«Трайблы» на Средиземном море

 

Вступление в войну Италии открыло для англичан новый театр боевых действий и потребовало переброски туда дополни­тельных сил. 14 мая 1940 года «Нубиэн» (коммандер Р. Рэвенхилл) и «Мохок» (ком-мандер Дж.Итон) вышли из Скапа-Флоу в Александрию. После семимесячного от­сутствия «трайблы» вновь появились на Средиземном море. Оба корабля (вместе с «Джервисом», «Джэнесом» и «Джюно») вошли в состав 14-й флотилии эсминцев, которой командовал кэптен Мак.

Британский Средиземноморский флот, благодаря кипучей натуре его командующе­го—адмирала Э.Б.Каннингхэма — дейст­вовал очень активно. По оценке одного из офицеров, «в 1940—1941 годах шли са­мые напряженные бои за всю войну». 27— 30 июня «Нубиэн» и «Мохок» сопровож­дали важный конвой из Дарданелл в Порт-Саид; 9 июля принимали участие в бою у Пунта-Стило; в начале сентября участво­вали в операции «Хэтс»; затем «Нубиэн» дважды (22 и 25 сентября) привлекался для обстрела итальянских позиций у Сиди-Баррани. И это — помимо многочисленных «дежурных» выходов в море!

11  ноября англичане провели знамени­тый авианосный рейд на Таранто. Гораздо менее известно, что в ту же ночь против­ник получил еще один удар. Его нанесло Соединение «X» вице-адмирала Придхем-Уиппла, состоявшее из крейсеров «Орион», «Сидней», «Эйджекс», а также «Нубиэна» и «Мохока». Во второй половине дня они отделились от главных сил и двинулись к Отрантскому проливу — на перехват судов, пересекавших Адриатику.

12  ноября к 1.00 соединение вышло на линию Бриндизи — Валона, крайнюю се­верную точку маршрута, и повернуло на обратный курс. Однако спустя 15 минут левофланговый «Мохок» заметил на расстоянии 8 миль итальянский конвой из четырех судов под охраной миноносца «Никола Фабрицци» и вспомогательного крейсера «Рамб III». Передав сигнал на другие корабли, «Мохок» бросился на про­тивника. В 1.25 он открыл огонь по «Фаб­рицци» с дистанции 19 кбт, четвертым залпом добившись попадания. Прикрывшись дымовой завесой, миноносец отвернул, а «трайбл» перенес огонь на второе в строю судно. Подоспевшие крейсера устроили итальянцам настоящее избиение. К 1.53, когда Придхем-Уиппл приказал прекратить огонь и выйти из боя, конвой был разгром­лен. Все суда — «Каталани» (2429 брт), «Капо Вадо» (4391 брт), «Премуда» (4427 брт) и «Антонио Локателли» (5691 брт) — были потоплены, тяжело поврежденный «Фабрицци» сумел добраться до порта, лишь «Рамб III» каким-то чудом не полу­чил ни царапины.

В декабре 14-я флотилия находилась у побережья Ливии, оказывая поддержку сухопутным войскам, в первых числах января 1941 года участвовала в операции «Иксесс», а затем и в знаменитом сра­жении у Матапана, в ходе которого «Нубиэн» своей торпедой добил тяжелый крейсер «Пола».

8 апреля был отдан приказ о формиро­вании Соединения «К», предназначенно­го для действий на коммуникациях между Италией и Северной Африкой. Спустя три дня «Джервис», «Джэнес», «Нубиэн» и «Мохок» прибыли на Мальту. Два первых выхода на поиски неприятельских судов оказались безрезультатными, но 15 апре­ля авиационная разведка обнаружила шедший на юг итальянский конвой из 5 торговых судов в сопровождении эсмин­цев «Лука Тариго», «Балено» и «Лампо». В 18.00 соединение вышло в море. На этот раз кэптен Мак решил перехватить непри­ятеля у островов Керкенна. После полу­ночи корабли прибыли в расчетную точку нахождения конвоя и повернули на север. 16 апреля в 1.59 «Джервис» обнаружил противника на расстоянии 6 миль. Развер­нув торпедные аппараты, 27-узловой ско­ростью англичане пошли на сближение.

В 2.20 «Джервис», а следом и «Джэ­нес» открыли огонь по «Балено». Италь­янский эсминец получил тяжелые повреж­дения, потерял почти всех офицеров и начал тонуть. Одновременно «Нубиэн» обстрелял концевое судно конвоя — «Сабаудиа». Третьим залпом транспорт был накрыт, на нем вспыхнул пожар, но спус­тя три минуты огонь пришлось перенести на приближавшийся «Тариго». Между эс­минцами произошла короткая стычка на «пистолетной» дистанции, так что в ход пошли даже зенитные пулеметы. Подо­спевший «Джервис» первым же залпом разбил мостик «Тариго»; его командир ка­питан 2 ранга Пьетро де Кристофаро по­терял обе ноги, но, истекая кровью, про­должал руководить боем. Хотя итальян­ский эсминец уже тонул, один из его мич­манов сумел выпустить торпеды, и в 2.25 одна из них попала в правый борт «Мохока» под орудием «Y». Взрывом оторвало кормовую часть, корабль остановился, но его носовые орудия продолжали обстре­ливать ближайшее судно (вероятно, «Арта»), которое вскоре загорелось. Валы и винты на «Мохоке» уцелели, была пред­принята попытка дать ход, но через пять минут(Время взято из работы П.Смита и Э.Уокера «Дей­ствия Мальтийских ударных соединений», однако описание в ней данного боя содержит массу не­стыковок, и столь значительный интервал между по­паданиями вызывает большие сомнения) после первого взрыва в левый борт попала вторая торпеда. Эсминец начал быстро садиться на ровном киле, через минуту резко накренился влево, и корма до самого торпедного аппарата ушла под воду. Командир отдал приказ оставить корабль.

Тем временем англичане продолжали громить суда конвоя. «Нубиэн» атаковал обнаруженный слева по курсу эсминец «Лампо», вывел его из строя и погнался за уходившим на юго-запад транспортом «Адана». Вскоре судно было потоплено, и «Нубиэн» пошел на помощь «Мохоку». В 3.13 вместе с присоединившимся к нему «Джервисом» они спасли основную часть экипажа (2 офицера и 39 матросов погиб­ли). Затем Мак приказал «Джэнесу» рас­стрелять остававшуюся над водой носо­вую часть.

В ходе боя были потоплены все пять судов: немецкие «Адана» (4205 брт), «Арта» (2452 брт), «Эгина» (2447 брт), «Изерлон» (3704 брт) и итальянское «Сабаудиа» (1590 брт), а также все три эс­минца. Правда, затонувший на мелково­дье «Лампо» впоследствии подняли и вер­нули в состав флота. Прибывшие на сле­дующий день итальянские корабли подо­брали 1271 человека из 3000, находив­шихся на погибших транспортах. Несмот­ря на гибель эсминца, это был убедитель­ный успех Соединения «К».

Битва за Крит стала суровым испыта­нием для британского флота. Нет смысла подробно описывать действия «Нубиэна» в ходе этой кампании: он сопровождал транспорты с эвакуированными войсками л сам принимал на борт солдат, участво­вал в патрулировании и перехвате конво­ев противника и, конечно же, отражал многочисленные авианалеты. 26 мая во время атаки немецких пикировщиков из состава II/StG 2 в 90 милях к северу от Бардии «Нубиэн» получил прямое попадание бомбы, которое оторвало ему корму. Несмотря на это, корабль сумел сохранить ход и даже развил 20-узловую скорость. Из-за край­ней загруженности судоремонтных мощно­стей только в июле эсминец был постав­лен в док в Порт-Ибрагиме, а затем ушел з Бомбей для длительного ремонта, закон­чившегося лишь в октябре 1942 года.

Тем временем в водах Средиземного моря появились «трайблы» 4-й флотилии. Летом они приняли участие в проводке трех конвоев на Мальту, после чего оста­вались в Гибралтаре, участвуя в сопровож­дении атлантических конвоев. Один из таких выходов стал последним для «Коссака». Во время проводки HG-74 незадол­го до полуночи 23 октября он был торпе­дирован подводной лодкой U-563 (обер-лейтенант Баргстен). Поврежденный эс­минец был взят на буксир, но 27 октября около 11 часов затонул западнее Гибрал­тара, унеся с собой жизни 159 человек.

Гибель самого знаменитого «трайбла» не могла остаться не отомщенной. Вече­ром 11 декабря «Сикх» (брейд-вымпел ком-мандера Дж. Стокса), «Маори», «Лиджен» и голландский «Исаак Свеерс» вышли из Гибралтара в Александрию. На следующий день английская авиаразведка обнаружи­ла два идущих на юг итальянских крейсе­ра. Получив это сообщение, Стоке увели­чил скорость, намереваясь перехватить их. Шансов на успех было мало: отряд не мог достичь мыса Бон ранее 3 часов ночи, и противник, наверняка, оказался бы уже вне досягаемости. Однако повторный контакт с самолетом в 2.45 заставил итальянцев отказаться от своих планов. Опасаясь атак с воздуха, они повернули назад — навстре­чу англичанам.

Когда флотилия подходила к мысу Бон, изумленные сигнальщики обнаружили воз­вращавшиеся крейсера. Из-за близости берега повернуть вправо было невозмож­но, и Стоке приказал не открывать огня, пока соединения сходятся на встречных курсах и его корабли практически не вид­ны на фоне скал. В 3.23 «Сикх» разрядил свой торпедный аппарат по «Альбертико да Барбиано» с дистанции около 7 кбт, добив­шись двух попаданий. Следу­ющий в строю «Лиджен» выпу­стил две торпеды в «Альберто ди Джуссано» (одно попада­ние), после чего эсминцы от­крыли шквальный артиллерий­ский огонь. Находившиеся на палубах крейсеров бочки с бензином превратили их в ог­ромные факелы. В 3.25 в «Ди Джуссано» попала еще одна из шести торпед с «Лиджена». Стычка длилась всего две (!) минуты, а итогом стала гибель двух итальянских крейсеров и 900 моряков во главе с вице-адмиралом Тоскано. Утром 4-ю флотилию с триумфом встречали на Мальте. Коммандер Стоке стал кавалером Ордена Бани.

Основной работой эсминцев продолжа­ло оставаться сопровождение конвоев на Мальту, только теперь — с востока. До начала марта 1942 года «трайблы» при­няли участие в пяти таких операциях. В ночь на 8 февраля «Зулу» и «Лайвли» по­топили юго-западнее Мальты итальянские шхуну «Аоста» (494 брт) и траулер «Гронго» (316 брт). Несмотря на успех опера­ции, командир «Зулу» коммандер Грэхэм заявил, что «было слишком расточитель­но посылать на перехват два больших эс­минца, когда с этой задачей вполне спра­вились бы и катера».

Ночью 12 февраля во время массиро­ванного налета немецких бомбардиров­щиков на Мальту стоявший в гавани Френч Крик «Маори» (коммандер Куридж) получил прямое бомбовое попадание. Начал­ся сильный пожар, завершившийся взры­вом и гибелью корабля. Удивительно, но погиб всего 1 человек — а ведь взрыв ока­зался настолько сильным, что был повреж­ден стоявший рядом эскадренный мино­носец «Декой».

Вскоре 4-ю флотилию расформирова­ли. Вместо нее была создана 22-я флоти­лия эскадренных миноносцев во главе с кэптеном Миклетуэйтом (командовал «Эс­кимо» в бою под Нарвиком).

Проводка мальтийского конвоя MW-10 сопровождалась крупным морским сраже­нием, известным как Вторая битва в заливе Сирт. 22 марта главные силы итальян­ского флота (линкор «Литторио», 2 тяжелых и 1 легкий крейсер, 10 эсминцев) обнару­жили конвой и вступили в бой с его эскортом (командир — контр-адмирал Ф.Вайен), состоявшим из 4 легких крейсеров и 11 эсминцев (в том числе «Зулу» и «Сикх»). Итальянское соединение в течение трех часов пыталось отрезать конвой от Маль­ты, но прорваться к транспортам ему так и не удалось. Англичане умело ставили ды­мовые завесы, и ветер нес их на против­ника. Британские крейсера (из которых лишь один был вооружен 6-дюймовой ар­тиллерией) вели дуэль на дистанции 33— 80 кбт, используя скорострельность своих орудий, а эсминцы постоянно угрожали неприятелю торпедными атаками. «Хэвок» и «Кингстон» получили прямые попадания 381-мм снарядами с «Литторио», но оста­лись в строю. Пострадали также два крей­сера. С наступлением темноты итальянцы вышли из боя и повернули домой. «Это был поистине классический пример того, как решительными и искусными действиями более слабые по составу силы могут со­рвать замысел превосходящего противни­ка», — писал С.Роскилл.

На очередную конвойную операцию анг­личане решились лишь в июне. На этот раз на Мальту были направлены сразу два конвоя — «Гарпун» из Гибралтара и «Виго-рес» из Порт-Саида. В состав эскорта пер­вого входил «Бедуин», второго — «Сикх» и «Зулу». Проводка «Вигореса» завершилась полным провалом: пройдя две трети пути и потеряв от ударов германской авиации и подводных лодок два транспорта, крей­сер «Хермиони» и три эсминца, вечером 15 июня караван повернул назад.

Гибралтарский конвой (6 судов под эс­кортом крейсера ПВО «Кэиро», 9 эскад­ренных и эскортных миноносцев, 4 тральщика и 6 сторожевых катеров) был обна­ружен неприятельской воздушной развед­кой 13 июня и на протяжении двух суток непрерывно подвергался ударам авиации. Из Палермо на перехват вышли 2 легких крейсера и 5 эсминцев под командовани­ем вице-адмирала Да Зара. 15 июня в 6.40 итальянцы обнаружили конвой в 30 милях южнее острова Пантеллерия. «Бедуин» (коммандер Скерфилд) повел группу британских эсминцев в контратаку. Чтобы за­щитить суда, корабли охранения постави­ли дымовую завесу. Бой продолжался бо­лее двух часов, и снова англичане умелы­ми действиями сорвали противнику вы­полнение задачи. Из-за неясности обста­новки, угрозы со стороны мальтийской авиации и израсходования большей час­ти боезапаса Да Зара прервал операцию и увел свои корабли в базу.

Поврежденные артиллерийским огнем противника «Бедуин» и «Партридж» отста­ли от конвоя. Положение «Бедуина» было плачевным. Попадание 152-мм снаряда в машинное отделение полностью лишило эсминец хода. «Партридж» взял его на буксир, но в 13.30 при повторном появле­нии самолетов и кораблей противника был вынужден обрубить конец. Попытка при­крыть поврежденного товарища огнем и дымовой завесой не дала желаемого ре­зультата. В 14.25 «Бедуин» был потоп­лен итальянским торпедоносцем SM-79, погибли 28 членов экипажа. «Партридж», несмотря на новые повреждения, подо­брал из воды уцелевших моряков и к 17 июня с трудом добрался до Гибралтара.

Не обошелся без участия «трайблов» и самый знаменитый средиземноморский конвой — «Пьедестал». К его проводке привлекалась 6-я флотилия — «Ашанти», «Эскимо», «Тартар» и «Сомали». Дважды их атаковали итальянские подводные лодки: 12 августа «Эмо» пыталась торпеди­ровать «Тартар», а через день «Гранито» выбрала «Ашанти» в качестве мишени для своих торпед. К счастью для англичан, залпы оказались неточными, хотя в своих донесениях итальянские подводники оба раза утверждали обратное.

Тем временем «Сикх» и «Зулу» успеш­но действовали у берегов Палестины. 4 августа патрульный «Веллингтон» 203-й эскадрильи обнаружил западнее Яффы подводную лодку U-372. Подоспевшие «трайблы» и эскортные миноносцы «Крум» и «Теткотт» забросали ее глубинными бом­бами. Субмарина всплыла, весь экипаж — 48 человек— попал в плен.

В сентябре по настоятельной просьбе армейского командования хоть как-то об­легчить положение на фронте была предпринята отчаянная попытка удара по Тоб­руку. Планом операции «Эгримент» пре­дусматривались одновременная высадка морского десанта и внезапное наступле­ние армейских войск из пустыни. «Сикх» и «Зулу» с 350 морскими пехотинцами на борту вышли из Александрии 13 сентября, а днем раньше базу покинули 18 торпед­ных и 3 сторожевых катера со 150 десантниками. Прикрытие операции осущест­вляли крейсер ПВО «Ковентри» и 4 эскорт­ных миноносца типа «Хант». Высадку мор­ской пехоты с эсминцев планировалось произвести на северной стороне гавани Тобрука, с катеров — на южной, с целью оказания помощи наступлению сухопутной колонны. После захвата береговых укреп­лений противника в гавань должны были войти эсминцы. Уничтожив суда и порто­вое оборудование и сняв морских пехо­тинцев, корабли должны были покинуть Тобрук.

Операция кончилась полным провалом. Утром 14 сентября началась атака с моря, но из 21 катера с войсками только два сумели произвести высадку, а шлюпки с эсминцев так и не вернулись за второй волной десанта. Приблизившийся к берегу для их поиска «Сикх» в 5.30 был накрыт меткими залпами германской 88-мм ба­тареи из состава 1-го дивизиона 43-го зенитного полка и получил тяжелые по­вреждения. «Зулу» попытался отбуксиро­вать флагман в море, но точный огонь нем­цев сделал буксировку невозможной. «Сикх» был оставлен экипажем и около 10.00 затонул вблизи берега. Многие из его команды, в том числе кэптен Микле-туэйт, а также оставшиеся в живых мор­ские пехотинцы попали в плен.

В 9 часов «Ковентри» и «ханты» полу­чили приказ оказать помощь «Зулу». Гер­манская и итальянская авиация наносила по британскому соединению удар за уда­ром. Крейсер и шесть катеров были по­топлены. В 16.15 во время заключитель­ной атаки 19 пикирующих бомбардиров­щиков (IH/StG 3) прямое бомбовое попа­дание получил «Зулу». Эсминец был взят на буксир, но в 21.55 затонул в 80 милях от Александрии. Погибли 4 офицера и 35 матросов.

Когда в ноябре 1942 года вернулся из ремонта «Нубиэн» (теперь им командовал коммандер Д.Э.Холланд-Мартин), англо-американские войска в бассейне Среди­земного моря перешли в наступление. Эс­минец перебазировался на Мальту и сра­зу включился в боевую деятельность. В ночь на 21 декабря вместе с «Джервисом» он потопил у берегов Туниса 584-тонный пароход «Дора». 8 января воздушная раз­ведка сообщила о трех крупных пароходах, стоящих без хода у островов Куриат. Отправленные в море «Нубиэн» и «Кельвин» потопили все три судна, оказавшиеся не­большими шхунами. Ночью 16 января «Ну­биэн», «Кельвин» и «Джэвелин» южнее острова Лампедуза обнаружили пароход «Д'Аннунцио» (4537 брт) в сопровождении миноносца «Персео». Вторым залпом «Нубиэн» накрыл миноносец, итальянцы пред­почли ретироваться, после чего англичане потопили транспорт. Спустя два дня «Нубиэн», «Пэкенхэм» и греческий эсминец «Василиса Ольга» вышли на патрулирова­ние к островам Керкенна с целью пере­хватить немецкие торпедные катера и де­сантные баржи, обнаруженные в этом рай­оне. Их поиски не увенчались успехом, но около 3 часов утра 19 января отряд на­толкнулся на итальянский вооруженный траулер «Стромболи» (475 брт). Сопро­тивления оказано не было, но, когда «Нубиэн» приблизился, чтобы подобрать плен­ных, траулер взорвался, засыпав палубу эсминца осколками.

Не менее активно британские эскадрен­ные миноносцы действовали на заверша­ющем этапе боев за Тунис. К тому време­ни на Средиземное море прибыли еще два «трайбла» — «Тартар» (коммандер Теруит) и «Эскимо» (кэптен Итон). В ночь на 1 мая «Нубиэн» и «Паладин» потопили у берегов Сицилии пароход «Фауна» (575 брт); 4 мая вместе с «Петардом» в 7 милях от Келибии они пустили на дно транспорт «Кампобассо» (3566 брт) и миноносец «Пер­сео», уцелевший в январском бою. 9 мая «Тартар», «Лэфори» и «Лойал» уничтожи­ли севернее мыса Бон германские воен­ные транспорты КТ-5 и КТ-21 (по 830 брт). Это были последние корабли противни­ка, пытавшиеся прорвать кольцо блокады. 11 мая тунисская группировка капитулировала, и это означало неизбежное пораже­ние стран Оси на Средиземноморье.

Следующими целями союзников стали острова Пантеллерия и Лампедуза. «Трайблы» участвовали в блокадных действи­ях, при этом 11 июня «Нубиэн» потопил близ Пантеллерии итальянскую десантную баржу MZ-708. Вскоре небольшие гарни­зоны островов сложили оружие. Перед началом следующей крупной операции на «Эскимо» и «Нубиэн» была возложена почетная миссия: сопровождать крейсер «Орора», на котором на Мальту прибыл король Георг VI.

В последующих десантных операциях «трайблы» действовали не менее активно. Например, «Нубиэн» с октября 1942 по сентябрь 1943 года находился в море 2985 часов, за это время прошел 53 556 миль и сжег 16 726 т топлива. Интенсивное использование кораблей потребовало серь­езного ремонта. В октябре «Тартар», «Эс­кимо» и «Нубиэн» покинули Средиземноморье и ушли в воды метрополии, где уже воевали их канадские систершипы.