Норвежская экспедиция
Продолжавшаяся семь месяцев «странная война» закончилась 9 апреля 1940 года, когда германские войска вторглись в Норвегию. Неделю спустя в эту страну были отправлены англо-французские части, высадившиеся в районе Нарвика, Намсуса и Ондальснеса. Снабжение войск той и другой сторон велось исключительно морем, поэтому особую роль в ходе кампании играло противоборство Люфтваффе и Королевского флота.
Состав авиагруппы "Арк Ройяла " в период Норвежской кампании 24 апреля — 1 мая 1940 г. 4 мая — 13 июня 1940 г. 800 sqn 9 "Скьюа", 2 "Рок" 800 sqn 12 "Скьюа" 801 sqn 9 "Скьюа", 3 "Рок" 803 sqn 11 "Скьюа" 810 sqn 12 "Суордфиш" 810 sqn 12 "Суордфиш" 820 sqn 9 "Суордфиш" 820 sqn 9 "Суордфиш" 701 sqn 6 "Уолрус" (с 7 июня) |
Уже на второй день кампании FAA добились своей первой громкой победы, причем отличились эскадрильи, ранее приписанные к «Арку». Ранним утром 10 апреля с аэродрома Хатстон на Оркнейских островах поднялись шестнадцать «скьюа» 800-й и 803-й эскадрилий. Они взяли курс на Берген, где находился поврежденный накануне германский легкий крейсер «Кенигсберг» . Истребители-бомбардировщики атаковали цель с пикирования. Для немцев налет оказался совершенно неожиданным. Трех прямых попаданий и нескольких близких разрывов 500-фн (227-кг) полубронебойных бомб оказалось достаточно для уничтожения крейсера. Первая в истории воздушная атака крупного надводного корабля в боевых условиях завершилась триумфом. Всего один «Скьюа» не вернулся домой. 14 апреля те же эскадрильи повторили налет, потопив в гавани Бергена пароход «Баренфельс» (7569 брт). Известие о начале боевых действий в Норвегии застало «Арк Ройял» в Александрии, откуда он вместе с «Глориесом» немедленно направился в метрополию. Однако в Гибралтаре адмирал Уэллс перенес свой флаг на «Глориес» и вывел его в море для упражнений. Это вызвало недоумение многих офицеров: «Какие могут быть упражнения, когда в двух тысячах миль от тихого Средиземноморья идут бои, а снабжение экспедиционных сил зависит от господства на море?!» Лишь 21 апреля корабли прибыли в устье Клайда. На прием новых эскадрилий и необходимых запасов ушло меньше суток, и уже на следующий день эскадра в составе «Арк Ройяла», «Глориеса», крейсеров «Беруик», «Кёрлью» и пяти эсминцев вышла в район Тронхейма. Задачи авианосной группы формулировались так: «защита боевых кораблей и конвоев; воздушное прикрытие сухопутных войск на местах высадки; удары по захваченным немцами аэродромам на территории Норвегии». Дополнительной задачей стала доставка в район Ондальснеса истребителей сухопутного базирования — на палубу «Глориеса» было принято 18 «гладиаторов».
Ни один из авианосцев эскадры не имел радара наблюдения за воздушным пространством, только «Кёрлью» оснащался РЛС типа 79 с 80-мильным радиусом действия. Станция была еще «сырой», однако показала себя уже вечером 23 апреля. Когда на ее экране появились три «хейнкеля», вылетевшая наперехват шестерка «скьюа» заставила их повернуть назад, серьезно повредив одну из немецких машин (она дотянула до побережья и там разбилась). Это был первый в истории случай, когда перехватчики наводились по данным радиолокатора.
На следующий день, приблизившись к норвежскому побережью, авианосцы приступили к активным действиям. «Суордфиши» вели наблюдение за морем и поиск подводных лодок, «си гладиаторы» с «Глориеса» и несколько «роков» с «Арк Ройяла» поочередно осуществляли воздушное патрулирование над кораблями. «Скьюа» барражировали над Намсусом и Ондальснесом, но это прикрытие было скорее номинальным — всего по три машины на каждую базу. Истребителям приходилось совершать 220-мильные перелеты от кораблей и обратно, что существенно ограничивало время нахождения над целью. Тем не менее, в первый день пилотам 803-й эскадрильи (во время этого похода она базировалась на «Глориес») удалось сбить два бомбардировщика Люфтваффе.
Ранним утром 25 апреля 14 «суордфишей» и десять «скьюа» с бомбами поднялись с палуб авианосцев и взяли курс на Тронхейм. Их целями были аэродром Вэр-нес, расположенное рядом озеро, которое, по данным разведки, использовалось немцами как еще один временный аэродром, а также якобы находившиеся в гавани крейсер и танкеры. Перед атакой группа разделилась. «Суордфиши» 810-й эскадрильи на льду озера ничего не обнаружили и позже присоединились к остальным. В результате удара по аэродрому было разрушено два ангара и уничтожено 12 вражеских самолетов, еще три повреждено. Крейсер на поверку оказался мифом, поэтому бомбы сбросили на суда в порту, но те отделались легкими повреждениями. Англичане потеряли четыре «суордфиша», два «скьюа» не дотянули до авианосцев и упали в море; два поврежденных истребителя, хоть и сумели сесть, не подлежали ремонту в корабельных условиях, а еще три совершили вынужденную посадку на норвежской территории и стали жертвами налета немецких бомбардировщиков.
Следующие два дня авианосцы маневрировали в 80 милях от побережья, палубные истребители вели патрулирование над горными районами, прикрывая сухопутные части. 26 апреля 18 «скьюа» осуществили восемь перехватов, уничтожив при этом два Не-111 , еще три повредив — ценой гибели двух своих машин. Кэптен Партридж записал на свой счет один из немецких «хейн-келей» перед тем, как был подбит сам. Партридж и его стрелок-наблюдатель лейтенант Восток приземлились в расположении британских частей и позже вернулись на корабль. Еще более результативным выдалось 27 апреля. При патрулировании над Ондальснесом «скьюа» уничтожили пять вражеских бомбардировщиков и серьезно повредили два других. Потери англичан составили два истребителя, но одному экипажу удалось выброситься с парашютами и добраться до своих.
Поздним вечером того же дня «Глориес» отделился от эскадры и ушел на дозаправку, а легкий крейсер «Шеффилд» заменил «Кёрлью» в роли корабля радиолокационного наведения. 28 апреля группа из 12 «суордфишей» под эскортом семи «скьюа» с «Арка» совершила новый налет на Тронхейм. Истребители уничтожили на якорной стоянке пять гидросамолетов, бомбами был разрушен последний ангар. Главная ударная сила англичан — старые тихоходные бипланы — показали себя весьма стойкими к зенитному огню. Так, машина кэптена Скина вернулась на авианосец с перебитой стойкой и многочисленными пробоинами в крыльях, а лейтенант Оуэнсмит вытащил из своего самолета крупный осколок, застрявший между тягами элеронов. Потери в ходе налета составили всего один «Скьюа». Вернувшиеся с патрулирования над норвежской территорией пилоты истребителей доложили о четырех сбитых вражеских самолетах.
Едва последний самолет приземлился на палубу «Арк Ройяла», сам авианосец подвергся атаке тройки Ju-88. Все бомбы упали между «Арком» и «Шеффилдом», а зенитчикам удалось сбить один из них. Стало очевидным, что немецкая разведка определила район нахождения группы. Адмирал Уэллс собирался отвести корабли к Фарерским островам, но события приняли иной оборот. Британское командование отдало приказ об эвакуации из Намсуса и Ондаль-снеса. На авианосцы возлагалась задача по обеспечению воздушного прикрытия.
На рассвете 1 мая «скьюа» поднялись в воздух и взяли курс на Ондальснес. Погода стояла прекрасная, и этим не преминули воспользоваться немецкие бомбардировщики. Налеты продолжались весь день с небольшими перерывами. Фонтаны воды то и дело вздымались в воздух, порой совсем скрывая из виду соседние корабли. Попаданий не было, лишь одна из бомб разорвалась в 30 м от борта «Арк Ройяла», не причинив ему заметных повреждений. Палубные истребители, вынужденные переключиться на защиту собственных плавучих аэродромов, патрулирование побережья прекратили. Вечером адмирал Уэллс отдал приказ идти в базу. Уставшие пилоты нуждались хотя бы в кратковременном отдыхе, корабли — в дозаправке, а поредевшие эскадрильи — в пополнении.
Всего двое суток «Арк Ройял» находился в Скапа-Флоу. За это время кэптен Пауэр передал корабль новому командиру — кэптену Ч.С. Холланду. Произошли изменения и в составе авиагруппы: вместо недавно сформированной 801-й эскадрильи на борт взяли опытную 803-ю. Остались на берегу не оправдавшие надежд «роки». 4 мая авианосец в сопровождении линкора «Вэлиэнт», крейсера ПВО «Кёрлью» и эсминцев снова вышел в море.
Хотя Намсус и Ондальснес были оставлены, севернее, в районе Нарвика, боевые действия продолжались. Немецких аэродромов поблизости не было, и теперь вражеские бомбардировщики непосредственно авианосцу не угрожали. 6 мая его авиагруппа начала свою деятельность. «Суордфиши» вылетали на разведку, снабжая сухопутные части неоценимыми аэрофотоснимками перед планировавшейся десантной операцией, бомбили позиции противника, поддерживали высадку десанта в Уфут-фьорде 13 мая, а «скьюа» обеспечивали истребительный патруль у самого Нарвика и прикрывали район Будё.
«Арк Ройял» находился в районе боевых действий до 19 мая, после чего ушел принимать топливо в Тромсё. Еще через три дня он отправился в Скапа-Флоу на доукомплектование эскадрилий. За 14 суток его истребители сбили шесть и повредили восемь вражеских самолетов. Пять «скьюа» было потеряно, правда, всего с одним экипажем, но гибель лейтенанта Уильяма Люси стала тяжелой утратой. Встретившись 14 мая с «хейнкелями», Люси вступил в бой, «завалил» одного из них и погнался за вторым, но попал под огонь немецких стрелков. Истребитель одного из лучших пилотов FAA взорвался в воздухе. К тому времени он уже имел Орден за выдающиеся заслуги (за потопление «Кенигсберга»), а на его счету значилось шесть уничтоженных и пять поврежденных самолетов противника.
Стремительное германское наступление во Франции торопило союзников вывести свои войска (более 24 тысяч человек) из Норвегии. Чтобы провести эвакуацию без потерь, требовалось обеспечить «чистое небо». 2 июня «Арк Ройял» и «Глориес» вернулись к норвежскому побережью. Их самолеты наносили удары по германским опорным пунктам и коммуникациям, в том числе по линиям снабжения в районе Будё. К вечеру 7 июня эвакуация завершилась. Приняв на борт 701-ю эскадрилью летающих лодок «Уолрус», «Арк» направился к родным берегам, прикрывая конвои с войсками. «Глориес» пошел в Скапа-Флоу самостоятельно, и это завершилось для него трагически: на следующий день он и два сопровождавших его эсминца были потоплены артиллерией германских линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау».
Командующий Флотом метрополии адмирал Форбс узнал о судьбе «Глориеса» только через сутки из сообщения германского радио, после чего немедленно вывел «Родней», «Ринаун» и шесть эсминцев для поиска германского отряда и прикрытия возвращающихся судов. «Арк Ройял» получил приказ следовать на соединение с главными силами флота. Двое суток англичане носились по морю, пытаясь найти то, чего там уже давно не было. Вскоре авиационная разведка обнаружила один из немецких кораблей в Тронхейме и Форбс решил нанести удар палубными самолетами. Пилоты авианосца встретили это известие без энтузиазма. Германские корабли имели сильное зенитное вооружение, к тому же стояли в хорошо защищенной базе, всего в нескольких километрах от которой располагался аэродром Вэрнес. Первоначально планировалось, что в налете будут участвовать «суордфи-ши», вооруженные торпедами, и «скьюа», часть из которых несла бомбы, а часть — выделялась в прикрытие. Однако использование медлительных «авосек» против такой цели, да еще в период белых ночей, сочли форменным самоубийством. Удар поручили одним «скьюа».
Имея перед собой пример «Кенигсберга», командующий ожидал от атаки не меньшего эффекта, но удача не сопутствовала англичанам. Из-за плохой погоды 15 истребителей-бомбардировщиков 800-й и 803-й эскадрилий смогли подняться с палубы авианосца только в 1.30 13 июня. Каждая машина несла по 500-фн бронебойной бомбе.
Намечалось, что одновременно с ударной группой «Арка» бомбардировщики Королевских ВВС произведут налет на Вэрнес, дабы не дать немецким перехватчикам подняться в воздух. Однако синхронной атаки не получилось. На Тронхейм смогли выйти только четыре «бофорта», которые отбомбились без должного результата, зато потревоженные ими «мессершмитты» устроили авианосной группе «горячий прием».
Подлетая к цели, экипажи «скьюа» увидели столб дыма, поднимавшийся над аэродромом, и свору вражеских истребителей, барражировавших над фьордом. Ведущий группы — новый командир 803-й эскадрильи лейтенант-коммандер Кассон — разделил самолеты на две волны — одну из них возглавил сам, другую повел Партридж. Звено Кассона развернулось, и с километровой высоты самолеты начали пикировать на «Шарнхорст» с носовых курсовых углов. Эскадрилья Партриджа заходила для бомбометания с противоположной стороны на высоте более 2000 м, но сразу же была атакована истребителями противника. В поединке с верткими «мессершмиттами-109» перегруженные бомбами «скьюа» не имели никаких шансов. Немецкие пилоты устроили англичанам настоящее избиение, уничтожив восемь машин. Не вернулись на авианосец и оба командира эскадрилий, из 16 летчиков только Партридж остался жив, проведя пять лет в немецком плену. Результат налета свелся к попаданию в «Шарнхорст» одной бомбы, к тому же невзорвавшейся. Норвежская кампания закончилась, и для воздушных сил флота ее итоги никак нельзя назвать впечатляющими, чему были свои причины. Британские авианосцы находились в невыгодном положении, вынужденные маневрировать в ограниченном районе, зачастую — в пределах эффективного боевого радиуса бомбардировщиков противника. Основную часть машин приходилось отвлекать на противолодочное патрулирование или держать на случай отражения возможных налетов. Уровень боевой подготовки немецких пилотов был намного выше, но все же решающее значение имело техническое превосходство германской стороны. В итоге палубные истребители, хотя и записали на свой счет 20 подтвержденных воздушных побед, не смогли обеспечить надежную защиту кораблям и береговым объектам. Произведенный в завершение кампании неудачный рейд на Тронхейм окончательно убедил англичан, что самолеты «Скьюа» оказались далеко не такими универсальными, как задумывалось — при использовании в качестве пикировщиков эти машины нуждались в дополнительном истребительном эскорте, в противном случае несли тяжелые потери. Тем не менее, реальной альтернативы им пока не существовало.