Общая оценка проекта

 

В линии развития британских эскадрен­ных миноносцев между мировыми война­ми «трайблы», безусловно, занимают особое место, служа своего рода водораз­делом между эсминцами ранних серий, ведущими свою родословную от типа «V», и кораблями более поздних проектов, на­чавшими вступать в строй уже в ходе войны. С первыми их роднит, прежде всего, компоновка машинно-котельных отделе­ний и, как следствие, двухтрубный силу­эт. Однако, благодаря архитектуре корпу­са, артиллерийским системам и усилен­ному зенитному вооружению, они стали в своем классе родоначальниками нового поколения кораблей.

Мощное артиллерийское вооружение являлось одним из важнейших достоинств проекта. Не случайно в авторитетном американском издании «U.S. Naval Institute Proceedings» (№ 11, 1937 г.) говорилось:

«По-видимому, британские эсминцы типа «Трайбл» окажутся наиболее ценными из всех построенных до сего времени типов кораблей универсального назначения: их артиллерия из (восьми) 120-мм орудий обеспечит им значительно большую огне­вую мощь, чем пять 138-мм орудий фран­цузских лидеров, чем будет компенсиро­ваться меньший вес залпа». Действительно, по массе выпускаемого в минуту метал­ла (1816 кг) «Трайбл» имел преимущество перед французскими «2400-тонниками» (1212 кг) и «Фантаском» (1616 кг), не гово­ря уже о японском «Фубуки» (831 кг) или итальянском «Навигатори» (735 кг). Дирек­тор тактического отдела Адмиралтейства имел все основания утверждать, что два «трайбла» смогут успешно противостоять трем японским эсминцам.

Зенитное вооружение «дикого племени» на момент его появления также было луч­шим в британском флоте: только с созданием 40-мм автоматов «Бофорс» с систе­мой управления огнем «Хаземайер» сред­ства ПВО эскадренных миноносцев вышли на качественно иной уровень. Неплохо смотрелись «трайблы» и на фоне зару­бежных аналогов, безусловно превосхо­дя итальянские, японские и французские корабли своего класса. Американские же эсминцы, хотя и были единственными в мире, обладавшими универсальными ору­диями главного калибра, в то же время ос­тавались практически без легкого зенит­ного вооружения.

«Морские» качества «трайблов» в зна­чительно большей степени соответство­вали британской традиции, чем «боевые». Англичане не гонялись за высокой скоро­стью, справедливо полагая, что в бою, особенно при неспокойном море, реали­зовать это преимущество весьма пробле­матично. По дальности плавания британ­ские эсминцы превосходили все европей­ские аналоги и примерно соответствовали американским и японским. А вот требо­вания к мореходности и остойчивости в Королевском флоте были настолько жест­кими, что их не выдерживали даже пред­назначавшиеся для действий в океане американские эсминцы.

Тем не менее, оппонентов у проекта хва­тало. Его критиковали за излишнее водо­измещение, перекос в сторону артиллерии и слабое торпедное вооружение. Основ­ным же недостатком «трайблов» считалась их высокая стоимость: средняя цена составила около 340 тыс. фн.ст. — примерно на 80 тыс. дороже, чем у эсминцев предыду­щего типа «I». В итоге проект не получил развития в британском флоте. Адмиралтей­ство предпочло строить корабли помень­ше, подешевле, с более сбалансированным вооружением. Заказанные по программе 1937 года эскадренные миноносцы типа «J» несли шесть 120-мм орудий и десять 533-мм торпедных аппаратов при стан­дартном водоизмещении 1690 т. Правда, в военное время выяснилось, что «джеве-лины» не обладают достаточным запасом водоизмещения для усиления зенитного вооружения, поэтому пришлось идти на не­адекватный обмен — зенитка вместо поло­вины торпедных аппаратов. У «трайблов» же при аналогичной модернизации огневая мощь снизилась совсем незначительно.