Атлантика и Арктика
Летом 1940 года активность надводных флотов в водах, омывающих Великобританию, заметно снизилась. Немцы восстанавливали силы после потерь, понесенных в Норвегии, а основной заботой англичан стала подготовка к отражению ожидавшегося вторжения на острова. Лишь осенью британский флот возобновил действия по нарушению коммуникаций противника.
13 октября самолет Берегового командования засек конвой у норвежского побережья. На перехват из Розайта вышла 4-я флотилия кэптена Вайена: «Коссак», «Ашанти», «Сикх», «Маори» («Зулу» при выходе из залива подорвался на акустической мине и был вынужден вернуться). Около полуночи эсминцы обнаружили конвой в районе Эгерсунна. Завязавшийся бой продолжался недолго — немцы отошли под защиту береговых батарей, но артиллерийским огнем «трайблы» потопили вспомогательное судно «Нетце» (1025 брт), а флагманский «Коссак» торпедным залпом пустил на дно сетевой заградитель «Генуя» (1949 брт).
17 октября эсминцы «Ашанти» и «Фейм» в сильный шторм были выброшены на камни у побережья графства Сандерленд. На первом повреждения оказались столь серьезными, что пришлось менять обшивку днища почти на всем протяжении, демонтировать оба ТЗА и два котла, заменить руль. Ремонт, сопровождавшийся обширной модернизацией, занял девять месяцев, лишь в августе следующего года корабль вернулся в строй.
В начале 1941 года, после убытия X авиакорпуса Люфтваффе на Средиземноморский театр, побережье Норвегии оказалось практически незащищенным. Англичане не преминули воспользоваться этим, проведя примечательный по дерзости набег на оккупированные немцами Лофотенские острова (операция «Клеймор»). 1 марта в море вышли пехотно-десантные транспорты «Принцесс Беатрикс» и «Куин Эмма» с 500 коммандос на борту. Их сопровождали эсминцы 6-й флотилии — «Сомали» (брейд-вымпел кэптена Кэслона), «Эскимо», «Тартар», «Бедуин» и «Лиджен». Легкие крейсера «Эдинбург» и «Нигерия» осуществляли дальнее прикрытие. Ранним утром 4 марта отряд достиг Свольваэра. В результате операции было уничтожено четыре завода по переработке рыбьего жира. Затем настала очередь эсминцев, занявшихся прочесыванием прибрежных вод. В 6.20 «Сомали» обнаружил сторожевой корабль NN-04 (300-тонный траулер «Кребс»). Сторожевик успел сделать лишь три выстрела из единственной пушки, когда его накрыл мощный залп «трайбла». Один снаряд угодил в кранцы первых выстрелов и поджег их, два других разбили рубку и котельное отделение. Почти вся команда погибла, а неуправляемый корабль вылетел на прибрежные камни. Абордажная партия под командованием лейтенанта Уормингтона обнаружила на сторожевике детали шифровальной машины «Энигма» и таблицы ключей прибрежной радиосети, что позволило британским службам радиоперехвата в течение нескольких недель читать вражеские переговоры.
При набеге на гавань Свольваэра «Тартар» потопил артиллерией рыболовную базу «Гамбург» (9780 брт) и подрывными зарядами уничтожил еще два парохода — «Пасажес» (1996 брт) и «Феликс Хойманн» (2468 брт). У Бреттеснеса «Бедуин» перехватил и потопил норвежский каботажный пароход «Мира» (1152 брт), перевозивший немецких солдат. Затем жертвами британских эсминцев стали «Айленау» (1404 брт), «Бернард Шульте» (1058 брт) и «Гумбиннен» (1381 брт). Удалились англичане так же стремительно, как и появились, захватив 213 пленных немцев и 12 норвежских коллаборационистов, а также забрав 314 добровольцев, пожелавших сражаться с фашизмом. Кроме того, норвежский траулер «Мюрланн» (321 брт), команда которого решила присоединиться к союзникам, был направлен на Фарерские острова.
Рейд на Лофотенские острова стал первым в череде специальных операций, в которых довелось участвовать 6-й флотилии. Вскоре ее эсминцам предстояло стать настоящими «охотниками за секретами». 7 мая «Сомали» захватил в районе Ян-Майена разведчик погоды «Мюнхен» (WBS-6, 306 брт), чье местоположение установила британская служба радиопеленгации. Встреча с англичанами произошла настолько неожиданно, что команда траулера не успела ничего предпринять. На борту «Мюнхена» были захвачены шифрмашина, шифровальная книга ближней связи, кодовая метеорологическая книга и военно-морская координатная сетка! 28 июня в том же районе «Тартар» (коммандер Скипвит) перехватил другой метеоразведчик — «Лауэнбург» (WBS-2, 344 брт). Все 34 члена его экипажа попали в плен, а кодовые шифрблокноты с этого судна позволили англичанам отслеживать переговоры немецких кораблей в течение всего июля. Непосредственным итогом перехвата вражеских радиосообщений стало уничтожение всей сети судов снабжения, развернутых немцами для обеспечения прорыва в Атлантику линкора «Бисмарк», в сражении с которым прославилась другая флотилия «трайблов» — 4-я.
Утром 26 мая «Коссак» (кэптен Вайен), «Зулу» (коммандер Грэхэм), «Сикх» (коммандер Стоке), «Маори» (коммандер Армстронг) и польский «Перун» находились в охранении войскового конвоя WS-8B, когда пришел приказ следовать для соединения с охотившимися на «Бисмарк» британскими линкорами. Невзирая на сильный шторм, флотилия двинулась на северо-восток 27-узловым ходом. Тут произошел эпизод, наглядно характеризующий Вайе-на. Когда радисты приняли сигнал от разведывательной «Каталины», наконец-то обнаружившей противника, перед командиром флотилии встала дилемма: выполнять полученные распоряжения и идти навстречу собственным линкорам или, вопреки приказу, двинуться наперерез врагу. Из-за строгого радиомолчания решение пришлось принимать на свой страх и риск. Понимая, что поблизости нет других кораблей, способных атаковать «Бисмарк», Вайен направил флотилию к нему. Этим он полностью оправдал надежды командующего Флотом метрополии. Адмирал Тови был так уверен в наступательном боевом духе командира флотилии, что на предложение передать ему новые инструкции ответил словами: «Это совершенно излишне. Я знаю Вайена, он уже проигнорировал приказ и идет на неприятеля». В сумерках флотилия сблизилась с «Бисмарком», к тому времени уже поврежденному торпедоносцами с «Арк Ройяла». Убедившись, что скорость линкора заметно снизилась, Вайен расположил свои эсминцы вокруг «Бисмарка» — по одному с носовых курсовых углов, два с миделя, один с кормы. Как писал Вайен в своем рапорте Тови, он видел свою задачу, во-первых, в том, чтобы поддерживать контакт с противником; во-вторых, попытаться атаковать его торпедами, когда темнота позволит сделать это без риска ненужных потерь. Предпринятая за полчаса до полуночи попытка совместного нападения не увенчалась успехом. Бурное море и весьма точный огонь немецких артиллеристов (впоследствии на полубаке «Зулу» нашли головную часть 380-мм снаряда) не позволили выйти на дистанцию торпедного залпа. Поняв, что скоординированной атаки не получилось, Вайен приказал эсминцам действовать самостоятельно.
В 1.21 «Маори» приблизился к линкору на 25 кбт и безрезультатно выпустил четыре торпеды. Следом «Зулу» атаковал противника двумя торпедами с левого борта, но попал под ответный огонь и был вынужден отвернуть. На отходе все стоявшие на мостике увидели «яркое зарево, вспыхнувшее между носовой надстройкой и кормой линкора», и сочли это за попадание. В 1.40 кэптен Вайен повел в атаку флагманский «Коссак». Воспользовавшись тем, что немцы в этот момент отбивались от других эсминцев, он сблизился с противником и выпустил три торпеды примерно с 30 кбт. В расчетное время наблюдался столб пламени над носовой частью «Бисмарка», поэтому было решено, что «они совершенно точно добились попадания». Через несколько минут с «Зулу» сообщили, что линкор остановился, и это стало очередным подтверждением успеха. Последним атаковал «Сикх». Он выпустил все четыре торпеды с дистанции около 35 кбт, ориентируясь по вспышкам выстрелов, и также претендовал на одно попадание.
В действительности попаданий не добился ни один из эсминцев. Иначе и быть не могло, принимая во внимание погоду и дистанцию торпедных залпов. Вспышка в районе носовой части на поверку оказалась догоравшим осветительным снарядом, а «яркое зарево» — собственным бортовым залпом линкора. Вайену ничего не оставалось, как выполнять другую часть задания — следить за противником. Тови приказал каждые полчаса освещать его осветительными снарядами, но немцы по-прежнему превосходно стреляли, и это оказалось невозможным. Оставалось надеяться на радары. В 3.55 «Коссак» зашел с севера и с дистанции в 2 мили выпустил последнюю торпеду, не наблюдая результата. Вскоре все эсминцы потеряли контакте «Бисмарком», лишь в 5.55 «Сикх» восстановил его. Около 7 часов утра «Маори» выпустил две оставшиеся торпеды, но попаданий также не добился.
Несмотря на неудачные атаки, флотилия Вайена сумела сохранить контакт с противником, избежав при этом собственных потерь. С рассветом эсминцы заняли позиции, позволявшие вести постоянное наблюдение с четырех направлений, и стали ждать подхода своих линейных кораблей. Израсходовав торпеды, они уже не могли повлиять на исход дневного боя. После его окончания «Маори» принял на борт 20 человек с затонувшего «Бисмарка».
В районе сражения находились еще два «трайбла» — «Тартар» и «Мэшона», но недостаток топлива заставил их уйти в базу до того, как немецкий корабль скрылся под водой. Служивший на «Тартаре» лейтенант Людвиг Кеннеди успел запечатлеть на кинопленку завязку боя, а впоследствии написал книгу о «Бисмарке», по сей день остающуюся лучшим описанием погони за бронированным гигантом и его гибели.
Утром 28 мая крупные силы Люфтваффе были брошены на поиски британских кораблей, возвращавшихся домой. Во время налета «хейнкелей» из состава KG 100 был легко поврежден близкими разрывами эсминец «Маори», а «юнкерсы» из I/KG 77 обнаружили в 100 милях западнее Ирландии «Тартар» и «Мэшону». Эта пара шла на 12 узлах, экономя топливо. В 9.25 «Мэшона» получил прямое попадание. Бомба пробила палубу рядом с носовой трубой и взорвалась в котельном отделении № 1. В обшивке образовалась огромная пробоина, взрывом сорвало с фундамента котел № 2. Эсминец остановился с сильным креном на левый борт. Погибли 46 человек. Коммандер Сэлби приказал оставить корабль, который через 45 минут затонул. «Тартар» принял на борт 170 офицеров и матросов с погибшего собрата и на следующий день прибыл в Лондондерри, имея в цистернах всего 5 т нефти.
За участие в охоте на «Бисмарка» Филип Вайен получил «Орден за выдающиеся заслуги» и был произведен в контрадмиралы. 10 июля кэптен Э.Бертон принял у него флотилию. Вскоре она ушла на Средиземное море.
После нападения Германии на СССР операционная зона Флота метрополии (в его составе осталась 6-я флотилия, которой теперь командовал кэптен Д.К.Бэйн) переместилась за Полярный круг. Хотя в целом действия флотов в Арктике осенью 1941 года не отличались напряженностью, «трайблам» довелось принять участие в нескольких операциях. В конце июля — начале августа соединение контр-адмирала Вайена (крейсера «Нигерия» и «Орора», эсминцы «Панджаби» и «Тартар») осуществило эвакуацию норвежских и советских рабочих со Шпицбергена, попутно уничтожив там весь имевшийся запас угля — более 500 тыс.т. 5—11 октября «Сомали», «Эскимо», «Ашанти», «Бедуин», «Матабеле» и «Панджаби» сопровождали соединение (линкор «Кинг Джордж V», крейсер «Пинилоуп» и авианосец «Викто-риэс») в рейде на побережье Северной Норвегии. 24 ноября отряд контр-адмирала Барроу (крейсер «Кения», эсминцы «Бедуин» и «Интрепид») вместе с советскими эсминцами «Гремящий» и «Громкий» провел поиск судов в районе Варан-гер-фьорда и обстрелял порт Вардё.
Самой же успешной стала операция «Энклет» — новый рейд на Лофотенские острова. Для осуществления этой акции было сформировано Соединение «Z» под командованием контр-адмирала Гамильтона. Помимо эсминцев «Сомали», «Ашанти», «Бедуин» и «Эскимо», в него вошли крейсер «Аретьюза», эскортные миноносцы «Уитленд», «Краковяк» и «Куявяк» (два последних— польские), корветы «Эглантайн» и «Экентус», тральщики «Спидуэлл», «Харриер» и «Хэлсион», десантные корабли «Принц Альберт» и «Принцесс Шарлота» с 260 коммандос на борту, а также 2 танкера, 2 вспомогательных судна и буксир. В ночь на 26 декабря эта разношерстная армада подошла к норвежскому берегу, перерезала идущие на острова телеграфные кабели и основала в деревушке Рейне временную базу для действий против немецкого прибрежного судоходства. В Вест-фьорде «Аретьюза», «Сомали», «Ашанти» и «Эскимо» захватили норвежские пароходы «Конг Харальд» и «Нурланн» (1125 и 725 брт соответственно), а 125-тонный германский сторожевик V-5904 («Гейер») был потоплен артиллерией «Ашанти» после того, как с него были сняты команда и кодовые книги. 28 декабря соединение вернулось в Скапа-Флоу.
Дважды «трайблам» приходилось выступать в роли средства передвижения для важных особ. В августе 1941 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, начальник Имперского Генерального штаба генерал Джон Дилл и главный маршал авиации Уилфред Фри-ман совершили вояж из Хваль-фьорда (Исландия) в Скапа-Флоу на борту «Тартара». А в декабре «Сомали» доставил в Великобританию посла Советского Союза И.М.Майского.
В 1942 году основной задачей 6-й флотилии (в марте ее возглавил кэптен Дж. Итон, до этого командовал «Мохоком») стало сопровождение конвоев в Россию. К тому времени по личному приказу Гитлера группировка германских ВВС и ВМС на Севере была значительно усилена. Первый в этом году конвой PQ-8 принес новую потерю. 17 января в 23.27, всего в 8 милях от советского берега, подводная лодка U-454 капитан-лейтенанта Хаклендера торпедировала «Матабеле». В считанные минуты эсминец затонул почти со всем экипажем (в живых остались двое) во главе с коммандером Стаффордом.
Опасность исходила не только от противника, но и от природных условий. 25 марта «Тартар», находившийся в составе дальнего прикрытия конвоя PQ-13, в районе острова Медвежий попал в 8-балльный шторм и получил серьезные повреждения. Еще более трагичной оказалась проводка конвоя PQ-15. 1 мая «Панджаби», пересекавший линию движения флота в условиях сильного тумана, был протаранен флагманским линкором «Кинг Джордж V». На 25-узловом ходу линкор врезался в эсминец в районе машинного отделения и, как нож масло, разрезал его. Погиб 21 человек, в основном от взрывов глубинных бомб. Эсминцы «Марн» и «Мартин» спасли 206 моряков, в том числе ком-мандера Уолдгрэйва. Последнюю потерю в северных водах «дикое племя» понесло в сентябре, во время проводки обратного конвоя QP-14. 20 сентября германские субмарины торпедировали тральщик «Леда» и транспорт «Силвер Суорд». В разгар спасательной операции, воспользовавшись суматохой, U-703 (капитан-лейтенант Бильфельд) выпустила торпеды по «Сомали». Взрыв в машинном отделении смял кормовую часть корабля. Но эсминец держался на плаву. Подошедший «Ашанти» взял его на буксир. Восемьдесят часов — на протяжении 420 миль — шла борьба за живучесть. Исход наступил в ранние часы 24 сентября. На море усилился шторм, ослабленный корпус затрещал в бушующих волнах, «Сомали» разломился и затонул. Погибли все, находившиеся на борту, — 7 офицеров, включая лейтенант-коммандера К.Д.Мода, и 69 матросов.
Вскоре 6-я флотилия, в составе которой осталось всего три эсминца, была расформирована. Лишь через год «трайблы» вернутся в Арктику, но это будут уже другие корабли.
Участие эскадренных миноносцев типа «Трайбл» в сопровождении арктических конвоев
Конвой |
Период прохождения |
Участие эсминцев типа «Трайбл» (и.о. — непосредственное охранение; д.п. — дальнее прикрытие) |
1941 год |
||
PQ-3/QP-3 |
9 ноября — 7 декабря |
«Бедуин» (н.о.) |
1942 год |
||
PQ-8 QP-5 QP-6 PQ-12/QP-8 PQ-13/QP-9 PQ-14/QP-10
PQ-15 PQ-16 PQ-17 PQ-18/QP-14 |
8 — 17 января 13 — 24 января 24 января — 2 февраля 1 — 13 марта 20 марта — 3 апреля 8 — 27 апреля
26 апреля — 5 мая 21— 30 мая 27 июня — 4 июля 2 — 26 сентября |
«Сомали», «Матабеле» (t) (н.о.) «Тартар» (н.о.) «Сомали» (н.о.) «Ашанти», «Бедуин», «Панджаби», «Тартар» (д.п.) «Ашанти», «Бедуин», «Тартар», «Эскимо» (д.п.) «Бедуин», «Сомали», «Эскимо» (д.п.) «Панджаби» (н.о.) «Панджаби» (t) (д.п.) «Ашанти» (н.о.) «Сомали» (д.п.) «Ашанти», «Сомали» (t), «Тартар», «Эскимо» (н.о.) |
1943 год |
||
RA-54A JW-54A/RA-54B
JW-55A/RA-55A JW-55B/RA-55B |
1 — 14 ноября 15 ноября — 9 декабря
12 декабря — 1 января 20 декабря — 8 января |
«Хайда» (д.п.) «Хайда», «Гурон», «Ирокез» (н.о.) «Ашанти» (д.п.) «Ашанти», «Этабаскан», (н.о.) «Хайда», «Гурон», «Ирокез» (н.о.) |
1944 год |
||
JW-56B/RA-56 |
22 января — 1 1 февраля |
«Гурон» (н.о.) |
1945 год |
||
JW-66/RA-66 |
1 6 апреля — 8 мая |
«Хайда», «Гурон», «Ирокез» (н.о.) |
Примечание:
t — погиб при сопровождении конвоя