Первые операции на «Mare nostrum»
Прошло уже более трех месяцев с того времени, как механики «Арка» обнаружили неисправность, устранить которую можно было лишь в сухом доке. Сальники одного из трех валов текли так, что только непрерывной работой помп удавалось не позволять воде подобраться к упорным подшипникам. Если бы они оказались залиты, корабль лишился бы трети от своих 102 тысяч лошадиных сил. Однако напряженные боевые действия не давали возможности пройти необходимый ремонт. Вот и теперь, не пробыв в базе и двух суток, 8 июля соединение «Н» вышло в море.
Вступление в войну Италии и падение Франции кардинально изменили обстановку на Средиземноморском театре. Итальянский флот, насчитывавший в своем составе шесть линкоров (правда, всего два из них в боеготовом состоянии), семь тяжелых и 12 легких крейсеров, 59 эсминцев, 67 миноносцев и 116 подводных лодок, был силой, с которой приходилось считаться. В Лондоне положение рисовалось в таких черных красках, что первый морской лорд предложил даже вывести из Восточного Средиземноморья базировавшийся на Александрию британский флот — четыре линкора, авианосец, восемь легких крейсеров, 20 эсминцев и 12 субмарин. Лишь твердая позиция командующего флотом адмирала Эндрю Б. Каннингхэ-ма, поддержанная премьер-министром Черчиллем, удержала военное руководство страны от рокового решения. Первое же морское сражение у Пунта-Стило показало, что решительными действиями англичане способны изменить обстановку в свою пользу.
Состав авиагруппы "Арк Ройяла" (июль — сентябрь 1940 г.)
800 sqn 12 "Скьюа" 803 sqn 12 "Скьюа" 810 sqn 12 "Суордфиш" 818 sqn 9 "Суордфиш" 820 sqn 9 "Суордфиш" |
Соединению «Н» в этой операции отводилась отвлекающая роль: оно должно было нанести удар по аэродромам и базам подводных лодок в районе Кальяри на Сардинии. Расчетная точка подъема самолетов находилась юго-восточнее Майорки. Погода стояла хорошая, и после полудня 9 июля итальянский разведывательный самолет обнаружил гибралтарский отряд. На кораблях сыграли воздушную тревогу, и противник не заставил себя долго ждать. В 15.55 тяжелая бомба подняла фонтан воды у левого борта «Арк Ройяла». Шесть бомбардировщиков «Савойя-Маркетти» SM.79 атаковали соединение. Бомбы сбрасывались с большой высоты и падали на безопасном расстоянии. Два часа спустя появилась еще одна группа двухмоторных бомбардировщиков. Наперехват вылетели три «скьюа» 800-й эскадрильи. Лейтенант Смитон сбил одну машину еще на подходе (это был первый итальянский самолет, уничтоженный воздушными силами флота), вторую завалили зенитчики. До наступления темноты англичане пережили еще два налета. Одна из бомб, разорвавшись, сильно встряхнула авианосец. Вентиляторы засосали дым в котельное отделение, вызвав кратковременный сбой в работе котлов, но опытный персонал быстро восстановил нормальное горение.
В конце концов от бомбардировки Кальяри решили отказаться, и соединение «Н» вернулось в Гибралтар. В официальном итальянском сообщении говорилось о попадании двух бомб в полетную палубу «Арк Ройяла», а также о серьезных повреждениях и пожаре на «Худе». Газета «Коррьере делла Сера» писала, что линейный крейсер пришлось отправить на ремонт в Англию. Осмотр в базе показал, что «Худу» действительно требовался двадцатидневный ремонт, что же касается «Арка», то уже 23 июля в сопровождении крейсера «Энтерпрайз» и четырех эсминцев он отправился на запад. Целью нового авиаудара стал оккупированный немцами французский порт Бордо. Бискайский залив встретил корабли сильным волнением и туманом, так что о полетах нечего было и думать. 26 июля отряд вернулся в Гибралтар, куда днем позже прибыли старый учебный авианосец «Аргус» и четыре эсминца. Соединению «Н» предстояла первая из нескольких десятков операций по доставке истребителей на Мальту.
По мнению экспертов, стратегическая обстановка на Средиземном море в значительной степени зависела от того, в чьих руках находились три основных стратегические пункта: Гибралтар, треугольник Александрия — Кипр — Суэц и Мальта. Но остров был фактически блокирован, подвергался непрерывным атакам с воздуха, и англичанам приходилось прилагать отчаянные усилия, чтобы доставить осажденному гарнизону продовольствие, оружие и боеприпасы. Особенно остро ощущалась нехватка самолетов ПВО. К концу июля на Мальте осталось всего два «гладиатора» и один «харрикейн». Проблема состояла в том, что у истребителей даже с подвесными баками не хватало горючего, чтобы совершить перелет на остров с аэродрома в Гибралтаре — ближайшей британской территории. Тогда по предложению Адмиралтейства был осуществлен необычный способ доставки самолетов. Транспортами стали авианосцы. Когда расстояние до острова сокращалось до величины дальности полета, истребители поднимались с палуб и самостоятельно преодолевали оставшуюся дистанцию.
Первая операция подобного рода получила кодовое название «Харри». 24 июля «Аргус» ушел из метрополии с двенадцатью «харрикейнами» на борту. Соединение Сомервилла должно было сопровождать его от Гибралтара до мыса Бон — крайней точки, откуда истребители могли достичь мальтийских аэродромов.
«Худ», «Вэлиэнт», «Арк Ройял», крейсера «Аретьюза», «Дели», «Энтерпрайз», 12 эсминцев и главный объект — неуклюжий и похожий на комод «Аргус», на палубе которого выстроились истребители Королевских ВВС, были обнаружены итальянским гидросамолетом. Вылетевшие наперехват истребители его не нашли, и менее чем через час начались атаки бомбардировщиков. Они шли тремя волнами на очень большой высоте. Бомбы взрывались посреди ордера, но попаданий не было. Скорости патрулировавших в воздухе «скьюа» с «Арка» не хватало, чтобы догнать и атаковать трехмоторные бомбовозы.
Ночью «Арк Ройял», «Худ» и «Энтерпрайз» с четырьмя эсминцами отделились от соединения и пошли на север, к 2.30 заняв позицию в 60 милях от Сардинии. Часом ранее 810-я, 818-я и 820-я эскадрильи начали подготовку к вылету для нанесения удара по аэродрому Кальяри. Зажглись красный и зеленый посадочные огни, и командир авиагруппы кэптен А. Ньюсом подал команду к вылету. Один из самолетов задел крылом за носовой «пом-пом» и упал в воду, экипаж погиб. В 3.15 ударная волна из 12 машин была в воздухе. Несмотря на низкую облачность в районе цели, «авоськи» выполнили свою задачу: они разбомбили ангары и уничтожили на земле четыре самолета противника; три биплана сбросили «огурцы» на входе в порт Кальяри. К 6.45 группа без потерь вернулась на корабль.
Еще до того, как последний «Суордфиш» коснулся палубы «Арка», адмирал Сомервилл отдал приказ «Аргусу» поднять в воздух «харрикейны». Для навигационного сопровождения им придали пару «скьюа». Истребители беспрепятственно достигли Мальты, а корабли сразу после их старта легли на обратный курс. Днем соединение выдержало несколько атак итальянских бомбардировщиков, но все обошлось. Лейтенант Каллингхэм на «скьюа» сумел даже сбить одну «Савойю». Для перехвата британской эскадры итальянцы развернули две линии подводных лодок — в общей сложности восемь единиц, но им не удалось обнаружить корабли англичан.
Активизация боевых действий на Средиземном море потребовала переброски дополнительных сил. В конце августа в Гибралтар прибыли авианосец «Илластриес», линейный крейсер «Ринаун», легкие крейсера «Шеффилд», «Кардифф», «Ковентри» и несколько новейших эскадренных миноносцев. Часть из них предназначалась для усиления Средиземноморского флота, туда же должен был отправиться «Вэлиэнт», а «Ринауну» предстояло заменить в составе соединения «Н» уходящий в метрополию «Худ».
30 августа соединение «F» («Вэлиэнт», «Илластриес», «Кардифф», «Ковентри» и шесть эсминцев) вышло в море. Ему предстояло пересечь Средиземное море, пройдя самой узкой и опасной его частью — Сицилийским проливом. Для его встречи из Александрии вышел Средиземноморский флот, попутно сопровождавший конвой с важными грузами для Мальты. Соединению «Н» вновь ставилась задача нанести отвлекающий удар по аэродромам и объектам на Сардинии.
Это была первая операция, в которой участвовало «Средиземноморское трио», как окрестили впоследствии «Ринаун», «Арк Ройял» и «Шеффилд». Вместе они представляли собой прообраз оперативного соединения «Task Force», в котором корабли разных классов действовали совместно и взаимно дополняли друг друга. В данном случае «Ринаун» обладал мощной артиллерией, «Арк Ройял» обеспечивал авиационную поддержку, а «Шеффилд» имел современное радиолокационное оборудование.
В тот период итальянская авиационная разведка обнаруживала практически каждый выход Средиземноморского флота. Вот и сейчас находившееся южнее Крита соединение Каннингхэма подверглось сильным ударам с воздуха. Корабли Сомервилла около полудня 31 августа также были обнаружены неприятельскими самолетами. Лейтенант Спёрвей на своем «Скьюа» сбил трехмоторный Кант Z.506 в 60 милях от соединения. Продолжившие патрулирование истребители 803-й эскадрильи перехватили еще один гидроплан, повредив его, а третий, обнаруженный радаром, отогнали. Однако бомбардировщики до наступления темноты так и не появились, дав соединению «Н» возможность спокойно приступить к выполнению задачи.
В 3.30 1 сентября «суордфиши» были подняты в воздух и взяли курс на Кальяри. На этот раз обнаружить цель было довольно трудно: итальянцы ввели светомаскировку по всему острову. Тем не менее, англичане вышли точно на вражеский аэродром и сбросили над ним осветительные бомбы, после чего 810-я и 818-я эскадрильи отбомбились по аэродромным постройкам и самолетам, стоявшим ровными рядами под открытым небом, поскольку ангары еще не были восстановлены со времени предыдущего визита «Арка».
Днем Сомервилл повернул свои корабли на обратный курс, а соединение «F» продолжило путь самостоятельно, и вскоре встретилось с главными силами Средиземноморского флота южнее Мальты. Уже «под занавес» операции девять «суордфишей» 810-й эскадрильи, ведомые лейтенант-коммандером Меренном Джонстоуном, нанесли удар по аэродрому Эльмас на Сардинии и электростанции в Кальяри.