Послевоенные модернизации

 

Послевоенная карьера британских «трайблов» оказалась недолгой. Чрезвы­чайно активное боевое использование не могло не отразиться на их техническом со­стоянии. Для продолжения полноценной службы им требовался серьезный ремонт, между тем, надломленная войной эконо­мика Великобритании не могла себе по­зволить содержание большого флота, в составе которого имелись в достатке и бо­лее современные эскадренные минонос­цы. До конца 1948 года четыре оставших­ся эсминца, возраст которых едва достиг десяти лет, были проданы на слом.

Канадским и австралийским «трайблам» была уготована более длинная жизнь и участие еще в одной войне. Вступление в строй второй серии канадских эсмин­цев растянулось на два с половиной года. При их строительстве был учтен опыт вой­ны. «Микмак» и «Нутка» получили высо­кие решетчатые фок-мачты с радарами типа 242 и радиопеленгаторами HF/DF (радар типа 293 при этом переносился на корму), новые универсальные стабилизи­рованные командно-дальномерные посты. Артиллерийское вооружение осталось прежним (3x2 120-мм и 1x2 102-мм), но средства ближней ПВО были значительно улучшены. Вместо счетверенного «пом-пома» на кормовой надстройке установи­ли два спаренных «бофорса», снабженных собственными директорами. На площад­ке между трубами разместились еще два одинарных 40-мм автомата в установках Mk.V, а на носовом мостике — два спарен­ных «эрликона» на аналогичных станках. Торпедное и противолодочное вооруже­ние не изменилось, но пост наводчика на торпедном аппарате стал закрытым. Два последних эсминца—«Этабаскан» (II) и «Каюга» — несли унифицированное зенит­ное вооружение, состоявшее из четырех спаренных 102-мм зениток, но вместо двух спаренных 40-мм автоматов остался лишь один. Управление огнем осуществлялось с помощью директора Mk.VI, снабженно­го новой РЛС типа 275 с двумя разнесен­ными параболическими антеннами.

«Ирокез», «Хайда» и «Гурон» в ноябре 1945 года были поставлены в длительный ремонт, в ходе которого на них также уста­новили новые КДП, решетчатые фок-мач­ты, а устаревшие «пом-помы» и радары типа 271 сняли.

В соответствии с организацией мирно­го времени эсминцы распределили между Атлантической и Тихоокеанской флотили­ями (лидером последней долгое время оставался «Каюга»). Впрочем, в составе действующего флота редко находились все «трайблы» одновременно. С конца 40-х началось их постепенное переоборудова­ние в эскортные эсминцы (DDE), при этом менялись бортовые номера. Прежде все­го, усилили противолодочное вооружение.

На квартердеке устанавливались два трех­ствольных реактивных бомбомета «Сквид», при этом кормовую надстройку удлинили, чтобы высвободить место для хранения их боезапаса, и демонтировали артиллерий­скую установку на позиции «Y». Правда, модернизированный первым «Микмак» лишился пары носовых орудий, вместо которых получил всего один «Сквид» и счетверенный 40-мм автомат.

Легкое зенитное вооружение эсминцев поначалу варьировалось, но в 1953—1954 годах они прошли второй этап модерни­зации и получили унифицированное во­оружение (на «Этабаскане» и «Нутке» ра­боты проходили в 1954—1955 гг.). Теперь на всех канадских «трайблах» в носовой части стояло два спаренных 102-мм ору­дия, а на кормовом шельтердеке разме­щалась американская спаренная автома­тическая 76-мм зенитка. Дополняли во­оружение четыре одинарных «бофорса», два «Сквида» и торпедный аппарат. Были установлены приземистые решетчатые мачты с новейшим радиолокационным оборудованием американского производ­ства и козырьки на дымовые трубы. Пол­ное водоизмещение при этом возросло до 2800 т, максимальная скорость упала до 32 узлов, штатная численность экипажа составила 240 человек.

На австралийских эсминцах «Арунта» и «Уоррамунга» были проведены аналогич­ные работы, хотя и в меньшем объеме. На корме устанавливался бомбомет «Сквид», кормовая надстройка удлинялась, а орудие на позиции «Y» демонтировалось. На мес­то устаревших «пом-помов» монтировалась дополнительная 40-мм «спарка». В итоге артиллерийское вооружение состояло из четырех 120-мм орудий (2x2), двух 102-мм зениток (1x2) и восьми 40-мм автоматов (1x2, 6x1). Обновлялось радиолокационное оборудование. После модернизации ко­рабли имели следующие ТТХ: стандартное водоизмещение 2012 т, скорость 32 узла, дальность плавания 1700 миль (при ско­рости 20 узлов), экипаж 293 человека. «Ба-таан» — последний в серии — не был пере­оборудован, на нем ограничились лишь заменой «пом-помов» на «бофорсы».