Операция «Катапульта»

 

«Арк Ройял» бросил якорь в Скапа-Флоу 14 июня 1940 года — как раз в тот день, когда германские войска вошли в Париж. Вскоре Франция капитулировала. Для анг­личан это означало, помимо всего проче­го, кардинальное изменение баланса сил на Средиземном море. Предвоенными планами предполагалось, что в случае ожи­давшегося вступления в войну фашист­ской Италии британский флот будет дей­ствовать в восточной части моря, тогда как ответственность за западную берут на себя французы. Теперь предстояло срочно ис­кать замену выбывшему из игры француз­скому флоту. Достаточный резерв надводных кораблей позволил англичанам сде­лать это весьма оперативно.

17 июня «Арк» вместе с линейным крей­сером «Худ» и 8-й флотилией эсминцев отправился в Гибралтар. По пути туда авианосец был атакован подводной лодкой U-46, но торпеды снова прошли мимо. 28 июня завершилось формирование соединения «Н». Командующим был назна­чен вице-адмирал сэр Джеймс Ф. Сомер­вилл. С этого времени главным театром, на котором пришлось действовать «Арк Ройялу», стал средиземноморский.

Британское правительство не без осно­ваний опасалось, что после заключения перемирия французские корабли могут попасть в руки противника. 3 июля 1940 года англичане провели операцию «Катапуль­та». Ее целью было захватить или уничто­жить все французские корабли и суда, на­ходившиеся в пределах досягаемости. Один из основных актов этой драмы разыгрался в военно-морской базе Мерс-эль-Кебир, в нескольких милях к западу от Орана.

Еще 1 июля Сомервилл получил приказ нейтрализовать стоявшую в Мерс-эль-Кебире французскую эскадру, куда входили линкоры «Дюнкерк», «Страсбург», «Про­ванс», «Бретань», гидроавианосец «Коммандан Тест» и шесть лидеров. В приказе говорилось, что если переговоры не да­дут ожидаемого результата, то следует применить силу. 2 июля Сомервилл вывел из Гибралтара свое соединение. Помимо «Арка» в его состав входили линейный крейсер «Худ», линкоры «Вэлиэнт» и «Резолюшн», легкие крейсера «Аретьюза» и «Энтерпрайз», а также 11 эскадренных ми­ноносцев.

Командиру «Арк Ройяла» планом опе­рации отводилась особая роль. Дело в том, что перед войной кэптен Холланд был во­енно-морским атташе в Париже. Там он завел много друзей среди французских офицеров, был удостоен командорского креста Ордена Почетного легиона, в со­вершенстве владел французским языком. Именно ему были поручены переговоры с французским командующим адмиралом Жансулем. В ночь на 3 июля Холланд пе­решел на борт эсминца «Фоксхаунд», и тот отделился от эскадры. В 5.15 он подошел к Мерс-эль-Кебиру и передал семафором просьбу Холланда о встрече с Жансулем.

Французский адмирал отказался от пря­мых переговоров, послав своего флаг-офицера, через него Холланд передал па­кет с предложениями своего командова­ния. В письме, написанном Сомервиллом, французам предлагалось четыре вариан­та действий: 1) присоединиться к британ­скому флоту для продолжения совместных действий против Германии и Италии; 2) перейти в британские порты и интернировать­ся; 3) перейти в порты французской Вест-Индии или Соединенных Штатов; 4) зато­пить свои корабли в течение 6 часов. За­канчивался ультиматум словами: «Я имею приказ правительства Его Величества ис­пользовать все необходимые средства для предотвращения попадания Ваших кораб­лей в руки немцев или итальянцев».

В 9.00 флаг-офицер передал ответ ад­мирала. Жансуль уверял, что его корабли никогда не попадут целыми в руки врага, но будут сопротивляться применению силы. Холланд сообщил Сомервиллу о пол­ном провале переговоров. В 10.50 с «Фоксхаунда» передали семафор, что в соот­ветствии с имеющимся приказом Сомер­вилл не позволит французам покинуть порт, если предложения британского пра­вительства не будут приняты. Срок ульти­матума истекал в 14.00.

Все это время «суордфиши» с «Арка» вели непрерывное наблюдение за обста­новкой во французской базе. Лейтенант-коммандер Ходжкинсон получил приказ быть готовым к взлету. Вскоре три «суорд-фиша» сбросили мины на главном фарва­тере базы, подтверждая тем самым серь­езность намерений англичан.

Адмирал Жансуль попытался продлить переговоры, передав, что готов принять личного представителя британского адми­рала. В три часа пополудни Холланд под­нялся на борт «Дюнкерка». Последние по­пытки сохранить дружественные отноше­ния были прерваны в 16.15 радиограммой

Сомервилла: «Если британские предложе­ния не будут приняты к 17.30 В.ST. (British Summer Time — британское летнее вре­мя — на один час впереди гринвичского), повторяю, к 17,30 В.ST. я потоплю Ваши корабли». В 16.35 Холланд покинул «Дюн­керк», и вскоре «Фоксхаунд» присоединил­ся к эскадре.

Обе стороны готовились к бою. На французских кораблях развели пары, эки­пажи разошлись по боевым постам, траль­щики начали освобождать фарватер от анг­лийских мин. А британское соединение уже легло на боевой курс. В 16.54 раздал­ся первый залп. Французские линкоры на­чали сниматься с якорей и выходить в море. Теснота гавани не позволяла начать движение одновременно и мешала ответ­ной стрельбе, поэтому бой превратился в избиение. Третьим залпом англичан был накрыт «Бретань», едва отваливший от причала. Над ним поднялся густой столб дыма, и в 17.09 он внезапно перевернул­ся и затонул. «Прованс» получил попада­ние в корму и был вынужден приткнуться к мели. «Дюнкерк» получил два или три прямых попадания 381-мм снарядами. Он отдал якорь, началась эвакуация экипажа.

Однако «Страсбург», лидеры «Вольта», «Тигр», «Линкс», «Террибль» и «Керсен» вырвались с рейда и взяли курс на северо-восток. У мыса Канастель к ним присо­единились шесть эсминцев из Орана. Этот маневр французов на какое-то время ос­тался незамеченным, так как в 17.12 бри­танское соединение прекратило огонь и начало поворот, прикрываясь поставлен­ными эсминцами дымовыми завесами. В этот момент «Арк Ройял», шедший в кон­це колонны, оказался в пределах досягаемости 330-мм орудий «Страсбурга». Но последний ограничился парой залпов по сторожившему выход из гавани эсминцу «Рестлер», заставив его отойти. Поднятые с палубы «Арка» шесть «суордфишей» с 250-фн бомбами под прикрытием двух «скьюа» в 17.45 атаковали ускользающий линкор. Попаданий они не добились, а от­ветным зенитным огнем две «авоськи» были так сильно повреждены, что не до­тянули до авианосца и упали в море.

Примерно в то же время англичане под­верглись атаке французских истребителей с расположенного поблизости аэродрома. Они несли 75-кг бомбы и даже не имели бомбовых прицелов. Не сумев поразить ни один из британских кораблей, отчаянные французские летчики пытались обстрели­вать из пулеметов их надстройки; кроме того, в воздушном поединке им удалось сбить один «Скьюа».

После неудачной попытки догнать фран­цузов на флагманском «Худе» — Сомер­вилл предпринял последний шанс покончить со «Страсбургом». Шесть «суордфи­шей» 820-й эскадрильи произвели две ата­ки, но все торпеды, сброшенные с дистан­ции около 900 м, — за пределами завесы эсминцев — прошли мимо, так как прибыв­ший из Орана миноносец «Пурсюивант» предупредил линкор о приближавшихся самолетах, и «Страсбург» успел перело­жить руль и отвернуть. Правда, вернув­шись, пилоты доложили о попадании — это одна из торпед, снабженных магнитными взрывателями «Дуплекс», взорвалась все­го в 25 м от борта «Страсбурга», не при­чинив ему повреждений. Первая в исто­рии атака торпедоносцев на крупный бое­вой корабль в море завершилась безре­зультатно.

4 июля соединение «Н» вернулось в Гибралтар. В тот же день Сомервилл от­правил Адмиралтейству отчет об операции. Воздушная разведка не смогла точно оп­ределить степень повреждений «Дюнкер­ка», хотя и сообщила, что он выбросился на берег. Однако после опрометчивого коммюнике командующего французскими ВМС на Средиземноморье адмирала Эстева, заявившего, что «повреждения «Дюн­керка» незначительны и будут быстро уст­ранены», Сомервилл получил приказ под­вергнуть линкор повторной атаке. Вечером 5 июля соединение «Н» снова вышло в море, оставив в Гибралтаре тихоходный «Резолюшн». На этот раз британский ад­мирал решил отказаться от артиллерийского обстрела, способного вызвать жер­твы среди мирного населения, и исполь­зовать для атаки только авиагруппу «Арк Ройяла».

Утром 6 июля англичане приблизились на 90 миль к Мерс-эль-Кебиру, и в 5.20 с палубы авианосца стали подниматься са­молеты — дюжина «суордфишей» с торпе­дами (один из них был вынужден вернуть­ся из-за поломки) в сопровождении деся­ти «скьюа». ПВО французской базы ока­залась не готовой к отражению атаки. Плотный зенитный огонь встретила толь­ко вторая волна атакующих, и лишь потом в небе появились французские истреби­тели MS.406 и «Хок-75».

Для «Дюнкерка» нападение оказалось совершенно неожиданным. Прислуга зе­нитных автоматов линкора была свезена на берег, а у его борта стоял сторожевой корабль «Тер Нёв», принимавший раненых и гробы с погибшими накануне. Пара «суордфишей» первой волны появилась в 6.28. Обе торпеды, сброшенные прежде­временно, взорвались от удара о мол и не причинили кораблю вреда. Спустя 9 ми­нут подошла вторая волна — три торпедо­носца и пять истребителей. Торпеды сно­ва прошли мимо линкора, но одна из них поразила «Тер Нёв». От взрыва небольшое суденышко переломилось надвое, а об­ломки его надстроек засыпали «Дюнкерк». Наконец, в 6.50 приблизилась еще шес­терка «авосек» с истребительным прикры­тием. Звено, заходившее с правого бор­та, было встречено огнем зениток и ис­требителями, все сброшенные торпеды прочертили следы в стороне от цели. Но последняя тройка, атаковавшая со сторо­ны левого крамбола, сбросила торпеды точно. Одна из них угодила в стоявший недалеко от линкора буксир «Эстерель», буквально развалив его на куски, вторая прошла прямо под килем 200-метрового исполина и угодила в обломки «Тер Нева», вызвав детонацию сложенных в его кор­мовой части 42-х 100-килограммовых глу­бинных бомб. В борту «Дюнкерка» обра­зовалась огромная пробоина, корабль по­терял 150 человек убитыми и навсегда выбыл из строя.

Потери англичан были минимальны — один сбитый «Скьюа», экипажу которого удалось спастись. К вечеру эскадра Сомервилла вернулась на базу, как сказал очевидец, «с болью в сердце». Но даль­нейшие события показали, что это был не последний раз, когда «Арк Ройялу» при­шлось действовать против недавнего со­юзника.