Последние операции в европейских водах

 

В мае 1943 года после прохождения кур­са боевой подготовки в состав флота во­шли головные канадские «трайблы» — «Иро­кез» (коммандер Холмс) и «Этабаскан» (коммандер Майлз). Их первой акцией ста­ла операция по снабжению гарнизона Шпицбергена. В конце июня они выходи­ли на поддержку эскортной группы «В1». 11 июля «Ирокез» принимал участие в спасении людей с войсковых транспортов «Ка­лифорния» и «Дачесс оф Йорк», потоплен­ных в Атлантике дальними бомбардиров­щиками Fw-200 «Кондор». К этому времени в Битве за Атлантику наступил решитель­ный перелом. Наращивание противолодоч­ных сил союзников, совершенствование их тактики и все более очевидное техничес­кое превосходство позволили перейти к на­ступательным действиям. Основные усилия англичан были направлены на то, чтобы предотвратить прорыв германских подвод­ных лодок из Бискайского залива, где на­ходились их основные базы, в Атлантику.

25 августа в Бискайском заливе была развернута 1-я группа поддержки (Support Group) коммандера Брюэра: шлюпы «Эгрет», «Пеликан», фрегаты «Джед», «Ротер», «Спей» и «Ивенлоуд». Через двое суток к ним присоединились эсминцы «Гренвилл» и «Этабаскан». С их прибыти­ем был организован поиск к югу от м.Финистерре, где 28 августа группу атакова­ли 18 бомбардировщиков Do-217E из со­става II/KG 100, вооруженных планирую­щими бомбами Hs-293. Такая бомба име­ла реактивные двигатели, запускавшиеся после отделения от самолета, который мог наводить ее на цель по радио. Скорость полета бомбы достигала 540—720 км/ч, а вес заряда составлял 440 кг. Против сла­бо защищенных кораблей это было край­не опасное оружие, что и подтвердилось в тот день. Пораженный такой бомбой «Этабаскан» получил тяжелые поврежде­ния, а флагманский шлюп «Эгрет» взор­вался и затонул почти со всем экипажем.

Ремонт «Этабаскана» продолжался до декабря. К тому времени в строй вступили «Хайда» и «Гурон». Совместно с «Ашан-ти» — ветераном арктических вод — канад­ские эсминцы участвовали в проводке че­тырех конвоев в СССР, но вскоре, ввиду ожидавшегося вторжения во Францию, были переброшены в Ла-Манш. Туда же со Средиземного моря прибыли «Тартар», «Эскимо» и «Нубиэн». 21 января 1944 года все «трайблы» были сведены в 10-ю фло­тилию эсминцев. Ее командиром стал кэптен Б.Джонс. В течение первого полугодия флотилия базировалась главным образом на Плимут и действовала в западной части Ла-Манша. Корабли боролись с немецки­ми торпедными катерами, нарушали ком­муникации противника, прикрывали при­брежные конвои, минные постановки и действия тральщиков, причем основная часть выходов совершалась по ночам.

Вечером 25 апреля «Хайда», «Этабаскан», «Ашанти» и «Гурон» совместно с крейсером «Блэк Принс» патрулировали у побережья Бретани. Северо-восточнее островов Ле-Сет-Иль радары англичан за­секли три надводные цели на расстоянии около 16 кбт. «Блэк Принс» выстрелил осветительным снарядом, и они были опо­знаны как большие германские минонос­цы типа «Эльбинг». Эсминцы развили пол­ный ход и устремились на противника. Воз­вращавшиеся с минной постановки Т-24, Т-27 и Т-29 были застигнуты врасплох. В первые же минуты боя Т-27 получил попа­дание в корму, его скорость упала до 12 узлов, тем не менее, ему удалось добрать­ся до Морле. Т-24 вел ответный огонь из кормовых орудий, но вскоре был поражен 120-мм снарядом, который снес дально­мер, разбил радиорубку и вызвал пожар, быстро ликвидированный аварийной пар­тией. Миноносец дал торпедный залп, благодаря чему оторвался от преследова­телей и ушел в Сен-Мало. Лишь Т-29 не удалось уклониться от боя. Попадание сна­ряда в румпельное отделение заклинило руль, неуправляемый корабль описал цир­куляцию и подошел вплотную к противни­ку. Опешившие комендоры «Хайды» и «Этабаскана», решив, что немцы устреми­лись на таран, открыли ураганный огонь изо всех орудий. Последовали попадания в котельное и машинное отделения, взры­вами были снесены за борт дальномер, орудия № 3 и № 4, носовой торпедный аппарат, разбит мостик и убит находив­шийся там командир миноносца. Приняв­ший командование старший офицер при­казал оставить корабль. Несмотря на это, уцелевший 20-мм «фирлинг» продолжал поливать канадцев огнем. «Хайда» и «Этабаскан» отошли на север, предоставив англичанам возможность добить повержен­ного врага. Но к 3 часам утра Т-29 еще оставался на плаву, поэтому все четыре «трайбла» вернулись. По неподвижной цели было выпущено 15(!) торпед —без единого попадания, после чего вновь за­говорила артиллерия. В 3.20 немецкий ко­рабль наконец затонул.

Для уцелевших германских миноносцев встреча с канадскими «трайблами» ока­залась не последней. Вечером 28 апреля Т-24 и Т-27 вышли в море, намереваясь под покровом темноты пробраться в Брест, но вскоре путь им преградили «Хайда» (коммандер Де-Вульф) и «Этабаскан» (лейтенант-коммандер Стаббс). Благодаря пре­восходству в радиолокации, фактор внезапности снова был на стороне канадцев, однако приходится констатировать, что они не смогли его с толком использовать. Бой начался в 4.12, когда «Хайда» выстрелил осветительным снарядом. Немцы сразу же отвернули на юг, прикрываясь дымовой завесой, а Т-24 дал шеститорпедный залп. В горячке боя один торпедный аппарат «разрядили» в сторону, противоположную от противника, зато торпеда из второго нашла свою жертву: «Этабаскан» только начал поворот влево, как в 4.17 точным попаданием был поражен в кормовую часть. Спустя секунду на канадце взорва­лись кормовые погреба. Положение кораб­ля сразу стало безнадежным, и через 25 минут он скрылся под водой. Значитель­ная часть экипажа спаслась, потери соста­вили 128 человек. Тем временем немец­кие миноносцы разошлись в разные сто­роны. Это позволило Т-24 прорваться на восток (на следующий день он подобрал 47 уцелевших с «Этабаскана»). «Хайда» бросился в погоню за Т-27, который, не­смотря на полученные в начале боя по­вреждения, полным ходом уходил в юго-восточном направлении. Два новых попа­дания с «Хайды» лишили его шансов на прорыв. Роковыми стали взрыв снаряда в котельном отделении и большая пробоина ниже ватерлинии. В 6.35 немецкий корабль выскочил на мель у небольшого островка

Иль-де-Вьерж. Артиллеристы «трайбла» продолжали вести огонь, на миноносце взорвались снарядные кранцы и начался сильный пожар. Посчитав свою миссию завершенной, канадский эсминец удалил­ся с поля боя, а Т-27 был оставлен экипа­жем. Окончательно его корпус был разру­шен британскими торпедными катерами и авиацией.

Действия командиров эсминцев в этом бою были подвергнуты жесткой критике. Атаковать численно уступающего противника в благоприятных условиях и ухитрить­ся потерять при этом собственный ко­рабль — такое в конце пятого года войны не укладывалось в голове. Канадцы полу­чили порицание за шаблонную тактику и отсутствие попыток применить торпеды.

Вторжение в Нормандию началось ут­ром 6 июня 1944 года. Десантные суда союзников подошли к берегу при поддерж­ке мощных соединений флота, насчиты­вавших 6 линкоров, 23 крейсера и 104 эсминца. Германское военно-морское командование могло противопоставить этой армаде крайне скудные силы, поэтому поражение немцев на море представля­лось неизбежным. Тем не менее, вечером 8 июня эсминцы Z-32, Z-24, ZH-1 (бывший голландский «Жерар Калленбург») и миноносец Т-24 вышли из Бреста, чтобы ата­ковать десантные суда. Вскоре после по­луночи немецкий отряд натолкнулся на эсминцы 10-й флотилии, прикрывавшие западный вход в Ла-Манш. Последовало столкновение, известное как бой у остро­ва Ушант.

Боевой порядок британцев состоял из двух групп. Впереди строем кильватера шли «Тартар» (под брейд-вымпелом кэптена Джонса), «Ашанти», «Хайда» и «Гу­рон», за ними на некотором удалении дер­жался второй дивизион: польские эсмин­цы «Блыскавица» и «Перун», следом «Эс­кимо» и «Джевелин». Несмотря на много­национальный состав, соединение было хорошо сплаванным, кроме того, обла­дало полным огневым превосходством. Десяти 150-мм, пяти 120-мм и четырем 105-мм орудиям немцев союзники могли противопоставить сорок два 120-мм и двадцать 102-мм орудий; тридцати торпед­ным аппаратам — сорок. Впрочем, участие в бою второго дивизиона было очень крат­ковременным, что несколько уравнивало силы. Первоначально противники устано­вили радиолокационный контакт друг с другом. В 1.23 головной «Тартар» изменил курс на пять румбов вправо, что позволило немцам обнаружить «трайблы» визу­ально — ночь была лунной. Германский отряд повернул на север для охвата голо­вы британской колонны, и спустя две ми­нуты Z-32, Z-24 и ZH-1 выпустили по 4 тор­педы с дистанции 20—25 кбт. В прежние времена такая завязка сражения почти на­верняка принесла бы немцам громкую по­беду, но теперь англичане могли прослу­шивать их радиопереговоры и были в кур­се распоряжений флагмана. Уклонившись от неприятельских торпед, «Тартар» вы­стрелил осветительным снарядом. Начал­ся артиллерийский бой, в ходе которого флагманский Z-32 быстро получил два по­падания, в том числе в котельное отделе­ние. Осколками перебило радиоантенну, и командир флотилии потерял связь с дру­гими кораблями. На маленьком ZH-1 дву­мя снарядами были выведены из строя паропровод высокого давления и одно ко­тельное отделение, что лишило его хода. Канадские эсминцы сосредоточили огонь на Z-24. Сокращение дистанции позволи­ло ввести в действие всю артиллерию, даже зенитные автоматы. Поставив дымо­вую завесу, Z-24 и оставшийся невреди­мым Т-24 стали отходить на юго-запад. «Хайда» и «Гурон» продолжали погоню до границы непротраленных минных полей.

Оставшись вдвоем, «Тартар» и «Ашанти» преследовали флагманский Z-32. В 1.42 «Тартар» неожиданно был накрыт меткими залпами, получил два попадания и временно прекратил огонь. Немецкий эсминец попытался прорваться на север, но, встретив второй дивизион британской флотилии, развернулся и снова вступил в бой с парой «трайблов». Артиллерийская дуэль была недолгой, но «Тартар» успел получить еще одно попадание 150-мм сна­ряда и сильно сбавил ход, испуская обла­ко пара. Англичане стреляли лучше: в Z-32 попало три снаряда. «Ашанти» (лейтенант-коммандер Варне), обгоняя флагмана, ри­нулся за ним, но тут из дыма выступил си­луэт поврежденного ZH-1. Его артиллери­сты открыли огонь по «Тартару», однако подоспевший «Ашанти» торпедировал не­подвижный корабль. Носовая часть эсмин­ца была оторвана, и командир отдал при­каз готовить подрывные заряды. Между тем, «Ашанти» не прекращал интенсивный огонь. В 2.40 ZH-1 взорвался и затонул. Англичане спасли 141 члена его экипажа, еще 37 на шлюпке достигли французско­го побережья.

Тем временем поврежденный Z-32 не­заметно прошел за кормой «Тартара» и «Ашанти», но около 2.50 натолкнулся на возвращавшихся к месту боя канадцев. В течение полутора часов «Хайда» и «Гурон» преследовали противника, уходившего на восток на скорости 31 узел и «огрызав­шегося» артиллерийскими и торпедными выстрелами. Лишь к 5.00 от множества по­паданий Z-32 снизил скорость и, израс­ходовав боеприпасы, выбросился на мель.

После разгрома флотилии эсминцев у немцев не осталось в Западной Франции крупных боевых единиц. Бой 9 июня 1944 года стал последним, где «трайблы» встре­чались с противником равного класса. Это, однако, не отменяло задачи по очистке прибрежных вод от вражеских кораблей, поэтому для 10-й флотилии выходы в море оставались почти ежедневными. 13 июня «Ашанти» и «Перун» атаковали между Сен-Мало и островом Джерси немецкий при­брежный конвой, охранявшийся десятью тральщиками типа «М». В скоротечном ноч­ном бою М-83 был потоплен, М-343 вы­бросился на берег, другие получили ме­нее существенные повреждения. Ответным огнем был поврежден «Перун». 21 июня в западной части Ла-Манша «Хайда» и «Эскимо» атаковали глубинными бомбами под­водную лодку U-971 (обер-лейтенант Цеплин), заставили ее всплыть и взяли в плен экипаж, после чего лодка затонула.

В ночь на 28 июня в бою у острова Джер­си «Эскимо» и «Гурон» потопили тральщик М-4611 (бывший «Этьен Римберт») и по­вредили сторожевой корабль V-213 (быв­ший «Клаус Больтен»). «Эскимо» был лег­ко поврежден попаданием 76-мм снаряда в носовое котельное отделение.

Через три дня «Эскимо» и «Джевелин» столкнулись во время очередного патру-лирования у острова Ушант. Оба эсминца получили серьезные повреждения и тре­бовали ремонта в доке. 4 июля «Тартар» и «Ашанти» обстреливали береговые цели в районе Ланьона, а в ночь на 9 июля «Тар­тар» и «Гурон» атаковали у Нормандских островов несколько немецких вооружен­ных траулеров, но были отогнаны сильным огнем береговых батарей (В «Хронике войны на море» Ю.Ровера и Г.Хюммель-хена утверждается, что в ночь на 8 июля «Тартар» и «Гурон» потопили у Нормандских островов траль­щики М-4601 и М-4605, что не подтверждается дру­гими источниками. Согласно справочнику Э.Трене­ра, М-4601 (бывший голландский «Элизабет») вы­веден из боевого состава 28 августа 1944 года, пос­ле войны возвращен владельцу, а М-4605 (бывший «Арье») 8 июня поврежден авиацией в Гранвиле и затоплен 29 июля. Кроме того, в журнале боевых действий 10-й флотилии участие в боевых столкно­вениях 7—8 июля не зафиксировано).

Ночью 14—15 июля «Тартар», «Хайда» и «Блыскавица» совершили набег в рай­он Лориана — к островам Иль-де-Круа. Теперь их жертвами стали охотники за подводными лодками Uj-1420 (бывший «Эйлау») и Uj-1421 (бывший «Дельтра II»).

Вскоре Брест, Лориан, Нант и Сен-На-зер оказались блокированы с суши. Основ­ной район действий 10-й флотилии переместился в Бискайский залив. 5 августа со­единение в составе легкого крейсера «Беллона» и эсминцев «Тартар», «Ашанти», «Хайда», «Ирокез» вышло на поиск против­ника. Близ острова Иль-де-Йе был заме­чен конвой. Обрушив на врага всю мощь своей артиллерии, англичане и канадцы потопили тральщики М-263, М-486, сторо­жевик V-414 (бывший «Захсенвальд») и ка­ботажный пароходик «Отто» (217 брт). Эс­кортному кораблю SG-3 (бывший француз­ский «Сане Парель») удалось уйти, нанеся повреждения «Хайде». Однако на следую­щий день он был потоплен авиацией в ус­тье Жиронды.

Ночью 14—15 августа легкий крейсер «Моришес», эсминцы «Урса» и «Ирокез» близ городка Ле-Сабль-д'Олон атаковали немецкий конвой, состоявший из преры­вателя минных заграждений Sp-157 («Тел-лус», 1495 брт), тендера гидроавиации «Рихтгофен», миноносца Т-24, тральщи­ков М-275 и М-385. Sp-157 был потоплен, М-275 серьезно поврежден, а «Рихтгофен» выбросился на берег. Со стороны союз­ников пострадал только «Ирокез», получив­ший несколько осколочных пробоин.

В ночь на 23 августа то же соединение разгромило у Одьера еще один конвой. На этот раз на дно пошли уцелевший в прошлом бою М-385 и сторожевики V-702 (быв­ший «Мемель»), V-717 (бывший «Альфред III»), V-729 (бывший «Мари Симон»), V-730 (бывший «Мишель Франсуа») (М.Брайс и Ю.Ровер утверждают, что в этом бою также потоплен V-720 (бывший «Нойбау-307»), но, по данным Э.Тренера, этот корабль даже не был достроен).

Со временем активные набеговые опе­рации прекратились, сменившись рутинным патрулированием. 30-31 августа «Хайда» и «Ирокез» сопровождали французский крейсер «Жанна д'Арк» во время его пе­рехода в Шербур. 4—6 сентября «Ирокез» эскортировал в Галифакс лайнер «Куин Мэри», а 29 и 30 сентября высаживал де­сантные группы у Ле-Сабля. Конец 1944 года стал, наверное, самым спокойным периодом в военной карьере «трайблов». На кораблях проводились ремонтные ра­боты. Зато «Нубиэн», закончивший дли­тельный ремонт, в середине ноября участ­вовал в рейде на Тронхейм, а также при­крывал авианосцы во время нанесения ударов по «Тирпицу».

В начале 1945 года «Тартар», «Эскимо» и «Нубиэн» ушли на Дальний Восток, в европейских водах оставались лишь ка­надские «трайблы». В марте «Хайда» и «Ирокез» сопровождали эскортные авиа­носцы при очередном ударе по Тронхей­му. С 16 апреля по 8 мая «Хайда», «Гурон» и «Ирокез» находились в арктических во­дах, сопровождая караваны JW-66/RA-66. Весть о завершении боевых действий в Европе дошла до них на подходах к Скапа-Флоу. 13 мая «Ирокез» прибыл в Осло в составе почетного эскорта наследного принца Олафа, а оттуда отправился в Ко­пенгаген принимать капитуляцию остат­ков германского надводного флота. Его систершипы тем временем побывали в Бергене, где союзникам были переданы уцелевшие немецкие подводные лодки. 10 июня 1945 года «Хайда», «Гурон» и «Ирокез» вернулись в Канаду, чтобы прой­ти необходимый ремонт и переоборудо­вание для действий на Тихом океане, где еще гремели бои.