Авиационно-техническое оборудование

 

На «Арк Ройяле» были установлены две носовых катапульты, восемь аэрофинише­ров и один аварийный барьер, предназначенный для улавливания промахнувшихся при посадке самолетов.

Идею аэрофинишера высказал еще в конце Первой мировой войны У.А. Форбс из кораблестроительного отдела Адмиралтейства. Первый британский аэрофинишер ММ, установленный в 1931 году на «Ко-рейджесе», представлял собой натянутый поперек полетной палубы трос, соединен­ный с тормозным механизмом барабанно­го типа (наподобие автомобильного). Он позволял останавливать самолет массой до 2700 кг, садящийся со скоростью 110 км/ч. Основным недостатком данного устрой­ства была невозможность обеспечения равного усилия на обоих концах троса, что приводило к поперечному скольжению са­дящейся машины. Этот недостаток был лик­видирован на аэрофинишере типа Mk-III, имевшем гидравлический тормозящий механизм. На «Арк Ройяле» был применен усовершенствованный образец Mk-III*, способный остановить самолет массой в 3630 кг с посадочной скоростью 110 км/ч, при этом ускорение достигало 1,5 g, а дли­на пробега не превышала 42 м.

Катапульты, ранее применявшиеся на линкорах и крейсерах для запуска гидроса­молетов, стали непременным атрибутом британских авианосцев лишь в середине 30-х годов. Их необходимость доказывал все тот же У.А. Форбс. Он приводил расчеты, из которых следовало, что при длине катапуль­ты 9 м и ускорении всего 1 g самолет разго­няется до скорости 55 км/ч. Первая гидро­пневматическая катапульта BH-I появилась в 1935 году, и вскоре ею оснастили боль­шинство довоенных авианосцев, в том чис­ле и «Арк». Она позволяла разогнать само­лет массой 3,2 т до скорости 100 км/ч.

Любопытно, что сначала англичане на­зывали «катапультами» только устрой­ства, стоявшие на линкорах и крейсерах, на авианосцах же они именовались «ускорите­лями». Разница заключалась в том, что у первых тележка воспринимала вес машины на себя, а на вторых обеспечивала старт са­молета с собственных шасси, при этом хвост его приподнимался специальной уздечкой.

Катапульты позволяли поднимать в воз­дух самолеты даже в том случае, если ко­рабль был неподвижен и не был развер­нут против ветра. В боевых условиях это было особенно важно, поскольку для осу­ществления запуска авианосцу не прихо­дилось выходить из-под завесы эсминцев. Именно успешное применение катапульт англичанами в начале войны послужило толчком к их ускоренной разработке в США для авианосцев типа «Эссекс».

Подъем самолетов из ангаров на палу­бу «Арк Роняла» осуществлялся тремя гид­равлическими самолетоподъемниками, располагавшимися в средней части кораб­ля довольно близко друг к другу. Размеры лифтов выбирались исходя из габаритов торпедоносцев и первоначально составля­ли 13,7x6,7 м (в ходе постройки размеры носового увеличили до 14,0x7,6 м). Их небольшая ширина была вызвана стремле­нием проектировщиков не ослаблять проч­ность палубы за счет больших вырезов.

В результате они могли поднимать и опускать самолеты только со сложенными крыльями, что увеличивало время, затрачиваемое на подготовку авиагруппы к вы­лету. Грузоподъемность лифтов равнялась 11 200 фунтам (5084 кг).

Интересной особенностью самолето-подъемников было наличие у каждого из них двух платформ, каждая из которых «курсировала» только между соседними яруса­ми. Пока одна поднимала самолет из верх­него ангара на полетную палубу, вторая перемещала другую машину из нижнего ангара в верхний. Рабочий цикл каждой платформы — 20 с. Сравнение подъемни­ков «Арка» и «Корейджеса» показывало, что первые обладают тремя преимуществами: вдвое сокращалось время, затрачиваемое на подъем самолета из нижнего яруса ан­гара; удалось избавиться от громоздкой системы тросов и противовесов; в поход­ном положении в трех палубах (полетной и двух ангарных) оставалось незакрытым только одно отверстие шахты, а также по­явилась возможность хранить самолет пря­мо на нижней платформе лифта.

Для спуска и подъема гидросамолетов «Арк Ройял» был оснащен двумя кранами, стоявшими побортно в средней части ко­рабля. Кроме того, на авианосце имелся передвижной кран, использовавшийся для уборки с палубы поврежденных самолетов.