Строительство

 

Дополнительная кораблестроительная программа 1935 года включала, в числе кораблей прочих классов, постройку очередной минной флотилии из восьми эс­минцев стандартного типа и одного лиде­ра. Вместо этого Адмиралтейство реши­ло заказать семь (на столько хватало выделенных средств) кораблей нового типа. Они должны были составить флоти­лию — лидер и два дивизиона по три эс­минца. Заместитель начальника Морско­го штаба сразу же отметил сомнитель­ность такого решения. По его мнению, поскольку основным вооружением «V-лидеров» становилась артиллерия, их сле­довало сводить в тактические единицы по четыре корабля, аналогично эскадрам крейсеров. За это же высказался началь­ник тактического отдела, однако Контро­лер заявил, что «в данный момент прак­тически невозможно требовать ассигно­ваний на восьмой корабль, но мы укрупним флотилию при необходимости».

В конце ноября 1935 года корабли по­лучили названия — имена диких племен и народностей, населяющих британские колонии (впрочем, в их число был включен и «Коссак», то есть «Казак»), став преемни­ками эсминцев типа «Трайбл» (Tribal — пле­мя) периода Первой мировой войны. В феврале следующего года Адмиралтейство разослало 14 фирмам предложения на уча­стие в конкурсе на строительство семи «трайблов». Тендер продлился всего три недели. Победителями были признаны компании «Виккерс-Армстронг», «Торникрофт» и «Фэйрфилд», получившие заказ на два корабля каждая, а также «А.Стефенс» — на один. Контракт на постройку первой серии был заключен 10 марта 1936 года с условием сдачи кораблей через 24 месяца после подписания.

По заключении англо-германского морского соглашения Парламент увели­чил ассигнования на флот. Выделенных кораблестроительной программой 1936 года средств оказалось достаточно для строительства сразу девяти «трайблов», что позволяло сформировать из них две полноценные флотилии по восемь еди­ниц. Не прошло и недели после заключе­ния первого контракта, как кораблестро­ители получили приглашения на участие в новом тендере. На этот раз заказы достались фирмам «Денни», «Парсонс», «Суон Хантер», «Скотте» и «А.Стефенс». Договор с ними был заключен в июне на аналогичных условиях. Каждая фирма строила по два корабля, правда, корпуса для эсминцев фирмы «Парсонс» изготав­ливались на верфи «Виккерс-Армстронг». Две пары кораблей — компаний «Виккерс-Армстронг» и «Суон Хантер» — обо­рудовались в качестве лидеров фло­тилий и имели дополнительные помеще­ния для размещения штаба. Ко времени выдачи второго заказа в проект внесли последние изменения (причем коснулись они и первой серии). Вместо одного из вельботов был установлен второй мотор­ный катер, а 24-дюймовый боевой про­жектор заменен 36-дюймовым. Предло­жение директора артиллерийского отде­ла установить электрические элеваторы вместо гидравлических было отклонено, так как для этого требовалось изменить всю схему подачи боеприпасов и размес­тить дополнительно 19 человек для их обслуживания.

Закладка первых двух эсминцев — «Африди» и «Коссак» — состоялась 9 июня 1936 года на верфи компании «Виккерс-Армстронг» в Уокер-он-Тайн. К концу ав­густа были заложены все семь кораблей первой серии, и началось строительство второй. В январе следующего года был заложен последний — «Бедуин».

Начальник секции эсминцев в корабле­строительном отделе Адмиралтейства А.П.Коул, совершивший в январе 1937 года инспекционную поездку по предприятиям, на которых строились «трайблы», сообщал, что график работ на «Гурке» отстает на три недели, а на «Мохоке» — на семь—восемь недель, причем на последнем работы прак­тически остановились из-за ремонта лай­нера «Куин Мэри». Серьезной проблемой стала перегрузка, достигавшая недопусти­мых величин. Например, вес снарядных подъемников составил 26 т вместо зало­женных в проект 3 т! Это приблизило во­доизмещение вплотную к отметке 1900 т и на пол-узла снизило скорость. Серьезную задержку вызвало отставание готовности спаренных артиллерийских установок, ко­торые прибывали на корабли позже за­планированной даты их вступления в строй.

Несмотря на имевшиеся трудности, строительство шло быстро. 8 июня 1937 года — спустя год без одного дня с момента закладки — в Тайне сошли на воду «Афри-ди» и «Коссак»; 24 августа был спущен «Сомали», первый из эсминцев програм­мы 1936 года. Последними, 21 декабря, были спущены «Нубиэн» (первой серии) и «Бедуин» (второй серии). Стапельный пе­риод продолжался от 11 до 15 месяцев, причем наименьшим он оказался у фирмы «Денни». Весной 1938 года начались хо­довые испытания. Поскольку спаренные 120-мм орудия еще отсутствовали, Конт­ролер отдал специальное распоряжение, разрешающее части эскадренных мино­носцев типов «Трайбл», «J» и «К» выходить на испытания без артиллерии главного ка­либра. Вместо этого на верхней палубе размещали 104,5 т балласта. Подобная практика уже применялась на кораблях предыдущих серий. Испытаниям артилле­рии уделялось особое внимание. Сразу же выявилась ненадежная конструкция защит­ных козырьков над орудиями, поэтому на «Африди» было проверено два различных способа их усиления. На козырек над ору­дием «А» наварили решетку из угольников, а на козырек над орудием «Y» — толстую металлическую пластину. После повторно­го отстрела лучшим признали первый ва­риант, позже распространенный и на дру­гие корабли.

Вступление в строй всех 16 эсминцев растянулось почти на год. Первыми под­няли флаги опять же «Африди» и «Коссак». Компания «Виккерс-Армстронг», строив­шая эту пару, оказалась единственной, сумевшей уложиться в 24-месячный срок. Дольше всех —31,5 месяца — строился «Мэшона». До конца 1938 года было уком­плектовано десять «трайблов», а строительство всей серии завершили к апре­лю. Эти корабли стали последним попол­нением минных сил Королевского флота перед начавшейся вскоре войной.

 

Эсминцы типа «Трайбл» ВМС Британии

Бортовой         Название              Фирма-             Заложен           Спущен           Вступил

номер*                                      строитель                                    на воду            в строй

 

Программа 1935 года

F07             «Afridi»**                  BA                  9.6.1936            8.6.1937            3.5.1938

Р0З          «Cossack»**                 BA                  9.6.1936            8.6.1937            7.6.1938

F20              «Gurkha»                   Фф                  6.7.1936            7.7.1937          21.10.1938

F24               «Maori»                    Фф                  6.7.1936            2.9.1937            2.1.1939

F31             «Mohawk»                  Top                 16.7.1936          15.10.1937          7.9.1938

F36              «Nubian»                  Top                10.8.1936         21.12.1937         6.12.1938

F18                «Zulu»                    Стеф                10.8.1936          23.9.1937           7.9.1938

 

Программа 1936 года

F51              «Ashanti»                  Ден                23.11.1936         5.11.1937         21.12.1938

F67             «Bedouin»                 Ден                 1.6.1937          21.12.1937         15.3.1939

F75              «Eskimo»                  Парс                 5.8.1936            3.9.1937          30.12.1938

F59             «Mashona»                Парс                 5.8.1936            3.9.1937           28.3.1939

F26             «Matabele»                  Ск                  1.10.1936          6.10.1937          25.1.1939

F21              «Punjabi»                   Ск                  1.10.1936         18.12.1937         29.3.1939

F82                «Sikh»                    Стеф               24.9.1936          17.12.1937         12.10.1938

F33             «Somali»**                  CX                 26.8.1936          24.8.1937          12.12.1938

F43             «Tartar»**                  CX                 26.8.1936         21.10.1937          10.3.1939

Примечания:

*Первоначальные литеры L в бортовых номерах в январе 1939 г. заменены на F; осенью 1940 г. — на G.

**Оборудованы в качестве лидеров.

Сокращения названий фирм-строителей:

ВА — «Vickers-Armstrong» (Тайн, механизмы — завод в Барроу); Фф — «Fairfield» (Говэн); Тор - «Thornycroft» (Вулстон); Ден — «Denny» (Думбартон); Парс — «Parsons» (Уоллсенд, корпус - «Vickers-Armstrong»); Ск - «Scott's» (Гринок); Стеф — «A.Stephen» (Линтхаус); СХ — «Swan Hunter» (Уоллсенд, механизмы - «Wallsend Slipway»).