Энергетическая установка

 

Дополнительная длина корпуса «Аки­цуки» пошла на размещение четвертого снарядного погреба для башни ГК № 2, поэтому состав энергетической и силовой установок по сравнению с эсминцами пре­дыдущих проектов не мог быть увеличен.

ГЭУ располагалась по линейной схеме. В двух котельных отделениях находились три котла («Кампон Ро-Го» марка 3В мо­дель 17) с пароперегревателями. Два кот­ла в КО № 1, третий — в КО № 2. Давление пара — 30 кг/см2 при температуре 350 °С.

Паровые турбины были аналогичны установленным на «Кагеро»: два ГТЗА «Кампон» вращали два трехлопастных вин­та. Незначительные отличия сводились к использованию более доступных в воен­ное время материалов и унификации про­изводства различных мелочей. Кроме того, максимальная скорость вращения гребных валов была снижена с 380 до 340 об/мин. Полная длина отсеков, занятых ГЭУ, со­ставляла 51,5 м (КО № 1 - 17м, КО№2-9,2 м, МО № 1 - 13 м, МО № 2 - 12,3 М). По сравнению с «Кагеро», это было несколько больше, однако фактически раз­меры этих отделений даже сократились, поскольку в МО № 1 разместили электри­ческие генераторы (имевшие на «Кагеро» отдельный отсек), а с обеих сторон КО, по правому борту от МО № 1 и по левому борту от МО № 2, расположили дополни­тельные топливные цистерны.

Согласно спецификации, окончательно утвержденной в октябре 1941 года, дви­жение крейсерской скоростью в 18 узлов требовало расхода топлива в 0,46 кг/ч на одну л.с. Дымовая труба высотой око­ло 8 м имела изрядную парусность (да и вес: общая масса дымоходов и кожуха — 13т), поэтому для ее поддержки служили 6 стальных растяжек диаметром 8 мм. К кожуху трубы крепилось несколько паро­вых, воздухозаборных и выпускных труб, включая идущий по левому борту от ос­нования мостика дымоход камбуза с ха­рактерным Н-образным концом.

Эсминцы типа «Акицуки» отличались развитой системой принудительной вен­тиляции. Воздухозаборники котельных отделений располагались вокруг дымовой трубы, что позволяло дополнительно про­гревать подаваемый в котлы воздух. Вы­ходы вентиляции машинных отделений находились у основания первоначальной штатной позиции 25-мм орудий, вокруг прожекторной площадки и около кормо­вой возвышенной башни.

Общий расчетный вес машинного обо­рудования «Акицуки» составил 724,5 т: машины — 214, котлы — 195,5, трубопро­воды — 97, валы и винты — 92,5, вспомо­гательные механизмы — 55,5 т. Эсминец брал 78 т воды и 5,5 т машинного масла. На ходовых испытаниях вес машинного оборудования, запасов воды и масла со­ставил 835 т, в полной нагрузке — 840.

Площадь пера сбалансированного руля— 10,48 м2. Максимальный угол по­ворота руля на борт — 35°.

Обеспечение увеличенного радиуса дей­ствия эсминцев ПВО потребовало сущест­венного роста запасов топлива. Полная вместимость топливных танков составляла около четверти стандартного водоизмеще­ния. На обычных флотских эсминцах это значение было в пределах 15%.

Топливные цистерны помещались в основном в двойном дне, однако под до­полнительные резервуары были отданы и другие полости, местами доходившие практически до самой верхней палубы. Система питания обеспечивала первона­чальный расход топлива из наиболее вы­соко расположенных резервуаров.

На ходовых испытаниях «Акицуки» раз­вил максимальную скорость в 33,39 узла при мощности 52 193 л.с. и скорости вра­щения винтов в 343 об/мин (водоизмеще­ние 3472 т). При перегрузке полная мощ­ность повысилась до 54 763 л.с., скорость до 33,77 узла (при 348,2 об/мин). Стандарт­ная скорость в 18,26 узла была получена при мощности в 4839 л.с. (161,2 об/мин). В этом случае потребление топлива соста­вило 0,43 кг/ч на л.с. против 0,332 кг/ч на одну л.с. при полной мощности.

 

Результаты испытаний «Акицуки» 16 мая 1942 г.

Параметры

На испытаниях

В полном грузу

В недогрузе

В недогрузе с принятым балластом

 

 

расчет.

факт.

расчет.

факт.

расчет.

факт.

расчет.

факт.

Водоизмещение полное, т

3458

3452

3899

3878

2451

2407

2810

2747

Средняя осадка, м

4,15

4,12

4,50

4,36

3,20

2,58

3,50

2,81 ,

Дифферент *, м

0,07

0,21

1,07

1,13

1,37

1,26

Высота центра тяжести над линией киля, м

4,41

4,38

4,25

4,22

5,0

4,98

4,75

4,74

Высота центра тяжести над ватерлинией, м

0,26

0,26

-0,25

-0,25

1,80

1,83

1,25

1,30

Метацентрическая высота, м

1,07

1,11

1,13

1,16

0,70

0,73

0,86

0,88

Диапазон остойчивости, град

88

90

84

88

Вес принятого балласта, т

351,1

339,37

Запас плавучести, т

4265

3851

3299

4940

* Здесь дифферент — дополнительная осадка кормой.