Общая оценка проекта
Говоря о «буревестниках», их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. «Одиннадцать-тридцать пятый», безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК «Оса-М», «длинная рука» для охоты за вражескими атомными субмаринами — ПЛРК «Метель» и многое другое. «Буревестник» ознаменовал собой не просто переход к новому поколению, а судя по продолжающемуся строительству его последователей, — прорыв в новое тысячелетие. Такое бывает редко.
О несомненной удаче конструкторов говорит следующий факт: не считая вертолета, «Бдительный» имеет такой же арсенал противолодочного вооружения, что и ВПК проектов 1134А и 1134Б, только с меньшим боезапасом. И это при том, что по водоизмещению он в два с лишним раза им уступает, а остальные его характеристики в целом — не хуже.
Тридцатилетняя интенсивная эксплуатация кораблей без существенных аварий свидетельствует о надежности и живучести их вооружения и механизмов. К примеру, балтийский «Дружный», которому более 26 лет, остается в строю и выполняет все элементы боевой подготовки, хотя при последнем ремонте на его корпус пришлось наложить заплаты почти в 40 местах.
В процессе службы кораблей выявились и недостатки. Нарекания вызывала конструкция ПОУКБ: она чрезмерно сложная и требует квалифицированного обслуживания, тогда как эффективность ГАС «Вега» далека от желаемой. Случаи поломки и даже потери «тела» БУГАС были, к сожалению, нередки.
Важным минусом стало то, что собственные гидроакустические средства «буревестников» не соответствовали возможностям комплекса «Метель». Дальность обнаружения ПЛ в мелком море, к каковым относятся Балтийское и Баренцево, как правило, составляла около 7 — 15 км. В океане, конечно, выше, но все же не настолько, чтобы применять «Метель» на полную дальность. Это можно было делать только по данным, поступавшим с другого, наводящего корабля. Так «длинная рука» оказалась оружием коллективным.
Не слишком удачно выглядит и расположение артиллерии. Поскольку нос корабля был занят главным оружием — противолодочным, артустановкам осталось место только на корме, в наиболее вибрирующем месте. Это отразилось на работе автоматики и точности стрельбы. Управление артогнем от одной общей станции «Турель» привело к тому, что две башни работают как одна, а это практически исключает возможность одновременного ведения огня по нескольким целям. К тому же весьма ограниченными были и сектора обстрела, а малый калибр АК-726 не позволял бороться с сильными надводными целями — такими, как фрегат или эсминец, участвовать в огневой поддержке десанта.
Недостатком следует считать сложность и длительность перезарядки боезапаса. Погрузка всех видов оружия на корабли проекта 1135 может выполняться или в базе, или в море при полном штиле, что в условиях военных действий нереально. Впрочем, это объяснимо: в 60-е годы, когда разрабатывалось оружие, проблема его передачи на корабль в море еще не была решена.
В заключение следует напомнить, что «Буревестник» задумывался как специализированный корабль для борьбы с подводными лодками в составе КПУГ. Вопрос о многоцелевом назначении тогда не ставился. Главной задачей было найти подводную лодку на большом удалении от берега, длительно преследовать ее и уничтожить. Как показал опыт учений и боевых служб, эта цель была достигнута. Поэтому перечисленные недостатки не могут перечеркнуть положительную оценку корабля в целом — тем более, что многие из них устранялись в ходе модернизаций.
Накануне празднования 300-летия Российского флота предпринимались попытки сохранить «Бдительный» в качестве музея. Тогда еще кандидат в губернаторы Калининградской области Л.Горбенко обещал поставить его на Преголе. Но надеждам этим не суждено было сбыться. Юбилей флота головной «Буревестник» встретил в доке — полным ходом шла его подготовка к разделке на металл. Вскоре за ним последовал «Сильный», а в 1998 году — «Бодрый».
Впрочем, еще жив «Дружный». В недалеком будущем и он должен стать грудой металла. Сохранить корабль как символ своей эпохи — мечта десятков тысяч калининградцев, для которых создание «буревестников» стало частью жизни, и всех тех, кому дорога история Российского флота.