«Судзуцуки»
Ирония судьбы «Судзуцуки» («Холодная Луна») заключается в том, что, находясь в строю Императорского флота дольше всех остальных кораблей, эсминец до 1945 года не участвовал ни в одном крупном сражении. Причиной этого стали повреждения, дважды полученные в результате атак американских подводных лодок. Участие в последнем походе линкора «Ямато» в апреле 1945 года оказалось единственным по-настоящему боевым выходом «Судзуцуки» в море.
15 января 1943 года эсминец вошел в состав 61-й ДНЭМ 10-й эскадры эсминцев 3-го флота. Его командиром был назначен коммандер Накадзава Сидзуо. Первым заданием корабля стало сопровождение авианосцев «Дзуньо» и «Хийо» из Саеки до Трука. Поход продолжался с 22 по 27 марта и прошел успешно. В конце марта — начале апреля «Судзуцуки» совершил плавание из Трука в Рабаул и обратно, доставив для главной базы японского флота строительные материалы и конструкции. Весь апрель и половину мая эсминец оставался на Труке.
Для планировавшегося противодействия американскому вторжению на Атту часть сил флота, оперировавшая в районе Трук — Рабаул, была отозвана в метрополию. С 17 по 22 мая «Судзуцуки» сопровождал отряд японских кораблей в Йокосуку. Время, пока эсминец оставался в японских водах, было занято боевой учебой. 10 июля он вместе с флотом вышел обратно к Труку, куда прибыл через пять дней.
Вторая половина 1943 года прошла для «Судзуцуки» в различных транспортных миссиях и редких выходах в составе флота, которые к боевому соприкосновению с противником не привели.
В оставшиеся летние месяцы корабль интенсивно использовался в операциях по переброске войск и грузов снабжения: он совершил поход в эскорте гидроавиатранспорта «Ниссин», крейсеров «Могами», «Ойодо» и «Агано», доставлявших войска из Трука в Рабаул (19-21 июля); участвовал в переброске войск к Бука (22 июля); обеспечивал возвращение «Могами», «Ойодо» и «Агано» на Трук; конвоировал из Палау на Трук группу танкеров (30 июля — 3 августа); эскортировал тяжелые крейсера «Миоко» и «Хагуро» с войсками из Трука в Рабаул; обеспечивал переход легкого крейсера «Касима» из Трука на Кваджелейн (27 августа — 2 сентября).
В качестве запоздалой реакции на набеги американских авианосцев на японские опорные пункты в центральной части Тихого океана в сентябре — октябре 1943 года состоялись два выхода сил Императорского флота, в которых принял участие и «Судзуцуки», но перехватить американское оперативное соединение корабли не смогли.
В ноябре «Судзуцуки» дважды покидал Трук: следуя на помощь торпедированному крейсеру «Агано» (12—15 ноября) и сопровождая флот в кратковременном и безрезультатном выходе, предпринятом в связи с высадкой противника на Тараву.
7 декабря 1943 года «Судзуцуки» в эскорте авианосца «Дзуйкаку» и тяжелого крейсера «Тикума» покинул южные воды—как оказалось, навсегда. 12 декабря корабли достигли Куре. 24 декабря «Судзуцуки» в составе конвоя, куда кроме него входили однотипный «Хацуцуки» и войсковой транспорт «Акаги Мару», оставил якорную стоянку у Унадзимы и вышел к атоллу Уэйк. Поход завершился благополучно, и 9 января все три корабля возвратились в Куре. На следующий день произошла замена командира эсминца: кэптен Наказава передал корабль коммандеру Сэо Нобору.
Сэо начал войну в должности командира эсминца «Сигурэ», прославившегося какой-то мистической способностью избегать гибели в самых безнадежных ситуациях. Но первый же поход на новом корабле окончился для офицера трагедией. 15 января «Судзуцуки» под флагом командира 61-го ДНЭМ кэптена Томари Мицуйоси вновь повел «Хацуцуки» и «Акаги Мару» к Уэйку. В ночь на 16 января корабли вошли в пролив Бунго, где были обнаружены американской подводной лодкой «Стёрджен» (SS-187). Последовал торпедный залп, и флагман группы был поражен сразу двумя торпедами. Хотя корабль остался на плаву, повреждения оказались очень серьезными: эсминец потерял носовую и кормовую оконечности, погибло 135 человек, включая кэптена Томари, коммандера Сэо и находившихся на корабле 89 солдат. Субмарина не возобновила атаки, и «Хацуцуки» смог взять искалеченного собрата на буксир. 18 января японские корабли достигли Куре. Там «Судзуцуки» в первый раз был поставлен на ремонт в док.
Ремонт эсминца затянулся почти на 9 месяцев. Только 12 октября корабль вернулся в строй, пропустив, таким образом, возможность принять участие в сражении в Филиппинском море.
16 октября «Судзуцуки» следовал в сопровождении конвоя из Опта к Формозе, когда на траверзе Тоизаки японские корабли вошли в район боевого патрулирования «волчьей стаи» американских подводных лодок, ведущей поиск противника. В результате атаки субмарины «Бесуго» «Судзуцуки» получил торпедное попадание и снова потерял носовую часть корпуса. На следующий день корабль вновь оказался в доке в Куре, где находился до 11 ноября.
После окончания ремонта «Судзуцуки» был включен в 41-й ДНЭМ 2-й эскадры эсминцев 2-го флота. 23 ноября вместе с однотипным «Фуюцуки» он сопровождал авианосец «Дзуньо» в транспортном походе из Куре в Манилу и обратно, благополучно вернувшись в Сасебо 9 декабря. Затем по март 1945 года эсминец находился во Внутреннем море, где экипаж занимался учебной подготовкой.
В марте на должность командира корабля назначили коммандера Хираяма Тосио. «Судзуцуки» стал четвертым за войну эсминцем под командованием Хираяма, причем последний его корабль — «Хаясимо» — погиб в сражении у Лейте, входя в состав соединения адмирала Курита.
В конце месяца начались широкомасштабные боевые действия непосредственно в водах метрополии, когда американцы приступили к операции «Айсберг» — кодовое название высадки на Окинаву. Появлению десантной армады предшествовали сокрушительные удары палубной авиации и бомбардировщиков В-29. Японские летчики противодействовать неприятелю в небе уже не могли. Все они становились легкой добычей американцев, и к утру 1 апреля, когда первые американские солдаты высадились на остров, возможности японской авиации оказались исчерпанными. Что касается жалких остатков Объединенного флота, то любые планы их вмешательства в боевые действия были обречены на провал. Но японцы не были бы японцами, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.
Операция «Теничиго» («Небеса-1») предполагала одновременный удар по силам вторжения шестьюстами камикадзе и соединением кораблей во главе с линкором «Ямато». Воздушное прикрытие соединения не предусматривалось. Главнокомандующий флотом адмирал Тоёда справедливо считал, что у операции нет и 50% шансов на успех, но полагал, что если ее не проводить, то оставшиеся боеспособные корабли больше вообще не удастся использовать. Назначенный командующим 1-м Диверсионным соединением вице-адмирал Ито Сеити оценивал возможности вверенных сил еще более скептически.
6 апреля в 15.20 1-е Диверсионное соединение покинуло якорную стоянку Токуяма. Оно включало линкор «Ямато», легкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, в том числе два «акицуки» — «Судзуцуки» и «Фуюцуки». Корабли не имели полного запаса топлива и продовольствия, зато несли полный боекомплект. Достигнуть Окинавы планировалось на рассвете 8 апреля. Противолодочное обеспечение выхода возлагалось на эсминец «Ханацуки» и эскортные миноносцы «Кая» и «Маки». Эти корабли имели топлива только до выхода из пролива Бунго и возвращения в Куре.
Вечером 6 апреля американские подводные лодки «Тредфин» и «Хэклбек» обнаружили японские корабли, о чем немедленно проинформировали штаб флота. Уничтожение «Ямато» возложили на палубную авиацию 58-го оперативного соединения. В 9.15 утра над кораблями адмирала Ито повисли американские разведчики, и японцы перестроились в ордер ПВО с крейсером во главе и радиусом кольца эсминцев около 1500 м. Соединение держало скорость 20 узлов и каждые 5 минут выполняло зигзаг.
Из-за неисправности машин от ордера отстал эсминец «Асасимо». Он скрылся из виду и длительное время считался пропавшим без вести со всем экипажем. Только после войны в Японии стало известно, что днем 7 апреля одинокий корабль был потоплен американской авиацией в 150 милях юго-западнее Нагасаки.
Атаки американских бомбардировщиков начались в 12.30. Во время первого налета, в котором участвовало 150 самолетов, в крейсер «Яхаги» попали бомба и торпеда. В машинном отделении начался пожар, и корабль лишился хода. Эсминец «Хамакадзе» также был поражен бомбой и торпедой. Он разломился пополам и, просев в воду серединой, начал стремительно погружаться. Сто человек из его экипажа погибли, и только решительные действия «Хацусимо» позволили спасти 257 человек, включая командира Маикава Кадзуи. В ходе первой атаки «Ямато» получил до 4 бомбовых и 4 торпедных попаданий.
Вторая волна из 50 бомбардировщиков подошла в 13.00. В «Ямато» попало еще 4 или 5 торпед, а получивший новые повреждения «Яхаги» пошел ко дну. Около 30 человек с крейсера, включая командира корабля, были подобраны «Хацусимо» и «Юкикадзе» только ближе к вечеру.
В 13.45 началась последняя атака, в ходе которой японский флагман получил, по меньшей мере, 4 торпеды и 3 авиабомбы. Крен линкора к 14.00 достиг 15°, потери экипажа были очень велики. С правого борта «Ямато» прикрывал «Фуюцуки», с левого — «Юкикадзе». В 13.56 фатальные повреждения получил эсминец «Исокадзе».
А в 14.17 последнее торпедное попадание лишило «Ямато» хода, крен начал неудержимо расти. Корабль лег на борт, и в его чреве произошел ужасный взрыв, унесший жизни 2498 человек, включая командира корабля и командующего соединением...
Уцелевшим эсминцам оставалось собрать из воды уцелевших моряков и попытаться прорваться домой. В 17.00 два прямых попадания авиабомб поразили «Касуми». На эсминце погибли 17 и были ранены 47 человек. «Фуюцуки» снял с его борта 321 человека и добил потерявший ход корабль двумя торпедами. Поздно вечером «Юкикадзе» принял на борт 285 человек из экипажа «Исокадзе» и затопил ветерана практически всех тихоокеанских сражений орудийным огнем.
К концу дня 7 апреля «Фуюцуки», «Юкикадзе», «Хацусимо» и «Судзуцуки» вышли из-под ударов авиации противника и поспешили к родным берегам. Труднее всех обратный путь дался «Судзуцуки». В ходе боя корабль получил прямое попадание бомбы в район носовых башен, они обе вышли из строя, сократив огневую мощь корабля вдвое. На эсминце погибли 57 человек, 34 были ранены. Корабль осел носом, его управляемость значительно ухудшилась, скорость упала. Прочность даже усиленных экипажем переборок между затопленными и непострадавшими отсеками стала вызывать опасение. Дальнейшее движение носом вперед стало невозможно, и Хираяма повел свой эсминец вперед кормой. Обеспечивая управляемость покалеченного корабля, бригады по 4 моряка, сменяясь каждые 20 минут, специальным аварийным ручным насосом в течение всей ночи создавали необходимое давление в гидравлической системе управления рулем.
8 апреля «Судзуцуки» в третий раз за свою боевую биографию поставили в док, но полное восстановление корабля уже не имело смысла. Частично отремонтированный эсминец покинул док 5 мая, а 10 июня в качестве плавучей зенитной батареи был пришвартован около Сасебо, где его и застала капитуляция Японии.
После исключения из списков флота «Судзуцуки» некоторое время использовался в качестве волнолома в Такамацу, затем был окончательно разобран.