Боевая служба

 

После вступления в строй «трайблы» составили две полные флотилии эсмин­цев. 4-я под командованием кэптена Кресуэлла («Африди», «Коссак», «Гурка», «Маори», «Мохок», «Нубиэн», «Сикх» и «Зулу») входила в состав Средиземномор­ского флота, 6-я под командованием кэп­тена Николсона («Сомали», «Ашанти», «Бедуин», «Эскимо», «Мэшона», «Матабеле», «Панджаби» и «Тартар») — в состав Флота метрополии. Служба в мирное вре­мя протекала относительно спокойно, хотя кораблям Средиземноморского флота довелось принять участие в «нейтральном патруле» у побережья Испании, где шла гражданская война. Эсминцы 6-й флоти­лии в мае 1939 года сопровождали лай­нер «Эмпресс оф Австралия», на котором король Георг VI совершал визит в Канаду, а 1—2 июня участвовали в поисках и спа­сении потерпевшей аварию подводной лодки «Тетис».

3 сентября с объявлением войны кораб­ли Флота метрополии приступили к осу­ществлению дальней блокады Германии. Первым добился успеха «Сомали», захва­тивший в 350 милях южнее Исландии гер­манский пароход «Ханна Беге» (2377 брт). Впоследствии «трайблы» 6-й флотилии совместно с французскими кораблями пат­рулировали в Атлантике, участвовали в выходах флота и вели поиск субмарин. В конце сентября, когда стало ясно, что Ита­лия не намерена вступать в войну, 4-я флотилия эсминцев покинула Средиземномо­рье и прибыла в метрополию, где теперь собрались все представители «дикого пле­мени». В ночь на 17 октября «юнкерсы» из состава I/KG 30 произвели налет на анг­лийские корабли в заливе Ферт-оф-Форт. «Мохок» получил серьезные повреждения от двух близких разрывов, 14 человек по­гибли и 30, в том числе командир — ком-мандер Джолли, были ранены. Эсминец выбыл из строя до середины декабря. От­ветным огнем англичане сбили два самолета, один из которых записали на свой счет зенитчики «Сомали».

Наиболее активно эсминцы действова­ли в Северном море, сопровождая конвои на линии Метил — Берген и осуществляя блокадное патрулирование. Здесь особо отличилась 4-я флотилия и ее новый ко­мандир — кэптен Филип Вайен (вступил в должность 1 января 1940 г.). 18 февраля эсминец «Гурка» (коммандер Баззард) южнее Фарерских островов потопил подводную лодку U-53 — первый боевой ко­рабль, уничтоженный «трайблами». Осо­бую же известность получил перехват германского вспомогательного судна «Альтмарк» (12 000 брт), являвшегося судном снабжения «броненосца» «Адмирал Граф Шпее» во время его рейда в Южной Ат­лантике. Адмиралтейству было известно, что на борту судна находится около 300 английских моряков с потопленных «Шпее» торговых судов. Поэтому, когда 14 фев­раля 1940 года «Альтмарк» был обнаружен авиаразведкой у побережья Норвегии, морской министр У.Черчилль приказал сделать все для освобождения пленных. В это время у норвежских берегов нахо­дился крейсер «Аретьюза» с пятью эсмин­цами. 16 февраля они обнаружили «Альт­марк» в охранении норвежских минонос­цев. На требование досмотреть судно было отвечено решительным отказом, так как оно находилось в норвежских терри­ториальных водах. Однако вечером «Кос­сак» под брейд-вымпелом Вайена вошел в Йессинг-фьорд, где укрывался «Альт­марк». Не обращая внимания на сигналы норвежцев, «Коссак» приблизился к не­мецкому пароходу и обстрелял его из пулеметов. После короткой схватки, в ходе которой четыре немца были убиты и пя­теро ранены, абордажная группа морской пехоты с эсминца освободила 303 моря­ка, запертых в складских помещениях и пустых топливных цистернах. На следую­щий день «Коссак» с триумфом встреча­ли в Розайте. После этого эпизода среди морских офицеров за Вайеном закрепи­лось прозвище «сэр Вайен Коссакский».

Инцидент с «Альтмарком» явился фак­том грубого нарушения нейтралитета Нор­вегии и дал Гитлеру формальный повод для вторжения в эту страну.