Модификации

 

В конце 1972 года на основании опыт­ной эксплуатации «Бдительного» Северное ПКБ выполнило проработку предложений по повышению боевой эффективности ко­раблей этого типа. В результате появилась модификация 1135М, где были реализо­ваны заранее предусмотренные модернизационные возможности по усилению ар­тиллерии. Спаренные АУ АК-726 замени­ли одноствольными 100-мм АК-100 с РЛС управления огнем МР-143 «Лев-214». Ар­тиллерийская мощь корабля возросла, но водоизмещение при этом увеличи­лось на 130 т. Всего по проекту 1135М было построено 11 СКР, все на заводе «Янтарь».

Следующий этап модернизации «буре­вестников» пришелся на 80-е годы. К тому времени взгляды на боевое исполь­зование надводных сил флота претерпе­ли существенные изменения. Чисто про­тиволодочному кораблю потребовалось стать более универсальным; теперь в одну из его боевых задач входила борь­ба с надводным противником. В связи с этим Северным ПКБ в 1983 году был раз­работан проект 11352 (Поначалу модификации проектов в документации обозначались как 1135.2, 1135.1 и т.д., но впослед­ствии точка из их написания исчезла. — Прим. ред.), предусматривав­ший переоснащение «буревестников» ра­диотехнической аппаратурой нового по­коления и установку ударного оружия. ГАС «Титан» и «Вега» заменялись гидроакустическим комплексом нового поко­ления МГК-365 «Звезда-М1», объединявшим функции всех гидроакустических средств на более современной базе и имевшим лучшие характеристики. По за­мыслу, он должен был существенно уве­личить дальность обнаружения ПЛ. Вме­сто РЛС МР-310 «Ангара-А» устанавли­валась МР-755 «Фрегат». Новая станция, созданная на элементной базе 4-го по­коления, отличалась сложным сигналом при пониженной мощности излучения. Рабочий диапазон — 12 — 15 см, даль­ность действия — более 200 км.

Принимались дополнительные меры по уменьшению физических полей кораб­ля, устанавливались малошумные пятилопастные винты. В качестве ударного оружия предполагалось применить ПКР последнего поколения «Уран» — правда, чтобы освободить место для их разме­щения, пришлось демонтировать уста­новки РБУ-6000.

К сожалению, развернувшаяся модер­низация «буревестников» была прерва­на «перестройкой» и последующим раз­валом СССР. В итоге ее прошли только два корабля — «Пылкий» (на ПСЗ «Ян­тарь» в Калининграде) и «Легкий» (на СРЗ-35 в Мурманске). Третий СКР - «Жаркий» — несколько раньше был мо­дернизирован на заводе имени А.А.Жда­нова в Ленинграде по сокращенной про­грамме (проект 11353): на нем устано­вили ГАК «Звезда», но РЛС и вооруже­ние сохранили прежними. Кстати, из-за более тяжелого оружия и электронного оборудования водоизмещение «Жарко­го» увеличилось на 350 т, в то время как по проекту 11352 этот рост не должен был превышать 190 т.

Следует заметить, что боевые возмож­ности сторожевых кораблей после модер­низации по проекту 11352, конечно же, улучшались, однако в целом целесообраз­ность такой программы выглядит далеко не бесспорной. Если выгода от внедре­ния РЛС «Фрегат» не вызывает сомнений, то ситуация с гидроакустикой гораздо сложнее. Так, для установки «Звезды» пришлось не только менять носовой подкильный обтекатель на больший по объе­му, но и смонтировать еще один, допол­нительный, а также удлинить носовую око­нечность корпуса на 1,5 м. Большее по объему тело БУГАС и весьма громоздкая конструкция ПОУКБ вынудили значитель­но увеличить габариты надстройки, что, в свою очередь, уменьшило сектор обстре­ла кормовой артустановки АК-726. Да и само устройство БУГАС, и ранее вызывав­шее нарекания из-за своей сложности, не стало проще.

Что касается ударного оружия, то по разным причинам (в том числе и финан­совым) комплекс «Уран» до сих пор не принят на вооружение. «Пылкий» и «Лег­кий» по сей день плавают без ПКР. В ито­ге у модернизированных кораблей воз­можности по обнаружению вражеских подводных лодок увеличились, а по их по­ражению—уменьшились. И запланиро­ванной универсальности не получилось.

К концу 70-х годов возникла необхо­димость контроля обширных морских акваторий на Дальнем Востоке и Севе­ре — прежде всего, 200-мильной эконо­мической зоны. В связи с этим Север­ное ПКБ по заданию КГБ СССР на базе опробированного проекта 1135 разра­ботало техпроект пограничного сторо­жевого корабля, получившего шифр 11351 «Нерей» (главный конструктор Н.П.Соболев; с 1980 года доработку проекта вел А.К.Шныров). Корпус, энер­гоустановка, главные механизмы и обо­рудование корабля остались прежними. Главное противолодочное оружие — УРПК «Метель» — убрали, оставив, од­нако, РБУ-6000 и торпедные аппараты. В носовой части установили одну баш­ню АК-100. За счет сэкономленного ве­са на корме удалось разместить взлет­ную площадку и ангар для постоянного базирования вертолета Ка-27ПС. Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» остался только один, в носу. В кормовой час­ти надстройки установили побортно по две автоматические 30-мм артустановки АК-630М. ГАС «Титан» и «Вега» заме­нили комплексами «Платина» и «Бронза». Водоизмещение возросло на 300 т, но в итоге получился универсальный корабль с вполне сбалансированными характе­ристиками. Строили «нереи» на керчен­ском заводе «Залив». Всего вошло в строй восемь единиц, причем послед­ний из кораблей — в состав ВМС Укра­ины. Девятый ПСКР был законсервиро­ван на стапеле. Он тоже перешел в соб­ственность Украины, но перспективы его достройки выглядят нереальными. В 80-е годы стало ясно, что время «раз­деления труда» на флоте прошло. Вмес­то чисто противолодочных или ракетных кораблей появилась потребность в мно­гофункциональных кораблях с универ­сальным вооружением. Базирование на кораблях вертолета также из «роскоши» превратилось в насущную необходимость. К этому времени был создан продолжа­тель династии «одиннадцать-тридцать пятых» и одновременно их соперник — СКР проекта 11540 «Ястреб», корабль нового поколения. Казалось бы, в исто­рии «буревестников» можно было поста­вить точку. Но судьба распорядилась ина­че: «ястребы», как и 20 лет назад «буре­вестники», закладывались в Калинингра­де на ПСЗ «Янтарь». Удалось построить только головной корабль — «Неустраши­мый». Дальше начался всеобщий кризис. Калининградская область превратилась в отрезанный от России остров, и ввоз — вывоз сырья, комплектующих и материа­лов стал баснословно дорог. Тем более, что многие контрагенты перешли в кате­горию «иностранцев». Демократическая Россия оказалась не в состоянии разви­вать судостроение, а у «Неустрашимого» (как у любого головного корабля) выяви­лись многочисленные проблемы, на ре­шение которых катастрофически не хва­тало денег. Пытались найти выход, про­дав один из недостроенных «ястребов» за границу, но потенциальные заказчики из Индии, Ирана и Китая, видимо, не захо­тели брать на себя нашу «головную боль». В 1998 году Балтийск посетили предста­вители индийских ВМС и вместе с пред­ставителями «Росвооружения» побывали на борту «Неукротимого» (проект 1135М). Командиру СКР капитану 2 ранга В.В.Хамутовскому было предписано ответить на все интересующие делегацию вопросы.

Индийские специалисты тщательно изу­чили корабль, проявив при этом редкост­ную осведомленность. И в конце концов отдали предпочтение «Буревестнику», отлично зарекомендовавшему себя в эк­сплуатации и отработанному в техноло­гическом отношении.

Ближе всего к желаемому оказался по­граничный «Нерей», а точнее — разрабо­танный на его базе Северным ПКБ универсальный СКР проекта 11356, предназ­наченный для ведения боевых действий против НК и ПЛ как самостоятельно, так и в составе соединения. Первоначально на новом корабле планировалось уста­новить ПКРК «Уран», ЗРК «Кинжал», ма­локалиберные зенитно-артиллерийские комплексы АК-630М1-2 с РЛС «Вымпел». Однако экономическая ситуация в Рос­сии не оставляла надежд на строительство СКР для отечественного ВМФ. И санкт-петербургские корабелы получили добро на продажу своих разработок за рубеж.

 

ТТХ фрегата «Тальвар» (проект 11356)

Водоизмещение, т......................................................................................3620

Размерения корпуса, м ..............................................................124,8x15,2x4,2

Мощность ГЭУ, кВт..................................................................................41 220

Скорость полного хода, узлы..........................................................................30

Дальность плавания, мили .........................................................................4500

Мощность электростанции, кВт................................................................4x800

Экипаж, чел....................................................................................... около 200

Вооружение .................................................................... 8 УВП ПКРК «Club-N»;

1x1 ЗРК «Штиль-1» («Ураган»); 1 ЗРАК «Каштан» («Кортик») с двумя боевыми модулями; 1x1 100-мм АУ А-190; 2 двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53; 1 РБУ-6000; 8 комплектов ПЗРК «Игла-1Э»; 1 вертолет Ка-28 или Ка-31.

Радиоэлектронное оборудование.................................... РЛС «Фрегат-М2ЭМ»; РЛС МР-212/201-1; РЛС «Bridge Master»; ГАС «Humsa» и SSN-137; комплект РЭБ.

 

В экспортном варианте проект 11356 получил несколько иной состав вооруже­ния. Внешне новые корабли (по зарубеж­ной классификации — фрегаты) сильно отличаются от своего прототипа. Над­стройка стала сплошной, ее форма сущест­венно уменьшает радиолокационную заметность. В корпусе, получившем изящ­ный скуловой излом, полностью отсутству­ют иллюминаторы. Нет и традиционной для «буревестников» и «нереев» буксируемой ГАС. Гребные винты — малошум­ные, пятилопастные. В кормовой части корабля предусмотрены ангар и ВПП для вертолета постоянного базирования.

Контракт стоимостью около одного миллиарда долларов на поставку индий­ским ВМС трех фрегатов проекта 11356 был заключен 17 ноября 1997 года. С рос­сийской стороны основным подрядчиком выступало ОАО «Балтийский завод». Пер­вые два корабля — «Тальвар» («Talwar») и «Тришул» («Trishul») — были заложены в марте 1999 года и спущены на воду соот­ветственно в мае и ноябре 2000-го. У нас они условно назывались «Дозорный» и «Ударный». Примечательно, что экипажи для них на время прохождения испыта­ний формировались из 128-й бригады надводных кораблей Балтийского флота — родного дома «Бдительного».

В мае 2001 года состоялся спуск на воду последнего фрегата серии — «Табар» («Tabar»). Согласно контракту, в состав индийского флота все три корабля вой­дут в 2002 — 2003 годах.