Норвежская экспедиция

 

Продолжавшаяся семь месяцев «странная война» закончилась 9 апреля 1940 года, когда германские войска вторглись в Норвегию. Неделю спустя в эту страну были отправлены англо-французские части, высадившиеся в районе Нарвика, Намсуса и Ондальснеса. Снабжение войск той и другой сторон велось исключительно морем, поэтому особую роль в ходе кам­пании играло противоборство Люфтваф­фе и Королевского флота.

 

Состав авиагруппы "Арк Ройяла " в период Норвежской кампании

24 апреля — 1 мая 1940 г.                         4 мая — 13 июня 1940 г.

800 sqn             9 "Скьюа", 2 "Рок"         800 sqn            12 "Скьюа"

801 sqn             9 "Скьюа", 3 "Рок"         803 sqn            11 "Скьюа"

810 sqn          12 "Суордфиш"                 810 sqn            12 "Суордфиш"

820 sqn             9 "Суордфиш"                820 sqn             9 "Суордфиш"

                                                                701 sqn   6 "Уолрус" (с 7 июня)

 

Уже на второй день кампании FAA до­бились своей первой громкой победы, при­чем отличились эскадрильи, ранее приписанные к «Арку». Ранним утром 10 апреля с аэродрома Хатстон на Оркнейских ост­ровах поднялись шестнадцать «скьюа» 800-й и 803-й эскадрилий. Они взяли курс на Берген, где находился поврежденный накануне германский легкий крейсер «Ке­нигсберг» . Истребители-бомбардировщи­ки атаковали цель с пикирования. Для нем­цев налет оказался совершенно неожидан­ным. Трех прямых попаданий и несколь­ких близких разрывов 500-фн (227-кг) по­лубронебойных бомб оказалось достаточ­но для уничтожения крейсера. Первая в истории воздушная атака крупного надвод­ного корабля в боевых условиях заверши­лась триумфом. Всего один «Скьюа» не вернулся домой. 14 апреля те же эскад­рильи повторили налет, потопив в гавани Бергена пароход «Баренфельс» (7569 брт). Известие о начале боевых действий в Норвегии застало «Арк Ройял» в Алексан­дрии, откуда он вместе с «Глориесом» не­медленно направился в метрополию. Од­нако в Гибралтаре адмирал Уэллс пере­нес свой флаг на «Глориес» и вывел его в море для упражнений. Это вызвало недо­умение многих офицеров: «Какие могут быть упражнения, когда в двух тысячах миль от тихого Средиземноморья идут бои, а снабжение экспедиционных сил зависит от господства на море?!» Лишь 21 апреля корабли прибыли в устье Клайда. На при­ем новых эскадрилий и необходимых за­пасов ушло меньше суток, и уже на следу­ющий день эскадра в составе «Арк Ройяла», «Глориеса», крейсеров «Беруик», «Кёрлью» и пяти эсминцев вышла в район Тронхейма. Задачи авианосной группы формулировались так: «защита боевых кораблей и конвоев; воздушное прикры­тие сухопутных войск на местах высадки; удары по захваченным немцами аэродро­мам на территории Норвегии». Дополни­тельной задачей стала доставка в район Ондальснеса истребителей сухопутного базирования — на палубу «Глориеса» было принято 18 «гладиаторов».

Ни один из авианосцев эскадры не имел радара наблюдения за воздушным про­странством, только «Кёрлью» оснащался РЛС типа 79 с 80-мильным радиусом дей­ствия. Станция была еще «сырой», однако показала себя уже вечером 23 апреля. Когда на ее экране появились три «хейнкеля», вылетевшая наперехват шестерка «скьюа» заставила их повернуть назад, серьезно повредив одну из немецких ма­шин (она дотянула до побережья и там разбилась). Это был первый в истории случай, когда перехватчики наводились по данным радиолокатора.

На следующий день, приблизившись к норвежскому побережью, авианосцы приступили к активным действиям. «Суордфиши» вели наблюдение за морем и поиск подводных лодок, «си гладиато­ры» с «Глориеса» и несколько «роков» с «Арк Ройяла» поочередно осуществля­ли воздушное патрулирование над ко­раблями. «Скьюа» барражировали над Намсусом и Ондальснесом, но это при­крытие было скорее номинальным — всего по три машины на каждую базу. Истребителям приходилось совершать 220-мильные перелеты от кораблей и обратно, что существенно ограничива­ло время нахождения над целью. Тем не менее, в первый день пилотам 803-й эс­кадрильи (во время этого похода она базировалась на «Глориес») удалось сбить два бомбардировщика Люфтваффе.

Ранним утром 25 апреля 14 «суордфишей» и десять «скьюа» с бомбами подня­лись с палуб авианосцев и взяли курс на Тронхейм. Их целями были аэродром Вэр-нес, расположенное рядом озеро, которое, по данным разведки, использовалось немцами как еще один временный аэродром, а также якобы находившиеся в гавани крей­сер и танкеры. Перед атакой группа разде­лилась. «Суордфиши» 810-й эскадрильи на льду озера ничего не обнаружили и позже присоединились к остальным. В результа­те удара по аэродрому было разрушено два ангара и уничтожено 12 вражеских само­летов, еще три повреждено. Крейсер на по­верку оказался мифом, поэтому бомбы сбросили на суда в порту, но те отделались легкими повреждениями. Англичане поте­ряли четыре «суордфиша», два «скьюа» не дотянули до авианосцев и упали в море; два поврежденных истребителя, хоть и су­мели сесть, не подлежали ремонту в кора­бельных условиях, а еще три совершили вы­нужденную посадку на норвежской терри­тории и стали жертвами налета немецких бомбардировщиков.

Следующие два дня авианосцы манев­рировали в 80 милях от побережья, палуб­ные истребители вели патрулирование над горными районами, прикрывая сухопутные части. 26 апреля 18 «скьюа» осуществили восемь перехватов, уничтожив при этом два Не-111 , еще три повредив — ценой гибели двух своих машин. Кэптен Партридж запи­сал на свой счет один из немецких «хейн-келей» перед тем, как был подбит сам. Партридж и его стрелок-наблюдатель лей­тенант Восток приземлились в расположе­нии британских частей и позже вернулись на корабль. Еще более результативным выдалось 27 апреля. При патрулировании над Ондальснесом «скьюа» уничтожили пять вражеских бомбардировщиков и серь­езно повредили два других. Потери анг­личан составили два истребителя, но од­ному экипажу удалось выброситься с пара­шютами и добраться до своих.

Поздним вечером того же дня «Глори­ес» отделился от эскадры и ушел на до­заправку, а легкий крейсер «Шеффилд» заменил «Кёрлью» в роли корабля радио­локационного наведения. 28 апреля груп­па из 12 «суордфишей» под эскортом семи «скьюа» с «Арка» совершила новый налет на Тронхейм. Истребители уничтожили на якорной стоянке пять гидросамолетов, бомбами был разрушен последний ангар. Главная ударная сила англичан — старые тихоходные бипланы — показали себя весьма стойкими к зенитному огню. Так, машина кэптена Скина вернулась на авиа­носец с перебитой стойкой и многочислен­ными пробоинами в крыльях, а лейтенант Оуэнсмит вытащил из своего самолета крупный осколок, застрявший между тяга­ми элеронов. Потери в ходе налета соста­вили всего один «Скьюа». Вернувшиеся с патрулирования над норвежской террито­рией пилоты истребителей доложили о четырех сбитых вражеских самолетах.

Едва последний самолет приземлился на палубу «Арк Ройяла», сам авианосец под­вергся атаке тройки Ju-88. Все бомбы упали между «Арком» и «Шеффилдом», а зе­нитчикам удалось сбить один из них. Стало очевидным, что немецкая разведка опре­делила район нахождения группы. Адмирал Уэллс собирался отвести корабли к Фарер­ским островам, но события приняли иной оборот. Британское командование отдало приказ об эвакуации из Намсуса и Ондаль-снеса. На авианосцы возлагалась задача по обеспечению воздушного прикрытия.

На рассвете 1 мая «скьюа» поднялись в воздух и взяли курс на Ондальснес. Пого­да стояла прекрасная, и этим не преминули воспользоваться немецкие бомбарди­ровщики. Налеты продолжались весь день с небольшими перерывами. Фонтаны воды то и дело вздымались в воздух, порой со­всем скрывая из виду соседние корабли. Попаданий не было, лишь одна из бомб разорвалась в 30 м от борта «Арк Ройяла», не причинив ему заметных повреж­дений. Палубные истребители, вынужден­ные переключиться на защиту собствен­ных плавучих аэродромов, патрулирование побережья прекратили. Вечером адмирал Уэллс отдал приказ идти в базу. Уставшие пилоты нуждались хотя бы в кратковременном отдыхе, корабли — в дозаправке, а по­редевшие эскадрильи — в пополнении.

Всего двое суток «Арк Ройял» находил­ся в Скапа-Флоу. За это время кэптен Па­уэр передал корабль новому командиру — кэптену Ч.С. Холланду. Произошли изме­нения и в составе авиагруппы: вместо не­давно сформированной 801-й эскадрильи на борт взяли опытную 803-ю. Остались на берегу не оправдавшие надежд «роки». 4 мая авианосец в сопровождении линко­ра «Вэлиэнт», крейсера ПВО «Кёрлью» и эсминцев снова вышел в море.

Хотя Намсус и Ондальснес были остав­лены, севернее, в районе Нарвика, бое­вые действия продолжались. Немецких аэродромов поблизости не было, и теперь вражеские бомбардировщики непосред­ственно авианосцу не угрожали. 6 мая его авиагруппа начала свою деятельность. «Суордфиши» вылетали на разведку, снаб­жая сухопутные части неоценимыми аэро­фотоснимками перед планировавшейся десантной операцией, бомбили позиции противника, поддерживали высадку десан­та в Уфут-фьорде 13 мая, а «скьюа» обес­печивали истребительный патруль у самого Нарвика и прикрывали район Будё.

«Арк Ройял» находился в районе бое­вых действий до 19 мая, после чего ушел принимать топливо в Тромсё. Еще через три дня он отправился в Скапа-Флоу на до­укомплектование эскадрилий. За 14 суток его истребители сбили шесть и повреди­ли восемь вражеских самолетов. Пять «скьюа» было потеряно, правда, всего с одним экипажем, но гибель лейтенанта Уильяма Люси стала тяжелой утратой. Встретившись 14 мая с «хейнкелями», Люси вступил в бой, «завалил» одного из них и погнался за вторым, но попал под огонь немецких стрелков. Истребитель одного из лучших пилотов FAA взорвался в воздухе. К тому времени он уже имел Орден за выдающиеся заслуги (за потоп­ление «Кенигсберга»), а на его счету зна­чилось шесть уничтоженных и пять повреж­денных самолетов противника.

Стремительное германское наступле­ние во Франции торопило союзников вы­вести свои войска (более 24 тысяч чело­век) из Норвегии. Чтобы провести эвакуа­цию без потерь, требовалось обеспечить «чистое небо». 2 июня «Арк Ройял» и «Глориес» вернулись к норвежскому побере­жью. Их самолеты наносили удары по гер­манским опорным пунктам и коммуника­циям, в том числе по линиям снабжения в районе Будё. К вечеру 7 июня эвакуация завершилась. Приняв на борт 701-ю эс­кадрилью летающих лодок «Уолрус», «Арк» направился к родным берегам, прикрывая конвои с войсками. «Глориес» пошел в Скапа-Флоу самостоятельно, и это завер­шилось для него трагически: на следую­щий день он и два сопровождавших его эсминца были потоплены артиллерией гер­манских линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Командующий Флотом метрополии ад­мирал Форбс узнал о судьбе «Глориеса» только через сутки из сообщения германского радио, после чего немедленно вы­вел «Родней», «Ринаун» и шесть эсмин­цев для поиска германского отряда и прикрытия возвращающихся судов. «Арк Ройял» получил приказ следовать на соеди­нение с главными силами флота. Двое суток англичане носились по морю, пытаясь найти то, чего там уже давно не было. Вскоре авиационная разведка обнаружила один из немецких кораблей в Тронхей­ме и Форбс решил нанести удар палубны­ми самолетами. Пилоты авианосца встре­тили это известие без энтузиазма. Герман­ские корабли имели сильное зенитное во­оружение, к тому же стояли в хорошо защищенной базе, всего в нескольких кило­метрах от которой располагался аэродром Вэрнес. Первоначально планировалось, что в налете будут участвовать «суордфи-ши», вооруженные торпедами, и «скьюа», часть из которых несла бомбы, а часть — выделялась в прикрытие. Однако исполь­зование медлительных «авосек» против такой цели, да еще в период белых ночей, сочли форменным самоубийством. Удар поручили одним «скьюа».

Имея перед собой пример «Кенигсбер­га», командующий ожидал от атаки не меньшего эффекта, но удача не сопутство­вала англичанам. Из-за плохой погоды 15 истребителей-бомбардировщиков 800-й и 803-й эскадрилий смогли подняться с па­лубы авианосца только в 1.30 13 июня. Каждая машина несла по 500-фн броне­бойной бомбе.

Намечалось, что одновременно с удар­ной группой «Арка» бомбардировщики Ко­ролевских ВВС произведут налет на Вэрнес, дабы не дать немецким перехватчи­кам подняться в воздух. Однако синхрон­ной атаки не получилось. На Тронхейм смогли выйти только четыре «бофорта», которые отбомбились без должного ре­зультата, зато потревоженные ими «мессершмитты» устроили авианосной группе «горячий прием».

Подлетая к цели, экипажи «скьюа» уви­дели столб дыма, поднимавшийся над аэродромом, и свору вражеских истреби­телей, барражировавших над фьордом. Ведущий группы — новый командир 803-й эскадрильи лейтенант-коммандер Кассон — разделил самолеты на две волны — одну из них возглавил сам, другую повел Партридж. Звено Кассона развернулось, и с километровой высоты самолеты нача­ли пикировать на «Шарнхорст» с носовых курсовых углов. Эскадрилья Партриджа заходила для бомбометания с противопо­ложной стороны на высоте более 2000 м, но сразу же была атакована истребителя­ми противника. В поединке с верткими «мессершмиттами-109» перегруженные бомбами «скьюа» не имели никаких шан­сов. Немецкие пилоты устроили англича­нам настоящее избиение, уничтожив во­семь машин. Не вернулись на авианосец и оба командира эскадрилий, из 16 летчи­ков только Партридж остался жив, прове­дя пять лет в немецком плену. Результат налета свелся к попаданию в «Шарнхорст» одной бомбы, к тому же невзорвавшейся. Норвежская кампания закончилась, и для воздушных сил флота ее итоги никак нельзя назвать впечатляющими, чему были свои причины. Британские авианосцы находились в невыгодном положении, вынуж­денные маневрировать в ограниченном районе, зачастую — в пределах эффектив­ного боевого радиуса бомбардировщиков противника. Основную часть машин при­ходилось отвлекать на противолодочное патрулирование или держать на случай от­ражения возможных налетов. Уровень бое­вой подготовки немецких пилотов был намного выше, но все же решающее зна­чение имело техническое превосходство германской стороны. В итоге палубные ис­требители, хотя и записали на свой счет 20 подтвержденных воздушных побед, не смогли обеспечить надежную защиту ко­раблям и береговым объектам. Произве­денный в завершение кампании неудачный рейд на Тронхейм окончательно убедил англичан, что самолеты «Скьюа» оказались далеко не такими универсальными, как за­думывалось — при использовании в каче­стве пикировщиков эти машины нуждались в дополнительном истребительном эскор­те, в противном случае несли тяжелые по­тери. Тем не менее, реальной альтерна­тивы им пока не существовало.