Война в Корее
25 июня 1950 года северокорейская армия начала стремительное наступление на юг. Через два дня ООН санкционировала военную поддержку Южной Кореи, подвергшейся агрессии, и вскоре в конфликт было втянуто более десяти государств. Поскольку боевые действия разворачивались на полуострове, военно-морским силам предстояло сыграть в них важную роль.
В ответ на запрос американцев Канада и Австралия направили в корейские воды свои корабельные соединения. В их составе оказалось несколько «трайблов». В начале июля в распоряжение командующего американскими ВМС на Дальнем Востоке вице-адмирала Тернера Джоя был передан «Батаан» (коммандер Маркс). 30 июля в японский порт Сасебо прибыли канадские эсминцы «Каюга» (кэптен Брок), «Этабаскан» (коммандер Уэллэнд) и «Сиу»; наконец, 6 августа из Сиднея вышел «Уоррамунга» (кэптен МакНикол).
К середине сентября американские и южнокорейские войска были зажаты на узком пусанском плацдарме и вели оборонительные бои. Однако начатая 15 сентября высадка десанта в Инчхоне (Чемульпо) изменила весь ход войны. Во время этой операции все четыре «трайбла» входили в состав сил блокады и прикрытия. 20 сентября «Каюга» и «Этабаскан» совместно с южнокорейскими кораблями РС-704, AMS-506 и AMS-507 осуществили диверсионную операцию близ Кунсана. Их задача заключалась в ликвидации важного моста через залив. Однако десантная группа с AMS-507 была разбита се-верокорейцами, трехдневный обстрел корабельной артиллерией не дал результата, и мост пришлось уничтожить авиацией. В начале октября «Уоррамунга» и «Этабаскан» поддерживали высадку у Вонсана, но к концу месяца вернулись к западному побережью. Эти два корабля так часто действовали вместе, что острые на язык моряки «переименовали» их в «Этамунга» и «Уоррабаскан».
К концу октября победа сил ООН казалась неминуемой, но появление китайских войск предопределило очередной перелом в ходе военных действий. В начале декабря американцам пришлось эвакуироваться с захваченных плацдармов в Северной Корее. Отряду, в который входили все четыре «трайбла», была поручена самостоятельная задача — эвакуация Нампхо (Чиннампо). Вот как описывают ее историки М.Кэгл и Ф.Мэнсон: «Корабли прошли в темноте 30 миль по проходу, протраленному в мелководном эстуарии. Во главе отряда шел канадский эсминец «Каюга», за ним следовали канадские «Этабаскан» и «Сиу», австралийские «Уоррамунга» и «Батаан», замыкал колонну американский эсминец «Форрест Ройял». Эти шесть кораблей с трудом пробивались по бурному морю к устью реки Тэдонган, имея приказ обеспечить артиллерийскую поддержку и зенитное прикрытие во время погрузки. Командир отряда кэптен Брок первоначально хотел пройти устье реки в дневное время, однако, получив сообщение, что эвакуация из Нампхо опережает график, решился на ночной переход вверх по реке — в кромешной тьме по извилистому протраленному фарватеру, ширина которого местами не превышала 450 м. После того как последний транспорт покинул порт, Брок решил пробыть в районе причалов еще одну ночь, а на следующее утро приказал оставшемуся гражданскому населению покинуть военную зону. Лишь после этого корабли открыли артиллерийский огонь по бензохранилищам, докам, портовым сооружениям и складам». Эвакуация была завершена к 5 декабря, в общей сложности было вывезено 7700 человек. Американские авторы забыли лишь упомянуть, что в ходе этой операции «Уоррамунга» все-таки сел на мель и получил небольшие повреждения.
Вскоре эсминцы вернулись к своей привычной деятельности — ведению морской блокады. Во многих отношениях морская блокада Северной Кореи, продолжавшаяся более трех лет, носила необычный характер: кораблям приходилось вести борьбу с рыболовством, охотиться за поездами и автомашинами, обстреливать войска противника на берегу. Западное побережье Корейского полуострова, блокада которого была возложена на ВМС Великобритании и доминионов, обладало рядом навигационных трудностей: множеством островов, обилием илистых отмелей и подводных скал, быстрыми течениями и высокими приливами. Нередко северокорейцы прибегали к минным постановкам и сплаву мин по течению рек. Например, только за один день 27 сентября «Этабаскан» уничтожил близ Кунсана 5 плавающих мин. Тропические тайфуны также были небезопасны. 5 ноября «Каюга» и «Этабаскан» при переходе из Сасебо в Гонконг попали в тайфун «Клара» и получили повреждения.
17 мая 1951 года «Этабаскан» и «Каюга» вернулись в Канаду, причем первый из них успел к этому времени пройти 60 000 миль в корейских водах. В июне ушел на ремонт «Батаан», затем отправился домой «Уоррамунга». К лету линия фронта на полуострове стабилизировалась в районе 38-й параллели, начались переговоры о прекращении огня, но военные действия продолжались еще целых два года. «Каюга» (под флагом командующего канадской Тихоокеанской флотилии контр-адмирала Крири) и «Этабаскан» снова прибыли к берегам Кореи уже в сентябре. 10 октября британское соединение в составе авианосца «Сидней», крейсера «Белфаст» и пяти эсминцев (в том числе «Каюга») нанесло авиационно-артиллерийский удар по Вонсану. 14 октября «Белфаст», «Этабаскан» и авианосец «Юникорн» были повреждены тайфуном «Руфь» в Южно-Китайском море, а «Каюга» 30 октября получил боевые повреждения. В ходе перестрелки с береговыми батареями у острова Сокто (западнее Нампхо) в него угодило несколько 105- и 76-мм снарядов. Они пробили борт, разбили катер, но потерь, к счастью, не было.
Остаток года канадцы провели в районе устья реки Ялу. 20 декабря «Каюгу» сменил голландский эсминец «Ван Гален», а «Этабаскан» с вновь прибывшими «Уор-рамунгой» и «Батааном» в начале 1952 года оперировал в основном у восточного побережья. По словам Кэгла и Мэнсо-на, «донесения и журналы боевых действий этого периода свидетельствовали о том, что война приняла серый, будничный характер». 9 июля «Этабаскан» ушел в Канаду, в августе покинули корейские воды и австралийцы.
Впоследствии у берегов Кореи действовали «Ирокез» и «Нутка», а «Этабаскан» стал единственным из «трайблов», побывавшим в зоне боевых действий третий раз. 29 октября 1952 года на его борту в Токио прибыл начальник штаба ВМС Канады вице-адмирал Менгай. После этого эсминец в течение долгого времени находился в составе блокадных сил. Ему даже удалось войти в своеобразное «Общество охотников за поездами» — в ночь на 25 июня 1953 года его артиллеристы уничтожили железнодорожный состав южнее Сончжиня.
* * *
После войны в Корее активная служба «трайблов» продолжалась недолго. Австралийцы избавились от своих эсминцев к концу 50-х годов, когда все они были выведены в резерв (хотя «Арунта» был сдан на слом лишь спустя десятилетие). Канадские корабли продолжали службу до начала 60-х, но к тому времени их возраст достиг двадцати лет, и они также считались безнадежно устаревшими. Дожить до наших дней посчастливилось лишь «Хайде». В начале 1964 года его собирались продать на слом, но по настоянию Клуба ветеранов северных конвоев передали частной акционерной компании «Хайда Инкорпорейтед» для переоборудования в музей. 24 августа 1964 года эсминец прибыл в Торонто, где был установлен на вечную стоянку у 6-го пирса. В 1995 году «Хайду» посетила делегация российских ветеранов — участников полярных конвоев.