Последние операции в европейских водах
В мае 1943 года после прохождения курса боевой подготовки в состав флота вошли головные канадские «трайблы» — «Ирокез» (коммандер Холмс) и «Этабаскан» (коммандер Майлз). Их первой акцией стала операция по снабжению гарнизона Шпицбергена. В конце июня они выходили на поддержку эскортной группы «В1». 11 июля «Ирокез» принимал участие в спасении людей с войсковых транспортов «Калифорния» и «Дачесс оф Йорк», потопленных в Атлантике дальними бомбардировщиками Fw-200 «Кондор». К этому времени в Битве за Атлантику наступил решительный перелом. Наращивание противолодочных сил союзников, совершенствование их тактики и все более очевидное техническое превосходство позволили перейти к наступательным действиям. Основные усилия англичан были направлены на то, чтобы предотвратить прорыв германских подводных лодок из Бискайского залива, где находились их основные базы, в Атлантику.
25 августа в Бискайском заливе была развернута 1-я группа поддержки (Support Group) коммандера Брюэра: шлюпы «Эгрет», «Пеликан», фрегаты «Джед», «Ротер», «Спей» и «Ивенлоуд». Через двое суток к ним присоединились эсминцы «Гренвилл» и «Этабаскан». С их прибытием был организован поиск к югу от м.Финистерре, где 28 августа группу атаковали 18 бомбардировщиков Do-217E из состава II/KG 100, вооруженных планирующими бомбами Hs-293. Такая бомба имела реактивные двигатели, запускавшиеся после отделения от самолета, который мог наводить ее на цель по радио. Скорость полета бомбы достигала 540—720 км/ч, а вес заряда составлял 440 кг. Против слабо защищенных кораблей это было крайне опасное оружие, что и подтвердилось в тот день. Пораженный такой бомбой «Этабаскан» получил тяжелые повреждения, а флагманский шлюп «Эгрет» взорвался и затонул почти со всем экипажем.
Ремонт «Этабаскана» продолжался до декабря. К тому времени в строй вступили «Хайда» и «Гурон». Совместно с «Ашан-ти» — ветераном арктических вод — канадские эсминцы участвовали в проводке четырех конвоев в СССР, но вскоре, ввиду ожидавшегося вторжения во Францию, были переброшены в Ла-Манш. Туда же со Средиземного моря прибыли «Тартар», «Эскимо» и «Нубиэн». 21 января 1944 года все «трайблы» были сведены в 10-ю флотилию эсминцев. Ее командиром стал кэптен Б.Джонс. В течение первого полугодия флотилия базировалась главным образом на Плимут и действовала в западной части Ла-Манша. Корабли боролись с немецкими торпедными катерами, нарушали коммуникации противника, прикрывали прибрежные конвои, минные постановки и действия тральщиков, причем основная часть выходов совершалась по ночам.
Вечером 25 апреля «Хайда», «Этабаскан», «Ашанти» и «Гурон» совместно с крейсером «Блэк Принс» патрулировали у побережья Бретани. Северо-восточнее островов Ле-Сет-Иль радары англичан засекли три надводные цели на расстоянии около 16 кбт. «Блэк Принс» выстрелил осветительным снарядом, и они были опознаны как большие германские миноносцы типа «Эльбинг». Эсминцы развили полный ход и устремились на противника. Возвращавшиеся с минной постановки Т-24, Т-27 и Т-29 были застигнуты врасплох. В первые же минуты боя Т-27 получил попадание в корму, его скорость упала до 12 узлов, тем не менее, ему удалось добраться до Морле. Т-24 вел ответный огонь из кормовых орудий, но вскоре был поражен 120-мм снарядом, который снес дальномер, разбил радиорубку и вызвал пожар, быстро ликвидированный аварийной партией. Миноносец дал торпедный залп, благодаря чему оторвался от преследователей и ушел в Сен-Мало. Лишь Т-29 не удалось уклониться от боя. Попадание снаряда в румпельное отделение заклинило руль, неуправляемый корабль описал циркуляцию и подошел вплотную к противнику. Опешившие комендоры «Хайды» и «Этабаскана», решив, что немцы устремились на таран, открыли ураганный огонь изо всех орудий. Последовали попадания в котельное и машинное отделения, взрывами были снесены за борт дальномер, орудия № 3 и № 4, носовой торпедный аппарат, разбит мостик и убит находившийся там командир миноносца. Принявший командование старший офицер приказал оставить корабль. Несмотря на это, уцелевший 20-мм «фирлинг» продолжал поливать канадцев огнем. «Хайда» и «Этабаскан» отошли на север, предоставив англичанам возможность добить поверженного врага. Но к 3 часам утра Т-29 еще оставался на плаву, поэтому все четыре «трайбла» вернулись. По неподвижной цели было выпущено 15(!) торпед —без единого попадания, после чего вновь заговорила артиллерия. В 3.20 немецкий корабль наконец затонул.
Для уцелевших германских миноносцев встреча с канадскими «трайблами» оказалась не последней. Вечером 28 апреля Т-24 и Т-27 вышли в море, намереваясь под покровом темноты пробраться в Брест, но вскоре путь им преградили «Хайда» (коммандер Де-Вульф) и «Этабаскан» (лейтенант-коммандер Стаббс). Благодаря превосходству в радиолокации, фактор внезапности снова был на стороне канадцев, однако приходится констатировать, что они не смогли его с толком использовать. Бой начался в 4.12, когда «Хайда» выстрелил осветительным снарядом. Немцы сразу же отвернули на юг, прикрываясь дымовой завесой, а Т-24 дал шеститорпедный залп. В горячке боя один торпедный аппарат «разрядили» в сторону, противоположную от противника, зато торпеда из второго нашла свою жертву: «Этабаскан» только начал поворот влево, как в 4.17 точным попаданием был поражен в кормовую часть. Спустя секунду на канадце взорвались кормовые погреба. Положение корабля сразу стало безнадежным, и через 25 минут он скрылся под водой. Значительная часть экипажа спаслась, потери составили 128 человек. Тем временем немецкие миноносцы разошлись в разные стороны. Это позволило Т-24 прорваться на восток (на следующий день он подобрал 47 уцелевших с «Этабаскана»). «Хайда» бросился в погоню за Т-27, который, несмотря на полученные в начале боя повреждения, полным ходом уходил в юго-восточном направлении. Два новых попадания с «Хайды» лишили его шансов на прорыв. Роковыми стали взрыв снаряда в котельном отделении и большая пробоина ниже ватерлинии. В 6.35 немецкий корабль выскочил на мель у небольшого островка
Иль-де-Вьерж. Артиллеристы «трайбла» продолжали вести огонь, на миноносце взорвались снарядные кранцы и начался сильный пожар. Посчитав свою миссию завершенной, канадский эсминец удалился с поля боя, а Т-27 был оставлен экипажем. Окончательно его корпус был разрушен британскими торпедными катерами и авиацией.
Действия командиров эсминцев в этом бою были подвергнуты жесткой критике. Атаковать численно уступающего противника в благоприятных условиях и ухитриться потерять при этом собственный корабль — такое в конце пятого года войны не укладывалось в голове. Канадцы получили порицание за шаблонную тактику и отсутствие попыток применить торпеды.
Вторжение в Нормандию началось утром 6 июня 1944 года. Десантные суда союзников подошли к берегу при поддержке мощных соединений флота, насчитывавших 6 линкоров, 23 крейсера и 104 эсминца. Германское военно-морское командование могло противопоставить этой армаде крайне скудные силы, поэтому поражение немцев на море представлялось неизбежным. Тем не менее, вечером 8 июня эсминцы Z-32, Z-24, ZH-1 (бывший голландский «Жерар Калленбург») и миноносец Т-24 вышли из Бреста, чтобы атаковать десантные суда. Вскоре после полуночи немецкий отряд натолкнулся на эсминцы 10-й флотилии, прикрывавшие западный вход в Ла-Манш. Последовало столкновение, известное как бой у острова Ушант.
Боевой порядок британцев состоял из двух групп. Впереди строем кильватера шли «Тартар» (под брейд-вымпелом кэптена Джонса), «Ашанти», «Хайда» и «Гурон», за ними на некотором удалении держался второй дивизион: польские эсминцы «Блыскавица» и «Перун», следом «Эскимо» и «Джевелин». Несмотря на многонациональный состав, соединение было хорошо сплаванным, кроме того, обладало полным огневым превосходством. Десяти 150-мм, пяти 120-мм и четырем 105-мм орудиям немцев союзники могли противопоставить сорок два 120-мм и двадцать 102-мм орудий; тридцати торпедным аппаратам — сорок. Впрочем, участие в бою второго дивизиона было очень кратковременным, что несколько уравнивало силы. Первоначально противники установили радиолокационный контакт друг с другом. В 1.23 головной «Тартар» изменил курс на пять румбов вправо, что позволило немцам обнаружить «трайблы» визуально — ночь была лунной. Германский отряд повернул на север для охвата головы британской колонны, и спустя две минуты Z-32, Z-24 и ZH-1 выпустили по 4 торпеды с дистанции 20—25 кбт. В прежние времена такая завязка сражения почти наверняка принесла бы немцам громкую победу, но теперь англичане могли прослушивать их радиопереговоры и были в курсе распоряжений флагмана. Уклонившись от неприятельских торпед, «Тартар» выстрелил осветительным снарядом. Начался артиллерийский бой, в ходе которого флагманский Z-32 быстро получил два попадания, в том числе в котельное отделение. Осколками перебило радиоантенну, и командир флотилии потерял связь с другими кораблями. На маленьком ZH-1 двумя снарядами были выведены из строя паропровод высокого давления и одно котельное отделение, что лишило его хода. Канадские эсминцы сосредоточили огонь на Z-24. Сокращение дистанции позволило ввести в действие всю артиллерию, даже зенитные автоматы. Поставив дымовую завесу, Z-24 и оставшийся невредимым Т-24 стали отходить на юго-запад. «Хайда» и «Гурон» продолжали погоню до границы непротраленных минных полей.
Оставшись вдвоем, «Тартар» и «Ашанти» преследовали флагманский Z-32. В 1.42 «Тартар» неожиданно был накрыт меткими залпами, получил два попадания и временно прекратил огонь. Немецкий эсминец попытался прорваться на север, но, встретив второй дивизион британской флотилии, развернулся и снова вступил в бой с парой «трайблов». Артиллерийская дуэль была недолгой, но «Тартар» успел получить еще одно попадание 150-мм снаряда и сильно сбавил ход, испуская облако пара. Англичане стреляли лучше: в Z-32 попало три снаряда. «Ашанти» (лейтенант-коммандер Варне), обгоняя флагмана, ринулся за ним, но тут из дыма выступил силуэт поврежденного ZH-1. Его артиллеристы открыли огонь по «Тартару», однако подоспевший «Ашанти» торпедировал неподвижный корабль. Носовая часть эсминца была оторвана, и командир отдал приказ готовить подрывные заряды. Между тем, «Ашанти» не прекращал интенсивный огонь. В 2.40 ZH-1 взорвался и затонул. Англичане спасли 141 члена его экипажа, еще 37 на шлюпке достигли французского побережья.
Тем временем поврежденный Z-32 незаметно прошел за кормой «Тартара» и «Ашанти», но около 2.50 натолкнулся на возвращавшихся к месту боя канадцев. В течение полутора часов «Хайда» и «Гурон» преследовали противника, уходившего на восток на скорости 31 узел и «огрызавшегося» артиллерийскими и торпедными выстрелами. Лишь к 5.00 от множества попаданий Z-32 снизил скорость и, израсходовав боеприпасы, выбросился на мель.
После разгрома флотилии эсминцев у немцев не осталось в Западной Франции крупных боевых единиц. Бой 9 июня 1944 года стал последним, где «трайблы» встречались с противником равного класса. Это, однако, не отменяло задачи по очистке прибрежных вод от вражеских кораблей, поэтому для 10-й флотилии выходы в море оставались почти ежедневными. 13 июня «Ашанти» и «Перун» атаковали между Сен-Мало и островом Джерси немецкий прибрежный конвой, охранявшийся десятью тральщиками типа «М». В скоротечном ночном бою М-83 был потоплен, М-343 выбросился на берег, другие получили менее существенные повреждения. Ответным огнем был поврежден «Перун». 21 июня в западной части Ла-Манша «Хайда» и «Эскимо» атаковали глубинными бомбами подводную лодку U-971 (обер-лейтенант Цеплин), заставили ее всплыть и взяли в плен экипаж, после чего лодка затонула.
В ночь на 28 июня в бою у острова Джерси «Эскимо» и «Гурон» потопили тральщик М-4611 (бывший «Этьен Римберт») и повредили сторожевой корабль V-213 (бывший «Клаус Больтен»). «Эскимо» был легко поврежден попаданием 76-мм снаряда в носовое котельное отделение.
Через три дня «Эскимо» и «Джевелин» столкнулись во время очередного патру-лирования у острова Ушант. Оба эсминца получили серьезные повреждения и требовали ремонта в доке. 4 июля «Тартар» и «Ашанти» обстреливали береговые цели в районе Ланьона, а в ночь на 9 июля «Тартар» и «Гурон» атаковали у Нормандских островов несколько немецких вооруженных траулеров, но были отогнаны сильным огнем береговых батарей (В «Хронике войны на море» Ю.Ровера и Г.Хюммель-хена утверждается, что в ночь на 8 июля «Тартар» и «Гурон» потопили у Нормандских островов тральщики М-4601 и М-4605, что не подтверждается другими источниками. Согласно справочнику Э.Тренера, М-4601 (бывший голландский «Элизабет») выведен из боевого состава 28 августа 1944 года, после войны возвращен владельцу, а М-4605 (бывший «Арье») 8 июня поврежден авиацией в Гранвиле и затоплен 29 июля. Кроме того, в журнале боевых действий 10-й флотилии участие в боевых столкновениях 7—8 июля не зафиксировано).
Ночью 14—15 июля «Тартар», «Хайда» и «Блыскавица» совершили набег в район Лориана — к островам Иль-де-Круа. Теперь их жертвами стали охотники за подводными лодками Uj-1420 (бывший «Эйлау») и Uj-1421 (бывший «Дельтра II»).
Вскоре Брест, Лориан, Нант и Сен-На-зер оказались блокированы с суши. Основной район действий 10-й флотилии переместился в Бискайский залив. 5 августа соединение в составе легкого крейсера «Беллона» и эсминцев «Тартар», «Ашанти», «Хайда», «Ирокез» вышло на поиск противника. Близ острова Иль-де-Йе был замечен конвой. Обрушив на врага всю мощь своей артиллерии, англичане и канадцы потопили тральщики М-263, М-486, сторожевик V-414 (бывший «Захсенвальд») и каботажный пароходик «Отто» (217 брт). Эскортному кораблю SG-3 (бывший французский «Сане Парель») удалось уйти, нанеся повреждения «Хайде». Однако на следующий день он был потоплен авиацией в устье Жиронды.
Ночью 14—15 августа легкий крейсер «Моришес», эсминцы «Урса» и «Ирокез» близ городка Ле-Сабль-д'Олон атаковали немецкий конвой, состоявший из прерывателя минных заграждений Sp-157 («Тел-лус», 1495 брт), тендера гидроавиации «Рихтгофен», миноносца Т-24, тральщиков М-275 и М-385. Sp-157 был потоплен, М-275 серьезно поврежден, а «Рихтгофен» выбросился на берег. Со стороны союзников пострадал только «Ирокез», получивший несколько осколочных пробоин.
В ночь на 23 августа то же соединение разгромило у Одьера еще один конвой. На этот раз на дно пошли уцелевший в прошлом бою М-385 и сторожевики V-702 (бывший «Мемель»), V-717 (бывший «Альфред III»), V-729 (бывший «Мари Симон»), V-730 (бывший «Мишель Франсуа») (М.Брайс и Ю.Ровер утверждают, что в этом бою также потоплен V-720 (бывший «Нойбау-307»), но, по данным Э.Тренера, этот корабль даже не был достроен).
Со временем активные набеговые операции прекратились, сменившись рутинным патрулированием. 30-31 августа «Хайда» и «Ирокез» сопровождали французский крейсер «Жанна д'Арк» во время его перехода в Шербур. 4—6 сентября «Ирокез» эскортировал в Галифакс лайнер «Куин Мэри», а 29 и 30 сентября высаживал десантные группы у Ле-Сабля. Конец 1944 года стал, наверное, самым спокойным периодом в военной карьере «трайблов». На кораблях проводились ремонтные работы. Зато «Нубиэн», закончивший длительный ремонт, в середине ноября участвовал в рейде на Тронхейм, а также прикрывал авианосцы во время нанесения ударов по «Тирпицу».
В начале 1945 года «Тартар», «Эскимо» и «Нубиэн» ушли на Дальний Восток, в европейских водах оставались лишь канадские «трайблы». В марте «Хайда» и «Ирокез» сопровождали эскортные авианосцы при очередном ударе по Тронхейму. С 16 апреля по 8 мая «Хайда», «Гурон» и «Ирокез» находились в арктических водах, сопровождая караваны JW-66/RA-66. Весть о завершении боевых действий в Европе дошла до них на подходах к Скапа-Флоу. 13 мая «Ирокез» прибыл в Осло в составе почетного эскорта наследного принца Олафа, а оттуда отправился в Копенгаген принимать капитуляцию остатков германского надводного флота. Его систершипы тем временем побывали в Бергене, где союзникам были переданы уцелевшие немецкие подводные лодки. 10 июня 1945 года «Хайда», «Гурон» и «Ирокез» вернулись в Канаду, чтобы пройти необходимый ремонт и переоборудование для действий на Тихом океане, где еще гремели бои.