Общая оценка проекта
«Арк Ройял» стал первым британским авианосцем нового поколения. К его несомненным достоинствам можно отнести значительную численность авиагруппы, мощнейшее в мире на момент вступления в строй зенитное вооружение, высокую скорость хода и прекрасную мореходность, позволявшую обеспечивать действия авиации практически в любую погоду. По числу принимаемых на борт самолетов «Арк» остался непревзойденным в своем флоте, да и с авианосцами США и Японии мог выступать на равных. По такому объективному фактору, как полезная площадь ангаров, он слегка превосходил даже построенные пятью годами позже «эссексы». Наличие катапульт давало британским авианосцам определенные преимущества перед зарубежными современниками. Реальная же численность авиагрупп у англичан диктовалась не возможностями карабле, а слабостью флотской авиации. И если в конце войны даже «илластриесы» несли свыше 50 самолетов вместо штатных 36, то на борту «Арка» могло бы разместиться до 80—100 машин.
За свою короткую военную карьеру авианосец прошел более 200 тысяч миль, действовавшие с его палубы истребители сбили в воздушных боях более 40 самолетов противника. Это выглядит каплей в море по сравнению с успехами американских авианосцев, на счету которых было до нескольких сотен самолетов, однако не стоит забывать, что эти успехи достигнуты в начальный период войны, когда англичане являлись обороняющейся стороной и не обладали ни количественным, ни качественным превосходством над противником. В этих обстоятельствах потеря «Арка» стала тяжелым ударом для британского флота. Недаром адмирал Сомервилл изрек: «Без него я как слепой нищий без своей собаки».
Недостатки корабля стали обратной стороной его достоинств, хотя, справедливости ради, надо отметить, что большинство из них было присуще многим авианосцам того времени. Не совсем удачная компоновка машинно-котельных отделений диктовалась ограниченным водоизмещением. Система ПТЗ имела большую протяженность, однако ее сопротивляемость на практике оказалась значительно ниже оценочной (это было характерно для всех британских кораблей). Как показало исследование обстоятельств гибели «Арка», в результате взрыва торпеды были прорваны защитные переборки, и вода сразу же попала в жизненно важные отсеки корабля. Низкое расположение ангарной палубы, являвшейся палубой переборок, привело к затоплению также и верхних помещений. Распространению воды способствовало соединение всех котельных отделений общим горизонтальным низкорасположенным дымоходом и сообщающихся между собой вентиляционных каналов. Но главным просчетом конструкторов, в итоге погубившим корабль, стало отсутствие дизель-генераторов, из-за чего после выхода из строя паровых котлов он оказался полностью обесточенным и лишился возможности использовать водоотливные средства. Разумеется, в ходе модернизации эти недостатки могли быть устранены, тем не менее, в целом неплохой проект
динальнэя перомона взглядов Адмиралтейства на характер использования авианосцев. «Арк Ройял» с его многочисленной авиагруппой и значительной дальностью плавания был хорош для отдаленных театров, однако для действий в европейских водах с весьма высокой вероятностью встречи с неприятельскими бомбардировщиками его бронирование не представлялось достаточно надежным. Именно поэтому англичане в дальнейшем пошли иным путем, пожертвовав самолетовместимостью ради усиления защиты. Введение бронированной полетной палубы стало значительным шагом в эволюции данного класса кораблей. «Илластриес», на котором это было сделано, положил начало самой многочисленной серии британских тяжелых авианосцев. Но имя «Арк Ройял» не забыто, и сегодня в составе Королевского флота служит пятый корабль с таким названием.