«Угроза» в Дакаре
Не прошло и трех месяцев после событий в Мерс-эль-Кебире, как Королевский флот вновь обратил оружие против недавнего союзника. На этот раз целью стал Дакар — военно-морская база и столица Французской Западной Африки. Для этой акции имелось несколько побудительных моментов. Во-первых, британское правительство хотело помочь движению «Свободная Франция» во главе с генералом де Голлем свергнуть ставленников Виши и установить контроль над французскими владениями в Африке. Во-вторых, в Дакаре имелся единственный на всем маршруте от Гибралтара до Кейптауна сухой док. В-третьих, в дакарской гавани стоял «Ришелье» — новейший французский линкор, который англичане непрочь были заполучить для своего флота.
Впервые необходимость захвата Дакара была высказана Черчиллем 8 августа, и спустя всего четыре дня контр-адмирал Джон Каннингхэм (командующий 1-й эскадрой крейсеров, не следует путать его с командующим Средиземноморским флотом) был назначен командующим выделенными для операции военно-морскими силами. Десант состоял из 2400 французских солдат и около 4000 английских пехотинцев, высадка которых предусматривалась только в случае крайней необходимости. Выделенные для участия в операции «Арк Ройял», «Резолюшн» и шесть эсминцев вышли из Гибралтара 6 сентября. 14-го они прибыли во Фритаун, но сразу же покинули его, получив приказ следовать на соединение с главными силами, находившимися южнее островов Зеленого Мыса. Причиной тому послужило распоряжение Адмиралтейства перехватить направлявшуюся в Дакар французскую эскадру контр-адмирала Буррагэ в составе трех крейсеров и трех лидеров. Каннингхэм немедленно двинулся на север с тяжелыми крейсерами «Девоншир», «Камберленд», «Австралия» и авианосцем «Арк Ройял». К тому времени одна из турбин «Арка» окончательно вышла из строя, но механики, выжимая из оставшихся двух все возможное, временами ухитрялись поддерживать 29-узловой ход. Однако было поздно — французские корабли уже прибыли в Дакар. На следующий день пара «скьюа» вылетала на разведку, сделав фотографии стоящих в гавани «Ришелье» и крейсеров.
К 20 сентября во Фритауне сосредоточилось все англо-французское соединение, получившее обозначение «Force M» (по начальной букве слова «Menace» — угроза). Главные силы Каннингхэма, державшего свой флаг на линкоре «Бархэм», вышли в море вечером следующего дня. Вместе с ними покинул базу «Арк Ройял», на борту которого находилось 16 «суордфишей», столько же «скьюа» и два небольших биплана Кодрон «Люсиоль» ВВС «Свободной Франции» с несколькими французскими офицерами. Утром 23 сентября головной «Суордфиш» 818-й эскадрильи поднялся в воздух, следом стартовали оба «люсиоля», за ними — еще 12 «авосек», из которых четыре были загружены листовками и еще четыре — десантом «свободных французов». В кормовой части полетной палубы шестерка истребителей готовилась вылететь на прикрытие соединения.
Дакар, помимо линкора, двух крейсеров, трех лидеров, эсминца, шести авизо и трех подводных лодок, прикрывали пять береговых батарей из девяти 240-мм, трех 155-мм и трех 138-мм орудий. Де Голль рассчитывал обойтись без кровопролития. В город заранее были засланы агенты-агитаторы, авизо «Саворньян де Бразза» должен был высадить на берег группу парламентеров, а воздушный десант — занять аэродром Уакам, что снимало бы опасность атак на корабли с воздуха. Но все три пункта плана полностью провалились. В 6.10 — зенитная артиллерия «Ришелье» открыла огонь по «суордфишам», разбрасывавшим листовки с извещением о прибытии де Гол-ля. Семеро представителей «Свободной Франции» едва успели захватить коменданта аэродрома, как тотчас сами попали в плен. Катера с парламентерами попали под пулеметный огонь и вынуждены были поспешно ретироваться. Наконец, два других авизо, приблизившиеся к «Ришелье», чтобы склонить его команду к переходу на сторону голлистов, были обстреляны и отошли.
Над морем стелился густой и низкий туман, и британские корабли приблизились к берегу до 20 миль, когда их, наконец, обнаружил патрульный авизо «Кале». Командующий военно-морскими силами в Дакарэ контр-адмирал Ландрио отдал подводным лодкам приказ выйти в море и занять боевые позиции, но их выход заметили «суордфиши» воздушного патруля. Каннингхэм приказал эсминцам «Ингл-филд» и «Форсайт» атаковать субмарины, а главные силы повел к порту. Именно по этим эсминцам в 10.51 французы произвели первый выстрел. «Инглфилд», «Форсайт» и крейсер «Камберленд» получили попадания. В завязавшейся дуэли подводная лодка «Персе» атаковала из надводного положения крейсер «Дрэгон», выпустив по нему шесть торпед, но попала под ответный огонь и в 11.37 затонула. Другая субмарина — «Ажакс» — повернула обратно, но в 13.20 снова вышла в море. В 13.45 «Суордфиш» 810-й эскадрильи, пилотируемый лейтенантом Эвереттом, обнаружил лодку на малой глубине в десяти милях от острова Горе и сбросил на нее глубинные бомбы. На некоторое время «Ажакс» потеряла ход и до вечера не предпринимала попыток стронуться с места. На следующий день она была потоплена английскими эсминцами.
Базировавшиеся на аэродроме Уакам французские самолеты в воздух так и не поднялись. Брошенные в атаку на британское соединение лидеры «Фантаск» и «Одасье» были остановлены сильным огнем, причем второй получил тяжелейшие повреждения и выбросился на берег, где горел весь следующий день. Тем временем попытка де Голля высадить десант в бухте Рюфиск потерпела неудачу. С наступлением темноты он сообщил англичанам, что отводит свои силы. В этом случае Каннингхэм имел указание действовать самостоятельно, поэтому следующий день выдался не менее напряженным, в том числе и для пилотов «Арка».
В 7.00 24 сентября шесть «Скьюа», вооруженные 500-фн бомбами, взлетели с палубы «Арк Ройяла» и спустя 15 минут атаковали «Ришелье». Из-за плохой видимости добиться прямых попаданий не удалось. Вслед за этим шестерка «суордфишей» 820-й эскадрильи сбросила бомбы на 240-мм батарею мыса Манюэль. Как только все самолеты вернулись на авианосец, следующие шесть «авосек» ринулись в повторную атаку на французский линкор. Попаданий опять не было, но на этот раз зенитчики «Ришелье» сбили три самолета. У оборонявшихся появилось превосходство в воздухе, так как над гаванью начали барражировать истребители. Вскоре им удалось сбить еще один «Суордфиш», вылетавший на разведку. Всего же с начала операции авиагруппа «Арка» потеряла восемь машин, в том числе пять — по боевым причинам.
К тому времени фортуна окончательно отвернулась от англичан. 25 сентября вылетавший на разведку «Суордфиш» был сбит французскими истребителями, а подошедшие для обстрела базы британские корабли встретил довольно точный ответный огонь. Но особо отличилась подводная лодка «Бевезье», всадившая торпеду в носовую часть «Резолюшна». Взвесив все «за» и «против», Каннингхэм решил прервать бой, и 28 сентября соединение «М» бросило якоря во Фритауне. Операция, на которую возлагались большие надежды, завершилась полным провалом. «Я бы назвал ее Операция «Мадл» («muddle» — путаница, неразбериха)», — невесело пошутил один из пилотов «Арка».