Океанское сафари
С первых дней войны германское военно-морское командование начало воплощать в жизнь планы крейсерских операций. Два «карманных линкора» — «Дойч-ланд» и «Адмирал граф Шпее» — были высланы в Атлантику с задачей нарушать британское судоходство. 30 сентября «Шпее» потопил пароход «Клемент» близ побережья Бразилии, а затем в течение десяти дней перехватил еще четыре судна в южной части Атлантического океана.
Для поисков рейдера было сформировано восемь поисково-ударных групп, в состав которых входили британские и французские корабли: линкоры, авианосцы, крейсера. «Ринаун» и «Арк Ройял» образовали соединение «К» (Force К) под командованием вице-адмирала Уэллса — наиболее сильную из охотившихся на «Шпее» групп. Им выделялся район поисков между портами Фритаун на африканском берегу и Ресифи на южноамериканском. 2 октября корабли вышли в море и взяли курс на юг.
9 октября один из «суордфишей» обнаружил западнее островов Зеленого Мыса крупный танкер, лежащий в дрейфе. На запрос о национальной принадлежности он выдал себя за американский «Делмар», и Уэллс, не имевший в своем распоряжении эсминцев, решил не сближаться для досмотра. Только позднее было установлено, что настоящий «Делмар» находился в это время в Нью-Орлеане. Так англичане упустили возможность уничтожить «Альтмарк» — судно снабжения германского рейдера.
12 октября линкор и авианосец прибыли во Фритаун, а через два дня соединение «К», усиленное четырьмя эсминцами, вышло в открытый океан. 17 октября «Арк» впервые за свою карьеру пересек экватор, по случаю чего на палубе был устроен традиционный праздник Нептуна. 20 октября соединение, израсходовав топливо, вернулось во Фритаун.
В течение двух с лишним месяцев «Арк Ройял» охотился за немецким «карманным линкором». Ежедневно самолеты авианосца осматривали огромные пространства океана, но обнаружить рейдер им так и не довелось. Проведенное после войны сопоставление штурманских прокладок «Шпее» и британского соединения показало, что 24 — 25 ноября англичане были очень близки к своей цели. Не измени тогда Уэллс первоначального решения обогнуть остров Святой Елены с запада и останься рейдер на прежнем курсе еще сутки-другие — встреча была бы неминуема. Пока же англичанам пришлось довольствоваться перехватом трех германских транспортов-блокадопрорывателей.
Не обошлось и без происшествий на борту авианосца. 25 ноября при посадке столкнулись два «суордфиша», погибли два человека. 8 декабря один «Скьюа» пролетел слишком близко от авианосца, задев крылом растянутые вдоль борта радиоантенны. Машина потеряла управление и рухнула в воду. Пилот погиб, а стрелок-наблюдатель чудом уцелел.
После взрыва «Адмирала графа Шпее» его собственной командой «Арк Ройял» некоторое время оставался во Фритауне. В январе он перешел во французский Дакар, а оттуда направился в родные воды, прибыв в Портсмут 16 февраля. В течение следующего месяца его «суордфиши» принимали участие в поисках немецких блокадо-прорывателей у испанских берегов, обнаружив пять судов, возвращавшихся в Германию.
Комплектование новых эскадрилий FAA потребовало привлечения большого числа молодых кадров. 22 марта авианосец направился на Средиземное море. Там в спокой обстановке пилоты могли попрактиковаться в посадках на палубу и в торпедных атаках по маневренным морским целям.