История проектирования

 

Проект 1135 «Буревестник» возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей на­шего флота — малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Совет­ский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атом­ными подводными лодками потенциаль­ного противника. Именно тогда были со­зданы первые противолодочные корабли океанской зоны — крейсера-вертолетоносцы проекта 1123, БПК 1 ранга проек­тов 1134А и 1134Б, БПК 2 ранга проекта 61, проявившие себя с наилучшей сторо­ны. Но их высокая стоимость вынудила ру­ководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водо­измещению и менее дорогостоящими ко­раблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана вместе с крейсерами и ВПК.

Первоначально разработку будущего «Буревестника» поручили Зеленодольско­му КБ (в то время — ЦКБ-340), где ранее были созданы удачные противолодочные (позже — сторожевые) корабли проектов 159 и 35. Последние обладали сильным для своего ранга вооружением, мощной энергетикой и вполне эффективными средствами поиска вражеских подводных лодок в ближней зоне (до 1200 миль). Од­нако появление в американском флоте атомных субмарин типа «Джордж Вашин­гтон» с межконтинентальными баллисти­ческими ракетами «Поларис» потребова­ло расширить контролируемую зону. Ста­ло ясно, что новый корабль должен дейст­вовать на дальних рубежах — не менее, чем в 3000 миль от своих берегов.

Тем временем промышленность присту­пила к разработке новых средств проти­володочной борьбы — ракетоторпедного комплекса «Метель» и весьма совершен­ных для своего времени гидроакустичес­ких станций (ГАС) «Вега» и «Титан». Соче­тание подкильной и буксируемой ГАС обе­щало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. При этом общая эффективность (выража­ясь профессиональным языком, «поиско­вая производительность») также долж­на была увеличиться втрое. Все это выво­дило будущий сторожевой корабль на ка­чественно иной уровень, но одновремен­но влекло за собой значительный рост во­доизмещения. А поскольку ЦКБ-340 тра­диционно специализировалось на созда­нии малых боевых кораблей, разработку проекта «Буревестника» передали в Ле­нинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Север­ное ПКБ). Главным конструктором был на­значен Н.П.Соболев, главным наблюдающим от ВМФ — И.М.Стецюра. Общее ру­ководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е.Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано фло­том в 1964 году. Основное назначение сто­рожевого корабля — «длительное патрули­рование с целью поиска и уничтожения под­водных лодок противника и охранение ко­раблей и судов на переходе морем». Пер­воначально ТТЗ предусматривало следую­щий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодоч­ных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК «Оса» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС «Ти­тан» (МГ-332). Водоизмещение ограничи­валось величиной в 2100 т, но после окон­чательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса «Метель» его пришлось увели­чить до 3200 т. Это, в свою очередь, позво­лило разместить два ТА и два ЗРК «Оса», а также дополнить гидроакустические средст­ва буксируемой ГАС «Вега» (МГ-325). Кро­ме того, уже на стадии проектирования ого­варивалась возможность замены 76-мм ар­тиллерии на 100-мм.

Впервые на кораблях данного клас­са предполагалось разместить автомати­зированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В це­лом «Буревестник» и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих «одноклассников», что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

Оглядываясь назад, невольно поража­ешься темпам, размаху, смелости идей, с которыми создавался в те годы океанский флот нашей страны. Практически одновре­менно велась работа и над кораблями, и над их оружием и системами. К моменту разработки чертежей «одиннадцать - трид­цать пятого» его основное вооружение — ПЛРК «Метель», ЗРК «Оса» — существова­ло лишь на бумаге, в эскизах, но, тем не менее, завершить создание технического проекта корабля удалось уже в 1966 году.

Вообще, конец 50-х — начало 70-х годов можно без преувеличения назвать време­нем прорыва в будущее. Тогда в военной промышленности оказались сконцентриро­ваны лучшие научные и инженерные кадры страны и во многих аспектах советские бое­вые корабли были самыми совершенными в мире. «Буревестнику» посчастливилось родиться именно в этот период.