И снова — Мальта
Во второй половине 1941 года активность немецкой авиации в центральной части Средиземного моря резко упала. Основная масса самолетов убыла на Восточный фронт, а Х-й авиакорпус передислоцировался в Грецию. Этим воспользовались англичане, возобновившие помощь гарнизону Мальты.
Состав авиагруппы "АркРойяла" (1941г.) 808 sqn 12 "Фулмар" 807 sqn 12 "Фулмар" (заменила 800 sqn в апреле 1941 г.) 825 sqn 9 "Суордфиш" (заменила 820 sqn в июне 1941 г.) 816 sqn 9 "Суордфиш" (заменила 818 sqn в июле 1941 г) 812 sqn 12 "Суордфиш" (заменила 810 sqn в сентябре 1941 г.) Примечание: В охоте на «Бисмарк» принимали участие следующие эскадрильи: 807-я, 808-я, 810-я, 818-я, 820-я |
Сомервиллом был разработан новый план, согласно которому встречать истребители в точке рандеву с авианосцем и сопровождать их далее до Мальты должны были двухмоторные самолеты, вылетавшие из Гибралтара. 4 июня из Англии прибыло девять «бленхеймов», и следующим утром «Ринаун», «Арк Ройял», «Фьюриес» и шесть эсминцев ушли на восток. 6 июня 48 «харрикейнов» в сопровождении бомбардировщиков благополучно перелетели на остров. На обратном пути была произведена разведка Мерс-эль-Кебира. Англичане готовились начать операцию против вишистов в Сирии и предполагали, что туда может быть направлен «Дюнкерк». Однако линкор стоял на старом месте.
Вторжение британских войск в Сирию началось 7 июня. Опасаясь ответных налетов на Гибралтар французских бомбардировщиков, следующие четыре дня соединение провело в Атлантике. 9 июня эскадра встретила авианосец «Викториес», шедший из метрополии с очередной партией «харрикейнов» для Мальты. В Гибралтаре истребители распределили между обоими авианосцами. Кроме того, была произведена «рокировка» торпедоносных эскадрилий: на «Викториес» передали заслуженную 820-ю, базировавшуюся на «Арке» с октября 1939 года, вместо нее «Королевский ковчег» получил 825-ю, с «суордфишами», оснащенными радарами. 13 июня «Ринаун», «Арк Ройял», «Викториес» и шесть эсминцев отправились на восток. На следующий день с авианосцев поднялись в воздух 47 «харрикейнов», их встречала четверка патрульных «хадсонов». Мальты достигло 43 истребителя; три упало в море, еще один потерял ориентировку и совершил вынужденную посадку в Тунисе. Незамеченным соединение прошло через позиции, занимаемые итальянскими подводными лодками, и вернулось в базу 15 июня.
Сутки отдыха, и Сомервилл выводит эскадру в Атлантику; затем возвращение, короткий отдых, и снова на восток. На этот раз «харрикейнов», доставленных «Фьюриесом», было так много, что операцию «Рэйлвэй» пришлось разбить на два этапа. Во время первого выхода на Мальту было переброшено 22 самолета, затем корабли вернулись за следующей партией, и 30 июня с «Арка» стартовало еще 26 истребителей, с «Фьюриеса» успели подняться только девять. Десятый при разбеге зацепил крылом мостик и загорелся. Последовавший за этим пожар унес жизни 14 человек, оставшиеся восемь «харрикейнов» вместе с кораблем вернулись в Гибралтар, но два из них пришлось списать, как не подлежавшие восстановлению.
После ряда удачных походов на Мальту проблема ее обороны была решена — главным образом, благодаря соединению «Н». Если в январе здесь имелось всего 15 истребителей, то только за июнь на мальтийские аэродромы прибыло 135 самолетов. Однако остров по-прежнему нуждался в топливе, боеприпасах и снаряжении, поэтому Адмиралтейство решило провести конвой из семи транспортов с 5000 солдат и 50 тыс. т грузов. Сопровождение возлагалось на соединение «Н» («Ринаун», «Арк Ройял», новичок — крейсер «Хермиони»— и восемь эсминцев), которому дополнительно придавались линкор «Нельсон», крейсера «Аретьюза», «Эдинбург», «Манчестер», быстроходный минный заградитель «Мэнксмэн» и восемь эсминцев. Эти корабли составили соединение «X» под командованием вице-адмирала Сифрета.
Операция под кодовым названием «Сабстэнс» началась с того, что при выходе из Гибралтара 21 июля войсковой транспорт «Лейнстер» сел на мель и не смог продолжить вояж. На следующий день южнее Балеарских островов соединение было обнаружено итальянскими субмаринами «Апаги» и «Диаспро», последняя произвела безуспешную торпедную атаку. Итальянский надводный флот в море не выходил, и когда 23 июля конвой был обнаружен уже у мыса Бон, единственной силой, способной воспрепятствовать его проходу, стала авиация. Истребителям «Арка» предстояла тяжелая работа...
В 9.00 радар засек первую волну — девять SM.79, приближавшихся на средней высоте. Их встретили 11 «фулмаров» в 20 милях от конвоя. Англичане успели сбить только два и еще два повредить. Ответный огонь был убийственно точен — три истребителя рухнули в воду (к счастью, всех пилотов удалось спасти). Затем показалась группа Z.1007bis, летевших гораздо выше. Пять перехватчиков начали набор высоты, и в это время на низкой высоте, не замеченные радаром, к соединению приблизились еще семь «савой». Последние сбросили торпеды весьма точно. Крейсер «Манчестер» и эсминец «Фирлесс» были торпедированы, а эсминец «Файрдрейк» получил попадание бомбой. На крейсере были выведены из строя три из четырех турбин, поэтому Сомервилл приказал ему и «Файрдрейку» возвращаться в Гибралтар, «Фирлесс» пришлось затопить. Истребители англичан сумели уничтожить пару SM.79 из состава небольшой группы, пытавшейся атаковать корабли в сумерках, но это было слабым утешением.
Основное отличие данной операции от многих других состояло в том, что на этот раз Сомервиллу следовало встретить суда, возвращавшиеся с Мальты в Гибралтар. Поэтому вечером 23-го, оставив конвой на попечение кораблей адмирала Сифрета, соединение «Н» повернуло на запад, обогнуло на следующий день остров Галите, и к рассвету 25-го опять находилось в районе мыса Бон. Там эскадры воссоединились, и с «Арка» стартовало шесть «суордфишей», предназначавшихся для усиления базировавшейся на Мальте 830-й эскадрильи.
День начался с того, что лейтенант Грант на глазах всей эскадры сбил один из вездесущих разведчиков «Кант» Z.506, а около 11 часов патрульным звеньям 808-й эскадрильи пришлось вступить в жаркую схватку с 20 итальянскими бомбардировщиками. Истребители сбили четыре вражеские машины и две повредили, потеряв две своих. Дальнейших атак не последовало, 27 июля корабли прибыли в Гибралтар.
В целом операция «Сабстэнс» прошла успешно, однако из-за посадки на мель «Лейнстера» и повреждения «Манчестера» более 1700 человек — в основном пилоты и наземный персонал ВВС — так и не добрались до Мальты. Было решено перебросить их на борту «Аретьюзы», «Мэнксмэна» и трех эсминцев. Корабли вышли в море 31 июля. Соединение «Н» осуществляло прикрытие, при этом эсминцы «Коссэк» и «Маори» при поддержке девяти «суордфишей» обстреляли аэродром Альжеро на Сардинии, а крейсер «Хермиони» таранным ударом потопил итальянскую подводную лодку «Тембиен». По возвращении в Гибралтар линейный крейсер «Ринаун» ушел на ремонт в Англию, и адмирал Сомервилл перенес свой флаг на «Нельсон». Из легендарного «Средиземноморского трио» в строю остался один «Арк Ройял».
В конце августа соединение «Н» в тесном взаимодействии с подводными лодками провело дерзкую операцию буквально под носом у противника. Быстроходный минный заградитель «Мэнксмэн» был замаскирован под французский лидер и в ночь на 24 августа незамеченным подошел к итальянской военно-морской базе Ливорно, где выставил 70 магнитных и 70 якорных мин. Истребители «Арка» сбили немецкий Ju-52, а «суордфиши» бомбили аэродромы на севере Сардинии. Хотя итальянское командование получило от агентурной разведки сведения о выходе кораблей из Гибралтара, оно решило, что англичане проводят конвой на Мальту. Наперехват было направлено мощное соединение—два новейших линкора, четыре тяжелых крейсера и 19 эсминцев. Они впустую провели в море двое суток, в довершение всего 25 августа британская субмарина «Трайемф» торпедировала крейсер «Больцано». В начале сентября «Арк Ройял» совместно с «Фьюриесом» в два захода перебросил большую партию истребителей на Мальту — такого рода действия стали уже привычными. В конце месяца туда же был направлен крупный конвой.
Операция получила кодовое название «Хэлберд» («Алебарда»). Для проводки девяти судов, на которых находилось более 2600 солдат, были привлечены линкоры «Принс оф Уэллс» (флаг контр-адмирала Кертиса) и «Родней», четыре крейсера и 12 эскадренных миноносцев. И это помимо соединения «Н»!
Итальянцы получили первое сообщение о движении большого числа судов от французского коммерческого самолета. 26 сентября контакт с англичанами установила воздушная разведка. На маршруте было развернуто 11 подводных лодок, на острове Пантеллерия готовились к бою торпедные катера, а вечером в море вышли линкоры «Литторио» и «Витторио Венето», пять крейсеров и 14 эсминцев под командованием адмирала Иакино. Они получили приказ встретить противника между Сардинией и африканским побережьем. 27 сентября, когда конвой находился в 90 милях от Сардинии, начались воздушные атаки. На этот раз истребительная составляющая авиагруппы «Арк Ройяла» была усилена: он нес не менее 27 «фулмаров» — максимальное за свою карьеру числи. В полдень радар «Хермиони» засек воздушную цель в 30 милях от кораблей. Дюжина «фиатов» BR.20 и «савойя-маркети» SM.84 шла на очень низкой высоте под прикрытием шести CR.42. Наперехват выслали восемь «фулмаров». Из ангара срочно подняли еще семь машин, и авианосец развернулся против ветра, чтобы максимально ускорить их взлет, но они все равно не успели подняться в воздух до того, как самолеты противника достигли внешнего кольца охранения. Истребителям удалось сбить один торпедоносец, многие другие получили повреждения, англичане потеряли в воздушном бою одну машину. Лишь шести SM.84 удалось пробиться к судам, но два из них стали жертвами эффективного зенитного огня, а еще одного на выходе из атаки «завалили» истребители. Налет не удался. Не прошло и получаса, как прямо по курсу соединения показалась вторая группа неприятельских самолетов. Теперь в воздухе барражировало 14 «фулмаров». Они сбили одного «итальянца», но три BR.20 прорвались через заслон и устремились к «Нельсону». Как писал У. Джеймсон, «они летели, едва не касаясь верхушек мачт, так что расчеты зенитных орудий не решались стрелять по ним, боясь задеть собственные корабли». И все же один «Фиат» рухнул в воду рядом с идущим впереди эсминцем; торпеда со второго прошла в 100 м от линкора; третий добился попадания в носовую часть «Нельсона», и в тот же момент загорелся сам. Флагманский корабль соединения «Н» получил повреждения, но сохранил место в строю.
Третья волна из SM.84 не проявила особого рвения в попытке пробиться к конвою. Лишь три торпедоносца вышли на дистанцию сброса, но тотчас один из них был сбит истребителями, второй — зенитным огнем. Зенитчики в этот день записали на свой счет четыре торпедоносца и, как ни прискорбно, два «фулмара». В 14.15, когда еще продолжался третий налет, пришло сообщение от самолета-разведчика с Мальты о передвигавшихся на юг неопознанных кораблях. Сомервилл приказал адмиралу Кертису с его двумя линкорами идти навстречу. Противников разделяло всего 50 миль, так что сражение могло разгореться менее чем через час. Однако в 14.30 Иакино, не имевший от своих ВВС никакой информации о месте и составе британского соединения, повернул на обратный курс. Вскоре «суордфишу» с «Арка» удалось установить контакт с итальянской эскадрой, и в 15.40 с палубы авианосца стартовала ударная группа из 12 торпедоносцев 825-й и 816-й эскадрилий в сопровождении четырех «фулмаров», но обнаружить противника ей не удалось. Около 17 часов Кертис получил приказ вернуться к конвою.
В 18.55 «Нельсон» и «Арк Ройял» с несколькими эсминцами повернули на обратный курс. В поздних сумерках итальянцы провели еще четыре атаки против лишившегося истребительного прикрытия конвоя, при этом им удалось торпедировать и потопить транспорт «Империал Стар» (12 427 брт). Соединение «Н» вернулось в Гибралтар только 30 сентября, так как из-за полученных повреждений «Нельсон» не мог развивать более 15 узлов. Это обстоятельство играло на руку итальянским подводникам, которые трижды атаковали британские корабли, но не смогли добиться результатов, лишившись при этом подводной лодки «Адуа», потопленной эсминцами «Гурка» и «Лиджен».