Авиационно-техническое оборудование
На «Арк Ройяле» были установлены две носовых катапульты, восемь аэрофинишеров и один аварийный барьер, предназначенный для улавливания промахнувшихся при посадке самолетов.
Идею аэрофинишера высказал еще в конце Первой мировой войны У.А. Форбс из кораблестроительного отдела Адмиралтейства. Первый британский аэрофинишер ММ, установленный в 1931 году на «Ко-рейджесе», представлял собой натянутый поперек полетной палубы трос, соединенный с тормозным механизмом барабанного типа (наподобие автомобильного). Он позволял останавливать самолет массой до 2700 кг, садящийся со скоростью 110 км/ч. Основным недостатком данного устройства была невозможность обеспечения равного усилия на обоих концах троса, что приводило к поперечному скольжению садящейся машины. Этот недостаток был ликвидирован на аэрофинишере типа Mk-III, имевшем гидравлический тормозящий механизм. На «Арк Ройяле» был применен усовершенствованный образец Mk-III*, способный остановить самолет массой в 3630 кг с посадочной скоростью 110 км/ч, при этом ускорение достигало 1,5 g, а длина пробега не превышала 42 м.
Катапульты, ранее применявшиеся на линкорах и крейсерах для запуска гидросамолетов, стали непременным атрибутом британских авианосцев лишь в середине 30-х годов. Их необходимость доказывал все тот же У.А. Форбс. Он приводил расчеты, из которых следовало, что при длине катапульты 9 м и ускорении всего 1 g самолет разгоняется до скорости 55 км/ч. Первая гидропневматическая катапульта BH-I появилась в 1935 году, и вскоре ею оснастили большинство довоенных авианосцев, в том числе и «Арк». Она позволяла разогнать самолет массой 3,2 т до скорости 100 км/ч.
Любопытно, что сначала англичане называли «катапультами» только устройства, стоявшие на линкорах и крейсерах, на авианосцах же они именовались «ускорителями». Разница заключалась в том, что у первых тележка воспринимала вес машины на себя, а на вторых обеспечивала старт самолета с собственных шасси, при этом хвост его приподнимался специальной уздечкой.
Катапульты позволяли поднимать в воздух самолеты даже в том случае, если корабль был неподвижен и не был развернут против ветра. В боевых условиях это было особенно важно, поскольку для осуществления запуска авианосцу не приходилось выходить из-под завесы эсминцев. Именно успешное применение катапульт англичанами в начале войны послужило толчком к их ускоренной разработке в США для авианосцев типа «Эссекс».
Подъем самолетов из ангаров на палубу «Арк Роняла» осуществлялся тремя гидравлическими самолетоподъемниками, располагавшимися в средней части корабля довольно близко друг к другу. Размеры лифтов выбирались исходя из габаритов торпедоносцев и первоначально составляли 13,7x6,7 м (в ходе постройки размеры носового увеличили до 14,0x7,6 м). Их небольшая ширина была вызвана стремлением проектировщиков не ослаблять прочность палубы за счет больших вырезов.
В результате они могли поднимать и опускать самолеты только со сложенными крыльями, что увеличивало время, затрачиваемое на подготовку авиагруппы к вылету. Грузоподъемность лифтов равнялась 11 200 фунтам (5084 кг).
Интересной особенностью самолето-подъемников было наличие у каждого из них двух платформ, каждая из которых «курсировала» только между соседними ярусами. Пока одна поднимала самолет из верхнего ангара на полетную палубу, вторая перемещала другую машину из нижнего ангара в верхний. Рабочий цикл каждой платформы — 20 с. Сравнение подъемников «Арка» и «Корейджеса» показывало, что первые обладают тремя преимуществами: вдвое сокращалось время, затрачиваемое на подъем самолета из нижнего яруса ангара; удалось избавиться от громоздкой системы тросов и противовесов; в походном положении в трех палубах (полетной и двух ангарных) оставалось незакрытым только одно отверстие шахты, а также появилась возможность хранить самолет прямо на нижней платформе лифта.
Для спуска и подъема гидросамолетов «Арк Ройял» был оснащен двумя кранами, стоявшими побортно в средней части корабля. Кроме того, на авианосце имелся передвижной кран, использовавшийся для уборки с палубы поврежденных самолетов.