Корпус и общая компоновка

 

По архитектуре корпус корабля проек­та 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форш­тевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кор­мой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине — 8,6. Характерная осо­бенность обводов — малые углы заостре­ния ватерлиний. Коэффициент общей пол­ноты — 0,45, что обеспечивает наилучшие условия работы ГАС. Корпус — из стали марки МК-35; 13 стальных переборок де­лят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оста­ваться на плаву при затоплении трех смеж­ных или пяти несмежных отсеков.

Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Во избежание коррозии от возникновения гальванопар соединение легких выгоро­док со стальным корпусом предусматри­валось на биметаллических вставках вмес­то клепаных соединений.

Надстройка островного типа находит­ся на полубаке и состоит из трех отдель­ных частей. В первой и самой большой на нижнем ярусе расположены каюты ко­мандира и его заместителя, флагманская, а также просторная кают-компания с бу­фетной. Ярусом выше — главный команд­ный пост (ГКП), ходовая и штурманская рубки, посты ПВО, ПЛО, БИП. Спереди к первой части надстройки примыкают от­секи РБУ и ЗРК «Оса». Во второй части сосредоточены агрегатные помещения станции управления огнем «Турель» и ЗРК «Оса». Третья объединяет трубу и поме­щение кормового ЗРК.

Служебные и жилые помещения нахо­дятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной ко­ридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС «Вега» с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие тран­цевой крышки, погружение в воду, букси­ровку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу ко­рабля не менее 9 узлов.

Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) размещен ниже главной палубы в носо­вом машинном отделении по правому борту, как бы «задом наперед». Это со­здает некоторые неудобства: молодые матросы зачастую путают борт. Пост ава­рийного управления (ПАУ) — в кормовом машинном отделении.

Первоначально все корабли имели на­ружный трап на полубак, но в 80-х годах, после нескольких случаев падения мат­росов, трапы на балтийских СКРах демон­тировали.

Рангоут представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решетчатым реем и сильно оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной. Здесь размещаются антенны ра­диотехнических устройств и связи, ходо­вые огни и сигнальные фалы. Венчает фок-мачту антенна РЛС «Ангара» с двумя па­раболическими рефлекторами. Следует отметить, что рангоут хорошо гармониру­ет с изящным силуэтом корабля и прида­ет ему стремительность и легкость.

 

Кораблестроительные элементы БПК проекта 1135

Водоизмещение, т:

стандартное .................................................................. 2810

полное...........................................................................3200

Длина, м:

наибольшая.....................................................................123

по ватерлинии.................................................................113

Ширина, м:

наибольшая....................................................................14.2

по ватерлинии................................................................13,2

Осадка/высота борта при полном водоизмещении, м:

носом .......................................................................7,2/12,2

кормой .....................................................................4,12/7,1

на миделе ..............................................................4,28/9,56