«Трайблы» стран Содружества
Эсминцы типа «Трайбл» ВМС стран Содружества
Бортовой номер* |
Название |
Фирма- строитель |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
ВМС Австралии |
|||||
130 D5* 144 D18* 191 D9* |
«Arunta» «Warramunga» «Bataan» (быв. «Kurnai») |
кд кд кд |
15.11.1939 10.2.1940 18.2.1942 |
30.11.1940 6.2.1942 15.1.1944 |
3.3.1942 23.11.1942 25.5.1945 |
ВМС Канады |
|||||
Первая группа |
|||||
G07 |
«Athabaskan» (быв. «Iroquois») |
BA |
31.10.1940 |
18.11.1941 |
3.2.1943 |
G63 |
«Haida» |
BA |
29.9.1941 |
25.8.1942 |
18.9.1943 |
G24 |
«Huron» |
BA |
15.7.1941 |
25.6.1942 |
28.7.1943 |
G89 |
«Iroquois» (быв. «Athabaskan») |
BA |
19.9.1940 |
23.9.1941 |
10.12.1942 |
Вторая группа |
|||||
R79 |
«Athabaskan» |
Гал |
15.5.1944 |
4.5.1946 |
20.2.1948 |
R04 R10 |
«Cayuga» «Micmac» |
Гал Гал |
7.10.1943 20.5.1942 |
28.7.1945 18.9.1943 |
20.10.1947 14.9.1945 |
R96 |
«Nootka» |
Гал |
20.5.1942 |
26 .4. 1944 |
9.8.1946 |
Примечания:
*Бортовые номера с литерой D — при службе в составе Тихоокеанского флота США в 1945 г.
Сокращения названий фирм-строителей:
КД — «Cockatoo Dockyard» (Сидней); BA — «Vickers-Armstrong» (Тайн); Гал — «Halifax Shipyard» (Галифакс).
Когда незадолго до начала войны ВМС Австралии решили обзавестись новейшими эсминцами британского проекта, их выбор, вполне естественно, пал на «трайблы» — самые современные и хорошо вооруженные корабли данного класса. Постройку должна была вести компания «Кокату Айленд» в Сиднее при технической помощи Великобритании (в частности, британскими предприятиями изготавливались все механизмы). Для австралийской судостроительной промышленности это стало значительным шагом вперед, так как до этого крупнейшим кораблем, построенным в этой стране, была плавбаза гидроавиации «Альбатрос». Хотя она превосходила «трайблы» размерами, создание таких быстроходных и технически сложных кораблей, как эсминцы, требовало более высокого технологического уровня. 24 января 1939 года были заказаны «Арунта» и «Уоррамунга», 20 декабря последовал заказ еще на четыре корабля, но фактически из последних был заложен только «Курнаи» (в 1944 году переименованный в «Батаан» и ставший единственным «трайблом», чье имя выпадало из названий серии). Строительство затянулось в связи с необходимостью доставлять оборудование из Британии, а также недостатком опыта верфи. Первый эсминец вступил в строй лишь весной 1942 года. Установка дополнительного вооружения и оборудования, а также неудовлетворительная весовая дисциплина привели к тому, что полное водоизмещение австралийских эсминцев отличалось от «оригинала» более чем на 200 т.
После многочисленных дискуссий и обсуждений, в 1940 году в Канаде также решили заказать для своего флота эскадренные миноносцы типа «Трайбл». Принимая во внимание возможные из-за военного времени трудности с получением технической помощи из Британии, канадцы решили не доверять строительство собственным предприятиям, испытывавшим недостаток квалифицированных рабочих и, к тому же, загруженным заказами на эскортные корабли и тральщики. В качестве подрядчика была выбрана компания «Виккерс-Арм-стронг». В начале 1940 года ей заказали эсминцы «Этабаскан» и «Ирокез» (в ходе постройки они «обменялись» названиями), до конца года последовал заказ еще на два корабля. «Трайблы» стран Содружества извлекли пользу из боевого опыта, полученного однотипными эсминцами Королевского флота, и к моменту вступления в строй несколько отличались от проектного вида. На позиции «X» изначально устанавливалась спаренная 102-мм зенитка, вторая труба срезалась на 1,2 м по британскому образцу, вместо массивной грот-мачты на австралийских эсминцах стояла небольшая, на канадских она не устанавливалась вообще. В дополнение к этому, на канадских «трайблах» поменяли между собой места установки прожектора и счетверенного «пом-пома», что обеспечило последнему лучший сектор стрельбы. Для повышения остойчивости на австралийских и канадских эсминцах, как и на британских, уложили балласт, а для компенсации веса уменьшили запас топлива до 505 т. Легкое зенитное вооружение включало шесть «эр-ликонов», но «Этабаскан» вступил в строй с десятью 20-мм автоматами — на крыльях мостика и на кормовом шельтердеке стояли «спарки». Радиолокационное оборудование состояло из радаров типов 285 и 291. «Ирокез» и «Этабаскан» получили также опознаватели «свой — чужой» типа 242 — их крестообразные антенны размещались на правом ноке фок-рея. Численность экипажа — 240 человек.
Вторая канадская пара — «Хайда» и «Гурон» — имела все 20-мм автоматы в спаренных установках с силовым приводом. Раздельные башенки директора и дальномера уступили место комбинированному КДП Mk.lll(W) с радаром управления огнем типа 285. Кроме того, оба корабля оснащались РЛС обнаружения надводных целей типа 271. Ее характерный радиопрозрачный конус, напоминающий фонарь маяка, устанавливался в передней части кормового шельтердека. В апреле 1941 года ВМС Канады заказали компании «Галифакс Шипъярд» еще два эсминца («Мик-мак» и «Нутка»), а их механизмы — фирме «Дж. Инглиз & Со». Наконец, ровно год спустя той же верфи были заказаны последние «трайблы» — «Каюга» и «Этабаскан» (II). Ни один из этих кораблей не успел вступить в строй до окончания Второй мировой войны.