находившихся на борту боеприпасов для самолетов превышал 200 т. Запас авиационного бензина составлял 454 600 л. Примерно половина его хранилась в двух больших танках позади машинного отделения, шесть цистерн поменьше размещались двумя группами в трюме и на платформе перед котельным отделением.
Типовой состав авиагруппы: 24 торпедоносца «Баффин», 18 разведчиков «Фэйри» IIIF, 6 двухместных истребителей «Оспрей», 12 одноместных истребителей «Нимрод».