«Теруцуки»
Второй эсминец серии — «Теруцуки» («Бледно светящаяся Луна») — за короткую, чуть более трех месяцев, службу стал участником непрерывного ряда боевых столкновений, развернувшихся у берегов Гуадалканала и достигших своего апогея в трехдневной ноябрьской баталии в проливе Железное Дно. Кроме того, корабль вошел в историю морских сражений в связи с тем, что в последнем бою нес флаг одного из самых блестящих командующих соединениями эсминцев Второй мировой войны — контр-адмирала Танака Райдзо.
Командиром «Теруцуки» стал коммандер Орита Цунео, начавший войну командиром эсминца «Хамакадзе», на котором прошел с Ударным соединением адмирала Нагумо через все сражения от Пёрл-Харбора до Мидуэя. Назначения Орита на «Теруцуки» и Огата на «Акицуки» являются косвенным подтверждением того, что на данном этапе войны руководство японского флота все еще планировало создание мощных авианосных соединений и постройку для них необходимого числа эсминцев ПВО, командирами которых должны были стать офицеры, имеющие большой практический опыт действия в ордерах авианосцев.
7 октября 1942 года «Теруцуки» вошел в состав 61-й ДНЭМ 10-й эскадры эсминцев 3-го флота. Через три дня он оставил Йокосуку и совершил переход на Трук, где 14 октября присоединился к основным силам флота.
Когда вечером 24 октября из штаба японской 2-й пехотной дивизии поступило сообщение о якобы состоявшемся захвате аэродрома Гендерсон-Филд на Гуадалканале, основные силы Объединенного флота, до того маневрировавшие между Труком и Соломоновыми островами, выдвинулись к югу. Они включали три оперативные группы в составе тяжелых авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку», легких авианосцев «Дзуйхо» и «Дзуньо», четырех линейных кораблей типа «Конго», восьми тяжелых и двух легких крейсеров и 29 эсминцев. «Теруцуки», сопровождая тяжелый крейсер «Тоне», к началу сражения шел в 200 милях восточнее авианосцев Нагумо, прикрывая фланг.
В это же время с юго-востока в направлении Гуадалканала направлялось американское соединение контр-адмирала Кинкейда из двух тяжелых авианосцев, линкора, шести крейсеров и 14 эсминцев. Курсы противников пересекались, боевое столкновение было неизбежно.
Сражение началось утром 26 октября. Японские летчики в стремлении взять реванш за Мидуэй шли напролом. Ценой гибели лучших экипажей им удалось вывести из строя «Хорнет». Ночью брошенный экипажем авианосец добили эсминцы из отряда контр-адмирала Абэ Хироаки.
Вечером 26 октября эсминцы «Теруцуки», «Маикадзе» и «Хацукадзе» эскортировали поврежденные авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйхо» к Труку. К ночи адмирал Хэлси отдал приказ базирующимся на Эспириту-Санто летающим лодкам PBY «Каталина», вооруженным торпедами, атаковать противника. Ночью американские самолеты обнаружили японские корабли, однако единственным результатом воздушных атак стало повреждение «Теруцуки». Торпеда шла прямо в район надстройки, но эсминец спасло низкое качество магнитного взрывателя: взрыв произошел преждевременно. На корабле погибли 7 человек, а корпус получил незначительные повреждения.
С 29 октября «Теруцуки» находился на Труке на ремонте, пришвартованный к плавмастерской «Акаси». А 9 ноября он вместе с кораблями 2-го флота под командованием вице-адмирала Кондо Нобутаке покинул Трук. На о.Шортленд к выходу в море был готов конвой адмирала Танака. Силы японского флота, задействованные в операции, традиционно были разбиты на большое количество отдельных отрядов, имевших собственные задачи. Анализ радиоперехватов позволил адмиралу Хэлси получить почти полное представление о японской операции. Он пошел на определенный риск и принял решение не отзывать свои корабли, находящиеся в пути к Гуадалканалу, по возможности ускорить разгрузку транспортов и нанести японцам поражение ударами авиации и сил флота. 12 ноября американские корабли подошли к стоянке у Лунга и начали разгрузку.
К вечеру авиаразведка доложила об обнаружении на подходе к Гуадалканалу двух отрядов противника, и американские транспорты отошли на юго-восток. В проливе Железное Дно для защиты аэродрома и места высадки осталась группа из 5 крейсеров и 8 эсминцев под командованием контр-адмирала Каллахэна.
Уже в кромешной тьме в пролив вошли корабли вице-адмирала Абэ, направлявшиеся к траверзу Лунга тремя кильватерными колоннами: на флангах эсминцы 4-й и 10-й эскадр, а в середине строя легкий крейсер «Нагара» и линкоры «Хией» (флаг Абэ) и «Кирисима». Абэ располагал сведениями о нахождении днем 12 ноября американских кораблей на стоянке у Лунга, однако рассчитывал, что противник, как обычно, с наступлением темноты покинет пролив.
В 1.24 нового дня радиолокаторы американцев обнаружили врага, а через 15 минут силуэты кораблей Абэ были замечены с головных эсминцев. Несмотря на это Каллахэн свое преимущество тактической внезапности реализовать не успел: в 1.45 эсминец «Акацуки» осветил прожектором шедший контркурсом крейсер «Атланта». Начался жестокий получасовой бой, в течение которого из-за полной темноты и малой дистанции огня царила полная неразбериха.
В момент начала боя «Теруцуки» шел в середине левой колонны на траверзе линкоров, затем вместе с эсминцем «Юкикадзе» в кильватере флагмана 10-й ЭЭМ «Нагара» и участвовал в торпедной атаке американских кораблей (эсминец «Лэффи» взорвался и затонул, а крейсера «Портленд» и «Джуно» получили повреждения).
В 2.05 «Теруцуки» осветил прожектором потерявший ход эсминец «Кашинг» и обрушил на него ливень огня из своих скорострельных 100-мм пушек. Вскоре на «американце» были уничтожены все орудия, разрушены надстройки, окончательно выведены из строя машины и рулевое устройство. В 2.20 команда «Кашинга» оставила пылающий корабль.
К рассвету бой прекратился. Несмотря на ощутимые потери крейсер «Атланта» пришлось затопить, погибли эсминцы «Лэффи», «Бартон», «Монссен» и «Кашинг, крейсер «Джуно» утром потопила японская подлодка I-26, всего из 13 американских кораблей только ЭМ «Флетчер» не имел повреждений; адмиралы Каллахэн и Скотт погибли в бою. Американцам удалось достичь желаемого: получив решительный отпор, Абэ отказался от обстрела аэродрома и отвел свои корабли.
Непосредственно в ходе ночного боя японцы потеряли только «Акацуки», но утром американцы добили поврежденный «Юдати», а флагманский линкор «Хией» из-за полученных повреждений лишился хода и остался у северного берега о.Саво, став мишенью для непрерывных атак самолетов с Гендерсонфилд. Несмотря на самоотверженную борьбу экипажа линкора и выделение для его охраны пяти эсминцев, включая «Теруцуки», флагман Абэ к 19.00 был потоплен. Япония потеряла свой первый линкор, а вице-адмирал Абэ доверие командования — больше в море он не выходил.
В связи с тем, что операция по подавлению аэродрома на Гуадалканале сорвалась, контр-адмирал Танака получил приказ возвратиться на Шортленд. Перевозка войск 38-й дивизии откладывалась на сутки. В полдень 13 ноября японский конвой достиг базы, а уже через час снова вышел на юго-восток. Рассвет 14 ноября застал корабли Танака на середине пути от Шортленда к Гуадалканалу.
В течение всего дня самолеты с Гендерсон-Филд наносили удары по конвою и кораблям 8-го флота. Японцы потеряли тяжелый крейсер «Кинугаса» и 6 транспортов. Несколько кораблей и один транспорт получили повреждения. Микава был вынужден отказаться от обеспечения прикрытия и направил свои крейсера к Шортленду. Лишь самоотверженные действия экипажей эсминцев Танака, под огнем американских самолетов подобравших из воды 5000 человек, позволили избежать огромных потерь в личном составе. Однако практически все тяжелое вооружение, боеприпасы и грузы обеспечения 38-й дивизии были утрачены.
В середине дня Танака получил депешу от Ямамото с приказом пробиться к Гуадалканалу во что бы то ни стало. Руководство флота не могло позволить, чтобы операция, сопряженная с такими потерями, окончилась безрезультатно.
Для удара по аэродрому Гендерсон-Филд и содействия высадки десанта сюда была направлена сводная эскадра под командованием вице-адмирала Кондо: линкор «Кирисима», тяжелые крейсера «Атаго» (флаг Кондо) и «Такао», 2 легких крейсера и 9 эсминцев. Около 22.15, уже в темноте, эскадра Кондо в районе о.Саво неожиданно встретила сильный американский отряд: линкоры «Вашингтон» и «Саут Дакота» с эскортом из 4 эсминцев.
В последовавшем бою японцы потеряли линкор, уничтоженный огнем более мощного «Вашингтона», и эсминец «Аянами». Легкие силы Кондо быстро расправились с двумя американскими эсминцами и вывели из строя третий (он был затоплен на следующий день), но линкоры противника им оказались не по зубам. Неоднократные торпедные атаки, в которых участвовал и «Теруцуки», успехом не увенчались, а артиллерия тяжелых крейсеров смогла нанести только незначительные повреждения «Саут Дакоте». Противники разошлись, но победа американцев, сорвавших бомбардировку Гендерсон-Филд, была несомненна. После боя «Теруцуки» принимал участие в спасении экипажа линкора «Кирисима».
Окончание похода конвоя адмирала Танака было драматичным. Пользуясь тем, что американские корабли связаны боем, оставшиеся четыре японских транспорта смогли к 2.15 подойти к мысу Тассафаронга и стать на якорь. Немедленно началась высадка, однако ей препятствовала американская береговая артиллерия. Танака приказал посадить транспорты на мель у берега. К утру удалось выгрузить около 2 тысяч солдат и офицеров, а также 260 ящиков снарядов и 1500 мешков риса. Но с рассветом в небе появилась американская авиация, и вскоре и все 4 японских транспорта были уничтожены.
18 ноября «Теруцуки» прибыл на Трук и до прихода легкого крейсера «Агано» являлся флагманом командира 10-й ЭЭМ контр-адмирала Кимура.
3 декабря на Труке эсминец получил незначительное повреждение из-за касания днищем рифа. 5-го числа он вышел к Шортленду. К декабрю японская группировка на Гуадалканале оказалась буквально на грани голодной смерти из-за нерегулярного снабжения; остро сказывалась и нехватка тяжелого вооружения и боеприпасов. Солдаты микадо, вынужденные заниматься охотой и собирательством, существенно снизили свою боевую активность, перейдя в оборону. Американцы до поры до времени терпели их присутствие, традиционно не желая идти в атаку без подавляющего многократного превосходства не только в воздухе и на море, но и на суше.
Основные усилия японского флота в этот момент были направлены на обеспечение снабжения своих войск. В условиях господства противника в воздухе вся тяжесть по доставке грузов легла на 2-ю эскадру эсминцев. Интенсивные ночные рейсы быстроходных кораблей на Гуадалканал американцы называли «токийскими экспрессами». Для борьбы с ними, в первую очередь, привлекались авиация и торпедные катера.
Впрочем, целесообразность рискованных операций по прорыву блокады острова выглядела сомнительной. Адмирал Танака в частной беседе высказывался о ситуации так: японские войска, находящиеся на Гуадалканале, своими действиями и реальными возможностями не оправдывают усилия флота по их снабжению и риск, которому подвергаются корабли. Но в Токио считали иначе, и рейсы «экспрессов» продолжались.
5 декабря адмиралу Танака были дополнительно переданы два эсминца, а 7 декабря он получил «Теруцуки». Танака сразу же перенес на него свой флаг. Из-за хлопот, связанных со сменой флагманского корабля, он не смог возглавить очередной поход к Гуадалканалу. И когда в полдень 7 декабря 10 эсминцев 2-й ЭЭМ покинули Шортленд, их повел командир 15-й ДНЭМ Сато Торадзиро.
Конвой был сразу обнаружен береговыми наблюдателями — своеобразной партизанской разведкой союзников, широко применявшейся на Соломоновых островах. Вечером последовал удар пикирующих бомбардировщиков. Близкое попадание бомбы вывело из строя «Новаки», и его пришлось вести назад на буксире. Затем отряд Сато встретили американские торпедные катера. И хотя в результате их атаки не погиб ни один из японских кораблей, выгрузка доставленного продовольствия была сорвана. Конвой вернулся к Шортленду 8 декабря.
Три дня спустя 11 эсминцев вышли в новый рейс к Гуадалканалу. Отряд вел Танака, державший флаг на «Теруцуки». Перенеся традиционный вечерний налет без потерь и сбив два вражеских самолета из 27 атаковавших, корабли достигли мыса Эсперанс и выгрузили 1200 контейнеров с грузом. Когда японские эсминцы уже собирались уходить, с флагмана заметили несколько быстро приближавшихся торпедных катеров. Стремительная атака американцев увенчалась успехом: две торпеды (с ТКА РТ-37 и РТ-40) поразили «Теруцуки» в левый борт, ближе к корме. На корабле вспыхнул пожар, эсминец потерял управление. Танака получил контузию.
Ориентируясь в темноте по пламени на борту, американцы попытались добить поврежденный корабль. Однако японцы уже устремились на помощь флагману. ТКА РТ-44 был разнесен на куски серией прямых попаданий и последовавшим взрывом собственных торпед, остальные, попав под шквальный огонь, отошли.
Повреждения «Теруцуки» оказались слишком тяжелыми, пламя бушевало в непосредственной близости от кормовых артиллерийских погребов, и шансов на спасение корабля практически не оставалось. К флагману подошли «Наганами» и «Араси». Адмиральский флаг был спущен, 140 человек экипажа, штаб эскадры и пришедший в себя Танака оставили эсминец. Снять всех людей с «Теруцуки» не удалось — американские катера не прекращали атак. Эсминцы, проводившие прием людей, начали отход, а остатки экипажа флагмана (156 человек во главе с коммандером Орита) принялись спускать на воду спасательные средства, на которых они впоследствии смогли добраться до Гуадалканала. В 4.40 последовал взрыв глубинных бомб и кормовых погребов, и «Теруцуки» скрылся под водой. Остальным кораблям эскадры удалось оторваться от противника и вернуться к Шортленду.
Этот поход эсминцев стал последней операцией с участием крупных японских кораблей, предпринятой в 1942 году в целях снабжения гарнизона Гуадалканала.