В норвежских фьордах
Для британского флота Норвежская кампания стала серьезным испытанием.
Она принесла «трайблам» и громкие победы, и первые потери. 7 апреля британский самолет обнаружил неподалеку от датского побережья крупное германское соединение. Адмиралтейство решило, что немцы предпринимают попытку прорыва в Атлантику. Поздним вечером адмирал Ч.Форбс вывел на перехват Флот метрополии. Из Скапа-Флоу вышла 6-я флотилия эсминцев, 4-я выдвинулась из Розай-та. Сутки англичане проболтались в море, не обнаружив противника, а утром 9 апреля поступили сообщения о внезапной высадке немецких десантов в Норвегии. В это время флот находился на широте Бергена, примерно в 100 милях от побережья. Адмирал Форбс приказал отряду в составе четырех легких крейсеров и эсминцев «Африди», «Гурка», «Сикх», «Мохок», «Сомали», «Матабеле» и «Мэшона» войти в этот порт и уничтожить любые суда и корабли, какие будут обнаружены. Однако вскоре над британским соединением появились неприятельские бомбардировщики. Воздушные атаки продолжались несколько часов. Линкор «Родней» и четыре крейсера отделались сравнительно легкими повреждениями, но «Гурка» получил прямое попадание. Бомба взорвалась в кормовой части. Сразу же погас свет, корабль получил крен в 45° на правый борт, из разбитых цистерн в море потекла нефть. В течение четырех с половиной часов аварийные партии прилагали неимоверные усилия, чтобы спасти корабль. Но серьезные разрушения и штормовая погода не оставили им шансов. В 20 часов эсминец перевернулся и затонул, погибли 15 членов экипажа, спаслись 190.
«Гурка» стал первым из «трайблов», погибшим во Второй мировой войне, но через несколько дней «собратья» отомстили за его гибель сполна. На севере Норвегии, в порту Нарвик, англичане блокировали десять германских эсминцев, высадивших там десант. 10 апреля флотилия под командованием кэптена Уорбертона-Ли проникла в фьорд и в ходе короткого боя потопила два из них. Адмиралтейство намеревалось покончить и с остальными, для чего было выделено соединение вице-адмирала Уайтворта в составе линкора «Уорспайт» и девяти эсминцев. Второе сражение состоялось у Нарвика 13 апреля 1940 года. В полдень британская эскадра вошла в Уфут-фьорд. Уайтворт разделил свои корабли на три группы. В центре шел «Уорспайт»; перед ним с выставленными тралами на случай минной опасности двигались «Икарес», «Хироу» и «Фоксхаунд»; на левом фланге, чуть выдвинувшись вперед, — «Коссак», «Кимберли» и «Форестер»; правофланговую группу составляли «Бедуин», «Эскимо» и «Панджаби». Эскадренными миноносцами командовал коммандер Дж. А. Мак-Кой, находившийся на «Бедуине». В 12.28 головной «Коссак» заметил неприятельский эсминец. Через две минуты по нему открыли огонь с максимальной дальности, прекращенный после второго залпа, поскольку невозможно было видеть места падения снарядов. Изморось, оседавшая на линзах дальномеров и прицелов, затрудняла наводку. Еще на входе в фьорд с борта флагманского линкора стартовал гидросамолет-разведчик «Суордфиш». Он потопил субмарину U-64 и передал световой сигнал о германском эсминце, притаившемся у южного берега в миле впереди. Поспешившие в этот район «Бедуин», «Эскимо» и «Панджаби» заранее развернули свои орудия и торпедные аппараты на врага. Им оказался «Эрих Кельнер», не имевший возможности отойти из-за полученных накануне повреждений. Противники обменялись первыми выстрелами практически одновременно в 13.09 с дистанции 18 кбт. Англичане открыли плотный огонь как из 120-мм орудий, так и из «пом-помов». В течение десяти минут «Кельнер» получил одно торпедное и множество снарядных попаданий и превратился в горящую развалину. Команда оставила корабль, но расчет одного орудия продолжал стрельбу до тех пор, пока несколько залпов с «Уорспайта» не пустили эсминец на дно.
Тем временем в сражение вступили еще четыре германских эсминца («В.Цен-кер», «Б.фон Арним», «Г.Людеманн» и «Г.Кюнне», позже к ним присоединился «Г.Тиле»). Начался маневренный бой в узком мешке фьорда. По показаниям очевидцев со стороны англичан, немцы действовали очень искусно, разворачиваясь так, чтобы задействовать все орудия, в то же время благоразумно держась на достаточном расстоянии от головных британских эсминцев. Противники обменивались артиллерийскими и торпедными залпами, малоэффективными из-за плохой видимости. Лишь «Бедуин» получил несколько попаданий 127-мм снарядами. Его баковое 120-мм орудие было снесено за борт, а обшивка в носовой части от множества пробоин стала походить на решето. «Коссак» (коммандер Роберт Шербрук) также несколько раз накрывали неприятельские залпы. В один из моментов боя эсминец оказался в ситуации, когда невозможно было увернуться от трех приближавшихся торпед. Затаив дыхание, моряки наблюдали, как все они прошли мимо: одна— почти по носу, вторая — за кормой, третья — прямо под корпусом в районе мостика. Дефекты рулей глубины, от которых в то время страдали немецкие торпеды, сыграли на руку англичанам.
К 14 часам немцы израсходовали боеприпасы и под прикрытием дымовой завесы стали отходить в узкий и длинный Румбакс-фьорд. Командир «Германа Кюн-не», не заметивший сигнала флагмана об отступлении, направился в северную часть Херьянгс-фьорда, чтобы выброситься на берег, спасти экипаж и взорвать эсминец. «Эскимо» (коммандер Дж.А.Миклетуэйт) преследовал его и в 14.13 с дистанции 25 кбт выпустил торпеду. Мощный взрыв переломил немецкий корабль пополам, причем осталось невыясненным, было ли это результатом попадания торпеды или сработали собственные подрывные заряды «Кюнне».
Сразу же вслед за этим «Эскимо» бросился в погоню за другими германскими эсминцами, которые поджидали его в самом узком месте Румбакс-фьорда. Поставленная ими дымовая завеса еще не успела развеяться, и торпедный залп «Георга Тиле» застал англичан врасплох. Ширина фьорда составляла чуть более кабельтова, что исключало возможность уклонения. В 14.45 прогремел взрыв, начисто оторвавший носовую оконечность «трайбла» вплоть до второго орудия. Из состава экипажа 15 человек были убиты и 10 ранены, что составило более четверти потерь англичан в этом бою. Можно сказать, что британским морякам крупно повезло, так как вторая торпеда «Тиле» не вышла из аппарата, а залп «Людеманна» оказался на редкость неточным. Подоспевшие «Бедуин», «Хироу» и «Форестер» открыли по противнику ураганный огонь, заставив немцев отойти в глубь фьорда, где они взорвали свои корабли.
Не менее драматические события разворачивались в самой нарвикской гавани. Около 14 часов находившиеся там эсминцы «Эрих Гизе» и «Дитер фон Рёдер» (последний не имел хода и был пришвартован к пирсу) вступили в поединок с «Бедуином» и «Панджаби». Дистанция быстро сократилась с 30 до 15 кбт. «Панджаби» (коммандер Басе) накрыло меткими залпами немецких артиллеристов, и он получил повреждения. Вышедший из гавани «Гизе» попал под ураганный огонь британского линкора и вскоре затонул.
Уже считая сражение выигранным, адмирал Уайтворт просигналил: «Противник должен быть уничтожен без промедления. При необходимости идите на таран или берите на абордаж». В 14.15 коммандер Шербрук направил «Коссак» в гавань Нарвика, чтобы выяснить, не осталось ли там кораблей противника, и сразу же попал под обстрел. Артиллеристы «Рёдера» стреляли до полного израсходования боеприпасов и успели добиться четырех попаданий с дистанции 12 кбт — на «Коссаке» был перебит главный паропровод, уничтожен пост управления огнем, убито 11 человек, ранено 19. Эсминец потерял управление и в 14.22 сел на мель носовой частью. Тем не менее, видя, что немцы оставили свой корабль, деятельный Шербрук решил спустить вельбот и захватить «Рёдер» в качестве приза. К счастью, он почти сразу отказался от этой авантюры. Вскоре сильнейший взрыв разметал обломки несостоявшегося трофея. Снять «Коссак» с мели удалось лишь на следующий день во время прилива. За это время он был обстрелян с противоположного берега гаубицей, но немцы, почти пристрелявшись, почему-то прекратили огонь.
Подведя итоги боя, старший артиллерист «Коссака» доложил, что было израсходовано 850 снарядов главного калибра и более 500 выстрелов «пом-пома». Коммандер Шербрук был награжден «Орденом за выдающиеся заслуги» за прекрасное управление кораблем в ходе сражения.
Общие потери англичан в ходе второго боя под Нарвиком составили 28 убитыми и 55 ранеными. «Панджаби» ремонтировался до 12 июня, «Коссак» —до середины августа, наиболее пострадавший «Эскимо» — до конца сентября 1940 года. Сражение стало одной из самых ярких побед Королевского флота в первый год войны. По выражению Д. Томаса, оно «явилось блестящим примером мастерских действий эсминцев».
Оправившись от неожиданности, союзники направили в Норвегию собственные войска, высадившиеся в Ондальснесе, Намсусе и Харстаде. «Трайблы» сопровождали транспорты и даже сами высаживали на берег пехотные подразделения, как, например, шесть эсминцев 4-й флотилии в Намсусе 16 апреля. В ночь со 2 на 3 мая «Сикх» и «Тартар» совместно с тремя французскими лидерами участвовали в безрезультатном набеге в Скагеррак. Но в целом боевые действия в Норвегии развивались для союзников неудачно, и уже к концу апреля стало ясно, что им придется уходить. «Тартар», «Сикх» и «Мэшона» эвакуировали войска из Он-дальснеса, а «Сомали» вывез боевую группу из Олесунна. В ночь на 3 мая корабли союзников эвакуировали более 5000 человек из Намсуса.
Последним кораблем, покинувшим Нам-сус, был «Африди». Ему поставили задачу принять арьергардное подразделение саперов, взрывавших мосты, железнодорожную станцию и другие объекты. Из-за этой задержки эсминец вышел в море уже на рассвете. По пути он подобрал моряков с французского лидера «Бизон», потопленного немецкими пикирующими бомбардировщиками. Эсминец полным ходом нагонял конвой, когда появились самолеты. В своих мемуарах Филип Вайен так рассказывал о дальнейших событиях: «Мы нагнали соединение адмирала Каннингхэма к трем часам пополудни и немного расслабились, надеясь, что к этому времени конвой должен был выйти за предел радиуса действия пикирующих бомбардировщиков. Но оказалось иначе — группа «штук» появилась одновременно с нами. Один из них зашел в пике справа от нас, явно целясь по «Африди». Начался роковой бой. Мы круто повернули в направлении самолета, чтобы сделать угол пикирования чрезмерным для пилота. В этот момент сообщили о втором пикировщике, приближавшемся с левого борта. Помощник посоветовал переложить руль, но я решил, что корабль успеет закончить маневр, и приказал продолжать поворот.»
И все же избежать попаданий не удалось. В 14.46 эсминец содрогнулся от двух мощных взрывов. Первая бомба ударила позади ходового мостика и разорвалась в котельном отделении, разворотив борт и вызвав сильный пожар. В тот же момент вторая бомба угодила в полубак, разломив корабль надвое. «Африди» стремительно затонул; погибли 49 членов экипажа, 13 солдат и 30 французов с «Бизона» (Разрушительное воздействие авиации противника довелось испытать на себе еще трем эсминцам: 26 апреля «Ашанти» был поврежден близкими разрывами авиабомб в районе Краквагс-фьорда, 2 мая «Маори» попал под бомбардировку в Намсусе, а «Сомали» — 15 мая под Нарвиком).
После отхода союзных войск в районе Нарвика еще месяц продолжались боевые действия. Задачи эскадренных миноносцев свелись к сопровождению конвоев и обстрелу береговых целей. Особенно активно действовали «Бедуин» и «Зулу» (коммандер Кроуфорд). На счету последнего числится и победа в морском бою. 10 мая он потопил в Ран-фьорде захваченный немцами норвежский пароход «Норд Норге» (991 брт), производивший высадку десанта. 17 мая британский отряд перебрасывал пехотное подразделение из Харстада в Будё. Чтобы обезопасить себя от немецких бомбардировщиков, англичане шли плохо изученным фарватером. Не дойдя всего 12 миль до пункта назначения, крейсер «Эффингем» налетел на подводную скалу, следом выскочил на отмель «Матабеле» (коммандер Стоке). Эсминец вскоре сошел на глубокую воду, но спасти крейсер не удалось. С него сняли экипаж и солдат, а обреченный корабль добили торпедой. Едва выйдя из дока, 27 мая «Матабеле» снова сел на мель у Барроу, и его возвращение в строй затянулось до середины августа.
Весной 1940 года «трайблы» сражались не только в Норвегии. 11 мая «Мохок» совместно с «Вэнситтартом» эвакуировали британскую дипломатическую миссию из Нидерландов. 23 мая «Ашанти», «Маори» и «Зулу» прикрывали высадку англичан в Исландии. В июне «Панджаби» участвовал в эвакуации Сен-Назера и спасал людей с лайнера «Ланкастрия», потопленного германской авиацией. В целом же короткая Норвежская кампания была единственным периодом, когда «трайблы» действовали вместе. Вскоре водоворот войны разбросал их.