Строительство
Дополнительная кораблестроительная программа 1935 года включала, в числе кораблей прочих классов, постройку очередной минной флотилии из восьми эсминцев стандартного типа и одного лидера. Вместо этого Адмиралтейство решило заказать семь (на столько хватало выделенных средств) кораблей нового типа. Они должны были составить флотилию — лидер и два дивизиона по три эсминца. Заместитель начальника Морского штаба сразу же отметил сомнительность такого решения. По его мнению, поскольку основным вооружением «V-лидеров» становилась артиллерия, их следовало сводить в тактические единицы по четыре корабля, аналогично эскадрам крейсеров. За это же высказался начальник тактического отдела, однако Контролер заявил, что «в данный момент практически невозможно требовать ассигнований на восьмой корабль, но мы укрупним флотилию при необходимости».
В конце ноября 1935 года корабли получили названия — имена диких племен и народностей, населяющих британские колонии (впрочем, в их число был включен и «Коссак», то есть «Казак»), став преемниками эсминцев типа «Трайбл» (Tribal — племя) периода Первой мировой войны. В феврале следующего года Адмиралтейство разослало 14 фирмам предложения на участие в конкурсе на строительство семи «трайблов». Тендер продлился всего три недели. Победителями были признаны компании «Виккерс-Армстронг», «Торникрофт» и «Фэйрфилд», получившие заказ на два корабля каждая, а также «А.Стефенс» — на один. Контракт на постройку первой серии был заключен 10 марта 1936 года с условием сдачи кораблей через 24 месяца после подписания.
По заключении англо-германского морского соглашения Парламент увеличил ассигнования на флот. Выделенных кораблестроительной программой 1936 года средств оказалось достаточно для строительства сразу девяти «трайблов», что позволяло сформировать из них две полноценные флотилии по восемь единиц. Не прошло и недели после заключения первого контракта, как кораблестроители получили приглашения на участие в новом тендере. На этот раз заказы достались фирмам «Денни», «Парсонс», «Суон Хантер», «Скотте» и «А.Стефенс». Договор с ними был заключен в июне на аналогичных условиях. Каждая фирма строила по два корабля, правда, корпуса для эсминцев фирмы «Парсонс» изготавливались на верфи «Виккерс-Армстронг». Две пары кораблей — компаний «Виккерс-Армстронг» и «Суон Хантер» — оборудовались в качестве лидеров флотилий и имели дополнительные помещения для размещения штаба. Ко времени выдачи второго заказа в проект внесли последние изменения (причем коснулись они и первой серии). Вместо одного из вельботов был установлен второй моторный катер, а 24-дюймовый боевой прожектор заменен 36-дюймовым. Предложение директора артиллерийского отдела установить электрические элеваторы вместо гидравлических было отклонено, так как для этого требовалось изменить всю схему подачи боеприпасов и разместить дополнительно 19 человек для их обслуживания.
Закладка первых двух эсминцев — «Африди» и «Коссак» — состоялась 9 июня 1936 года на верфи компании «Виккерс-Армстронг» в Уокер-он-Тайн. К концу августа были заложены все семь кораблей первой серии, и началось строительство второй. В январе следующего года был заложен последний — «Бедуин».
Начальник секции эсминцев в кораблестроительном отделе Адмиралтейства А.П.Коул, совершивший в январе 1937 года инспекционную поездку по предприятиям, на которых строились «трайблы», сообщал, что график работ на «Гурке» отстает на три недели, а на «Мохоке» — на семь—восемь недель, причем на последнем работы практически остановились из-за ремонта лайнера «Куин Мэри». Серьезной проблемой стала перегрузка, достигавшая недопустимых величин. Например, вес снарядных подъемников составил 26 т вместо заложенных в проект 3 т! Это приблизило водоизмещение вплотную к отметке 1900 т и на пол-узла снизило скорость. Серьезную задержку вызвало отставание готовности спаренных артиллерийских установок, которые прибывали на корабли позже запланированной даты их вступления в строй.
Несмотря на имевшиеся трудности, строительство шло быстро. 8 июня 1937 года — спустя год без одного дня с момента закладки — в Тайне сошли на воду «Афри-ди» и «Коссак»; 24 августа был спущен «Сомали», первый из эсминцев программы 1936 года. Последними, 21 декабря, были спущены «Нубиэн» (первой серии) и «Бедуин» (второй серии). Стапельный период продолжался от 11 до 15 месяцев, причем наименьшим он оказался у фирмы «Денни». Весной 1938 года начались ходовые испытания. Поскольку спаренные 120-мм орудия еще отсутствовали, Контролер отдал специальное распоряжение, разрешающее части эскадренных миноносцев типов «Трайбл», «J» и «К» выходить на испытания без артиллерии главного калибра. Вместо этого на верхней палубе размещали 104,5 т балласта. Подобная практика уже применялась на кораблях предыдущих серий. Испытаниям артиллерии уделялось особое внимание. Сразу же выявилась ненадежная конструкция защитных козырьков над орудиями, поэтому на «Африди» было проверено два различных способа их усиления. На козырек над орудием «А» наварили решетку из угольников, а на козырек над орудием «Y» — толстую металлическую пластину. После повторного отстрела лучшим признали первый вариант, позже распространенный и на другие корабли.
Вступление в строй всех 16 эсминцев растянулось почти на год. Первыми подняли флаги опять же «Африди» и «Коссак». Компания «Виккерс-Армстронг», строившая эту пару, оказалась единственной, сумевшей уложиться в 24-месячный срок. Дольше всех —31,5 месяца — строился «Мэшона». До конца 1938 года было укомплектовано десять «трайблов», а строительство всей серии завершили к апрелю. Эти корабли стали последним пополнением минных сил Королевского флота перед начавшейся вскоре войной.
Эсминцы типа «Трайбл» ВМС Британии
Бортовой Название Фирма- Заложен Спущен Вступил номер* строитель на воду в строй
Программа 1935 года F07 «Afridi»** BA 9.6.1936 8.6.1937 3.5.1938 Р0З «Cossack»** BA 9.6.1936 8.6.1937 7.6.1938 F20 «Gurkha» Фф 6.7.1936 7.7.1937 21.10.1938 F24 «Maori» Фф 6.7.1936 2.9.1937 2.1.1939 F31 «Mohawk» Top 16.7.1936 15.10.1937 7.9.1938 F36 «Nubian» Top 10.8.1936 21.12.1937 6.12.1938 F18 «Zulu» Стеф 10.8.1936 23.9.1937 7.9.1938
Программа 1936 года F51 «Ashanti» Ден 23.11.1936 5.11.1937 21.12.1938 F67 «Bedouin» Ден 1.6.1937 21.12.1937 15.3.1939 F75 «Eskimo» Парс 5.8.1936 3.9.1937 30.12.1938 F59 «Mashona» Парс 5.8.1936 3.9.1937 28.3.1939 F26 «Matabele» Ск 1.10.1936 6.10.1937 25.1.1939 F21 «Punjabi» Ск 1.10.1936 18.12.1937 29.3.1939 F82 «Sikh» Стеф 24.9.1936 17.12.1937 12.10.1938 F33 «Somali»** CX 26.8.1936 24.8.1937 12.12.1938 F43 «Tartar»** CX 26.8.1936 21.10.1937 10.3.1939 |
Примечания:
*Первоначальные литеры L в бортовых номерах в январе 1939 г. заменены на F; осенью 1940 г. — на G.
**Оборудованы в качестве лидеров.
Сокращения названий фирм-строителей:
ВА — «Vickers-Armstrong» (Тайн, механизмы — завод в Барроу); Фф — «Fairfield» (Говэн); Тор - «Thornycroft» (Вулстон); Ден — «Denny» (Думбартон); Парс — «Parsons» (Уоллсенд, корпус - «Vickers-Armstrong»); Ск - «Scott's» (Гринок); Стеф — «A.Stephen» (Линтхаус); СХ — «Swan Hunter» (Уоллсенд, механизмы - «Wallsend Slipway»).