Предисловие
Проект специализированного эсминца для противовоздушной обороны быстроходных авианосных соединений японского Императорского флота был разработан задолго до триумфального марша оперативного соединения адмирала Нагумо по Тихому и Индийскому океанам. Идея создания подобного корабля стала следствием наиболее дальновидных оценок возрастающей мощи морской (в первую очередь — палубной) авиации, сделанных на основании анализа боевых действий самолетов японских ВМС в ходе войны в Китае.
Однако исторические реалии сложились так, что головной корабль серии — «Акицуки» — вошел в строй в июне 1942 года, на неделю опоздав к началу битвы у атолла Мидуэй. А всего из двенадцати кораблей данного типа, переданных в состав действующего флота до капитуляции Японии, только восемь успели «понюхать пороху», в том числе всего пять из них использовались по прямому назначению — в противовоздушных ордерах авианосцев. Объединенный флот получил четыре «акицуки» (стандартный штатный состав одного дивизиона ЭМ)
только к апрелю 1943 года, и лишь в непродолжительный период, с июля по ноябрь 1944 года, одновременно действовали шесть кораблей этого типа. Поэтому специальные эсминцы ПВО не могли реализовать себя в том качестве, в котором были задуманы и созданы. В то же время они в полной мере поддержали высокую репутацию японских эсминцев, участвуя вместе с «классическими» кораблями этого класса в тяжелых ночных боях за Соломоновы острова, пройдя через горечь поражения в Филиппинском море и катастрофу японского флота в борьбе за Филиппины, проводив в последний поход исполинский «Ямато»... Задействованные почти во всех крупных операциях флота конца 1942 — начала 1945 годов «акицуки» подтвердили свое право считаться одними из лучших эскадренных миноносцев периода Второй мировой войны. А скрупулезный послевоенный раздел четырех оставшихся в строю эсминцев типа «Акицуки» между странами-победительницами (США, СССР, Великобританией и Китаем) лишний раз подчеркивает интерес к этим кораблям, проявляемый их бывшими противниками.