«Ниицуки»

 

Киль пятого корабля типа «Акицуки», названного «Ниицуки» («Новая Луна») (При переводе на русский язык раз­ница в названиях эсминцев «Хацуцу­ки» и «Ниицуки» отсутствует), был заложен в день удара соединения Нагумо по Пёрл-Харбору (по токийскому времени это произошло 8 декабря 1941 года). Всего через 7 месяцев корабль был спущен на воду.

20 февраля 1943 года на эсминец для наблюдения за достройкой прибыл его будущий (и единственный) командир — коммандер Канеда Кийоси. Он начал вой­ну командиром эсминца «Хаясио», погиб­шего 24 ноября 1942 года под ударами американской авиации у бере­гов Новой Гвинеи.

В последний день марта 1943 года «Ниицуки» вступил в строй и стал первым кораблем только что сформированного 11-го дивизиона, созданного для обучения экипажей эсмин­цев, передаваемых флоту. Он перешел во Внутреннее море и с 12 ап­реля занимался боевой учебой, продол­жавшейся до середины мая. Вместе с эс­минцем в маневрах зачастую участвовал тяжелый крейсер «Могами». 18 мая, пос­ле получения сообщения о высадке аме­риканцев на о.Атту, оба корабля вышли из Куре в Йокосуку, где собирались силы для планировавшейся контратаки. Одна­ко дальше планов дело не пошло, и отряд вернулся во Внутреннее море.

31 мая «Ниицуки» был передан 8-му флоту, ведущему кровопролитные бои в районе Соломоновых островов. Не исклю­чено, что одной из причин для направле­ния туда только что построенного кораб­ля было желание командования провести испытания комплекта новейшего радар­ного оборудования, установленного на «Ниицуки». Эсминцу сразу же отводилась роль флагмана эскадры ЭМ. 8 июня ко­рабль пришел в Йокосуку, где присоеди­нился к оперативному соединению, гото­вившемуся к переходу на атолл Трук. 21 июня корабли достигли пункта назначе­ния. На Труке «Ниицуки» тяжелый крей­сер «Судзуя» и эсминец «Ариаке» приня­ли на борт личный состав и вооружение 5-го дивизиона ПВО и совместно с тяже­лым крейсером «Кумано» и эсминцем «Судзукадзе» 23 июня вышли к берегам Новой Британии. Через два дня корабли бросили якоря в Рабауле, где были быст­ро разгружены.

В конце месяца на «Ниицуки» был под­нят флаг контр-адмирала Акияма Теруо, командующего 3-й эскадрой ЭМ. Тем вре­менем американцы высадились на остро­вах Рендова и Вангуну в группе Нью-Джорджия. В первый день июля японские корабли 3-й эскадры сосредоточились на передовой базе на о.Шортленд. К полу­дню следующего дня «Ниицуки» получил приказ возглавить эсминцы эскадры для нанесения удара по американскому плац­дарму на о.Рендова.

После полуночи 3 июля «Ниицуки», «Юнаги», «Мотицуки», «Нагацуки», «Сацуки», «Хацуюки» и «Амагири» вошли в про­лив Бланш и, разделившись на группы, начали артиллерийский обстрел (сколь энергичный, столь же и неэффективный) позиций американцев на берегу. Неожи­данно группой, куда входили «Ниицуки» и два других эсминца, были обнаружены три американских торпедных катера, выходя­щие в атаку на корабли Акияма. Японцы дружно перенесли огонь на морские цели и легли на курс отхода. Они оптимистич­но записали на свой счет два уничтожен­ных катера, но на самом деле американ­цам удалось выйти из боя под прикрыти­ем дымовой завесы без потерь.

Следующим ходом японцев стала достав­ка подкреплений на атакованный противни­ком остров. Два «экспресса» по четыре ко­рабля в каждом должны были доставить вой­ска в пункт Вила на остров Коломбангара ночными рейсами 4 и 5 июля. Для прорыва первого отряда командир 22-го ДНЭМ кэптен Канаока Кунидзо в дополнение к соб­ственным «Нагацуки» и «Сацуки» получил «Ниицуки» и «Юнаги» (адмирал Акияма остался на берегу). Эсминцы Канаока по­кинули Буин в полдень 4 июля, планируя пересечь залив Кула и достичь берегов у Вила к полуночи.

В то же самое время в залив Кула на­правлялась американская крейсерско-миноносная группа под командованием контр-адмирала Эйнсворта. Три легких крейсера и девять эсминцев прикрывали семь быстроходных транспортов, достав­лявших десант для высадки у стоянки Раис на Нью-Джорджии. Противники вошли в залив Кула на встречных курсах.

«Темная, пасмурная ночь с умеренным юго-восточным бризом, гонящим над заливом редкие шквалы дождя, дала рада­ру больше, чем его обычное преимущест­во над вражеским биноклем»,—так на­чинает рассказ о событиях ночи 5 июля С.Э.Морисон. При этом из поля зрения ис­торика выпал существенный факт: у япон­цев, наконец, тоже имелась РЛС, уста­новленная на «Ниицуки». И хотя японский радар был гораздо худшего качества, чем у американцев, он подарил Канаока це­лых 16 минут до обнаружения его отряда противником. Оценив его силы как четы­ре крейсера и четыре эсминца, Канаока развернул свои корабли и оставил поле боя. Но прежде он приказал дать торпед­ный залп навстречу приближавшимся ко­раблям Эйнсворта.

За пять минут до того как американцы обнаружили присутствие японцев, «Нии­цуки» и «Юнаги» выпустили по четыре, а «Нагацуки» — шесть торпед. «Сацуки» огня не открывал. Таким образом, когда радар эсминца «Ральф Тэлбот» наконец обнаружил удалявшиеся японские кораб­ли и американцы начали преследование, им навстречу уже мчались смертоносные «длинные копья».

Эсминец «Стронг» (DD-467) не имел никаких шансов уклониться от торпеды, которая внезапно вынырнула из темноты и поразила корабль в середину корпуса. Мощный взрыв переломил его пополам. Преследование врага пришлось прекра­тить. Несмотря на то, что японские бере­говые батареи открыли огонь, большая часть экипажа (кроме 46 погибших в ре­зультате взрыва) была спасена до того как «Стронг» скрылся под волнами. То ли это случайность, каких бывает много во вре­мя любой войны, то ли закономерный ре­зультат отличной работы японских торпе­дистов, но американский корабль был поражен торпедой на невероятной дис­танции — 11 миль! Говорить об авторстве попадания не приходится, однако вклад «Ниицуки», обнаружившего противника своим радаром, очевиден.

Японские корабли возвратились побе­дителями, но не выполнили свою основ­ную задачу по доставке войск. Поэтому в ночь на 6 июля операцию по доставке под­крепления на о.Коломбангара решили повторить.

Контр-адмирал Акияма вернулся на борт «Ниицуки». Корабль был подготов­лен к выполнению роли флагмана сил прикрытия, включавших, кроме того, эс­кадренные миноносцы «Судзукадзе» и «Таникадзе», которым предстояло обес­печить проводку двух транспортных групп из семи эсминцев с 2400 солдатами и 180 т боеприпасов и снаряжения на борту.

Корабли Акияма покинули стоянку у Шортленда в сумерках 5 июля. Вскоре отряд был обнаружен береговыми наблю­дателями, которые немедленно инфор­мировали американское командование. Оперативная группа адмирала Эйнсвор­та TG-36.1 (противники «Ниицуки» в бою предыдущей ночи) удалялась через про­лив Индиспенсибл, заправляясь на ходу горючим от танкера, когда был получен приказ адмирала Хэлси вернуться в залив Кула и блокировать проход японской эскадры. Эйнсворт на полной скорости устремился назад на северо-запад. Япон­цы достигли залива Кула первыми. После того, как Акияма отправил транспортные группы к пункту Вила, на экране радара «Ниицуки» появились отметки, говорив­шие о возможности нахождения в заливе американских кораблей. Но только после того, как прояснился курс обнаруженных целей, Акияма убедился, что к нему при­ближается враг. Эсминцы сил прикрытия увеличили скорость до 30 узлов, призва­ли на помощь корабли второй транспорт­ной группы и стали готовиться к сраже­нию.

В этот момент 45 скорострельных шес­тидюймовок американских легких крей­серов «Гонолулу», «Хелена» и «Сент Луис», а также орудия эсминцев «Нико­лас», «О'Бэннон», «Рэдфорд» и «Дженкинс» обрушили свою мощь на самую большую из обнаруженных радаром це­лей — идущий головным флагманский «Ниицуки». Ураган артиллерийского огня поставил точку в его боевой биографии. Пылающий эсминец, потеряв управление, даже не смог открыть ответный огонь, и вскоре начал погружаться. Правда, впол­не вероятно, один из противников «Нии­цуки» затонул раньше японца. «Судзукадзе» и «Таникадзе» пронеслись мимо сво­его гибнущего флагмана, выпуская веер торпед. Три из них поразили крейсер «Хе­лена» (CL-50), который быстро скрылся под водой, унеся с собой 168 человек эки­пажа.

Сколько времени «Ниицуки» продер­жался на поверхности, достоверно неиз­вестно. Он затонул в пяти милях к восто­ку от о.Коломбангара в точке 7°57' S, 157°12' Е. Контр-адмирал Акияма, коммандер Канеда и большинство из трехсот членов экипажа погибли. Эсминец «Амагири» пытался осуществить поиск членов экипажа флагмана, но «Николас» и «Рэдфорд», собиравшие из воды моря­ков с «Хелены», отогнали японца орудий­ным огнем. Некоторые источники указы­вают, что несколько человек с «Ниицуки» были позже подобраны и пленены аме­риканцами.

Резюмируя боевой путь корабля, аме­риканский историк А.Д.Невитт отметил, что «короткая карьера «Ниицуки» симво­лизирует службу японских эскадренных миноносцев в целом: превосходные ко­рабли и экипажи, трудолюбивые, отваж­ные и неоднократно побеждающие, но, в конечном счете, обреченные на безотрад­ный конец в безнадежной борьбе».