Вспомогательное оборудование

 

Электрическая система «Арк Ройяла» представляла собой кольцевую магист­раль, проходившую на главной палубе по обоим бортам. Ее питали шесть турбоге­нераторов мощностью по 400 кВт, выра­батывавшие постоянный ток напряжением 220 В (по суммарной мощности генерато­ров «Арк» более чем вдвое превосходил корабли типа «Фьюриес», электростанция которых выдавала 975 кВт). Три из них располагались по одному в каждом из ко­тельных отделений, еще три находились на главной палубе по левому борту, под броневой защитой. Управление электро­системой было сосредоточено на главном распределительном щите. Любопытно, что в окончательном варианте проекта присутствовали два дизель-генератора (по 275 кВт), от которых отказались в про­цессе постройкИуВ пользу паровых, имев­ших большую производительность. Это по­ставило электросистему авианосца в за­висимость от работы котлов.

Англичане уделяли большое внимание системам вентиляции авианосцев. Мощные вытяжные вентиляторы обеспечивали быст­рый обмен воздуха, удаляя из внутренних помещений наиболее опасные для кораб­ля пары авиационного бензина, снижая тем самым риск возгорания. Об эффективнос­ти этих систем говорит тот факт, что ни один из авианосцев британской постройки не был потерян по причине взрыва топливных паров и пожара в ангаре.

Для наблюдения за морем в ночное время на «Арк Ройяле» имелось четыре 44-дюймовых (111 -см) прожектора, установленных по «углам» полетной палубы, чуть позади и ниже площадок зенитных пулеметов.

Помимо обычных средств связи авиа­носец оснащался радиомаяком типа 72, цилиндрический обтекатель антенны кото­рого размещался на топе мачты. «Арк» стал последним крупным кораблем Королев­ского флота, не имевшим радаров. Прав­да, есть данные, что незадолго до гибели на нем установили одну РЛС обнаружения воздушных целей типа 279 и шесть РЛС управления огнем типа 282, но они не под­тверждаются ни солидными работами Н. Фридмана или Г. Лентона, ни имеющимися фотографиями. Для раннего предуп­реждения и наведения истребителей обыч­но служил один из кораблей сопровожде­ния, оснащенный радаром типа 79.