Энергетическая установка
Дополнительная длина корпуса «Акицуки» пошла на размещение четвертого снарядного погреба для башни ГК № 2, поэтому состав энергетической и силовой установок по сравнению с эсминцами предыдущих проектов не мог быть увеличен.
ГЭУ располагалась по линейной схеме. В двух котельных отделениях находились три котла («Кампон Ро-Го» марка 3В модель 17) с пароперегревателями. Два котла в КО № 1, третий — в КО № 2. Давление пара — 30 кг/см2 при температуре 350 °С.
Паровые турбины были аналогичны установленным на «Кагеро»: два ГТЗА «Кампон» вращали два трехлопастных винта. Незначительные отличия сводились к использованию более доступных в военное время материалов и унификации производства различных мелочей. Кроме того, максимальная скорость вращения гребных валов была снижена с 380 до 340 об/мин. Полная длина отсеков, занятых ГЭУ, составляла 51,5 м (КО № 1 - 17м, КО№2-9,2 м, МО № 1 - 13 м, МО № 2 - 12,3 М). По сравнению с «Кагеро», это было несколько больше, однако фактически размеры этих отделений даже сократились, поскольку в МО № 1 разместили электрические генераторы (имевшие на «Кагеро» отдельный отсек), а с обеих сторон КО, по правому борту от МО № 1 и по левому борту от МО № 2, расположили дополнительные топливные цистерны.
Согласно спецификации, окончательно утвержденной в октябре 1941 года, движение крейсерской скоростью в 18 узлов требовало расхода топлива в 0,46 кг/ч на одну л.с. Дымовая труба высотой около 8 м имела изрядную парусность (да и вес: общая масса дымоходов и кожуха — 13т), поэтому для ее поддержки служили 6 стальных растяжек диаметром 8 мм. К кожуху трубы крепилось несколько паровых, воздухозаборных и выпускных труб, включая идущий по левому борту от основания мостика дымоход камбуза с характерным Н-образным концом.
Эсминцы типа «Акицуки» отличались развитой системой принудительной вентиляции. Воздухозаборники котельных отделений располагались вокруг дымовой трубы, что позволяло дополнительно прогревать подаваемый в котлы воздух. Выходы вентиляции машинных отделений находились у основания первоначальной штатной позиции 25-мм орудий, вокруг прожекторной площадки и около кормовой возвышенной башни.
Общий расчетный вес машинного оборудования «Акицуки» составил 724,5 т: машины — 214, котлы — 195,5, трубопроводы — 97, валы и винты — 92,5, вспомогательные механизмы — 55,5 т. Эсминец брал 78 т воды и 5,5 т машинного масла. На ходовых испытаниях вес машинного оборудования, запасов воды и масла составил 835 т, в полной нагрузке — 840.
Площадь пера сбалансированного руля— 10,48 м2. Максимальный угол поворота руля на борт — 35°.
Обеспечение увеличенного радиуса действия эсминцев ПВО потребовало существенного роста запасов топлива. Полная вместимость топливных танков составляла около четверти стандартного водоизмещения. На обычных флотских эсминцах это значение было в пределах 15%.
Топливные цистерны помещались в основном в двойном дне, однако под дополнительные резервуары были отданы и другие полости, местами доходившие практически до самой верхней палубы. Система питания обеспечивала первоначальный расход топлива из наиболее высоко расположенных резервуаров.
На ходовых испытаниях «Акицуки» развил максимальную скорость в 33,39 узла при мощности 52 193 л.с. и скорости вращения винтов в 343 об/мин (водоизмещение 3472 т). При перегрузке полная мощность повысилась до 54 763 л.с., скорость до 33,77 узла (при 348,2 об/мин). Стандартная скорость в 18,26 узла была получена при мощности в 4839 л.с. (161,2 об/мин). В этом случае потребление топлива составило 0,43 кг/ч на л.с. против 0,332 кг/ч на одну л.с. при полной мощности.
Результаты испытаний «Акицуки» 16 мая 1942 г.
Параметры |
На испытаниях |
В полном грузу |
В недогрузе |
В недогрузе с принятым балластом |
||||
|
расчет. |
факт. |
расчет. |
факт. |
расчет. |
факт. |
расчет. |
факт. |
Водоизмещение полное, т |
3458 |
3452 |
3899 |
3878 |
2451 |
2407 |
2810 |
2747 |
Средняя осадка, м |
4,15 |
4,12 |
4,50 |
4,36 |
3,20 |
2,58 |
3,50 |
2,81 , |
Дифферент *, м |
— |
— |
0,07 |
0,21 |
1,07 |
1,13 |
1,37 |
1,26 |
Высота центра тяжести над линией киля, м |
4,41 |
4,38 |
4,25 |
4,22 |
5,0 |
4,98 |
4,75 |
4,74 |
Высота центра тяжести над ватерлинией, м |
0,26 |
0,26 |
-0,25 |
-0,25 |
1,80 |
1,83 |
1,25 |
1,30 |
Метацентрическая высота, м |
1,07 |
1,11 |
1,13 |
1,16 |
0,70 |
0,73 |
0,86 |
0,88 |
Диапазон остойчивости, град |
88 |
— |
90 |
— |
84 |
— |
88 |
— |
Вес принятого балласта, т |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
351,1 |
339,37 |
Запас плавучести, т |
4265 |
— |
3851 |
— |
3299 |
— |
4940 |
— |
* Здесь дифферент — дополнительная осадка кормой.