«Вакацуки»
Переданный флоту 31 мая 1943 года в Нагасаки эсминец «Вакацуки» («Луна в первой четверти») в тот же день вошел в состав 11-го ДНЭМ 1-го флота. Его командиром стал коммандер Судзуки Ясуацу, ранее командовавший эсминцами «Минегумо» и «Митисио».
Вступление в строй «Вакацуки» совпало с загадочной гибелью линкора «Мутцу» 8 июня 1943 года. Находившийся поблизости от места трагедии «Вакацуки» принял активное участие в спасении остатков его команды.
15 августа эсминец оставил Куре и совершил переход к Труку. В сентябре и октябре вместе с силами флота он выходил в море на поиск американских авианосцев, тренирующих свои авиагруппы в ударах по японским периферийным опорным пунктам.
30 октября «Вакацуки» вышел из Трука в Рабаул, имея на борту летные экипажи для пополнения систематически редеющей авиагруппы этого главного японского форпоста в регионе. 1 ноября он бросил якорь в Рабауле. Ранним утром того же дня 12 американских транспортов высадили 14 тысяч морских пехотинцев на мысе Торокина в бухте Императрицы Августы в центре юго-западного побережья о.Бугенвилль. Американцы хорошо усвоили уроки Гуадалканала, высадку провели энергично и сразу отвели транспорты. Гарнизон из 270 японцев при одном орудии дать отпор не смог и отступил в джунгли.
Японское командование четко представляло, что сбросить десант можно только самыми решительными действиями в первые же дни его высадки. Поэтому командиру 5-й ДКР контр-адмиралу Омори Сентаро было приказано собрать все наличные на базе силы и выдвинуться к Бугенвиллю для уничтожения транспортов противника и проводки конвоя с контрдесантом.
1 ноября в 17.00 соединение Омори покинуло бухту Симпсон-Харбор и направилось на юго-восток. Японские корабли шли тремя колоннами. В центральной — тяжелые крейсера «Миоко» (флаг Омори) и «Хагуро». Слева — завеса из легкого крейсера «Сендай» и трех эсминцев. Справа — легкий крейсер «Агано» и 3 эсминца. «Вакацуки» шел концевым в правой колонне. В нескольких милях позади следовали еще 5 эсминцев, перевозивших 1000 солдат. Некоторые из кораблей имели радары, но операторы были новичками, и командующий соединением больше полагался на оптику и гидросамолеты.
В 21.20 японское соединение было обнаружено американским самолетом, сбросившим бомбы рядом с «Сендай». В связи с потерей внезапности Омори отказался от высадки контрдесанта и отослал эсминцы-транспорты назад в Рабаул, а сам продолжил движение, намереваясь решить первую часть боевой задачи.
Район высадки охранялся оперативным соединением TF-39 контр-адмирала Меррила (4 крейсера типа «Кливленд» и 8 эсминцев). Американский адмирал, будучи отлично осведомленным о передвижении противника, занял позицию поперек входа в бухту и решил вести артиллерийский бой на пределе эффективного действия японских торпед (80—100 кбт), предоставив полную самостоятельность двум подчиненным командирам дивизионов эсминцев.
В 2.27 японские корабли были обнаружены американскими радарами, а еще через 20 минут начался бой, длившийся почти до утра. Американские корабли действовали слаженнее, в полной мере используя огонь и маневр. Напротив, корабли Омори, не имевшие опыта совместных действий, полностью нарушили строй и даже допустили два столкновения. На поврежденном в самом начале боя и добитом около 4 часов ночи крейсере «Сендай» погибло около 320 человек, остальные добрались до Бугенвилля на плотах. Эсминец «Хацукадзе» погиб со всем экипажем; «Хагуро» получил повреждения.
Из большого количества торпед, выпущенных в бою японцами, только одна достигла цели, повредив эсминец «Фут». Артогонь же вообще был практически безрезультатным. Противники разошлись перед рассветом, причем Омори доложил о потоплении двух вражеских крейсеров. Парадоксально, но это искажение фактов имело самые негативные последствия для японского флота. Собранные в Рабауле для развития «успеха» 7 тяжелых крейсеров 2-го флота утром 5 ноября подверглись сокрушительному удару палубной авиации TF-38 адмирала Шермана и были выведены из строя. Эсминец «Фудзинами» поразила невзорвавшаяся торпеда, а «Вакацуки» получил легкие повреждения от близких бомбовых разрывов. Невозможность маневра находящихся в бухте японских кораблей свела на нет существенную мощь зенитной артиллерии (кстати, плотный огонь помешал своим истребителям, поднятым по тревоге). Американцы потеряли всего 10 самолетов.
11 ноября «Вакацуки», сопровождая плавбазу «Тёгей», вышел из Рабаула на Трук. Так ему удалось избежать повторившегося в тот же день авиаудара по Рабаулу, который завершился гибелью эсминца «Судзунами» и повреждением еще пяти кораблей. 18 ноября вместе с «Тёгей» и легким крейсером «Касима» эсминец совершил семидневный переход в Куре и, достигнув берегов Японии, некоторое время находился на ремонте в Йокосуке.
С февраля по апрель 1944 года он эскортировал ударные авианосцы, собиравшиеся в районе Сингапура для участия в операции «А». С 12 по 15 мая в составе 1-го Мобильного флота совершил переход из Лингга-Роудз до Тавитави.
6 июня, находясь в охранении конвоя из танкеров, следовавших из Тавитави до Баликпапана, «Вакацуки» спас 45 членов экипажа эсминца «Минацуки», потопленного американской субмариной «Хардер».
В сражении в Филиппинском море «Вакацуки» находился в составе ударного соединения адмирала Одзава. Эсминец снял командующего и его штаб с гибнувшего «Тайхо» и доставил их на «Хагуро», участвовал в спасении людей с погибших авианосцев Одзава. По возвращении в метрополию «Вакацуки» с 8 по 20 июля сопровождал силы флота в транспортной миссии из Куре до Лингга с заходом в Манилу. 19 сентября в составе конвоя корабль вернулся в Куре.
16 октября, находясь в охранении конвоя, следовавшего от Опта к Формозе, «Вакацуки» помог торпедированному «Судзуцуки» добраться до Куре.
В ходе боя у м.Энганьо, в котором «Вакацуки» участвовал в составе Северной группы, эсминец собирал из воды экипажи погибших кораблей, а затем попал под огонь эскадры Дю-Боуза, но смог оторваться от погони и уйти в Японию. Но уже через четыре дня после окончания сражения в заливе Лейте «Вакацуки» в эскорте крейсера «Ойодо» совершил переход из метрополии до Манилы.
В тени грандиозной баталии в Филиппинских водах оказалась операция «ТА» (такое обозначение получили действия японского флота по доставке на Лейте войсковых подкреплений, вооружения и боеприпасов), начавшаяся в тот же день, что и сражение вокруг американского плацдарма на о.Лейте. В период с 23 октября по 11 декабря 1944 года девять основных конвоев и бесчисленное количество отдельных мелких транспортов предпринимали попытки преодолеть 600 миль, разделяющих Манилу и Ормок — крупный порт на западном берегу Лейте. Полная драматизма история этих походов, предпринятых в условиях абсолютного господства американских сил на море и в воздухе, неоправданно померкла перед лицом катастрофического поражения японского военного флота в боях 23—26 октября.
В начале ноября 1944 года руководство операцией «ТА» было возложено на вице-адмирала Окочи Денсичи, прибывшего в Манилу на должность командующего флотом Юго-западного района с поста начальника Военно-морской академии. Для конвоев ТА № 3 и № 4 он собрал в Маниле 5 сухогрузов, три десантных корабля и 7 эсминцев. В соответствии с планом конвой ТА № 3 (под командованием контр-адмирала Мацуяма Мицухару, флаг на сторожевом корабле «Окинава») должен был перевезти на Лейте главные силы и тяжелое вооружение 26-й дивизии. Для эскорта выделялись эсминцы 2-й эскадры контр-адмирала Хаякава Микио. ТА № 4 под эскортом 1-й ЭЭМ контр-адмирала Кимура Масатоми должен был завершить доставку 26-й и 1-й дивизий.
Налеты на Манилу и прошедшая полоса тайфуна задержали погрузку тяжелого оборудования, в результате чего ТА № 4 смог выйти в море раньше, чем № 3. Ранним утром 8 ноября новые быстроходные транспорты «Такацу Мару», «Кинка Мару» и «Касии Мару», имея на борту 10 тысяч войск и 3,5 тысячи т боеприпасов, а также три десантных корабля с 1000 солдат вышли курсом на Ормок. В эскорте следовали эсминцы «Касуми» (флаг Кимура), «Усио», «Акисимо», «Асасимо», «Наганами» и «Вакацуки». Непогода способствовала скрытности перехода и к вечеру 9 ноября ТА № 4 должен был достигнуть пункта назначения.
Первыми в гавань Ормока вошли три десантных корабля. Они оттянули на себя атаку четырех американских бомбардировщиков и 16 истребителей и сбили четыре машины противника. Через час, когда азарт вражеских пилотов несколько спал, в залив вошли транспорты, а эсминцы встали в охранении мористее.
Наступившей ночью японцев пытались атаковать две пары американских торпедных катеров, но их удалось отогнать без какого-либо ущерба. А едва взошло солнце, последовала атака 30 бомбардировщиков В-25 с Моротая. Сосредоточенным зенитным огнем было сбито пять из первых восьми нападавших самолетов, затем еще два в последующих волнах. В это время «Такацу Мару» со всеми находящимися на борту был разнесен в клочья взрывом неразгруженных боеприпасов. Получивший не менее пяти попаданий «Касии Мару» пошел ко дну практически сразу после того, как все оставшиеся в живых покинули судно.
Уцелевшие корабли ТА № 4 под яростными воздушными атаками поспешили выйти из залива.
Тем временем ТА № 3, оставивший Манилу утром 9 ноября, следовал через море Сибуян. Он включал 5 транспортов, перевозивших 2000 солдат 26-й дивизии и 6000 т боеприпасов. Командир эскорта Хаякава держал свой флаг на эсминце «Симакадзе» и располагал «Хаманами», «Хацухару», миноносцем «Такэ», тральщиком и охотником за подводными лодками. Днем 10 ноября самый крупный транспорт конвоя «Целебес Мару» сел на риф у полуострова Бондок, и большая часть дня ушла на перегрузку судна.
В ночь на 11 ноября произошла встреча конвоев ТА № 4 и ТА № 3. Предварительно имелось решение усилить эскорт ТА № 3 за счет присоединения части эсминцев Кимура. Однако «Наганами» и «Асасимо» были переполнены людьми с потерянных судов, а покалеченный «Акисимо» едва поспевал за своими. Флагман Кимура «Касуми» принял людей, и «Вакацуки», «Наганами» и «Асасимо» поспешили за судами ТА № 3. К эсминцам Кимура присоединились «Хацухару» и «Такэ». Охотник № 46 остался с сидящим на рифе транспортом. Остатки ТА № 4 вернулись в Манилу к вечеру 11 ноября.
Первыми противниками Хаякава стали американские торпедные катера, но решительные действия эсминцев сорвали их атаку.
С рассветом 350 самолетов с авианосцев адмирала Шермана, находившихся к востоку от пролива Сан-Бернардино, поднялись в воздух для нанесения удара по конвою. Последовавшее побоище напоминало сражение в море Бисмарка в марте 1943 года. Сухогрузы вообще не имели шансов на спасение и вскоре все четыре были уничтожены. После этого самолеты занялись кораблями эскорта. Ни сплошная стена зенитного огня, ни дымовые завесы, ни полные обороты машин не смогли уберечь корабли Хаякава. Первыми внимание американских летчиков привлекли «Симакадзе» и «Вакацуки», выделявшиеся своими размерами и опознанные как крейсера. В результате целенаправленных атак оба корабля были быстро потоплены (10°50' N, 124°35' Е). Из 600 человек их экипажей спасся 131, в том числе только 12 офицеров. Коммандер Судзуки погиб вместе с «Вакацуки», контр-адмирал Хаякава был убит во время прямого бомбового попадания в «Симакадзе». Вслед за флагманом пошли ко дну эсминцы «Наганами», «Хаманами» и тральщик № 30.
«Асасимо» был единственным спасшимся кораблем, принесшим в Манилу мрачную весть о разгроме конвоя поздно вечером 12 ноября. Уничтожение ТА № 3 обошлось американцам в девять сбитых самолетов.