Охота на «Бисмарк»

 

18 мая 1941 года «Бисмарк» и «Принц Ойген» вышли из Готенхафена (Гдыни) с целью прорваться в Атлантику для действий против торгового судоходства. 24 мая в скоротечном бою в Датском проливе нем­цы потопили гордость британского флота — линейный крейсер «Худ». Вечером того же дня «Бисмарк» был атакован девяткой «суордфишей» 825-й эскадрильи с авианосца «Викториес», получив незначительное по­вреждение, а затем сумел оторваться от преследовавших его кораблей Флота мет­рополии. Почти двое суток англичане вели лихорадочные поиски. Когда утром 26 мая линкор все же был обнаружен «Каталиной» 209-й эскадрильи Берегового командова­ния, оказалось, что ближе всех к нему на­ходилось соединение «Н».

19—22 мая соединение удачно провело очередную операцию по доставке истре­бителей на Мальту, а на рассвете 24-го, получив сообщение о прорыве германских рейдеров в Атлантику, полным ходом дви­нулось на север. Встречный ветер, перешедший в штормовой, заставил Сомервил­ла отпустить эсминцы в Гибралтар и сни­зить ход до 17 узлов. Без противолодочного охранения охотники едва не превра­тились в легкую добычу. Их случайно обнаружила немецкая подводная лодка U-556, причем «Арк Ройял» и «Ринаун» шли прямым курсом, без зигзага, и субмарина оказалась в чрезвычайно выгодном поло­жении. «Я мог бы занять позицию между ними и поразить оба корабля одновремен­но», — записал в вахтенном журнале ее командир капитан-лейтенант Вольфарт. Но к этому моменту весь запас торпед у нем­цев был уже израсходован.

Утром 26 мая пара разведывательных самолетов «Арка» установила контакт с «Бисмарком», и на авианосце стали гото­вить к вылету ударную группу. Соедине­ние «Н» шло параллельным с ним курсом примерно в 50 милях к северо-западу. Со­мервилл послал крейсер «Шеффилд» впе­ред с целью вести постоянное слежение за линкором с кормовых курсовых углов. По недоразумению, командир «Арк Ройя-ла» не был об этом извещен, что едва не обернулось трагедией.

В 14.50 с палубы авианосца взлетели 15 «суордфишей». Через 40 минут полета прямо по курсу был обнаружен надводный корабль. Никто не ожидал контакта с «Бис­марком» так скоро, но, поскольку на инст­руктаже пилотам объявили, что никаких других кораблей на маршруте нет, торпе­доносцы пошли в атаку на... «Шеффилд». Первая торпеда прошла за его кормой, две других взорвались, едва коснувшись воды, — магнитные взрыватели срабатывали раньше времени. «Вражеский» корабль вел себя, по меньшей мере, странно: не открывал зенитного огня, но, искусно ма­неврируя, сумел уклониться еще от шести торпед. Только три пилота, сумев опознать в неприятеле свой крейсер, воздержались от атаки. Уже на обратном пути самолеты приняли переданный открытым текстом сигнал: «Внимание! Первым по вашему курсу будет «Шеффилд».

Несмотря на сильнейшую качку, все «суордфиши» сели благополучно. В одном ас­пекте эта ошибочная атака сыграла положительную роль: она показала негодность магнитных взрывателей. На подвешенных к самолетам торпедах их срочно заменили контактными взрывателями, а также умень­шили углубление до семи метров. На эки­пажах торпедоносцев второй волны лежал огромный груз ответственности. «Все они понимали, — пишет Л. Кеннеди, — что явля­ются последней надеждой и флота, и всей Англии, так как если они не остановят «Бис­марк», сделать это будет уже некому».

В 19.10 с палубы «Арка» взлетели один за другим 15 «суордфишей». Спустя час они прошли над «Шеффилдом». С крейсера просигналили: «Противник в 12 милях пря­мо по курсу». Погода в районе цели была отвратительной — верхняя кромка облаков поднималась до 3500 метров, а нижняя на­ходилась почти на уровне моря. Из-за об­лачности строй торпедоносцев нарушился, в атаку им пришлось выходить отдельными звеньями, парами, а то и поодиночке.

Четыре «суордфиша» вынырнули из об­лаков за кормой «Бисмарка» и атаковали его с левого борта. Линкор вел сильный зенит­ный огонь, один самолет был изрешечен осколками, его пилот и наблюдатель ране­ны, а все торпеды прошли мимо. Сублейте­нант Бил, потеряв в облачности своих това­рищей, вернулся к «Шеффилду», чтобы тот дал ему пеленг на противника. Зайдя с но­сового курсового угла левого борта, невзи­рая на сплошную стену огня, БИЛ сбросил торпеду с 750 метров, заметив на выходе из атаки огромный столб воды в середине корабля. Торпеда взорвалась у броневого пояса, ранив несколько человек, но роко­вой оказалась не она. Звено лейтенанта Год-фри-Фассета зашло в атаку с правого бор­та. «Авоськи» шли на столь низкой высоте, что оказались в мертвой зоне кормовых 37-мм автоматов линкора и точно сбросили торпеды. Попадание пришлось в район кор­мового подзора. В этот момент «Бисмарк» совершал поворот влево, и его рули оказа­лись заклиненными в положении 15° на ле­вый борт. Взрывом был уничтожен кор­мовой гидроакустический пост, вода из ко­торого по коридорам гребных валов прони­кала в машинное отделение левого борта.

По возвращении экипажи торпедонос­цев были собраны для доклада, после чего кэптен Монд сообщил Сомервиллу и Тови: «Вероятно, одно попадание в левый борт». Через полчаса с авианосца передали но­вую радиограмму: «Возможно еще одно попадание в правый борт». К тому време­ни Тови уже имел сообщение с «Шеффил­да»: «Бисмарк» дважды совершил полную циркуляцию, что свидетельствовало о вы­ходе из строя рулевого управления. Это была удача! К противнику уже спешили эс­минцы 4-й флотилии, готовились к бою линкоры и крейсера.

Следующим утром подоспевшие «Кинг Джордж V» и «Родней» в артиллерийском бою нанесли «Бисмарку» тяжелей­шие повреждения. В 9.30 с палубы «Арка» стартовала дюжина «суордфишей», чтобы добить противника торпеда­ми. Но они появились над кораблями в разгар артиллерийской дуэли и от греха подальше вернулись на авианосец. Пос­ле того, как замолчал главный калибр германского рейдера, подошедший крей­сер «Дорсетшир» выпустил по нему две торпеды. Сейчас уже бесполезно рассуж­дать о том, поставили ли они последнюю точку в судьбе «Бисмарка» или немцы сами затопили его, но факт остается фак­том — сильнейший корабль Кригсмарине пошел на дно, унося с собой 2106 чело­веческих жизней.

Безусловно, свой вклад в успех опера­ции внесли самые разные силы британ­ского флота — корабли, самолеты, берего­вые службы радиоперехвата. Однако ре­шающим фактором, позволившим безна­дежно отстававшим линкорам нагнать ускользавшего врага, стали торпедоносцы «Арк Ройяла».