Авиация бросает вызов флоту
Прямое противопоставление ударных возможностей авиации оборонительным способностям отдельных боевых кораблей и крупных соединений флота берет свое начало с 20-х годов XX века, когда в мире практически одновременно зародилось несколько теорий, обосновывающих превосходство одних видов (или даже родов!) вооруженных сил над другими. Так, итальянский генерал Дуэ утверждал, что воздушная армия в 1000 бомбардировщиков может решить исход войны путем разрушения промышленности противника. В США ту же идею бригадный генерал У. Митчелл изложил в более актуальной для окруженной океанами Америки форме: «Надводный корабль как система оружия исчез: эффективность зенитных орудий постоянно уменьшается и никогда не возрастет. Превосходящие воздушные силы будут господствовать над всеми морскими просторами, куда они могут достать с береговых баз. Ни один корабль, несет он самолеты или нет, не сможет оспаривать их господства».
Пока в небесах плавали неповоротливые цеппелины и стрекотали фанерные «этажерки», а последователи Митчелла с умилением следили, как в ходе учебных воздушных атак шли на дно неподвижные беззащитные корабли-мишени, большинство моряков, оценивая действия воздушного удара по флоту в реальных боевых условиях, воспринимало безапелляционные заявления поклонников авиации с изрядной долей скепсиса. Но темпы развития морских и воздушных вооружений нарастали. Если для классических сил флота в основном это был количественный рост, то авиация, особенно морская, переживала стремительный качественный подъем, уже к концу 20-х годов разделившись на базовую и палубную.
Начавшаяся новая мировая война быстро доказала опасную недооценку воздушной угрозы. Высокие маневренные и огневые свойства, способность к массированному применению превратили авиацию в важнейший оперативно-стратегический фактор, изменивший характер вооруженной борьбы в целом и на море в частности.
Массированные воздушные атаки на силы флота в базах принципиальных новшеств в военное искусство не внесли. Удары по Кронштадту, Пёрл-Харбору, Рабаулу, Труку, Маниле, Килю и Куре были осуществлены в светлое время суток, в условиях полного превосходства атакующих в воздухе, с применением самолетов различных типов. Из-за огромного количества целей зенитчики с одинаковым азартом стреляли по своим и чужим, препятствуя организации противодействия в воздухе. Корабли, скованные пределами акваторий, зачастую даже не успевали дать ход до того, как получали фатальные повреждения. Подвергшись нападению вражеской авиации в базе, флот практически всегда нес большие потери, несмотря на близость берега, наличие под рукой вспомогательных и спасательных судов, мощность береговых зенитных батарей и авиаприкрытия. Кстати, все это могло быть предсказуемо еще до войны. Однако большинство военно-морских специалистов, обсуждая в 20—30-е годы такой вид морского боя как воздушная атака свободно маневрирующего соединения боевых кораблей, приходило к выводу о незначительности опасности, исходящей от авиации. Тем сильнее оказались потрясения от результатов первых массированных ударов по силам флота в открытом море. Действия Люфтваффе против английского флота на Средиземном море, потопление японцами британских кораблей у Сингапура и Цейлона стали для моряков горькой неожиданностью.
Тем не менее, в предвоенный период кораблестроителями Великобритании и США все же были предприняты некоторые меры к укреплению ПВО соединений флота. В конце 30-х годов в этих странах зародился новый тип боевого корабля с усиленным противовоздушным вооружением — корабль противовоздушной обороны. Не плавучая зенитная батарея, находящаяся в структуре ПВО базы, а единица, по своим тактико-техническим характеристикам способная действовать в составе оперативных соединений флота. Создавались такие корабли на основе легких крейсеров, обладавших достаточной боевой устойчивостью и автономностью. Начало положила Великобритания, перевооружив универсальной зенитной артиллерией несколько старых крейсеров типа «С». За ними последовали английские легкие крейсера типа «Дидо» и американские типа «Атланта», заложенные как лидеры торпедных флотилий, но позже переклассифицированные в крейсера ПВО.