«Ниицуки»
Киль пятого корабля типа «Акицуки», названного «Ниицуки» («Новая Луна») (При переводе на русский язык разница в названиях эсминцев «Хацуцуки» и «Ниицуки» отсутствует), был заложен в день удара соединения Нагумо по Пёрл-Харбору (по токийскому времени это произошло 8 декабря 1941 года). Всего через 7 месяцев корабль был спущен на воду.
20 февраля 1943 года на эсминец для наблюдения за достройкой прибыл его будущий (и единственный) командир — коммандер Канеда Кийоси. Он начал войну командиром эсминца «Хаясио», погибшего 24 ноября 1942 года под ударами американской авиации у берегов Новой Гвинеи.
В последний день марта 1943 года «Ниицуки» вступил в строй и стал первым кораблем только что сформированного 11-го дивизиона, созданного для обучения экипажей эсминцев, передаваемых флоту. Он перешел во Внутреннее море и с 12 апреля занимался боевой учебой, продолжавшейся до середины мая. Вместе с эсминцем в маневрах зачастую участвовал тяжелый крейсер «Могами». 18 мая, после получения сообщения о высадке американцев на о.Атту, оба корабля вышли из Куре в Йокосуку, где собирались силы для планировавшейся контратаки. Однако дальше планов дело не пошло, и отряд вернулся во Внутреннее море.
31 мая «Ниицуки» был передан 8-му флоту, ведущему кровопролитные бои в районе Соломоновых островов. Не исключено, что одной из причин для направления туда только что построенного корабля было желание командования провести испытания комплекта новейшего радарного оборудования, установленного на «Ниицуки». Эсминцу сразу же отводилась роль флагмана эскадры ЭМ. 8 июня корабль пришел в Йокосуку, где присоединился к оперативному соединению, готовившемуся к переходу на атолл Трук. 21 июня корабли достигли пункта назначения. На Труке «Ниицуки» тяжелый крейсер «Судзуя» и эсминец «Ариаке» приняли на борт личный состав и вооружение 5-го дивизиона ПВО и совместно с тяжелым крейсером «Кумано» и эсминцем «Судзукадзе» 23 июня вышли к берегам Новой Британии. Через два дня корабли бросили якоря в Рабауле, где были быстро разгружены.
В конце месяца на «Ниицуки» был поднят флаг контр-адмирала Акияма Теруо, командующего 3-й эскадрой ЭМ. Тем временем американцы высадились на островах Рендова и Вангуну в группе Нью-Джорджия. В первый день июля японские корабли 3-й эскадры сосредоточились на передовой базе на о.Шортленд. К полудню следующего дня «Ниицуки» получил приказ возглавить эсминцы эскадры для нанесения удара по американскому плацдарму на о.Рендова.
После полуночи 3 июля «Ниицуки», «Юнаги», «Мотицуки», «Нагацуки», «Сацуки», «Хацуюки» и «Амагири» вошли в пролив Бланш и, разделившись на группы, начали артиллерийский обстрел (сколь энергичный, столь же и неэффективный) позиций американцев на берегу. Неожиданно группой, куда входили «Ниицуки» и два других эсминца, были обнаружены три американских торпедных катера, выходящие в атаку на корабли Акияма. Японцы дружно перенесли огонь на морские цели и легли на курс отхода. Они оптимистично записали на свой счет два уничтоженных катера, но на самом деле американцам удалось выйти из боя под прикрытием дымовой завесы без потерь.
Следующим ходом японцев стала доставка подкреплений на атакованный противником остров. Два «экспресса» по четыре корабля в каждом должны были доставить войска в пункт Вила на остров Коломбангара ночными рейсами 4 и 5 июля. Для прорыва первого отряда командир 22-го ДНЭМ кэптен Канаока Кунидзо в дополнение к собственным «Нагацуки» и «Сацуки» получил «Ниицуки» и «Юнаги» (адмирал Акияма остался на берегу). Эсминцы Канаока покинули Буин в полдень 4 июля, планируя пересечь залив Кула и достичь берегов у Вила к полуночи.
В то же самое время в залив Кула направлялась американская крейсерско-миноносная группа под командованием контр-адмирала Эйнсворта. Три легких крейсера и девять эсминцев прикрывали семь быстроходных транспортов, доставлявших десант для высадки у стоянки Раис на Нью-Джорджии. Противники вошли в залив Кула на встречных курсах.
«Темная, пасмурная ночь с умеренным юго-восточным бризом, гонящим над заливом редкие шквалы дождя, дала радару больше, чем его обычное преимущество над вражеским биноклем»,—так начинает рассказ о событиях ночи 5 июля С.Э.Морисон. При этом из поля зрения историка выпал существенный факт: у японцев, наконец, тоже имелась РЛС, установленная на «Ниицуки». И хотя японский радар был гораздо худшего качества, чем у американцев, он подарил Канаока целых 16 минут до обнаружения его отряда противником. Оценив его силы как четыре крейсера и четыре эсминца, Канаока развернул свои корабли и оставил поле боя. Но прежде он приказал дать торпедный залп навстречу приближавшимся кораблям Эйнсворта.
За пять минут до того как американцы обнаружили присутствие японцев, «Ниицуки» и «Юнаги» выпустили по четыре, а «Нагацуки» — шесть торпед. «Сацуки» огня не открывал. Таким образом, когда радар эсминца «Ральф Тэлбот» наконец обнаружил удалявшиеся японские корабли и американцы начали преследование, им навстречу уже мчались смертоносные «длинные копья».
Эсминец «Стронг» (DD-467) не имел никаких шансов уклониться от торпеды, которая внезапно вынырнула из темноты и поразила корабль в середину корпуса. Мощный взрыв переломил его пополам. Преследование врага пришлось прекратить. Несмотря на то, что японские береговые батареи открыли огонь, большая часть экипажа (кроме 46 погибших в результате взрыва) была спасена до того как «Стронг» скрылся под волнами. То ли это случайность, каких бывает много во время любой войны, то ли закономерный результат отличной работы японских торпедистов, но американский корабль был поражен торпедой на невероятной дистанции — 11 миль! Говорить об авторстве попадания не приходится, однако вклад «Ниицуки», обнаружившего противника своим радаром, очевиден.
Японские корабли возвратились победителями, но не выполнили свою основную задачу по доставке войск. Поэтому в ночь на 6 июля операцию по доставке подкрепления на о.Коломбангара решили повторить.
Контр-адмирал Акияма вернулся на борт «Ниицуки». Корабль был подготовлен к выполнению роли флагмана сил прикрытия, включавших, кроме того, эскадренные миноносцы «Судзукадзе» и «Таникадзе», которым предстояло обеспечить проводку двух транспортных групп из семи эсминцев с 2400 солдатами и 180 т боеприпасов и снаряжения на борту.
Корабли Акияма покинули стоянку у Шортленда в сумерках 5 июля. Вскоре отряд был обнаружен береговыми наблюдателями, которые немедленно информировали американское командование. Оперативная группа адмирала Эйнсворта TG-36.1 (противники «Ниицуки» в бою предыдущей ночи) удалялась через пролив Индиспенсибл, заправляясь на ходу горючим от танкера, когда был получен приказ адмирала Хэлси вернуться в залив Кула и блокировать проход японской эскадры. Эйнсворт на полной скорости устремился назад на северо-запад. Японцы достигли залива Кула первыми. После того, как Акияма отправил транспортные группы к пункту Вила, на экране радара «Ниицуки» появились отметки, говорившие о возможности нахождения в заливе американских кораблей. Но только после того, как прояснился курс обнаруженных целей, Акияма убедился, что к нему приближается враг. Эсминцы сил прикрытия увеличили скорость до 30 узлов, призвали на помощь корабли второй транспортной группы и стали готовиться к сражению.
В этот момент 45 скорострельных шестидюймовок американских легких крейсеров «Гонолулу», «Хелена» и «Сент Луис», а также орудия эсминцев «Николас», «О'Бэннон», «Рэдфорд» и «Дженкинс» обрушили свою мощь на самую большую из обнаруженных радаром целей — идущий головным флагманский «Ниицуки». Ураган артиллерийского огня поставил точку в его боевой биографии. Пылающий эсминец, потеряв управление, даже не смог открыть ответный огонь, и вскоре начал погружаться. Правда, вполне вероятно, один из противников «Ниицуки» затонул раньше японца. «Судзукадзе» и «Таникадзе» пронеслись мимо своего гибнущего флагмана, выпуская веер торпед. Три из них поразили крейсер «Хелена» (CL-50), который быстро скрылся под водой, унеся с собой 168 человек экипажа.
Сколько времени «Ниицуки» продержался на поверхности, достоверно неизвестно. Он затонул в пяти милях к востоку от о.Коломбангара в точке 7°57' S, 157°12' Е. Контр-адмирал Акияма, коммандер Канеда и большинство из трехсот членов экипажа погибли. Эсминец «Амагири» пытался осуществить поиск членов экипажа флагмана, но «Николас» и «Рэдфорд», собиравшие из воды моряков с «Хелены», отогнали японца орудийным огнем. Некоторые источники указывают, что несколько человек с «Ниицуки» были позже подобраны и пленены американцами.
Резюмируя боевой путь корабля, американский историк А.Д.Невитт отметил, что «короткая карьера «Ниицуки» символизирует службу японских эскадренных миноносцев в целом: превосходные корабли и экипажи, трудолюбивые, отважные и неоднократно побеждающие, но, в конечном счете, обреченные на безотрадный конец в безнадежной борьбе».