«Акицуки»
Головной корабль серии — эсминец «Акицуки» («Осенняя Луна») —на протяжении всего своего боевого пути использовался по прямому назначению чаще других однотипных ему эсминцев. Находясь в ордерах ПВО авианосных соединений, он принял участие в трех крупномасштабных сражениях —у Восточных Соломоновых островов, в Филиппинском море и у мыса Энганьо.
Первым командиром «Акицуки» был коммандер Кога Ясудзи, а первым боевым заданием эсминца стало сопровождение тяжелого авианосца «Дзуйкаку» в период приготовлений японского флота к контратаке американских сил вторжения в районе Алеутских островов.
29 июня корабль оставил базу ВМС в Йокосуке и сопровождал лайнер «Кама-кура Мару» с войсками на борту до Макассара, затем вернулся в метрополию.
После несостоявшегося столкновения в северных водах «Акицуки» был переброшен на юг Тихого океана, в район Соломоновых островов. 13 августа эсминец в эскорте транспорта боеприпасов «Нару-то Мару» вышел из Йокосуки в Рабаул.
Высадка американских войск на Гуадалканал вынудила японское командование перенацелить на борьбу за этот остров армейские и морские части, первоначально предназначенные для действий на Новой Гвинее. Основные силы Объединенного флота были переразвернуты на южное направление с главной базой на атолле Трук. Попытка сбросить американский десант в море с ходу закончилась полным провалом (элитный 28-й пехотный полк полковника Ичики Киёнао был полностью уничтожен), поэтому к осуществлению доставки на Гуадалканал новых сил японские штабы подошли основательнее. Предполагая нахождение в непосредственной близи от Гуадалканала авианосцев противника, японское командование привлекло к участию в операции крупные силы флота.
19 августа из Рабаула вышел японский войсковой конвой (5 транспортов, перевозивших 1500 человек морской пехоты), сопровождаемый легким крейсером «Дзинцу» и 5 эсминцами. Восточнее него шли силы прикрытия, включавшие авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзё», линейные корабли «Муцу», «Хией» и «Кирисима», 9 тяжелых и два легких крейсера, гидроавиатранспорт «Читозе», 17 эсминцев. Высадку назначили на ночь 23 августа. Отряд в составе «Рюдзё», тяжелого крейсера «Тоне» и двух эсминцев, обеспечивающих ближнее прикрытие десантных сил, должен был стать приманкой для атак американской палубной авиации, в то время как два тяжелых авианосца под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити могли бы нанести удар по американским кораблям. «Акицуки» вошел в эскорт Ударной группы адмирала Нагумо.
Обнаружив 20 августа корабли противника, американцы направили им навстречу два оперативных соединения, включавших авианосцы «Саратога» и «Энтерпрайз», линкор, 3 тяжелых и 1 легкий крейсер, 10 эсминцев.
Бой авианосных соединений, начавшийся во второй половине дня 24 августа, вылился в серию последовательных взаимных ударов палубной авиации. Японцы потеряли «Рюдзё», гидроавиатранспорт получил повреждения. У американцев пострадал «Энтерпрайз», которому пришлось уйти на ремонт в Пёрл-Харбор. С наступлением ночи противоборствующие силы разошлись. Фактически в битве у Восточных Соломоновых островов японцы понесли поражение, так как не смогли ни разгромить американские морские силы, ни подавить их ключевой опорный пункт на Гуадалканале — аэродром Гендерсон-Филд. А 25 августа американские самолеты нанесли такой ущерб транспортному конвою, что его дальнейшее движение к Гуадалканалу потеряло смысл (погибли самый крупный из транспортов «Кинрю Мару» и эсминец «Муцуки», легкий крейсер «Дзинцу» получил повреждения; тяжелые потери понесли силы десанта). Высадка войск на Гуадалканал была отменена.
Аэродром Гендерсон-Филд стал настоящим камнем преткновения для японского флота. Получался замкнутый круг: американская авиация(палубная и базирующаяся на Гендерсон-Филд) не позволяла кораблям микадо приблизиться к острову, а для уничтожения аэродрома артиллерийским огнем, авиацией либо десантом японский флот должен был прорваться к Гуадалканалу.
Пока высшее военное руководство японских сил в регионе решало эту головоломку, разрабатывая стратегию дальнейших действий, а почти все тяжелые корабли вернулись на Трук и в Рабаул, «Акицуки» влился в ряды «стандартных» эсминцев, начавших беспримерную по интенсивности и самоотверженности деятельность по доставке подкреплений на Гуадалканал. Проведя почти весь сентябрь в составе основных сил флота, маневрировавших к северу от Соломоновых островов, «Акицуки» к концу месяца прибыл на передовую базу на о.Шортленд, перенеся на переходе (29 сентября) без повреждений налет американских В-17 с Эспириту-Санто.
3 октября «Акицуки» совместно с эсминцами «Маикадзе» и «Новаки» обеспечивал прорыв к Гуадалканалу гидроавиатранспорта «Ниссин». 7 октября «Акицуки» был включен в 61-й ДНЭМ 10-й эскадры эсминцев 3-го флота.
В начале октября адмирал Микава решил провести крупную операцию силами 8-го флота. Предполагалось, что отряд контр-адмирала Йосима в составе гидроавиатранспортов «Ниссин» и «Читозе» в сопровождении 5 эсминцев сможет за одну ночь прорваться к Гуадалканалу и доставить не только пехоту, но и тяжелое вооружение, боеприпасы и другие грузы. «Акицуки» под флагом контр-адмирал Такама Тамоцу возглавил эсминцы эскорта («Асагумо», «Нацугумо», «Муракумо», «Сираюки») и в составе сил Йосима 12 октября вышел к Гуадалканалу. 11 октября в 21.48 отряд кораблей 8-го флота, прикрывающий корабли Йосима (три тяжелых крейсера 6-й дивизии и два эсминца), на траверзе мыса Эсперанс в 8 милях от о.Саво неожиданно подвергся сосредоточенному артиллерийскому обстрелу, налетев на оперативное соединение контр-адмирала Н.Скотта (4 крейсера, 5 эсмияцев). В результате схватки крейсер «Фурутака» и ЭМ «фубуки» погибли, флагман 6-й дивизии «Аоба» получил повреждение; командир дивизии контр-адмирал Гото Аритомо был смертельно ранен. Американцы потеряли эсминец; еще два крейсера и эсминец были повреждены.
Адмирал Такама приказал «Муракумо», «Нацугумо» и «Сираюки» следовать для спасения экипажей, погибших в ночном бою кораблей. «Акицуки», «Асагумо» и гидроавиатранспорты повернули к Шортленду. Тем временем воздушная разведка американцев обнаружила проводившие спасательные работы эсминцы. Вызванные пикировщики и торпедоносцы утром потопили «Муракумо», а к пяти часам вечера и «Нацугумо».
Операция 8-го флота была сорвана, что вызвало исключительно резкую реакцию японского командования. Пытаясь взять реванш, в ночь на 14 октября линкоры «Конго» и «Харуна», а в ночь на 15-е — тяжелые крейсера «Тёкай» (под флагом самого Микава) и «Кинугаса» буквально перепахали Гендерсон-Филд артиллерией главного калибра. Одновременно к мысу Тассафаронга подошли корабли контр-адмирала Йосима и приступили к разгрузке, практически на виду у американской морской пехоты, оборонявшей аэродром.
С рассвета 15 октября по все еще производящим высадку японцам стали наносить удары самолеты противника (американцам удалось компенсировать разрушение аэродрома на Гуадалканале привлечением авиации с других островных ВПП). Прервав разгрузку, японцы отошли на север, планируя к ночи вернуться к Гуадалканалу. Выгрузиться успели только два пехотных полка и батарея гаубиц.
17 октября японские эсминцы (включая «Акицуки») вновь покинули Шортленд, но вскоре были возвращены назад: Объединенный флот готовился к крупному сражению, призванному обеспечить доставку на Гуадалканал 2-й дивизии 17-й армии и ее последующее наступление. Для прикрытия перевозки войск морем и сковывания ответных действий противника привлекались практически все силы Объединенного флота, находившиеся в регионе. Наступление частей 2-й дивизии, начатое 21 октября, через четыре дня захлебнулось.
Тем временем японский флот, возлагая надежды на успех армии, крейсировал севернее Соломоновых островов. Вечером 24 октября кто-то из штабистов 2-й дивизии, получив доклады от командиров полевых подразделений, ведущих бои на подступах к Гендерсон-Филд, поспешил доложить «наверх» о захвате аэродрома как о свершившемся факте. Получив это известие, японское командование срочно привело в движение корабли 8-го флота. Утром 25 октября 4-я эскадра эсминцев контр-адмирала Такама вышла к Гуадалканалу, намереваясь при поддержке артиллерии высадить десант в непосредственной близи от аэродрома.
Такама разделил свои корабли на две группы. В группу высадки входили эсминцы «Акацуки», «Икацути» и «Сирацую». Ударную группу вел сам Такама на легком крейсере «Юра». Она включала «Акицуки», «Мурасаме», «Самидаре», «Харусаме», «Юдати». На подходе к месту высадки эсминцы первой группы обнаружили отряд американских вспомогательных кораблей, совершавших транспортный рейс между Тулаги и Гуадалканалом, и открыли по ним огонь. Минный заградитель (бывший эсминец) «Зейн» получил повреждения, но сумел оторваться от противника, буксир «Семинол» и патрульное судно YP-284 были потоплены. Однако в результате артиллерийских «упражнений» японцев операция из-за утраты элемента внезапности была сорвана.
Контратака пяти пикировщиков корпуса морской пехоты с Гуадалканала, огонь американских береговых батарей и налет шести В-17 вынудили адмирала Такама начать отход. Снаряд с берега попал в башню № 3 «Акацуки», погибло 4 человека. «Икацути», подвергшийся пулеметному обстрелу с самолета, временно потерял управление. Флагман 4-й эскадры «Юра», получивший 5 бомбовых попаданий, пришлось оставить (Такама перешел на «Мурасаме») и добить торпедами. «Акицуки», участвовавший в приеме людей с крейсера, в результате близкого разрыва бомбы получил повреждения корпуса и некоторое время был лишен хода. Слаженная работа экипажа позволила ему отступить на север вместе с остальными кораблями 4-й эскадры.
Чтобы пробиться к Гуадалканалу и осуществить доставку подкреплений на остров, на помощь 8-му флоту пришли основные силы Объединенного флота под командованием адмирала Нагумо, что привело к сражению у Санта-Крус. Японцы смогли потопить авианосец «Хорнет» и эсминец, повредить «Энтерпрайз», линкор, крейсер и эсминец, заплатив за это повреждением авианосца «Сёкаку», тяжелого крейсера «Тикума» и эсминца «Теруцуки», а также гибелью 70 лучших экипажей палубной авиации. После катастрофы при Мидуэе, происшедшей всего полгода назад, такая цена победы в далеко не решающем бою, была слишком велика. Главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Ямамото Исороку был крайне недоволен результатами сражения: Нагумо отстранили от руководства 3-м флотом и назначили командиром ВМБ Сасебо.
Тем временем «Акицуки» 27 октября бросил якорь в Рабауле, где он четыре дня простоял пришвартованный к плавмастерской «Хаккаи Мару». Корабль подлатали для перехода в метрополию, куда он вышел 1 ноября в составе эскорта других калек: «Сёкаку» и «Тикума». Переход занял 6 дней, и по прибытию в Йокосуку «Акицуки» был поставлен в док для ремонта. Возвращение его в строй состоялось 16 декабря 1942-го. В последний день года он вместе с авианосцем «Дзуйкаку» отправился из Йокосуки на Трук, куда прибыл 4 января. А через два дня под флагом командующего 10-й эскадрой эсминцев контр-адмирала Кимура Сусуму направился на фронт — через Рабаул к Шортленду.
19 января «Акицуки» вышел в море на помощь торпедированному транспорту «Миохо Мару», однако сам стал жертвой подводной атаки. Субмарина «Наутилус» (SS-168) поразила эсминец в правый борт двумя торпедами, но все еще плохое качество американских торпед спасло корабль — взорвалась лишь одна. Погибло 14 членов экипажа, 63 человека (включая адмирала Кимура) получили ранения. Несмотря на частичное затопление машинного отделения и опасное напряжение элементов набора корпуса, «Акицуки» смог держать 20-узловой ход и вернуться в базу на Шортленде. Затем он перешел на Трук, где персонал плавмастерской «Акаси» устранил повреждения к 11 марта. Корабль оставил Трук, сопровождая транспорт «Токио Мару» до Сайпана.
14 марта, как только эсминец вышел с рейда Гарапан (о.Сайпан), случилась серьезная авария. Поврежденный взрывом торпеды «Наутилуса» и укрепленный на скорую руку киль эсминца не выдержал нагрузки и лопнул под мостиком. Корпус корабля деформировался, через образовавшуюся трещину хлынула вода, и «Акицуки» едва не затонул. Вспомогательная канонерка «Соей Мару» отбуксировала эсминец к берегу, и корабль во избежание гибели был посажен на грунт. На приведение эсминца в состояние, обеспечивающее его безопасную буксировку в Японию, ушло три месяца. С помощью оборудования спасательного судна «Мацуноури Мару» мостик и носовые башни «Акицуки» демонтировали. Только 24 июня на буксире транспорта «Синко Мару» он смог начать переход в Нагасаки, где в начале июля был поставлен в док.
26 июля Кога отстранили от командования эсминцем — вероятно, на него возложили вину за недостаточный контроль за ходом ремонта, что привело к аварии. 8 октября 1943 года на его место назначили Огата Томо, опытного офицера с идеальным послужным списком. Огата начал войну командиром эсминца «Араре», который сопровождал Ударное соединение адмирала Нагумо, начиная с рейда к Пёрл-Харбору и до битвы у Мидуэя. «Араре» был потоплен американской подлодкой в июле 1942 года, но половина экипажа, включая командира, была спасена.
31 октября ремонт «Акицуки» был закончен. В конце ноября эсминец в эскорте «Сёкаку» и «Читозе» совершил поход до Трука. Потом были транспортные переходы к Кваджелейну и в Кавиенг. Во время последнего похода эсминец без повреждений перенес налет американской авиации (1 января 1944 г.), принял участие в помощи экипажу торпедированного транспорта «Киёдзуми Мару».
1 февраля вместе с основными силами флота «Акицуки» ушел из Трука на Палау, а с 16 до 21 февраля был переход на новую базу в Лингга-Роудз (в районе Сингапура). Японский флот отступал, оставляя так эффектно завоеванные рубежи, оборона которых теперь стоила слишком дорого.
В связи с потерями в марте 1944 года силы Объединенного флота прошли реорганизацию. Был создан 1-й Мобильный флот под командованием вице-адмирала Одзава Юсабуро. Именно ему поручили осуществить план операции «А» и таким образом попытаться перехватить стратегическую инициативу в свои руки. План сводился к одновременному удару силами 1-го Воздушного и 1-го Мобильного флотов (базовой и палубной авиацией) по американским силам вторжения. Главная роль в операции отводилась силам 1-го Воздушного флота. Боевая задача моряков ограничивалась уничтожением примерно одной трети американских авианосцев, что должно было позволить японским островным гарнизонам нанести поражение вражескому десанту в прибрежной полосе.
16 мая соединения 1-го Мобильного флота сосредоточились в гавани Тавитави в юго-западной части Филиппин. С 11 июня американская палубная авиация начала бомбить японские базы на Марианских островах (Гуам, Сайпан, Рота, Тиниан), 13 июня к воздушной штурмовке подключились линкоры и крейсера, а к островам подошли мощные силы вторжения.
В тот же день 1 -и Мобильный флот начал боевое развертывание. Ядром флота, выходящего навстречу американцам, было Соединение «А» вице-адмирала Одзава в составе: 5-й ДАВ («Тайхо», «Сёкаку», «Дзуйкаку»), 5-й ДКР («Хагуро» под флагом контр-адмирала Хасимото Синтаро, «Миоко»), 10-й ЭЭМ («Яхаги» под флагом контр-адмирала Кимура, 7 ЭМ). В числе 7 эсминцев 10-й эскадры, находившихся в ее составе, были все четыре действующих «акицуки» из шести имевшихся в составе флота («Судзуцуки» и «Фуюцуки» стояли в доках в метрополии). Но вместо ожидаемого трумфа японцам довелось испытать горечь сокрушительного поражения. Грандиозная морская битва, известная в Японии как бой у Марианских островов, а в США — как сражение в Филиппинском море, была проиграна еще до вечера 20 июня, когда начался воздушный налет на японские корабли, точнее, утром 19 июня, когда флагман Одзава — новейший авианосец «Тайхо» — получил роковую торпеду с американской подлодки «Альбакор».
«Акицуки» принял участие в спасении остатков экипажа флагманского авианосца, в ходе сражения оставался в эскорте Соединения «А», а затем вместе с флотом вернулся в японские воды, где оставался до октября, занимаясь боевой учебой.
Последний его выход в море состоялся 20 октября 1944 года, когда соединение адмирала Одзава покинуло Внутреннее море и взяло курс на юг. Одзава имел задачу отвлечь на себя ударные авианосцы 3-го американского флота и этим дать возможность линкорам и тяжелым крейсерам вице-адмиралов Курита Такео, Нисимура Сейдзи и Сима Кийохиде нанести поражение американцам непосредственно на месте высадки. Для приманки были выделены авианосцы 3-й ДАВ («Дзуйкаку» под флагом Одзава, «Дзуйхо», «Читосэ», «Чийода»), линкоры «Хьюга» и «Исэ» контр-адмирала Масуда Тиаки, легкие крейсера «Ойодо», «Тама», «Исудзу» и 8 эсминцев (включая «Акицуки», «Хацуцуки», «Вакацуки», «Симоцуки»). Кроме того, Одзава располагал отрядом обеспечения из двух танкеров и шести малых эскортных кораблей.
Поставленная задача была выполнена. В то время, когда Курита вел бой у острова Самар, вице-адмирал Одзава сумел сковать силы 38-го оперативного соединения. Бой, произошедший к северо-востоку от мыса Энганьо, представлял собой непрерывные атаки американской авиации и интенсивное маневрирование японского отряда. Остававшиеся у Одзавы к утру 25 октября самолеты были быстро сбиты более опытными и имеющими подавляющее численное превосходство американскими летчиками. Затем торпедоносцы и бомбардировщики TF-38 занялись японскими кораблями. Вскоре после 9.00 «Акицуки» получил торпедное попадание. Корабль потряс сильный взрыв, и эсминец, продержавшись на плаву только 5 минут, пошел ко дну (в точке 20°29' N, 126°30' Е). Потопление корабля вначале было отнесено на счет палубного торпедоносца, но впоследствии выяснилось, что «Акицуки» атаковала подводная лодка «Хэлибат» (SS-232).
Японским эсминцам удалось подобрать из воды лишь несколько человек из экипажа «Осенней Луны», включая коммандера Огата...