Разработка проекта
В 1934 году, рассматривая положение дел в своих минных силах, британское Адмиралтейство пришло к тревожному выводу. В то время как оно заказывало для своего флота относительно недорогие эскадренные миноносцы, тоннаж которых лимитировался договорными ограничениями, другие страны шли иным путем. Так, например, японские эсминцы типа «фу-буки» при водоизмещении 1680 т вооружались шестью 127-мм орудиями в трех башенных установках с электрическим приводом и девятью 610-мм торпедными аппаратами. В 1928—1932 годах в строй вступило 24 корабля данного типа, причем серию предполагалось продолжить. Не отставала и Италия, построившая в дополнение к лидерам типов «Карло Мирабелло» и «Леоне» 12 эсминцев типа «Навигатори» водоизмещением 1870 т. с шестью 120-мм орудиями и четырьмя 533-мм торпедными аппаратами. В составе французского флота, помимо стандартных эскадренных миноносцев, имелось две дюжины более крупных кораблей — лидеров водоизмещением 2100—2400 т, вооруженных пятью орудиями калибра 130 или 138 мм, шестью—девятью торпедными аппаратами и обладавших при этом высокой скоростью. Германия после отказа от Версальских ограничений намечала строительство эсминцев с пятью 127-мм орудиями. На этом фоне стало очевидным, что британские миноносцы так называемых «алфавитных» серий «А» — «I» (1350 т, четыре 120-мм орудия и восемь 533-мм торпедных аппаратов), не говоря уже о кораблях более ранней постройки, сильно проигрывают современным эсминцам других стран.
Наибольшие опасения у Адмиралтейства вызывали планы Японии. Великобритания уже не была связана с этой страной договором, при том, что владения британской короны были раскинуты по всему Дальнему Востоку. Таким образом, Страна восходящего солнца могла стать потенциальным противником, более того, противником с очень мощным современным флотом...
Задачи для новой серии эскадренных миноносцев, названной вначале «V-лидер» (по аналогии с кораблями периода Первой мировой войны, кстати, еще остававшимися в строю), Морской штаб сформулировал с учетом предложений командующих флотами в ноябре 1934 года. Лидеры должны были осуществлять патрулирование, прикрывать крупные надводные корабли, поддерживать флотилии «обычных» эскадренных миноносцев, а также вести разведку и защищать главные силы флота от торпедных атак со стороны неприятельских эсминцев. То есть в круг решаемых ими задач была включена часть функций легких крейсеров. При этом они должны были обладать хорошей скоростью и маневренностью, чтобы обходиться без сопровождения.
Основные требования Морского штаба свелись к следующему:
а) артиллерийское вооружение из десяти 120-мм орудий в спаренных установках с боезапасом 200 снарядов на орудие;
б) хорошая оснащенность средствами связи (наличие двух независимых приемопередающих постов и установка радиопеленгатора);
в) скорость 36 узлов;
г) дальность плавания порядка 5500 миль 15-узловым экономическим ходом;
д) наличие торпедного вооружения для использования ночью и в условиях плохой видимости;
е) водоизмещение должно было укладываться в договорные ограничения для класса лидеров эскадренных миноносцев и не превышать 1850 т.
Также высказывались пожелания обеспечить возможность стрельбы по воздушным целям для всех или части 120-мм орудий. В результате основным назначением эсминцев становилась не столько самооборона, сколько противовоздушное прикрытие других кораблей, и, следовательно, им требовались дальнобойные зенитки. По действовавшему в то время стандарту Адмиралтейства достаточно было обеспечить орудиям главного калибра угол возвышения 40° и иметь в составе боекомплекта снаряды с дистанционным взрывателем — не менее 50 на орудие.
Разместить 10 орудий в пяти установках на корабле с ограниченными размерами было не просто. Первоначальные требования заключались в расположении трех установок в носу и двух в корме по линейно-возвышенной схеме, подобно той, что позже применили на крейсерах ПВО типа «Дидо». Но в данном случае от нее отказались, так как это влекло за собой увеличение высоты носовой надстройки, а на максимально низком силуэте особенно настаивал командующий минными силами Средиземноморского флота.
Было предложено три варианта состава легкого зенитного вооружения: два спаренных двухфунтовых «пом-пома», с размещением побортно, плюс несколько многоствольных зенитных пулеметов; один счетверенный «пом-пом» с размещением в диаметральной плоскости, плюс два многоствольных зенитных пулемета; максимально возможное число многоствольных зенитных пулеметов.
Рассматривались и различные варианты размещения торпедных аппаратов: например, два трехтрубных побортно, как на французских лидерах, или несколько неподвижных торпедных труб на каждом борту. Существовал даже вариант необычного пятитрубного торпедного аппарата, у которого три торпеды выстреливались в одну сторону, а две — в другую! В итоге остановились на четырехтрубном варианте с силовым приводом и дистанционной наводкой с мостика.
Здесь очевиден отход от традиционного для британского флота соотношения между артиллерийским и торпедным вооружением эсминцев: последнему отводилась явно второстепенная роль, также как и противолодочному оружию, хотя оснащение гидролокатором считалось обязательным. Требование приспособить эсминцы для минных постановок или траления на этот раз в техническом задании отсутствовали.
Выдавая задание на проектирование, Морской штаб рекомендовал проработать вопрос о том, как изменятся остальные характеристики кораблей, если ряд элементов технического задания будет откорректирован в следующих вариантах: а) уменьшение скорости хода до 35 узлов; б) увеличение ее до 37 узлов; в) обеспечение ведения зенитного огня из всех установок главного калибра; г) то же, но только для пары установок; д) полный отказ от универсальных орудий. Еще позже поступила рекомендация рассмотреть возможность эшелонного расположения силовой установки, по типу примененного на легких крейсерах типа «Аретьюза».
В середине марта 1935 года директор кораблестроительного отдела представил Контролеру Адмиралтейства пять основных вариантов эскизного проекта, объединенных в две группы — с десятью и восемью орудиями главного калибра. В четырех вариантах корабли имели по две дымовых трубы, у одного дымоходы всех котлов выводились в одну широкую трубу.
Базовый десятиорудийный вариант «а» имел следующие характеристики: пять 120-мм спаренных установок (одна между трубами); восемь 12,7-мм пулеметов; мощность силовой установки 45 000 л.с.; скорость 36 узлов. Стандартное водоизмещение в 1870 т. при боекомплекте 240 снарядов на орудие (или его можно было снизить до 1850 т ценой уменьшения боекомплекта до 190 снарядов на орудие). Варианты «b» и «с» в целом соответствовали предыдущему, но с силовой установкой мощностью 41 500 л.с., при этом скорость и водоизмещение уменьшались соответственно до 35,5 узла и 1850 т или до 35 узлов и 1812 т. Базовый восьмиорудийный вариант «d» предполагал наличие четырех спаренных 120-мм установок и двенадцати 12,7-мм пулеметов при мощности 45 000 л.с., скорости 36 узлов и стандартном водоизмещении 1832 т. С ростом мощности до 48 000 л.с. скорость увеличивалась на узел. Последний вариант «е» повторял «а», но артиллерийская установка № 3 заменялась на многоствольный двухфунтовый «пом-пом».
Уже на стадии проектирования пришлось отказаться от эшелонного расположения турбин. Хотя оно и обеспечивало несравнимо лучшую живучесть, но требовало увеличения длины примерно на 10 м с соответствующим ростом водоизмещения, против чего резко выступил Контролер контр-адмирал Ч.Форбс, заявивший, что «если будет разрешено увеличение тоннажа, мы превратим хороший лидер эсминцев в плохой крейсер».
В июне 1935 года был рассмотрен еще один эскизный проект — с пятью спаренными орудиями, одним дистанционно управляемым четырехтрубным торпедным аппаратом и силовой установкой мощностью 44 000 л.с., причем все три котла стояли в отдельных отсеках, а турбины располагались эшелонированно. Стандартное водоизмещение составляло 1850 т, однако в составе вооружения не предусматривалось наличие «Асдика» и глубинных бомб. Причина была в том, что новые 120-мм епаренные установки, работы над которыми еще продолжались, уже превысили на 25% заложенный в проект вес, система подачи боезапаса для них также оказалась тяжелее запланированного на 9 т.
Согласившись в целом с последним предложенным проектом, Контролер высказался за замену орудия № 3 одним восьмиствольным «пом-помом» или двумя четырехствольными. Его поддержал Первый Морской лорд, хотя Морской штаб ратовал за сохранение пятого орудия главного калибра. Расчет весов показал, что подобная замена мало что давала: спаренная 120-мм установка вместе со снарядами и системой подачи весила 52 т, восьми-ствольный «пом-пом» с боезапасом, директором и дополнительными подкреплениями — 52,6 т, а пара четырехствольных — 55,7 т. Тем не менее, Первый Морской лорд отдал распоряжение пятое орудие с позиции между трубами снять и заменить его счетверенным «пом-помом»; другой такой же должен был устанавливаться в передней части кормового шельтердека. Позже «пом-пом» между трубами все же убрали из-за слишком большого веса и неудачного сектора стрельбы. Вместо него установили пару 12,7-мм счетверенных пулеметов «Виккерс», ставших к тому времени стандартным зенитным вооружением британских эсминцев. Сэкономленный вес пошел на увеличение боекомплекта.
В окончательном варианте эсминцы имели длину между перпендикулярами 108,3 м, наибольшую— 111,86 м; ширину 11,13 м, осадку 2,75 м. Стандартное водоизмещение 1854 т (1857 т у лидеров флотилий) складывалось из следующих величин: корпус —910 т, силовая установка — 585 т, гидравлические приводы — 11 т, вооружение — 254 т, оборудование — 94 т. Уже после утверждения чертежей и спецификаций Советом Адмиралтейства директор тактического отдела обратился с предложением внедрить на новых кораблях клиперные форштевни (по примеру французских лидеров), что должно было способствовать сохранению скорости на волнении. При этом наибольшая длина увеличивалась на 10 футов. В начале марта 1936 года заместитель начальника Морского штаба потребовал изменить также форму кормовой оконечности для повышения эффективности использования параванов. Испытания модели в опытовом бассейне в Хэсларе показали, что клиперный форштевень улучшает мореходность во всем диапазоне скоростей, но модифицированная корма «съедает» на полном ходу около 1% мощности. Эти изменения были внесены в проект уже после выдачи заказа на первую серию, что само по себе являлось редким случаем.