«Бдительный»: история службы

 

Испытания и первый поход

 

Торжественный спуск со стапеля в пла­вучий док «Балтика» головного кораб­ля проекта 1135 «Бдительный» состоялся на ПСЗ «Янтарь» 28 марта 1970 года. Пос­ле монтажа нового обтекателя он сошел на воду и встал у достроечной набереж­ной. Швартовные испытания механизмов и устройств завершились к сентябрю.

5 октября на корабле поселился воен­ный экипаж. Немедленно начались интен­сивные занятия по изучению матчасти. Командиром «Бдительного» был назначен один из опытнейших на флоте офицеров-противолодочников капитан 3 ранга Ген­надий Михайлович Генералов. Ранее он командовал СКА-33, БО-342 и СКР про­екта 35а «Гангутец». Командиры боевых частей также подбирались очень тщатель­но — ведь им предстояло осваивать прин­ципиально новую технику.

Сразу после подъема Военно-морско­го флага, состоявшегося 5 декабря 1970 года, «Бдительный» впервые вышел в море. Правда, не обошлось без некото­рых неприятностей: из-за несовершен­ства первой маршевой редукторной при­ставки на холостом ходу швартовный ко­нец намотался на винт. В дальнейшем эту приставку модернизировали, и она могла работать на холостых оборотах в течение получаса (режим «стоп-винт»). Но первый раз в море пришлось выходить с намо­танным на винт канатом, а именные часы от командующего флотом вместо коман­дира получил водолаз, которому доста­лось незапланированное погружение в ледяную декабрьскую воду.

Ходовые испытания проводились с 26 по 31 декабря в Гданьском заливе и Юж­ной Балтике, а испытания буксируемой гидроакустической станции — в районе Лиепаи, где позволяет глубина моря. На мерной линии «Бдительный» развил проектную скорость в 32 узла. Газотурбин­ная установка работала нормально, но однажды брызги со льдом забили возду­хозаборник ГЭУ у носовой надстройки, и ВПК (напомним, поначалу «буревестники» классифицировались как большие проти­володочные корабли) потерял ход. Для выхода из создавшегося положения к воз­духозаборнику подвели паропровод. На последующих кораблях во избежание это­го явления побортно установили «крылья» с дверями.

В течение всех госиспытаний на кораб­ле находились военная и сдаточная (то есть состоявшая из заводских специалис­тов) команды, представители контраген­тов, НИИ и других организаций. Присут­ствовал на борту и главный конструктор проекта Н.П.Соболев.

В целом испытания прошли вполне ус­пешно, но все же головной заказ есть го­ловной заказ. По возвращении на завод приемная комиссия и личный состав вы­сказали около 3000 замечаний. Их в экст­ренном порядке устранили, и в соответ­ствии с планом 31 декабря 1970 года ко­рабль был сдан флоту — правда, без при­ема оружия.

16 марта 1971 года «Бдительный» офи­циально включили в состав 128-й бригады ракетных кораблей ДКБФ. В том же месяце в присутствии заместителя глав­нокомандующего флотом, начальника во­оружения ВМФ адмирала П.Г.Котова со­стоялись первые испытания ПЛУР «Ме­тель» в Гданьском заливе. При этом ад­мирал, желая посмотреть вблизи разво­рот пусковой установки, при повороте ко­рабля едва не вылетел за борт. Спас ад­мирала матрос, подхватив его на леерах. В дальнейшем для отладки и испыта­ний ракетного оружия —«Метели» и «Осы» — ВПК решили отправить на Фео­досийский полигон. Переход с Балтики через Атлантику и Средиземное море на Черное занял 20 дней — с 1 по 20 июня. Формально корабль еще не сдал курса боевой подготовки, но потребность в нем была столь велика, что руководство ВМФ пошло на определенный риск. Для обес­печения работы новейшей ГЭУ через во­енкоматы были призваны из запаса в ка­честве матросов и старшин около 30 специалистов-газотурбинистов, электриков, мотористов, рабочих Южного турбинного завода из Николаева. Но риск оправдал­ся: переход завершился успешно, а тур­бины зарекомендовали себя отлично.

В нейтральных водах над кораблем, естественно, постоянно висела авиация НАТО — новейший корабль вызвал огром­ный интерес у «вероятного противника». На Западе «Бдительный» получил кличку «Krivak». В зарубежных средствах массо­вой информации появились провокацион­ные сведения, будто новый советский корабль вооружен ударными ракетами с ядерными боевыми частями, способными поражать береговые объекты. Эти дей­ствия были направлены на подрыв дове­рия балтийских стран— Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии — к Советскому Союзу. Однако очень быстро выяснилось, что эта информация — не более чем оче­редная «утка».

Старший на переходе командир 12-й дивизии капитан 1 ранга В.А.Лапенков и командир корабля капитан 2 ранга Г.М.Ге­нералов 20 суток не сходили с мостика. Наконец, 20 июня 1971 года «Бдительный» прибыл в Севастополь, где его встречал командующий Черноморским флотом ад­мирал В.С.Сысоев.

В течение следующего месяца на Фе­одосийском полигоне проводились интен­сивные испытания ПЛРК «Метель» и ЗРК «Оса». Последний, как уже упоминалось, был установлен без отработки углов кач­ки и мер против забрызгивания. Эти за­дачи пришлось решать непосредственно на корабле.

Зенитная стрельба велась по мишени М-6. «Метель» комплектовалась ракетоторпедой без боевого зарядного отделе­ния, стрельба отрабатывалась по подвод­ной лодке-мишени, обшитой деревом. Управляли стрельбой лейтенанты Пронькин и Качанович (ныне контр-адмирал). Во время испытаний в Феодосии на корабль прибыл новый старпом — В.Г.Егоров (в дальнейшем командующий Балтийским флотом, а ныне губернатор Калининград­ской области). Следует отметить, что ко­рабли типа «Бдительный» стали первой ступенькой в служебной лестнице для многих офицеров и адмиралов.

4 августа 1971 года в Севастополе со­стоялся показ корабля руководителям партии и правительства. «Бдительный» посетили генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, главком ВМФ С.Г.Гор­шков, руководство флота и судострои­тельной промышленности. Генсек осмотрел БПК, но особого интереса не проявил. Иное дело главком. Сергей Георгиевич всегда был в курсе состояния дел на каждом новом корабле, хотя их тогда ежегодно строились десятки. На «Бди­тельном» за период испытаний он побы­вал дважды. В этот раз для высоких гос­тей была проведена показательная стрельба двумя ракетоторпедами «Ме­тель».

Акт об успешном завершении государ­ственных испытаний ракетного оружия — ПЛРК «Метель», системы «Старт» и ЗРК «Оса-М» — был подписан 30 сентября 1971 года. На этом основании главноко­мандующий ВМФ принял решение отпра­вить корабль на боевую службу в Среди­земное море. Такого еще не бывало. Формально «Бдительный» не сдал даже курс К-1, но проведенные за полгода ис­пытания показали высокий уровень под­готовки экипажа, который в течение всего периода постройки постоянно осваивал свой корабль. Представители науки и промышленности занимались не только «железом», но и обучением тех, кому будет доверено новейшее оружие. Заня­тия отличались глубокой теоретической проработкой всех вопросов, а у каждого офицера, старшины и матроса имелась секретная тетрадь с конспектами по уст­ройству корабля и по матчасти своей спе­циальности.

Приказ о приеме курсовых задач К-1 и К-2 был подписан командующим Балтий­ским флотом адмиралом В.В.Михайлиным 7 ноября, во время боевой службы. «Бди­тельный» выводился в первую линию и объявлялся по флоту «отличным кораб­лем». Триумф первого года карьеры го­ловного «буревестника» завершился ви­зитом в польский порт Гдыня (5 — 9 ок­тября 1971 года). Это была его первая внешнеполитическая миссия по демонст­рации флага.

26 октября «Бдительный» вернулся в Балтийск. С этого момента 128-ю брига­ду можно было считать «колыбелью» сто­рожевых кораблей проекта 1135. Через нее затем прошли все «буревестники», построенные на заводе «Янтарь». На «Бдительном» отрабатывалась вся орга­низация эксплуатации, ремонта, боевой подготовки и использования корабля. В последующем все вновь построенные еди­ницы сразу после приема в состав ВМФ действовали по отработанной схеме: про­хождение курса боевой подготовки в пол­ном объеме и, зачастую, боевая служба.

Следует отметить, что в те годы, в раз­гар холодной войны, отношение государ­ства к военному флоту было очень вни­мательным. В течение всех испытаний, а порой еще и продолжительное время пос­ле них на корабле находились предста­вители науки и промышленности. Уже сданный флоту корабль опекали, помо­гали морякам, выявляли недостатки и модернизировали различные системы, устройства. Любую возникавшую техни­ческую проблему решали сообща. Моря­ки знали, что они нужны стране, народу, а это, в свою очередь, способствовало воспитанию у них чувства патриотизма и ответственности. Макаровская заповедь «в море — дома» объективно становилась нормой.

За освоение новой техники командир «Бдительного» Г.М.Генералов был на­гражден орденом Красной Звезды. Госу­дарственные награды и премии получили также многие офицеры, ученые, инжене­ры и рабочие-кораблестроители.

В боевом соединении «Бдительный» оказался в самой гуще событий: недавно была сформирована 12-я дивизия, имев­шая своей задачей противостоять амери­канскому господству на Балтике. Совет­ский ВМФ впервые начал практику бое­вых служб на большом удалении от своих баз, чтобы в случае необходимости пре­дотвратить любую попытку ракетно-ядер­ной атаки СССР атомными подлодками потенциального противника на пределе досягаемости их баллистических ракет. Он прибыл кстати.

 

Хроника службы СКР «Бдительный»

 

18.7 — 29.11.1972: боевая служба в Средиземном море в составе КУГ-1 вме­сте с ВПК «Бодрый». Впервые отрабаты­валась новая тактика поиска ПЛАРБ но­вейшими кораблями. Имели три контакта с иностранными ПЛ. Входили в состав 5-й ОПЭСК ВМФ СССР. Совершили деловой заход в югославский порт Дубровник вмес­те с крейсером «Октябрьская револю­ция».

28.3 — 18.4.1974: боевая служба в Се­верном море в составе 7-й ОПЭСК.

8.9 — 1.10.1974: боевая служба в Се­верном море.

5-9.10.1974: визит в Гдыню (ПНР) вместе с БПК «Сильный» и крейсером «Свердлов» под флагом Командующего ДКБФ.

14 — 24.4.1977: участие в учениях «Север-77».

28.6.1977: переклассифицирован из БПК 2 ранга в СКР.

18.8.1977 - 2.2.1978: боевая служба в Средиземном море в составе 5-й ОПЭСК в Атлантике и Карибском море. Разведка сил НАТО, поиск ПЛАРБ. Дважды (17.12 -22.12.1977 и 25.12.1977- 14.1.1978) за­ходил в Гавану.

28.6 — 7.8.1978: участие в учениях «Балтика-78».

1—6.9.1978: официальный визит в Данию под флагом заместителя команду­ющего ДКБФ вице-адмирала И.М.Капи­танца.

2-6.10.1978: слежение за ВМС НАТО в Балтийском море.

3— 10.10.1979: официальный дружес­кий визит в Варнемюнде (ГДР).

18.4-27.6.1980: боевая служба в со­ставе 5-й ОПЭСК в Средиземном море. Заход в алжирский порт Аннаба (11 — 17.6.1980), учения «Атлантика-80».

27.9— 1.10.1980: скрытный переход из балтийских проливов в Норвежское море в ходе операции по защите и обороне ТАВКР «Киев» и БПК «Славный».

15.4 — 11.5.1981: официальный дружест­венный визит в Гавану и Сьенфуэгос (Куба). Участие в учениях «Хирон-20» совместно с кубинскими ВМС с 25 по 27.4.1981.

25.5 - 25.7.1982: боевая служба в Сре­диземном море в составе 5-й ОПЭСК. Деловой заход в Аннабу (Алжир, 22 — 29.6), проводка ПЛ К-503 через Гибрал­тарский пролив.

24.7- 1.8.1983: эскортирование ТАВКР «Киев» из Средиземного моря в Балтий­ское.

12.2.1984-25.1.1986: ремонт и модер­низация на ПСЗ «Янтарь».

24.4.1986: выход в море под флагом за­местителя главнокомандующего ОВС Вар­шавского Договора адмирала Н.И.Ховрина.

1 - 28.6.1987: учения ОБЭСК-78, заход в Росток (ГДР) и Гдыню (ПНР). Завоеван приз командующего Балтийским флотом.

12 — 24.7.1988: официальный дружест­венный визит в Щецин (ПНР).

26.8-10.9.1988: участие в тактичес­ких учениях под руководством командую­щего ДКБФ вице-адмирала В.П.Иванова.

20 — 27.12.1988: сопровождение ТАКР «Калинин» с Балтики на Северный флот.

18.5-3.6.1989: учения ОБЭСК-89.

6—10.10.1989: официальный визит в Росток (ГДР) под флагом командующего ДКБФ вице-адмирала В.П.Иванова.

15.1 — 15.7.1990: боевая служба в цен­тральной и юго-восточной Атлантике.

6 — 25.6.1991: официальный визит в Антверпен (Бельгия) с командующим БФ вице-адмиралом В.П.Ивановым на борту.

5.11—26.12.1991: боевая служба в северной Атлантике и сопровождение ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от Гибралта­ра до 64° с.ш.

Июнь 1993: маневры НАТО на Балтике «BALTOPS-93». Это были первые в исто­рии совместные военно-морские учения НАТО и России, и участие в них стало по­следним походом «Бдительного».

В 1993 году на СКР не прибыло моло­дое пополнение. Численность экипажа сократилась, что послужило причиной рез­кого падения боеспособности корабля. «Бдительный» медленно «умирал» и 31 июля 1996 года был исключен из состава ВМФ. Попытки сохранить головной «Бу­ревестник» в качестве плавучего музея не увенчались успехом.

Командиры корабля: Г.М.Генералов (1970-1973), В.Г.Булавчик (1973-1976), Н.Н.Новожилов (1976-1978), Л.Н.Шевченко (1978-1982), А.И.Сузый (1982- 1986), В.Ю.Седан (1986-1989), И.В.Белоглазое (1989— 1990), А.В.Егоров (1990- 1994), П.В.Хилько (1994- 1995), В.А.Совран(1995- 1996).

Завершает список командиров СКР «Бдительный» капитан 2 ранга Ермолаев (1996 г.). Ему пришлось нести тяжкое бре­мя «похорон» корабля — списание аппара­туры и техники, утилизацию корпуса. Увы, этот процесс не обошелся без неприятнос­тей. Выявилась недостача оборудования, и командиру пришлось расплачиваться за огрехи своих предшественников.