«Трайблы» на Средиземном море
Вступление в войну Италии открыло для англичан новый театр боевых действий и потребовало переброски туда дополнительных сил. 14 мая 1940 года «Нубиэн» (коммандер Р. Рэвенхилл) и «Мохок» (ком-мандер Дж.Итон) вышли из Скапа-Флоу в Александрию. После семимесячного отсутствия «трайблы» вновь появились на Средиземном море. Оба корабля (вместе с «Джервисом», «Джэнесом» и «Джюно») вошли в состав 14-й флотилии эсминцев, которой командовал кэптен Мак.
Британский Средиземноморский флот, благодаря кипучей натуре его командующего—адмирала Э.Б.Каннингхэма — действовал очень активно. По оценке одного из офицеров, «в 1940—1941 годах шли самые напряженные бои за всю войну». 27— 30 июня «Нубиэн» и «Мохок» сопровождали важный конвой из Дарданелл в Порт-Саид; 9 июля принимали участие в бою у Пунта-Стило; в начале сентября участвовали в операции «Хэтс»; затем «Нубиэн» дважды (22 и 25 сентября) привлекался для обстрела итальянских позиций у Сиди-Баррани. И это — помимо многочисленных «дежурных» выходов в море!
11 ноября англичане провели знаменитый авианосный рейд на Таранто. Гораздо менее известно, что в ту же ночь противник получил еще один удар. Его нанесло Соединение «X» вице-адмирала Придхем-Уиппла, состоявшее из крейсеров «Орион», «Сидней», «Эйджекс», а также «Нубиэна» и «Мохока». Во второй половине дня они отделились от главных сил и двинулись к Отрантскому проливу — на перехват судов, пересекавших Адриатику.
12 ноября к 1.00 соединение вышло на линию Бриндизи — Валона, крайнюю северную точку маршрута, и повернуло на обратный курс. Однако спустя 15 минут левофланговый «Мохок» заметил на расстоянии 8 миль итальянский конвой из четырех судов под охраной миноносца «Никола Фабрицци» и вспомогательного крейсера «Рамб III». Передав сигнал на другие корабли, «Мохок» бросился на противника. В 1.25 он открыл огонь по «Фабрицци» с дистанции 19 кбт, четвертым залпом добившись попадания. Прикрывшись дымовой завесой, миноносец отвернул, а «трайбл» перенес огонь на второе в строю судно. Подоспевшие крейсера устроили итальянцам настоящее избиение. К 1.53, когда Придхем-Уиппл приказал прекратить огонь и выйти из боя, конвой был разгромлен. Все суда — «Каталани» (2429 брт), «Капо Вадо» (4391 брт), «Премуда» (4427 брт) и «Антонио Локателли» (5691 брт) — были потоплены, тяжело поврежденный «Фабрицци» сумел добраться до порта, лишь «Рамб III» каким-то чудом не получил ни царапины.
В декабре 14-я флотилия находилась у побережья Ливии, оказывая поддержку сухопутным войскам, в первых числах января 1941 года участвовала в операции «Иксесс», а затем и в знаменитом сражении у Матапана, в ходе которого «Нубиэн» своей торпедой добил тяжелый крейсер «Пола».
8 апреля был отдан приказ о формировании Соединения «К», предназначенного для действий на коммуникациях между Италией и Северной Африкой. Спустя три дня «Джервис», «Джэнес», «Нубиэн» и «Мохок» прибыли на Мальту. Два первых выхода на поиски неприятельских судов оказались безрезультатными, но 15 апреля авиационная разведка обнаружила шедший на юг итальянский конвой из 5 торговых судов в сопровождении эсминцев «Лука Тариго», «Балено» и «Лампо». В 18.00 соединение вышло в море. На этот раз кэптен Мак решил перехватить неприятеля у островов Керкенна. После полуночи корабли прибыли в расчетную точку нахождения конвоя и повернули на север. 16 апреля в 1.59 «Джервис» обнаружил противника на расстоянии 6 миль. Развернув торпедные аппараты, 27-узловой скоростью англичане пошли на сближение.
В 2.20 «Джервис», а следом и «Джэнес» открыли огонь по «Балено». Итальянский эсминец получил тяжелые повреждения, потерял почти всех офицеров и начал тонуть. Одновременно «Нубиэн» обстрелял концевое судно конвоя — «Сабаудиа». Третьим залпом транспорт был накрыт, на нем вспыхнул пожар, но спустя три минуты огонь пришлось перенести на приближавшийся «Тариго». Между эсминцами произошла короткая стычка на «пистолетной» дистанции, так что в ход пошли даже зенитные пулеметы. Подоспевший «Джервис» первым же залпом разбил мостик «Тариго»; его командир капитан 2 ранга Пьетро де Кристофаро потерял обе ноги, но, истекая кровью, продолжал руководить боем. Хотя итальянский эсминец уже тонул, один из его мичманов сумел выпустить торпеды, и в 2.25 одна из них попала в правый борт «Мохока» под орудием «Y». Взрывом оторвало кормовую часть, корабль остановился, но его носовые орудия продолжали обстреливать ближайшее судно (вероятно, «Арта»), которое вскоре загорелось. Валы и винты на «Мохоке» уцелели, была предпринята попытка дать ход, но через пять минут(Время взято из работы П.Смита и Э.Уокера «Действия Мальтийских ударных соединений», однако описание в ней данного боя содержит массу нестыковок, и столь значительный интервал между попаданиями вызывает большие сомнения) после первого взрыва в левый борт попала вторая торпеда. Эсминец начал быстро садиться на ровном киле, через минуту резко накренился влево, и корма до самого торпедного аппарата ушла под воду. Командир отдал приказ оставить корабль.
Тем временем англичане продолжали громить суда конвоя. «Нубиэн» атаковал обнаруженный слева по курсу эсминец «Лампо», вывел его из строя и погнался за уходившим на юго-запад транспортом «Адана». Вскоре судно было потоплено, и «Нубиэн» пошел на помощь «Мохоку». В 3.13 вместе с присоединившимся к нему «Джервисом» они спасли основную часть экипажа (2 офицера и 39 матросов погибли). Затем Мак приказал «Джэнесу» расстрелять остававшуюся над водой носовую часть.
В ходе боя были потоплены все пять судов: немецкие «Адана» (4205 брт), «Арта» (2452 брт), «Эгина» (2447 брт), «Изерлон» (3704 брт) и итальянское «Сабаудиа» (1590 брт), а также все три эсминца. Правда, затонувший на мелководье «Лампо» впоследствии подняли и вернули в состав флота. Прибывшие на следующий день итальянские корабли подобрали 1271 человека из 3000, находившихся на погибших транспортах. Несмотря на гибель эсминца, это был убедительный успех Соединения «К».
Битва за Крит стала суровым испытанием для британского флота. Нет смысла подробно описывать действия «Нубиэна» в ходе этой кампании: он сопровождал транспорты с эвакуированными войсками л сам принимал на борт солдат, участвовал в патрулировании и перехвате конвоев противника и, конечно же, отражал многочисленные авианалеты. 26 мая во время атаки немецких пикировщиков из состава II/StG 2 в 90 милях к северу от Бардии «Нубиэн» получил прямое попадание бомбы, которое оторвало ему корму. Несмотря на это, корабль сумел сохранить ход и даже развил 20-узловую скорость. Из-за крайней загруженности судоремонтных мощностей только в июле эсминец был поставлен в док в Порт-Ибрагиме, а затем ушел з Бомбей для длительного ремонта, закончившегося лишь в октябре 1942 года.
Тем временем в водах Средиземного моря появились «трайблы» 4-й флотилии. Летом они приняли участие в проводке трех конвоев на Мальту, после чего оставались в Гибралтаре, участвуя в сопровождении атлантических конвоев. Один из таких выходов стал последним для «Коссака». Во время проводки HG-74 незадолго до полуночи 23 октября он был торпедирован подводной лодкой U-563 (обер-лейтенант Баргстен). Поврежденный эсминец был взят на буксир, но 27 октября около 11 часов затонул западнее Гибралтара, унеся с собой жизни 159 человек.
Гибель самого знаменитого «трайбла» не могла остаться не отомщенной. Вечером 11 декабря «Сикх» (брейд-вымпел ком-мандера Дж. Стокса), «Маори», «Лиджен» и голландский «Исаак Свеерс» вышли из Гибралтара в Александрию. На следующий день английская авиаразведка обнаружила два идущих на юг итальянских крейсера. Получив это сообщение, Стоке увеличил скорость, намереваясь перехватить их. Шансов на успех было мало: отряд не мог достичь мыса Бон ранее 3 часов ночи, и противник, наверняка, оказался бы уже вне досягаемости. Однако повторный контакт с самолетом в 2.45 заставил итальянцев отказаться от своих планов. Опасаясь атак с воздуха, они повернули назад — навстречу англичанам.
Когда флотилия подходила к мысу Бон, изумленные сигнальщики обнаружили возвращавшиеся крейсера. Из-за близости берега повернуть вправо было невозможно, и Стоке приказал не открывать огня, пока соединения сходятся на встречных курсах и его корабли практически не видны на фоне скал. В 3.23 «Сикх» разрядил свой торпедный аппарат по «Альбертико да Барбиано» с дистанции около 7 кбт, добившись двух попаданий. Следующий в строю «Лиджен» выпустил две торпеды в «Альберто ди Джуссано» (одно попадание), после чего эсминцы открыли шквальный артиллерийский огонь. Находившиеся на палубах крейсеров бочки с бензином превратили их в огромные факелы. В 3.25 в «Ди Джуссано» попала еще одна из шести торпед с «Лиджена». Стычка длилась всего две (!) минуты, а итогом стала гибель двух итальянских крейсеров и 900 моряков во главе с вице-адмиралом Тоскано. Утром 4-ю флотилию с триумфом встречали на Мальте. Коммандер Стоке стал кавалером Ордена Бани.
Основной работой эсминцев продолжало оставаться сопровождение конвоев на Мальту, только теперь — с востока. До начала марта 1942 года «трайблы» приняли участие в пяти таких операциях. В ночь на 8 февраля «Зулу» и «Лайвли» потопили юго-западнее Мальты итальянские шхуну «Аоста» (494 брт) и траулер «Гронго» (316 брт). Несмотря на успех операции, командир «Зулу» коммандер Грэхэм заявил, что «было слишком расточительно посылать на перехват два больших эсминца, когда с этой задачей вполне справились бы и катера».
Ночью 12 февраля во время массированного налета немецких бомбардировщиков на Мальту стоявший в гавани Френч Крик «Маори» (коммандер Куридж) получил прямое бомбовое попадание. Начался сильный пожар, завершившийся взрывом и гибелью корабля. Удивительно, но погиб всего 1 человек — а ведь взрыв оказался настолько сильным, что был поврежден стоявший рядом эскадренный миноносец «Декой».
Вскоре 4-ю флотилию расформировали. Вместо нее была создана 22-я флотилия эскадренных миноносцев во главе с кэптеном Миклетуэйтом (командовал «Эскимо» в бою под Нарвиком).
Проводка мальтийского конвоя MW-10 сопровождалась крупным морским сражением, известным как Вторая битва в заливе Сирт. 22 марта главные силы итальянского флота (линкор «Литторио», 2 тяжелых и 1 легкий крейсер, 10 эсминцев) обнаружили конвой и вступили в бой с его эскортом (командир — контр-адмирал Ф.Вайен), состоявшим из 4 легких крейсеров и 11 эсминцев (в том числе «Зулу» и «Сикх»). Итальянское соединение в течение трех часов пыталось отрезать конвой от Мальты, но прорваться к транспортам ему так и не удалось. Англичане умело ставили дымовые завесы, и ветер нес их на противника. Британские крейсера (из которых лишь один был вооружен 6-дюймовой артиллерией) вели дуэль на дистанции 33— 80 кбт, используя скорострельность своих орудий, а эсминцы постоянно угрожали неприятелю торпедными атаками. «Хэвок» и «Кингстон» получили прямые попадания 381-мм снарядами с «Литторио», но остались в строю. Пострадали также два крейсера. С наступлением темноты итальянцы вышли из боя и повернули домой. «Это был поистине классический пример того, как решительными и искусными действиями более слабые по составу силы могут сорвать замысел превосходящего противника», — писал С.Роскилл.
На очередную конвойную операцию англичане решились лишь в июне. На этот раз на Мальту были направлены сразу два конвоя — «Гарпун» из Гибралтара и «Виго-рес» из Порт-Саида. В состав эскорта первого входил «Бедуин», второго — «Сикх» и «Зулу». Проводка «Вигореса» завершилась полным провалом: пройдя две трети пути и потеряв от ударов германской авиации и подводных лодок два транспорта, крейсер «Хермиони» и три эсминца, вечером 15 июня караван повернул назад.
Гибралтарский конвой (6 судов под эскортом крейсера ПВО «Кэиро», 9 эскадренных и эскортных миноносцев, 4 тральщика и 6 сторожевых катеров) был обнаружен неприятельской воздушной разведкой 13 июня и на протяжении двух суток непрерывно подвергался ударам авиации. Из Палермо на перехват вышли 2 легких крейсера и 5 эсминцев под командованием вице-адмирала Да Зара. 15 июня в 6.40 итальянцы обнаружили конвой в 30 милях южнее острова Пантеллерия. «Бедуин» (коммандер Скерфилд) повел группу британских эсминцев в контратаку. Чтобы защитить суда, корабли охранения поставили дымовую завесу. Бой продолжался более двух часов, и снова англичане умелыми действиями сорвали противнику выполнение задачи. Из-за неясности обстановки, угрозы со стороны мальтийской авиации и израсходования большей части боезапаса Да Зара прервал операцию и увел свои корабли в базу.
Поврежденные артиллерийским огнем противника «Бедуин» и «Партридж» отстали от конвоя. Положение «Бедуина» было плачевным. Попадание 152-мм снаряда в машинное отделение полностью лишило эсминец хода. «Партридж» взял его на буксир, но в 13.30 при повторном появлении самолетов и кораблей противника был вынужден обрубить конец. Попытка прикрыть поврежденного товарища огнем и дымовой завесой не дала желаемого результата. В 14.25 «Бедуин» был потоплен итальянским торпедоносцем SM-79, погибли 28 членов экипажа. «Партридж», несмотря на новые повреждения, подобрал из воды уцелевших моряков и к 17 июня с трудом добрался до Гибралтара.
Не обошелся без участия «трайблов» и самый знаменитый средиземноморский конвой — «Пьедестал». К его проводке привлекалась 6-я флотилия — «Ашанти», «Эскимо», «Тартар» и «Сомали». Дважды их атаковали итальянские подводные лодки: 12 августа «Эмо» пыталась торпедировать «Тартар», а через день «Гранито» выбрала «Ашанти» в качестве мишени для своих торпед. К счастью для англичан, залпы оказались неточными, хотя в своих донесениях итальянские подводники оба раза утверждали обратное.
Тем временем «Сикх» и «Зулу» успешно действовали у берегов Палестины. 4 августа патрульный «Веллингтон» 203-й эскадрильи обнаружил западнее Яффы подводную лодку U-372. Подоспевшие «трайблы» и эскортные миноносцы «Крум» и «Теткотт» забросали ее глубинными бомбами. Субмарина всплыла, весь экипаж — 48 человек— попал в плен.
В сентябре по настоятельной просьбе армейского командования хоть как-то облегчить положение на фронте была предпринята отчаянная попытка удара по Тобруку. Планом операции «Эгримент» предусматривались одновременная высадка морского десанта и внезапное наступление армейских войск из пустыни. «Сикх» и «Зулу» с 350 морскими пехотинцами на борту вышли из Александрии 13 сентября, а днем раньше базу покинули 18 торпедных и 3 сторожевых катера со 150 десантниками. Прикрытие операции осуществляли крейсер ПВО «Ковентри» и 4 эскортных миноносца типа «Хант». Высадку морской пехоты с эсминцев планировалось произвести на северной стороне гавани Тобрука, с катеров — на южной, с целью оказания помощи наступлению сухопутной колонны. После захвата береговых укреплений противника в гавань должны были войти эсминцы. Уничтожив суда и портовое оборудование и сняв морских пехотинцев, корабли должны были покинуть Тобрук.
Операция кончилась полным провалом. Утром 14 сентября началась атака с моря, но из 21 катера с войсками только два сумели произвести высадку, а шлюпки с эсминцев так и не вернулись за второй волной десанта. Приблизившийся к берегу для их поиска «Сикх» в 5.30 был накрыт меткими залпами германской 88-мм батареи из состава 1-го дивизиона 43-го зенитного полка и получил тяжелые повреждения. «Зулу» попытался отбуксировать флагман в море, но точный огонь немцев сделал буксировку невозможной. «Сикх» был оставлен экипажем и около 10.00 затонул вблизи берега. Многие из его команды, в том числе кэптен Микле-туэйт, а также оставшиеся в живых морские пехотинцы попали в плен.
В 9 часов «Ковентри» и «ханты» получили приказ оказать помощь «Зулу». Германская и итальянская авиация наносила по британскому соединению удар за ударом. Крейсер и шесть катеров были потоплены. В 16.15 во время заключительной атаки 19 пикирующих бомбардировщиков (IH/StG 3) прямое бомбовое попадание получил «Зулу». Эсминец был взят на буксир, но в 21.55 затонул в 80 милях от Александрии. Погибли 4 офицера и 35 матросов.
Когда в ноябре 1942 года вернулся из ремонта «Нубиэн» (теперь им командовал коммандер Д.Э.Холланд-Мартин), англо-американские войска в бассейне Средиземного моря перешли в наступление. Эсминец перебазировался на Мальту и сразу включился в боевую деятельность. В ночь на 21 декабря вместе с «Джервисом» он потопил у берегов Туниса 584-тонный пароход «Дора». 8 января воздушная разведка сообщила о трех крупных пароходах, стоящих без хода у островов Куриат. Отправленные в море «Нубиэн» и «Кельвин» потопили все три судна, оказавшиеся небольшими шхунами. Ночью 16 января «Нубиэн», «Кельвин» и «Джэвелин» южнее острова Лампедуза обнаружили пароход «Д'Аннунцио» (4537 брт) в сопровождении миноносца «Персео». Вторым залпом «Нубиэн» накрыл миноносец, итальянцы предпочли ретироваться, после чего англичане потопили транспорт. Спустя два дня «Нубиэн», «Пэкенхэм» и греческий эсминец «Василиса Ольга» вышли на патрулирование к островам Керкенна с целью перехватить немецкие торпедные катера и десантные баржи, обнаруженные в этом районе. Их поиски не увенчались успехом, но около 3 часов утра 19 января отряд натолкнулся на итальянский вооруженный траулер «Стромболи» (475 брт). Сопротивления оказано не было, но, когда «Нубиэн» приблизился, чтобы подобрать пленных, траулер взорвался, засыпав палубу эсминца осколками.
Не менее активно британские эскадренные миноносцы действовали на завершающем этапе боев за Тунис. К тому времени на Средиземное море прибыли еще два «трайбла» — «Тартар» (коммандер Теруит) и «Эскимо» (кэптен Итон). В ночь на 1 мая «Нубиэн» и «Паладин» потопили у берегов Сицилии пароход «Фауна» (575 брт); 4 мая вместе с «Петардом» в 7 милях от Келибии они пустили на дно транспорт «Кампобассо» (3566 брт) и миноносец «Персео», уцелевший в январском бою. 9 мая «Тартар», «Лэфори» и «Лойал» уничтожили севернее мыса Бон германские военные транспорты КТ-5 и КТ-21 (по 830 брт). Это были последние корабли противника, пытавшиеся прорвать кольцо блокады. 11 мая тунисская группировка капитулировала, и это означало неизбежное поражение стран Оси на Средиземноморье.
Следующими целями союзников стали острова Пантеллерия и Лампедуза. «Трайблы» участвовали в блокадных действиях, при этом 11 июня «Нубиэн» потопил близ Пантеллерии итальянскую десантную баржу MZ-708. Вскоре небольшие гарнизоны островов сложили оружие. Перед началом следующей крупной операции на «Эскимо» и «Нубиэн» была возложена почетная миссия: сопровождать крейсер «Орора», на котором на Мальту прибыл король Георг VI.
В последующих десантных операциях «трайблы» действовали не менее активно. Например, «Нубиэн» с октября 1942 по сентябрь 1943 года находился в море 2985 часов, за это время прошел 53 556 миль и сжег 16 726 т топлива. Интенсивное использование кораблей потребовало серьезного ремонта. В октябре «Тартар», «Эскимо» и «Нубиэн» покинули Средиземноморье и ушли в воды метрополии, где уже воевали их канадские систершипы.