Корпус и общая компоновка
По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине — 8,6. Характерная особенность обводов — малые углы заострения ватерлиний. Коэффициент общей полноты — 0,45, что обеспечивает наилучшие условия работы ГАС. Корпус — из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков.
Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Во избежание коррозии от возникновения гальванопар соединение легких выгородок со стальным корпусом предусматривалось на биметаллических вставках вместо клепаных соединений.
Надстройка островного типа находится на полубаке и состоит из трех отдельных частей. В первой и самой большой на нижнем ярусе расположены каюты командира и его заместителя, флагманская, а также просторная кают-компания с буфетной. Ярусом выше — главный командный пост (ГКП), ходовая и штурманская рубки, посты ПВО, ПЛО, БИП. Спереди к первой части надстройки примыкают отсеки РБУ и ЗРК «Оса». Во второй части сосредоточены агрегатные помещения станции управления огнем «Турель» и ЗРК «Оса». Третья объединяет трубу и помещение кормового ЗРК.
Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС «Вега» с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.
Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) размещен ниже главной палубы в носовом машинном отделении по правому борту, как бы «задом наперед». Это создает некоторые неудобства: молодые матросы зачастую путают борт. Пост аварийного управления (ПАУ) — в кормовом машинном отделении.
Первоначально все корабли имели наружный трап на полубак, но в 80-х годах, после нескольких случаев падения матросов, трапы на балтийских СКРах демонтировали.
Рангоут представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решетчатым реем и сильно оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной. Здесь размещаются антенны радиотехнических устройств и связи, ходовые огни и сигнальные фалы. Венчает фок-мачту антенна РЛС «Ангара» с двумя параболическими рефлекторами. Следует отметить, что рангоут хорошо гармонирует с изящным силуэтом корабля и придает ему стремительность и легкость.
Кораблестроительные элементы БПК проекта 1135
Водоизмещение, т:
стандартное .................................................................. 2810
полное...........................................................................3200
Длина, м:
наибольшая.....................................................................123
по ватерлинии.................................................................113
Ширина, м:
наибольшая....................................................................14.2
по ватерлинии................................................................13,2
Осадка/высота борта при полном водоизмещении, м:
носом .......................................................................7,2/12,2
кормой .....................................................................4,12/7,1
на миделе ..............................................................4,28/9,56