Общая оценка проекта

 

Говоря о «буревестниках», их коман­диры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управля­емость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между се­рийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. «Одиннад­цать-тридцать пятый», безусловно, являл­ся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоуста­новка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспек­тивный ЗРК «Оса-М», «длинная рука» для охоты за вражескими атомными субмари­нами — ПЛРК «Метель» и многое другое. «Буревестник» ознаменовал собой не прос­то переход к новому поколению, а судя по продолжающемуся строительству его последователей, — прорыв в новое тыся­челетие. Такое бывает редко.

О несомненной удаче конструкторов говорит следующий факт: не считая вер­толета, «Бдительный» имеет такой же ар­сенал противолодочного вооружения, что и ВПК проектов 1134А и 1134Б, только с меньшим боезапасом. И это при том, что по водоизмещению он в два с лишним раза им уступает, а остальные его харак­теристики в целом — не хуже.

Тридцатилетняя интенсивная эксплуа­тация кораблей без существенных аварий свидетельствует о надежности и живучес­ти их вооружения и механизмов. К при­меру, балтийский «Дружный», которому более 26 лет, остается в строю и выпол­няет все элементы боевой подготовки, хотя при последнем ремонте на его кор­пус пришлось наложить заплаты почти в 40 местах.

В процессе службы кораблей выяви­лись и недостатки. Нарекания вызывала конструкция ПОУКБ: она чрезмерно слож­ная и требует квалифицированного обслу­живания, тогда как эффективность ГАС «Вега» далека от желаемой. Случаи по­ломки и даже потери «тела» БУГАС были, к сожалению, нередки.

Важным минусом стало то, что соб­ственные гидроакустические средства «буревестников» не соответствовали воз­можностям комплекса «Метель». Даль­ность обнаружения ПЛ в мелком море, к каковым относятся Балтийское и Барен­цево, как правило, составляла около 7 — 15 км. В океане, конечно, выше, но все же не настолько, чтобы применять «Ме­тель» на полную дальность. Это можно было делать только по данным, поступав­шим с другого, наводящего корабля. Так «длинная рука» оказалась оружием кол­лективным.

Не слишком удачно выглядит и распо­ложение артиллерии. Поскольку нос ко­рабля был занят главным оружием — про­тиволодочным, артустановкам осталось место только на корме, в наиболее виб­рирующем месте. Это отразилось на ра­боте автоматики и точности стрельбы. Управление артогнем от одной общей станции «Турель» привело к тому, что две башни работают как одна, а это практи­чески исключает возможность одновре­менного ведения огня по нескольким це­лям. К тому же весьма ограниченными были и сектора обстрела, а малый калибр АК-726 не позволял бороться с сильными надводными целями — такими, как фрегат или эсминец, участвовать в огневой под­держке десанта.

Недостатком следует считать слож­ность и длительность перезарядки бое­запаса. Погрузка всех видов оружия на корабли проекта 1135 может выполнять­ся или в базе, или в море при полном штиле, что в условиях военных действий не­реально. Впрочем, это объяснимо: в 60-е годы, когда разрабатывалось оружие, про­блема его передачи на корабль в море еще не была решена.

В заключение следует напомнить, что «Буревестник» задумывался как специали­зированный корабль для борьбы с подвод­ными лодками в составе КПУГ. Вопрос о многоцелевом назначении тогда не ставил­ся. Главной задачей было найти подвод­ную лодку на большом удалении от бере­га, длительно преследовать ее и уничто­жить. Как показал опыт учений и боевых служб, эта цель была достигнута. Поэтому перечисленные недостатки не могут пере­черкнуть положительную оценку корабля в целом — тем более, что многие из них ус­транялись в ходе модернизаций.

Накануне празднования 300-летия Рос­сийского флота предпринимались попыт­ки сохранить «Бдительный» в качестве музея. Тогда еще кандидат в губернато­ры Калининградской области Л.Горбенко обещал поставить его на Преголе. Но на­деждам этим не суждено было сбыться. Юбилей флота головной «Буревестник» встретил в доке — полным ходом шла его подготовка к разделке на металл. Вскоре за ним последовал «Сильный», а в 1998 году — «Бодрый».

Впрочем, еще жив «Дружный». В неда­леком будущем и он должен стать грудой металла. Сохранить корабль как символ своей эпохи — мечта десятков тысяч кали­нинградцев, для которых создание «буре­вестников» стало частью жизни, и всех тех, кому дорога история Российского флота.