«Акицуки»

 

Головной корабль серии — эсминец «Акицуки» («Осенняя Луна») —на протя­жении всего своего боевого пути исполь­зовался по прямому назначению чаще других однотипных ему эсминцев. Нахо­дясь в ордерах ПВО авианосных соеди­нений, он принял участие в трех крупно­масштабных сражениях —у Восточных Соломоновых островов, в Филиппинском море и у мыса Энганьо.

Первым командиром «Акицуки» был коммандер Кога Ясудзи, а первым бое­вым заданием эсминца стало сопровож­дение тяжелого авианосца «Дзуйкаку» в период приготовлений японского флота к контратаке американских сил вторжения в районе Алеутских островов.

29 июня корабль оставил базу ВМС в Йокосуке и сопровождал лайнер «Кама-кура Мару» с войсками на борту до Макассара, затем вернулся в метрополию.

После несостоявшегося столкновения в северных водах «Акицуки» был перебро­шен на юг Тихого океана, в район Соло­моновых островов. 13 августа эсминец в эскорте транспорта боеприпасов «Нару-то Мару» вышел из Йокосуки в Рабаул.

Высадка американских войск на Гуадалканал вынудила японское командова­ние перенацелить на борьбу за этот ост­ров армейские и морские части, перво­начально предназначенные для действий на Новой Гвинее. Основные силы Объе­диненного флота были переразвернуты на южное направление с главной базой на атолле Трук. Попытка сбросить американский десант в море с ходу закончилась полным провалом (элитный 28-й пехотный полк полковника Ичики Киёнао был пол­ностью уничтожен), поэтому к осуществ­лению доставки на Гуадалканал новых сил японские штабы подошли основательнее. Предполагая нахождение в непосред­ственной близи от Гуадалканала авианос­цев противника, японское командование привлекло к участию в операции крупные силы флота.

19 августа из Рабаула вышел японский войсковой конвой (5 транспортов, пере­возивших 1500 человек морской пехоты), сопровождаемый легким крейсером «Дзинцу» и 5 эсминцами. Восточнее него шли силы прикрытия, включавшие авиа­носцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзё», линейные корабли «Муцу», «Хией» и «Кирисима», 9 тяжелых и два легких крейсе­ра, гидроавиатранспорт «Читозе», 17 эс­минцев. Высадку назначили на ночь 23 августа. Отряд в составе «Рюдзё», тяже­лого крейсера «Тоне» и двух эсминцев, обеспечивающих ближнее прикрытие де­сантных сил, должен был стать приман­кой для атак американской палубной авиа­ции, в то время как два тяжелых авианосца под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити могли бы нанести удар по американским кораблям. «Акицуки» во­шел в эскорт Ударной группы адмирала Нагумо.

Обнаружив 20 августа корабли против­ника, американцы направили им навстре­чу два оперативных соединения, включав­ших авианосцы «Саратога» и «Энтерпрайз», линкор, 3 тяжелых и 1 легкий крейсер, 10 эсминцев.

Бой авианосных соединений, начав­шийся во второй половине дня 24 авгус­та, вылился в серию последовательных взаимных ударов палубной авиации. Япон­цы потеряли «Рюдзё», гидроавиатранс­порт получил повреждения. У американ­цев пострадал «Энтерпрайз», которому пришлось уйти на ремонт в Пёрл-Харбор. С наступлением ночи противоборствую­щие силы разошлись. Фактически в бит­ве у Восточных Соломоновых островов японцы понесли поражение, так как не смогли ни разгромить американские мор­ские силы, ни подавить их ключевой опор­ный пункт на Гуадалканале — аэродром Гендерсон-Филд. А 25 августа американ­ские самолеты нанесли такой ущерб транспортному конвою, что его дальней­шее движение к Гуадалканалу потеряло смысл (погибли самый крупный из транс­портов «Кинрю Мару» и эсминец «Муцуки», легкий крейсер «Дзинцу» получил повреждения; тяжелые потери понесли силы десанта). Высадка войск на Гуадалканал была отменена.

Аэродром Гендерсон-Филд стал насто­ящим камнем преткновения для японско­го флота. Получался замкнутый круг: аме­риканская авиация(палубная и базирую­щаяся на Гендерсон-Филд) не позволяла кораблям микадо приблизиться к остро­ву, а для уничтожения аэродрома артил­лерийским огнем, авиацией либо десан­том японский флот должен был прорвать­ся к Гуадалканалу.

Пока высшее военное руководство японских сил в регионе решало эту головоломку, разрабатывая стратегию даль­нейших действий, а почти все тяжелые корабли вернулись на Трук и в Рабаул, «Акицуки» влился в ряды «стандартных» эсминцев, начавших беспримерную по интенсивности и самоотверженности де­ятельность по доставке подкреплений на Гуадалканал. Проведя почти весь сен­тябрь в составе основных сил флота, ма­неврировавших к северу от Соломоновых островов, «Акицуки» к концу месяца при­был на передовую базу на о.Шортленд, перенеся на переходе (29 сентября) без повреждений налет американских В-17 с Эспириту-Санто.

3 октября «Акицуки» совместно с эс­минцами «Маикадзе» и «Новаки» обеспе­чивал прорыв к Гуадалканалу гидроавиатранспорта «Ниссин». 7 октября «Акицу­ки» был включен в 61-й ДНЭМ 10-й эс­кадры эсминцев 3-го флота.

В начале октября адмирал Микава ре­шил провести крупную операцию силами 8-го флота. Предполагалось, что отряд контр-адмирала Йосима в составе гидроавиатранспортов «Ниссин» и «Читозе» в сопровождении 5 эсминцев сможет за одну ночь прорваться к Гуадалканалу и доставить не только пехоту, но и тяжелое вооружение, боеприпасы и другие грузы. «Акицуки» под флагом контр-адмирал Такама Тамоцу возглавил эсминцы эскорта («Асагумо», «Нацугумо», «Муракумо», «Сираюки») и в составе сил Йосима 12 октября вышел к Гуадалканалу. 11 октября в 21.48 отряд кораблей 8-го флота, прикрывающий корабли Йосима (три тя­желых крейсера 6-й дивизии и два эсмин­ца), на траверзе мыса Эсперанс в 8 ми­лях от о.Саво неожиданно подвергся со­средоточенному артиллерийскому об­стрелу, налетев на оперативное соедине­ние контр-адмирала Н.Скотта (4 крейсе­ра, 5 эсмияцев). В результате схватки крейсер «Фурутака» и ЭМ «фубуки» по­гибли, флагман 6-й дивизии «Аоба» по­лучил повреждение; командир дивизии контр-адмирал Гото Аритомо был смер­тельно ранен. Американцы потеряли эс­минец; еще два крейсера и эсминец были повреждены.

Адмирал Такама приказал «Муракумо», «Нацугумо» и «Сираюки» следовать для спасения экипажей, погибших в ночном бою кораблей. «Акицуки», «Асагумо» и гидроавиатранспорты повернули к Шортленду. Тем временем воздушная развед­ка американцев обнаружила проводившие спасательные работы эсминцы. Вызван­ные пикировщики и торпедоносцы утром потопили «Муракумо», а к пяти часам ве­чера и «Нацугумо».

Операция 8-го флота была сорвана, что вызвало исключительно резкую реакцию японского командования. Пытаясь взять реванш, в ночь на 14 октября линкоры «Конго» и «Харуна», а в ночь на 15-е — тяжелые крейсера «Тёкай» (под флагом самого Микава) и «Кинугаса» буквально перепахали Гендерсон-Филд артиллери­ей главного калибра. Одновременно к мысу Тассафаронга подошли корабли контр-адмирала Йосима и приступили к разгрузке, практически на виду у амери­канской морской пехоты, оборонявшей аэродром.

С рассвета 15 октября по все еще про­изводящим высадку японцам стали нано­сить удары самолеты противника (амери­канцам удалось компенсировать разруше­ние аэродрома на Гуадалканале привле­чением авиации с других островных ВПП). Прервав разгрузку, японцы отошли на север, планируя к ночи вернуться к Гуадалканалу. Выгрузиться успели только два пехотных полка и батарея гаубиц.

17 октября японские эсминцы (вклю­чая «Акицуки») вновь покинули Шортленд, но вскоре были возвращены назад: Объе­диненный флот готовился к крупному сра­жению, призванному обеспечить достав­ку на Гуадалканал 2-й дивизии 17-й ар­мии и ее последующее наступление. Для прикрытия перевозки войск морем и сковывания ответных действий противника привлекались практически все силы Объе­диненного флота, находившиеся в регио­не. Наступление частей 2-й дивизии, на­чатое 21 октября, через четыре дня за­хлебнулось.

Тем временем японский флот, возла­гая надежды на успех армии, крейсиро­вал севернее Соломоновых островов. Вечером 24 октября кто-то из штабистов 2-й дивизии, получив доклады от коман­диров полевых подразделений, ведущих бои на подступах к Гендерсон-Филд, по­спешил доложить «наверх» о захвате аэродрома как о свершившемся факте. Получив это известие, японское командо­вание срочно привело в движение кораб­ли 8-го флота. Утром 25 октября 4-я эс­кадра эсминцев контр-адмирала Такама вышла к Гуадалканалу, намереваясь при поддержке артиллерии высадить десант в непосредственной близи от аэродрома.

Такама разделил свои корабли на две группы. В группу высадки входили эсмин­цы «Акацуки», «Икацути» и «Сирацую». Ударную группу вел сам Такама на лег­ком крейсере «Юра». Она включала «Аки­цуки», «Мурасаме», «Самидаре», «Харусаме», «Юдати». На подходе к месту вы­садки эсминцы первой группы обнаружи­ли отряд американских вспомогательных кораблей, совершавших транспортный рейс между Тулаги и Гуадалканалом, и открыли по ним огонь. Минный загради­тель (бывший эсминец) «Зейн» получил повреждения, но сумел оторваться от про­тивника, буксир «Семинол» и патрульное судно YP-284 были потоплены. Однако в результате артиллерийских «упражнений» японцев операция из-за утраты элемента внезапности была сорвана.

Контратака пяти пикировщиков корпу­са морской пехоты с Гуадалканала, огонь американских береговых батарей и налет шести В-17 вынудили адмирала Такама начать отход. Снаряд с берега попал в башню № 3 «Акацуки», погибло 4 челове­ка. «Икацути», подвергшийся пулеметно­му обстрелу с самолета, временно поте­рял управление. Флагман 4-й эскадры «Юра», получивший 5 бомбовых попада­ний, пришлось оставить (Такама перешел на «Мурасаме») и добить торпедами. «Акицуки», участвовавший в приеме лю­дей с крейсера, в результате близкого разрыва бомбы получил повреждения кор­пуса и некоторое время был лишен хода. Слаженная работа экипажа позволила ему отступить на север вместе с остальными кораблями 4-й эскадры.

Чтобы пробиться к Гуадалканалу и осу­ществить доставку подкреплений на остров, на помощь 8-му флоту пришли ос­новные силы Объединенного флота под командованием адмирала Нагумо, что привело к сражению у Санта-Крус. Япон­цы смогли потопить авианосец «Хорнет» и эсминец, повредить «Энтерпрайз», лин­кор, крейсер и эсминец, заплатив за это повреждением авианосца «Сёкаку», тяже­лого крейсера «Тикума» и эсминца «Теруцуки», а также гибелью 70 лучших эки­пажей палубной авиации. После катаст­рофы при Мидуэе, происшедшей всего полгода назад, такая цена победы в да­леко не решающем бою, была слишком велика. Главнокомандующий Объединен­ным флотом адмирал Ямамото Исороку был крайне недоволен результатами сра­жения: Нагумо отстранили от руководства 3-м флотом и назначили командиром ВМБ Сасебо.

Тем временем «Акицуки» 27 октября бросил якорь в Рабауле, где он четыре дня простоял пришвартованный к плавмастерской «Хаккаи Мару». Корабль подла­тали для перехода в метрополию, куда он вышел 1 ноября в составе эскорта других калек: «Сёкаку» и «Тикума». Переход за­нял 6 дней, и по прибытию в Йокосуку «Акицуки» был поставлен в док для ре­монта. Возвращение его в строй состоя­лось 16 декабря 1942-го. В последний день года он вместе с авианосцем «Дзуйкаку» отправился из Йокосуки на Трук, куда прибыл 4 января. А через два дня под флагом командующего 10-й эскадрой эсминцев контр-адмирала Кимура Сусуму направился на фронт — через Рабаул к Шортленду.

19 января «Акицуки» вышел в море на помощь торпедированному транспорту «Миохо Мару», однако сам стал жертвой подводной атаки. Субмарина «Наутилус» (SS-168) поразила эсминец в правый борт двумя торпедами, но все еще пло­хое качество американских торпед спас­ло корабль — взорвалась лишь одна. По­гибло 14 членов экипажа, 63 человека (включая адмирала Кимура) получили ранения. Несмотря на частичное затоп­ление машинного отделения и опасное напряжение элементов набора корпуса, «Акицуки» смог держать 20-узловой ход и вернуться в базу на Шортленде. Затем он перешел на Трук, где персонал плавмастерской «Акаси» устранил поврежде­ния к 11 марта. Корабль оставил Трук, сопровождая транспорт «Токио Мару» до Сайпана.

14 марта, как только эсминец вышел с рейда Гарапан (о.Сайпан), случилась серь­езная авария. Поврежденный взрывом торпеды «Наутилуса» и укрепленный на скорую руку киль эсминца не выдержал нагрузки и лопнул под мостиком. Корпус корабля деформировался, через образо­вавшуюся трещину хлынула вода, и «Аки­цуки» едва не затонул. Вспомогательная канонерка «Соей Мару» отбуксировала эсминец к берегу, и корабль во избежа­ние гибели был посажен на грунт. На при­ведение эсминца в состояние, обеспечи­вающее его безопасную буксировку в Япо­нию, ушло три месяца. С помощью обо­рудования спасательного судна «Мацуноури Мару» мостик и носовые башни «Аки­цуки» демонтировали. Только 24 июня на буксире транспорта «Синко Мару» он смог начать переход в Нагасаки, где в начале июля был поставлен в док.

26 июля Кога отстранили от командо­вания эсминцем — вероятно, на него воз­ложили вину за недостаточный контроль за ходом ремонта, что привело к аварии. 8 октября 1943 года на его место назначи­ли Огата Томо, опытного офицера с иде­альным послужным списком. Огата начал войну командиром эсминца «Араре», ко­торый сопровождал Ударное соединение адмирала Нагумо, начиная с рейда к Пёрл-Харбору и до битвы у Мидуэя. «Араре» был потоплен американской подлодкой в июле 1942 года, но половина экипажа, включая командира, была спасена.

31 октября ремонт «Акицуки» был за­кончен. В конце ноября эсминец в эскор­те «Сёкаку» и «Читозе» совершил поход до Трука. Потом были транспортные пе­реходы к Кваджелейну и в Кавиенг. Во время последнего похода эсминец без по­вреждений перенес налет американской авиации (1 января 1944 г.), принял учас­тие в помощи экипажу торпедированного транспорта «Киёдзуми Мару».

1 февраля вместе с основными сила­ми флота «Акицуки» ушел из Трука на Па­лау, а с 16 до 21 февраля был переход на новую базу в Лингга-Роудз (в районе Син­гапура). Японский флот отступал, остав­ляя так эффектно завоеванные рубежи, оборона которых теперь стоила слишком дорого.

В связи с потерями в марте 1944 года силы Объединенного флота прошли ре­организацию. Был создан 1-й Мобильный флот под командованием вице-адмирала Одзава Юсабуро. Именно ему поручили осуществить план операции «А» и таким образом попытаться перехватить страте­гическую инициативу в свои руки. План сводился к одновременному удару сила­ми 1-го Воздушного и 1-го Мобильного флотов (базовой и палубной авиацией) по американским силам вторжения. Главная роль в операции отводилась силам 1-го Воздушного флота. Боевая задача моря­ков ограничивалась уничтожением при­мерно одной трети американских авиа­носцев, что должно было позволить япон­ским островным гарнизонам нанести по­ражение вражескому десанту в прибреж­ной полосе.

16 мая соединения 1-го Мобильного флота сосредоточились в гавани Тавитави в юго-западной части Филиппин. С 11 июня американская палубная авиация на­чала бомбить японские базы на Мариан­ских островах (Гуам, Сайпан, Рота, Тиниан), 13 июня к воздушной штурмовке под­ключились линкоры и крейсера, а к ост­ровам подошли мощные силы вторжения.

В тот же день 1 -и Мобильный флот на­чал боевое развертывание. Ядром фло­та, выходящего навстречу американцам, было Соединение «А» вице-адмирала Од­зава в составе: 5-й ДАВ («Тайхо», «Сёка­ку», «Дзуйкаку»), 5-й ДКР («Хагуро» под флагом контр-адмирала Хасимото Синтаро, «Миоко»), 10-й ЭЭМ («Яхаги» под фла­гом контр-адмирала Кимура, 7 ЭМ). В чис­ле 7 эсминцев 10-й эскадры, находивших­ся в ее составе, были все четыре действу­ющих «акицуки» из шести имевшихся в составе флота («Судзуцуки» и «Фуюцуки» стояли в доках в метрополии). Но вместо ожидаемого трумфа японцам довелось испытать горечь сокрушительного пора­жения. Грандиозная морская битва, из­вестная в Японии как бой у Марианских островов, а в США — как сражение в Фи­липпинском море, была проиграна еще до вечера 20 июня, когда начался воздуш­ный налет на японские корабли, точнее, утром 19 июня, когда флагман Одзава — новейший авианосец «Тайхо» — получил роковую торпеду с американской подлод­ки «Альбакор».

«Акицуки» принял участие в спасении остатков экипажа флагманского авиа­носца, в ходе сражения оставался в эс­корте Соединения «А», а затем вместе с флотом вернулся в японские воды, где оставался до октября, занимаясь боевой учебой.

Последний его выход в море состоял­ся 20 октября 1944 года, когда соедине­ние адмирала Одзава покинуло Внутрен­нее море и взяло курс на юг. Одзава имел задачу отвлечь на себя ударные авианос­цы 3-го американского флота и этим дать возможность линкорам и тяжелым крей­серам вице-адмиралов Курита Такео, Нисимура Сейдзи и Сима Кийохиде нанести поражение американцам непосредствен­но на месте высадки. Для приманки были выделены авианосцы 3-й ДАВ («Дзуйка­ку» под флагом Одзава, «Дзуйхо», «Читосэ», «Чийода»), линкоры «Хьюга» и «Исэ» контр-адмирала Масуда Тиаки, легкие крейсера «Ойодо», «Тама», «Исудзу» и 8 эсминцев (включая «Акицуки», «Хацуцуки», «Вакацуки», «Симоцуки»). Кроме того, Одзава располагал отрядом обес­печения из двух танкеров и шести малых эскортных кораблей.

Поставленная задача была выполнена. В то время, когда Курита вел бой у ост­рова Самар, вице-адмирал Одзава сумел сковать силы 38-го оперативного соеди­нения. Бой, произошедший к северо-вос­току от мыса Энганьо, представлял собой непрерывные атаки аме­риканской авиации и интен­сивное маневрирование японского отряда. Оставав­шиеся у Одзавы к утру 25 ок­тября самолеты были быст­ро сбиты более опытными и имеющими подавляющее численное превосходство американскими летчиками. Затем торпедоносцы и бом­бардировщики TF-38 заня­лись японскими кораблями. Вскоре после 9.00 «Акицуки» получил торпедное попада­ние. Корабль потряс сильный взрыв, и эсминец, продер­жавшись на плаву только 5 минут, пошел ко дну (в точке 20°29' N, 126°30' Е). Потоп­ление корабля вначале было отнесено на счет палубного торпедоносца, но впослед­ствии выяснилось, что «Аки­цуки» атаковала подводная лодка «Хэлибат» (SS-232).

Японским эсминцам уда­лось подобрать из воды лишь несколько человек из экипа­жа «Осенней Луны», включая коммандера Огата...