«Трайблы» в войне с Японией
Задержка готовности австралийских «трайблов» привела к тому, что они вступили в строй, когда война уже подбиралась к их родине. Летом 1942 года головной «Арунта» (коммандер Морроу) завершил курс боевой подготовки и сразу же включился в боевые действия против японцев. В конце августа он совместно со шлюпом «Суон» доставил подкрепления из Порт-Морсби в залив Милн, где шли жаркие бои. Вскоре эсминец одержал свою первую победу. Утром 29 августа японская подводная лодка Ro-33 торпедировала небольшой пароход «Мамуту». Высланный на поиски «Арунта» обнаружил лодку в 10 милях юго-западнее Порт-Морсби и потопил ее глубинными бомбами.
В дальнейшем австралийские «трайблы» действовали в юго-западной части Тихого океана в составе американского 7-го флота, оказывавшего поддержку войскам генерала Д. Макартура, и занимались сопровождением войсковых конвоев, переброской армейских подразделений и оказанием огневой поддержки. Например, 22—23 октября «Арунта» и «Стюарт» высадили пехотный батальон на остров Гуденаф, оставленный японцами. 9—10 января «Арунта» эвакуировал с острова Тимор в Порт-Дарвин 282 солдат и 31 мирного жителя.
В марте 1943 года «Арунта» и вступивший в строй «Уоррамунга» (коммандер Дешане) вошли в состав 74-го оперативного соединения, которым командовал австралийский контр-адмирал Кратчли. К тому времени в войне на Тихом океане уже наступил перелом, и основной задачей военно-морских сил союзников стало проведение десантных операций. Австралийские корабли осуществляли прикрытие и оказывали огневую поддержку в ходе многочисленных десантов. В июле 1944-го соединение занималось обстрелом японских позиций под Айтапе. В ночь на 20 июля «Уоррамунга» совместно с американскими торпедными катерами РТ-144 и РТ-149 уничтожил у Каравопа три японских десантных баржи. 15 сентября «Арунта», «Уоррамунга» вместе с крейсерами «Австралия» и «Шропшир» поддерживали высадку десанта на остров Моротай — последний пункт перед вторжением на Филиппины. 17 октября оба эсминца вошли в залив Лейте в составе сил прикрытия (оперативная группа TG.77.3), а в день высадки — 20 октября — осуществляли огневую поддержку северной группы десанта. Во время знаменитого ночного сражения в проливе Суригао 24—25 октября «Арунта» действовал совместно с американскими эсминцами «Киллен» и «Бил», являясь флагманом дивизиона. Эсминцы располагались в центральной части пролива, но их атака («Арунта» выпустил торпеды по японскому эскадренному миноносцу «Сигурэ») оказалась безрезультатной. Полтора месяца отдыха — и «трайблы» вернулись к ставшей уже привычной деятельности. 15—24 декабря в составе TG.77.3 они прикрывали высадку десанта на остров Миндоро, а 2—8 января 1945 года в составе TG.77.2 участвовали в десантной операции в заливе Лингайен, с которой началось освобождение Лусона. Там 6 января «Арунта» был поврежден истребителем-бомбардировщиком А6М «Зеро». Сброшенная им 100-кг бомба угодила прямо в ходовой мостик. Командир корабля коммандер Бьюкенен взрывной волной был выброшен за борт, но отделался небольшими ушибами. Устранение повреждений на месте заняло пять часов, позже эсминец ушел на ремонт в Сидней и не участвовал в боевых действиях до середины мая.
С началом нового года в войну с Японией включились эсминцы 10-й флотилии. В феврале «Тартар» (кэптен Джонс), «Эскимо» (лейтенант-коммандер Синклер) и «Нубиэн» (лейтенант-коммандер Бродрик) прибыли в Тринкомали и присоединились к британскому Ост-Индскому флоту. Боевой дебют здесь состоялся 13 марта, когда «Эскимо» совместно с эсминцем «Робак» и индийскими шлюпами «Ковери» и «Джамна» прикрывали амфибийную операцию у Летрана на побережье Бирмы. К великому сожалению экипажей «трайблов», им не довелось принять участие в уничтожении тяжелого крейсера «Хагуро» — в ночь на 16 мая его потопили эсминцы другой флотилии. Своеобразная компенсация представилась спустя почти месяц. 5 июня 10-я флотилия в составе «Тартара», «Эскимо», «Нубиэна», «Паладина» и «Пенна» вышла из Тринкомали для действий против японского судоходства между Никобарскими островами и Сабан-гом, где японцы проводили эвакуацию своих островных гарнизонов. Вечером 11 июня британская подводная лодка «Трайдент» навела «трайблы» на вражеский конвой в районе Пинанга («Паладин» и «Пени» отделились и действовали самостоятельно). В 5.26 англичане визуально обнаружили противника, на поверку оказавшегося одиночным пароходом «Куросио-Мару». Сопровождавший его охотник за подводными лодками Ch-57 был быстро потоплен артиллерией «Нубиэна», после чего «Эскимо» двумя торпедами пустил на дно и судно. Это были последние победы «дикого племени» в морском бою.
Служба в условиях тропиков стала суровым испытанием для экипажей британских «трайблов», ведь в свое время они были оборудованы для действий в Арктике. В июле 1945 года кэптен Джонс направил командующему эсминцами Ост-Индского флота специальный рапорт, в котором описал условия обитаемости на кораблях своей флотилии: «Каюта командира не имеет никакой вентиляции, иллюминаторы закрыты ветроотбойниками, что создает невыносимую жару. Вытяжная вентиляция редукторов проходит через корабельный лазарет и нагревает его. При открывании провизионок по жилой палубе распространяется крайне неприятный запах. Ночью из-за необходимости соблюдать светомаскировку температура в кубриках достигает 70 °С. Помещение радара типа 293, расположенное над котельным отделением № 1, исключительно жаркое, что вызывает неполадки в аппаратуре. Ни один из кораблей не имеет холодильников для питьевой воды». Исключение составлял лишь «Эскимо», на котором во время последнего ремонта была улучшена вентиляция жилых помещений.
Завершением боевого пути «трайблов» на Тихом океане стало 28 августа 1945 года, когда «Уоррамунга» (коммандер Кларк) и только что вступивший в строй «Батаан» (коммандер Беррелл) прибыли в Токийский залив на церемонию подписания капитуляции Японии. А 2 сентября «Тартар» присутствовал при капитуляции японского гарнизона в Сингапуре.