Авиация бросает вызов флоту

 

Прямое противопоставление ударных возможностей авиации оборонительным способностям отдельных боевых кораблей и крупных соединений флота берет свое начало с 20-х годов XX века, когда в мире практически одновременно зародилось несколько теорий, обосновывающих пре­восходство одних видов (или даже родов!) вооруженных сил над другими. Так, италь­янский генерал Дуэ утверждал, что воз­душная армия в 1000 бомбардировщиков может решить исход войны путем разру­шения промышленности противника. В США ту же идею бригадный генерал У. Мит­челл изложил в более актуальной для окруженной океанами Америки форме: «Надводный корабль как система оружия исчез: эффективность зенитных орудий постоянно уменьшается и никогда не возрастет. Превосходящие воздушные силы будут господствовать над всеми морски­ми просторами, куда они могут достать с береговых баз. Ни один корабль, несет он самолеты или нет, не сможет оспаривать их господства».

Пока в небесах плавали неповоротли­вые цеппелины и стрекотали фанерные «этажерки», а последователи Митчелла с умилением следили, как в ходе учебных воздушных атак шли на дно неподвижные беззащитные корабли-мишени, большинство моряков, оценивая действия воздуш­ного удара по флоту в реальных боевых условиях, воспринимало безапелляцион­ные заявления поклонников авиации с изрядной долей скепсиса. Но темпы развития морских и воздушных вооружений нарастали. Если для классических сил флота в основном это был количествен­ный рост, то авиация, особенно морская, переживала стремительный качественный подъем, уже к концу 20-х годов разделив­шись на базовую и палубную.

Начавшаяся новая мировая война быст­ро доказала опасную недооценку воз­душной угрозы. Высокие маневренные и огневые свойства, способность к масси­рованному применению превратили авиа­цию в важнейший оперативно-стратегический фактор, изменивший характер во­оруженной борьбы в целом и на море в частности.

Массированные воздушные атаки на силы флота в базах принципиальных нов­шеств в военное искусство не внесли. Удары по Кронштадту, Пёрл-Харбору, Рабаулу, Труку, Маниле, Килю и Куре были осуществлены в светлое время суток, в условиях полного превосходства атакую­щих в воздухе, с применением самоле­тов различных типов. Из-за огромного количества целей зенитчики с одинаковым азартом стреляли по своим и чужим, пре­пятствуя организации противодействия в воздухе. Корабли, скованные пределами акваторий, зачастую даже не успевали дать ход до того, как получали фатальные повреждения. Подвергшись нападению вражеской авиации в базе, флот практи­чески всегда нес большие потери, несмот­ря на близость берега, наличие под ру­кой вспомогательных и спасательных судов, мощность береговых зенитных батарей и авиаприкрытия. Кстати, все это могло быть предсказуемо еще до войны. Однако большинство военно-морских специалистов, обсуждая в 20—30-е годы та­кой вид морского боя как воздушная ата­ка свободно маневрирующего соединения боевых кораблей, приходило к выводу о незначительности опасности, исходящей от авиации. Тем сильнее оказались потря­сения от результатов первых массирован­ных ударов по силам флота в открытом море. Действия Люфтваффе против анг­лийского флота на Средиземном море, потопление японцами британских кораб­лей у Сингапура и Цейлона стали для мо­ряков горькой неожиданностью.

Тем не менее, в предвоенный период кораблестроителями Великобритании и США все же были предприняты некоторые меры к укреплению ПВО соединений фло­та. В конце 30-х годов в этих странах за­родился новый тип боевого корабля с усиленным противовоздушным вооружени­ем — корабль противовоздушной обороны. Не плавучая зенитная батарея, находящая­ся в структуре ПВО базы, а единица, по своим тактико-техническим характеристи­кам способная действовать в составе опе­ративных соединений флота. Создавались такие корабли на основе легких крейсе­ров, обладавших достаточной боевой устойчивостью и автономностью. Начало положила Великобритания, перевооружив универсальной зенитной артиллерией несколько старых крейсеров типа «С». За ними последовали английские легкие крейсера типа «Дидо» и американские типа «Атланта», заложенные как лидеры тор­педных флотилий, но позже перекласси­фицированные в крейсера ПВО.