Операция «Катапульта»
«Арк Ройял» бросил якорь в Скапа-Флоу 14 июня 1940 года — как раз в тот день, когда германские войска вошли в Париж. Вскоре Франция капитулировала. Для англичан это означало, помимо всего прочего, кардинальное изменение баланса сил на Средиземном море. Предвоенными планами предполагалось, что в случае ожидавшегося вступления в войну фашистской Италии британский флот будет действовать в восточной части моря, тогда как ответственность за западную берут на себя французы. Теперь предстояло срочно искать замену выбывшему из игры французскому флоту. Достаточный резерв надводных кораблей позволил англичанам сделать это весьма оперативно.
17 июня «Арк» вместе с линейным крейсером «Худ» и 8-й флотилией эсминцев отправился в Гибралтар. По пути туда авианосец был атакован подводной лодкой U-46, но торпеды снова прошли мимо. 28 июня завершилось формирование соединения «Н». Командующим был назначен вице-адмирал сэр Джеймс Ф. Сомервилл. С этого времени главным театром, на котором пришлось действовать «Арк Ройялу», стал средиземноморский.
Британское правительство не без оснований опасалось, что после заключения перемирия французские корабли могут попасть в руки противника. 3 июля 1940 года англичане провели операцию «Катапульта». Ее целью было захватить или уничтожить все французские корабли и суда, находившиеся в пределах досягаемости. Один из основных актов этой драмы разыгрался в военно-морской базе Мерс-эль-Кебир, в нескольких милях к западу от Орана.
Еще 1 июля Сомервилл получил приказ нейтрализовать стоявшую в Мерс-эль-Кебире французскую эскадру, куда входили линкоры «Дюнкерк», «Страсбург», «Прованс», «Бретань», гидроавианосец «Коммандан Тест» и шесть лидеров. В приказе говорилось, что если переговоры не дадут ожидаемого результата, то следует применить силу. 2 июля Сомервилл вывел из Гибралтара свое соединение. Помимо «Арка» в его состав входили линейный крейсер «Худ», линкоры «Вэлиэнт» и «Резолюшн», легкие крейсера «Аретьюза» и «Энтерпрайз», а также 11 эскадренных миноносцев.
Командиру «Арк Ройяла» планом операции отводилась особая роль. Дело в том, что перед войной кэптен Холланд был военно-морским атташе в Париже. Там он завел много друзей среди французских офицеров, был удостоен командорского креста Ордена Почетного легиона, в совершенстве владел французским языком. Именно ему были поручены переговоры с французским командующим адмиралом Жансулем. В ночь на 3 июля Холланд перешел на борт эсминца «Фоксхаунд», и тот отделился от эскадры. В 5.15 он подошел к Мерс-эль-Кебиру и передал семафором просьбу Холланда о встрече с Жансулем.
Французский адмирал отказался от прямых переговоров, послав своего флаг-офицера, через него Холланд передал пакет с предложениями своего командования. В письме, написанном Сомервиллом, французам предлагалось четыре варианта действий: 1) присоединиться к британскому флоту для продолжения совместных действий против Германии и Италии; 2) перейти в британские порты и интернироваться; 3) перейти в порты французской Вест-Индии или Соединенных Штатов; 4) затопить свои корабли в течение 6 часов. Заканчивался ультиматум словами: «Я имею приказ правительства Его Величества использовать все необходимые средства для предотвращения попадания Ваших кораблей в руки немцев или итальянцев».
В 9.00 флаг-офицер передал ответ адмирала. Жансуль уверял, что его корабли никогда не попадут целыми в руки врага, но будут сопротивляться применению силы. Холланд сообщил Сомервиллу о полном провале переговоров. В 10.50 с «Фоксхаунда» передали семафор, что в соответствии с имеющимся приказом Сомервилл не позволит французам покинуть порт, если предложения британского правительства не будут приняты. Срок ультиматума истекал в 14.00.
Все это время «суордфиши» с «Арка» вели непрерывное наблюдение за обстановкой во французской базе. Лейтенант-коммандер Ходжкинсон получил приказ быть готовым к взлету. Вскоре три «суорд-фиша» сбросили мины на главном фарватере базы, подтверждая тем самым серьезность намерений англичан.
Адмирал Жансуль попытался продлить переговоры, передав, что готов принять личного представителя британского адмирала. В три часа пополудни Холланд поднялся на борт «Дюнкерка». Последние попытки сохранить дружественные отношения были прерваны в 16.15 радиограммой
Сомервилла: «Если британские предложения не будут приняты к 17.30 В.ST. (British Summer Time — британское летнее время — на один час впереди гринвичского), повторяю, к 17,30 В.ST. я потоплю Ваши корабли». В 16.35 Холланд покинул «Дюнкерк», и вскоре «Фоксхаунд» присоединился к эскадре.
Обе стороны готовились к бою. На французских кораблях развели пары, экипажи разошлись по боевым постам, тральщики начали освобождать фарватер от английских мин. А британское соединение уже легло на боевой курс. В 16.54 раздался первый залп. Французские линкоры начали сниматься с якорей и выходить в море. Теснота гавани не позволяла начать движение одновременно и мешала ответной стрельбе, поэтому бой превратился в избиение. Третьим залпом англичан был накрыт «Бретань», едва отваливший от причала. Над ним поднялся густой столб дыма, и в 17.09 он внезапно перевернулся и затонул. «Прованс» получил попадание в корму и был вынужден приткнуться к мели. «Дюнкерк» получил два или три прямых попадания 381-мм снарядами. Он отдал якорь, началась эвакуация экипажа.
Однако «Страсбург», лидеры «Вольта», «Тигр», «Линкс», «Террибль» и «Керсен» вырвались с рейда и взяли курс на северо-восток. У мыса Канастель к ним присоединились шесть эсминцев из Орана. Этот маневр французов на какое-то время остался незамеченным, так как в 17.12 британское соединение прекратило огонь и начало поворот, прикрываясь поставленными эсминцами дымовыми завесами. В этот момент «Арк Ройял», шедший в конце колонны, оказался в пределах досягаемости 330-мм орудий «Страсбурга». Но последний ограничился парой залпов по сторожившему выход из гавани эсминцу «Рестлер», заставив его отойти. Поднятые с палубы «Арка» шесть «суордфишей» с 250-фн бомбами под прикрытием двух «скьюа» в 17.45 атаковали ускользающий линкор. Попаданий они не добились, а ответным зенитным огнем две «авоськи» были так сильно повреждены, что не дотянули до авианосца и упали в море.
Примерно в то же время англичане подверглись атаке французских истребителей с расположенного поблизости аэродрома. Они несли 75-кг бомбы и даже не имели бомбовых прицелов. Не сумев поразить ни один из британских кораблей, отчаянные французские летчики пытались обстреливать из пулеметов их надстройки; кроме того, в воздушном поединке им удалось сбить один «Скьюа».
После неудачной попытки догнать французов на флагманском «Худе» — Сомервилл предпринял последний шанс покончить со «Страсбургом». Шесть «суордфишей» 820-й эскадрильи произвели две атаки, но все торпеды, сброшенные с дистанции около 900 м, — за пределами завесы эсминцев — прошли мимо, так как прибывший из Орана миноносец «Пурсюивант» предупредил линкор о приближавшихся самолетах, и «Страсбург» успел переложить руль и отвернуть. Правда, вернувшись, пилоты доложили о попадании — это одна из торпед, снабженных магнитными взрывателями «Дуплекс», взорвалась всего в 25 м от борта «Страсбурга», не причинив ему повреждений. Первая в истории атака торпедоносцев на крупный боевой корабль в море завершилась безрезультатно.
4 июля соединение «Н» вернулось в Гибралтар. В тот же день Сомервилл отправил Адмиралтейству отчет об операции. Воздушная разведка не смогла точно определить степень повреждений «Дюнкерка», хотя и сообщила, что он выбросился на берег. Однако после опрометчивого коммюнике командующего французскими ВМС на Средиземноморье адмирала Эстева, заявившего, что «повреждения «Дюнкерка» незначительны и будут быстро устранены», Сомервилл получил приказ подвергнуть линкор повторной атаке. Вечером 5 июля соединение «Н» снова вышло в море, оставив в Гибралтаре тихоходный «Резолюшн». На этот раз британский адмирал решил отказаться от артиллерийского обстрела, способного вызвать жертвы среди мирного населения, и использовать для атаки только авиагруппу «Арк Ройяла».
Утром 6 июля англичане приблизились на 90 миль к Мерс-эль-Кебиру, и в 5.20 с палубы авианосца стали подниматься самолеты — дюжина «суордфишей» с торпедами (один из них был вынужден вернуться из-за поломки) в сопровождении десяти «скьюа». ПВО французской базы оказалась не готовой к отражению атаки. Плотный зенитный огонь встретила только вторая волна атакующих, и лишь потом в небе появились французские истребители MS.406 и «Хок-75».
Для «Дюнкерка» нападение оказалось совершенно неожиданным. Прислуга зенитных автоматов линкора была свезена на берег, а у его борта стоял сторожевой корабль «Тер Нёв», принимавший раненых и гробы с погибшими накануне. Пара «суордфишей» первой волны появилась в 6.28. Обе торпеды, сброшенные преждевременно, взорвались от удара о мол и не причинили кораблю вреда. Спустя 9 минут подошла вторая волна — три торпедоносца и пять истребителей. Торпеды снова прошли мимо линкора, но одна из них поразила «Тер Нёв». От взрыва небольшое суденышко переломилось надвое, а обломки его надстроек засыпали «Дюнкерк». Наконец, в 6.50 приблизилась еще шестерка «авосек» с истребительным прикрытием. Звено, заходившее с правого борта, было встречено огнем зениток и истребителями, все сброшенные торпеды прочертили следы в стороне от цели. Но последняя тройка, атаковавшая со стороны левого крамбола, сбросила торпеды точно. Одна из них угодила в стоявший недалеко от линкора буксир «Эстерель», буквально развалив его на куски, вторая прошла прямо под килем 200-метрового исполина и угодила в обломки «Тер Нева», вызвав детонацию сложенных в его кормовой части 42-х 100-килограммовых глубинных бомб. В борту «Дюнкерка» образовалась огромная пробоина, корабль потерял 150 человек убитыми и навсегда выбыл из строя.
Потери англичан были минимальны — один сбитый «Скьюа», экипажу которого удалось спастись. К вечеру эскадра Сомервилла вернулась на базу, как сказал очевидец, «с болью в сердце». Но дальнейшие события показали, что это был не последний раз, когда «Арк Ройялу» пришлось действовать против недавнего союзника.