Снова на Средиземном

 

8 октября 1940 года «Арк Ройял» отшвар­товался у причалов Ливерпуля. К тому вре­мени его лаг отсчитал 103 тысячи миль, пройденных за 301 ходовой день. Авиано­сец прошел докование и экстренный ре­монт механизмов. Уже 21 октября он пере­шел в Клайд, где на него погрузили глав­ное оружие — самолеты. Авиагруппа почти не изменилась: 800-я, 810-я, 818-я и 820-я эскадрильи были старыми знакомыми, а вот 808-ю авианосец получал впервые. Ее пи­лоты летали на «фулмарах», неплохо заре­комендовавших себя на Средиземноморье, и горели желанием опробовать их в деле.

Через сутки «Королевский ковчег» был уже в море, держа курс на Гибралтар, куда он прибыл 6 ноября. Здесь все было по-старому, правда, не было на месте «Рина-уна», и Сомервилл в преддверии новой операции поднял на «Арке» свой флаг.

И вновь авианосец оказался в гуще со­бытий. Как раз в это время англичане про­водили на Средиземном море несколько взаимосвязанных операций. 4 ноября из Порт-Саида и Александрии отправились конвои в Эгейское море и на Мальту. Для их прикрытия адмирал Эндрю Браун Кан­нингхэм вывел в море главные силы фло­та: авианосец «Илластриес», четыре лин­кора, два крейсера и 13 эсминцев. Второй и важнейшей целью этого выхода должен был стать удар авианосными самолетами по Таранто — главной базе итальянского флота. В ночь на 12 ноября он был успеш­но осуществлен. Одновременно линкор «Бархэм», крейсера «Беруик», «Глазго» и четыре эсминца планировалось перевести из Гибралтара на усиление александрийской эскадры. Соединению «Н» ставилась задача прикрыть эту группу и нанести от­влекающий удар по целям на Сардинии, что было сделано на рассвете 9 ноября.

Успешная переброска через Средизем­ное море боевых кораблей, по словам офи­циального британского историка С.Роскилла, «дала основания считать, что действия Италии по установлению контроля над сре­диземноморским путем не оказались на­столько эффективными, как ожидало Ад­миралтейство». Это обстоятельство, а так­же успех «ночи в Таранто» побудили анг­личан провести конвой непосредственно из Гибралтара на Мальту и в Александрию.

Центром внимания операции, получив­шей кодовое название «Коллар», был кон­вой из трех транспортов и четырех новых корветов, направлявшихся для усиления Средиземноморского флота. Его охраня­ло соединение «F»: крейсера «Манчестер» и «Саутхэмптон» (на каждом находилось по 700 солдат, перевозимых в Египет) и четыре эсминца. Эскадре Сомервилла поручалось сопровождение конвоя до встре­чи в районе южнее Сардинии с соедине­нием «D» в составе линкора «Рамиллиес», крейсеров «Беруик», «Ньюкасл», «Ковен­три» и пяти эсминцев. После этого конвой и все три боевых соединения должны были следовать вместе до мыса Бон, после чего соединения «Н» и «D» — вернуться в Гиб­ралтар, а конвой и соединение «F», вмес­те с «Ковентри» и эсминцами, — пройти в район южнее Мальты, где их ждали глав­ные силы Средиземноморского флота.

Итальянские подводные лодки засекли выход британских кораблей из Гибралта­ра 25 ноября, на следующий день южнее Крита была обнаружена александрийская эскадра. Решив, что противник проводит крупную операцию, Супермарина (главный штаб итальянских ВМС) направила в море соединение в составе линкоров «Витторио Венето» и «Джулио Чезаре», шесть тяже­лых крейсеров и 14 эсминцев под коман­дованием адмирала Кампиони. В приказе предписывалось занять позицию южнее Сардинии, одновременно в Тунисском про­ливе развертывались миноносцы и торпед­ные катера.

К утру 27 ноября соединение «D» обо­гнуло мыс Бон, а с запада к нему прибли­жались конвой и корабли Сомервилла. В 6.30 летающая лодка «Сандерлэнд» с Маль­ты обнаружила итальянское соединение, около 10 часов контакт с ним установил один из «суордфишей» с «Арк Ройяла». Сомервилл сознавал, что противник, находившийся в 40 милях к северо-востоку, превосходит как его силы в отдельности, так и вместе с отрядом из Александрии, который был еще в 60 милях восточнее. Для обеспечения безопасности транспортов ад­мирал приказал крейсерам соединения «F» выйти в голову конвоя, а свои корабли по­вел на решительное сближение с неприя­телем. В 11.30 к нему присоединилось со­единение «D». Из-за тихоходного «Рамиллиеса» кораблям пришлось снизить ско­рость до 20 узлов. В полдень, когда про­тивников разделяло 15 миль, Кампиони повернул на восток. Причиной тому было ошибочное мнение о численном превосход­стве англичан. Однако в 12.15 итальянские и британские крейсера вошли в соприкос­новение и завязали перестрелку. Вскоре к ней присоединился «Ринаун», но итальян­цы, пользуясь превосходством в скорости, отошли в северо-восточном направлении. У англичан попадание получил крейсер «Бе­руик», у итальянцев — эсминец «Ланчиере».

Первая ударная волна из 11 торпедонос­цев 810-й эскадрильи поднялась с «Арк Ройяла» еще в 11.30, однако им понадо­бился час, чтобы настичь противника. Это не удивительно, если учесть, что «Суорд­фиш» с торпедой развивал около 80 узлов, а сильный встречный ветер и стремитель­ность, с которой итальянцы покидали поле боя, снижали скорость сближения ровно вдвое. В 12.40 эскадрилья вышла в атаку. Шесть «авосек» выбрали в качестве мише­ни флагманский «Витторио Венето», остальные атаковали тяжелый крейсер «Фи-уме» (по заявлениям англичан, налету под­вергся и «Чезаре», но это не подтвержда­ется итальянскими данными). Атака полу­чилась плохо скоординированной и закон­чилась безрезультатно: самолеты выходи­ли на цель разрозненно, позволяя против­нику легко уклоняться от торпед. Тем не менее, по возвращении пилоты доложили, что ясно видели взрыв в районе второй тру­бы вражеского линкора. Как и в случае со «Страсбургом», преждевременно сработал ненадежный магнитный взрыватель.

В 13.12 адмирал Сомервилл приказал прекратить бой и вернуться к конвою, а «Арку» — подготовить самолеты для атаки итальянского крейсера, который, по доне­сению разведки, был поврежден и не имел хода (на самом деле за крейсер приняли поврежденный «Ланчиере»). Однако кэптен Холланд, уверенный, что «Витторио Ве­нето» получил торпедное попадание, в 14.10 выслал девять торпедоносцев для дополнительного удара по нему. Семь «скьюа» 800-й эскадрильи, вооруженные бомбами, отправились на поиски. Вторая волна торпедоносцев атаковала итальян­цев со стороны солнца. «Суордфиши» заходили на низкой высоте, обстреливая из пулеметов эсминцы эскорта. Противник встретил их сильным зенитным огнем, но на авианосец вернулись все самолеты. Снова ни одна из торпед не достигла цели, хотя пилоты заявили о попаданиях в три тяжелых крейсера. Истребители-бомбар­дировщики, так и не найдя «Ланчиере», также неточно отбомбились по тяжелому крейсеру «Больцано», а на обратном пути ведущий группы лейтенант Смитон сбил катапультный разведчик Во.43.

Кампиони потребовал авиационной поддержки, но итальянские самолеты яви­лись лишь к «шапочному разбору», и обе их атаки оказались безрезультатными. К 17 часам английские корабли соединились с транспортами конвоя, и дальнейший ход операции прошел без помех.

Итоги боя у мыса Теулада вызвали не­довольство Адмиралтейства. Сомервиллу было высказано, что он вел бой недостаточно агрессивно, но особенно раздража­ла лордов неспособность авиагрупп нано­сить результативные удары по отходящим кораблям противника. В ответ Сомервилл справедливо отметил, что считал своей главной целью обеспечение безопаснос­ти конвоя, а основной причиной провала воздушных атак назвал высокий процент неопытных пилотов в авиагруппе «Арк Ройяла». К чести Сомервилла нужно добавить, что он был единственным из британских адмиралов, несколько раз вылетавшим на «Суордфише» на боевые задания.