Мореходность, остойчивость, управляемость

 

Мореходные качества «Арк Ройяла» со­ответствовали высоким стандартам, при­нятым в британском флоте. Он зарекомен­довал себя прекрасным кораблем, способ­ным использовать авиацию практически при любой погоде (во время охоты на «Бис­марк» размах килевой качки при старте ударной группы достигал 18,5 м).

Как отмечалось в докладе главного ко­рабельного инженера флота, при проек­тировании «Арка» показатели остойчиво­сти назначались, преимущественно, исхо­дя из условий качки корабля. На испыта­ниях в мае 1938 года с тремя вариантами нагрузки (в полном грузу; с половинным запасом топлива; при стандартном водо­измещении) при водоизмещении 28 481, 26 142 и 22 870 т он имел метацентричес-кую высоту соответственно 2,03, 1,72 и 1,02 м. Верхняя кромка броневого пояса уходила в воду при крене 11°.

Управляемость авианосца можно оце­нить как вполне удовлетворительную. Рас­положение руля в струе одного из винтов увеличивало его эффективность — немало­важный довод в пользу трехвинтовой схе­мы. Диаметр циркуляции на полном ходу составлял около 925 м, или чуть больше четырех длин корпуса. Однако в узкостях корабль с огромной высотой борта и со­ответствующей парусностью был трудно­управляем, а при швартовках часто тре­бовал помощи буксиров.