Война в Корее

 

25 июня 1950 года северокорейская армия начала стремительное наступление на юг. Через два дня ООН санкциониро­вала военную поддержку Южной Кореи, подвергшейся агрессии, и вскоре в кон­фликт было втянуто более десяти госу­дарств. Поскольку боевые действия раз­ворачивались на полуострове, военно-морским силам предстояло сыграть в них важную роль.

В ответ на запрос американцев Канада и Австралия направили в корейские воды свои корабельные соединения. В их составе оказалось несколько «трайблов». В начале июля в распоряжение командую­щего американскими ВМС на Дальнем Востоке вице-адмирала Тернера Джоя был передан «Батаан» (коммандер Маркс). 30 июля в японский порт Сасебо прибыли канадские эсминцы «Каюга» (кэптен Брок), «Этабаскан» (коммандер Уэллэнд) и «Сиу»; наконец, 6 августа из Сиднея вышел «Уоррамунга» (кэптен МакНикол).

К середине сентября американские и южнокорейские войска были зажаты на узком пусанском плацдарме и вели оборонительные бои. Однако начатая 15 сен­тября высадка десанта в Инчхоне (Чемуль­по) изменила весь ход войны. Во время этой операции все четыре «трайбла» вхо­дили в состав сил блокады и прикрытия. 20 сентября «Каюга» и «Этабаскан» совместно с южнокорейскими кораблями РС-704, AMS-506 и AMS-507 осуществи­ли диверсионную операцию близ Кунсана. Их задача заключалась в ликвидации важного моста через залив. Однако десант­ная группа с AMS-507 была разбита се-верокорейцами, трехдневный обстрел ко­рабельной артиллерией не дал результа­та, и мост пришлось уничтожить авиацией. В начале октября «Уоррамунга» и «Этабас­кан» поддерживали высадку у Вонсана, но к концу месяца вернулись к западному побережью. Эти два корабля так часто действовали вместе, что острые на язык моряки «переименовали» их в «Этамунга» и «Уоррабаскан».

К концу октября победа сил ООН каза­лась неминуемой, но появление китайс­ких войск предопределило очередной пе­релом в ходе военных действий. В начале декабря американцам пришлось эвакуи­роваться с захваченных плацдармов в Се­верной Корее. Отряду, в который входи­ли все четыре «трайбла», была поручена самостоятельная задача — эвакуация Нампхо (Чиннампо). Вот как описывают ее ис­торики М.Кэгл и Ф.Мэнсон: «Корабли про­шли в темноте 30 миль по проходу, протраленному в мелководном эстуарии. Во главе отряда шел канадский эсминец «Ка­юга», за ним следовали канадские «Эта­баскан» и «Сиу», австралийские «Уорра­мунга» и «Батаан», замыкал колонну аме­риканский эсминец «Форрест Ройял». Эти шесть кораблей с трудом пробивались по бурному морю к устью реки Тэдонган, имея приказ обеспечить артиллерийскую поддержку и зенитное прикрытие во вре­мя погрузки. Командир отряда кэптен Брок первоначально хотел пройти устье реки в дневное время, однако, получив сообще­ние, что эвакуация из Нампхо опережает график, решился на ночной переход вверх по реке — в кромешной тьме по извилис­тому протраленному фарватеру, ширина ко­торого местами не превышала 450 м. Пос­ле того как последний транспорт покинул порт, Брок решил пробыть в районе при­чалов еще одну ночь, а на следующее утро приказал оставшемуся гражданскому на­селению покинуть военную зону. Лишь после этого корабли открыли артиллерий­ский огонь по бензохранилищам, докам, портовым сооружениям и складам». Эва­куация была завершена к 5 декабря, в общей сложности было вывезено 7700 человек. Американские авторы забыли лишь упомянуть, что в ходе этой опера­ции «Уоррамунга» все-таки сел на мель и получил небольшие повреждения.

Вскоре эсминцы вернулись к своей привычной деятельности — ведению мор­ской блокады. Во многих отношениях мор­ская блокада Северной Кореи, продол­жавшаяся более трех лет, носила необыч­ный характер: кораблям приходилось вес­ти борьбу с рыболовством, охотиться за поездами и автомашинами, обстреливать войска противника на берегу. Западное побережье Корейского полуострова, бло­када которого была возложена на ВМС Великобритании и доминионов, облада­ло рядом навигационных трудностей: мно­жеством островов, обилием илистых от­мелей и подводных скал, быстрыми тече­ниями и высокими приливами. Нередко северокорейцы прибегали к минным по­становкам и сплаву мин по течению рек. Например, только за один день 27 сентяб­ря «Этабаскан» уничтожил близ Кунсана 5 плавающих мин. Тропические тайфуны также были небезопасны. 5 ноября «Каю­га» и «Этабаскан» при переходе из Сасе­бо в Гонконг попали в тайфун «Клара» и получили повреждения.

17 мая 1951 года «Этабаскан» и «Ка­юга» вернулись в Канаду, причем пер­вый из них успел к этому времени прой­ти 60 000 миль в корейских водах. В июне ушел на ремонт «Батаан», затем отправил­ся домой «Уоррамунга». К лету линия фронта на полуострове стабилизировалась в районе 38-й параллели, начались пере­говоры о прекращении огня, но военные действия продолжались еще целых два года. «Каюга» (под флагом командующе­го канадской Тихоокеанской флотилии контр-адмирала Крири) и «Этабаскан» снова прибыли к берегам Кореи уже в сен­тябре. 10 октября британское соединение в составе авианосца «Сидней», крейсера «Белфаст» и пяти эсминцев (в том числе «Каюга») нанесло авиационно-артиллерийский удар по Вонсану. 14 октября «Белфаст», «Этабаскан» и авианосец «Юникорн» были повреждены тайфуном «Руфь» в Южно-Китайском море, а «Каю­га» 30 октября получил боевые повреж­дения. В ходе перестрелки с береговыми батареями у острова Сокто (западнее Нампхо) в него угодило несколько 105- и 76-мм снарядов. Они пробили борт, раз­били катер, но потерь, к счастью, не было.

Остаток года канадцы провели в районе устья реки Ялу. 20 декабря «Каюгу» сме­нил голландский эсминец «Ван Гален», а «Этабаскан» с вновь прибывшими «Уор-рамунгой» и «Батааном» в начале 1952 года оперировал в основном у восточно­го побережья. По словам Кэгла и Мэнсо-на, «донесения и журналы боевых дей­ствий этого периода свидетельствовали о том, что война приняла серый, будничный характер». 9 июля «Этабаскан» ушел в Канаду, в августе покинули корейские воды и австралийцы.

Впоследствии у берегов Кореи дей­ствовали «Ирокез» и «Нутка», а «Этабас­кан» стал единственным из «трайблов», побывавшим в зоне боевых действий тре­тий раз. 29 октября 1952 года на его бор­ту в Токио прибыл начальник штаба ВМС Канады вице-адмирал Менгай. После это­го эсминец в течение долгого времени на­ходился в составе блокадных сил. Ему даже удалось войти в своеобразное «Об­щество охотников за поездами» — в ночь на 25 июня 1953 года его артиллеристы уничтожили железнодорожный состав южнее Сончжиня.

 

*    *   *

 

После войны в Корее активная служба «трайблов» продолжалась недолго. Авст­ралийцы избавились от своих эсминцев к концу 50-х годов, когда все они были выведены в резерв (хотя «Арунта» был сдан на слом лишь спустя десятилетие). Канадские корабли продолжали службу до начала 60-х, но к тому времени их воз­раст достиг двадцати лет, и они также считались безнадежно устаревшими. До­жить до наших дней посчастливилось лишь «Хайде». В начале 1964 года его со­бирались продать на слом, но по настоя­нию Клуба ветеранов северных конвоев передали частной акционерной компании «Хайда Инкорпорейтед» для переоборудо­вания в музей. 24 августа 1964 года эс­минец прибыл в Торонто, где был уста­новлен на вечную стоянку у 6-го пирса. В 1995 году «Хайду» посетила делегация российских ветеранов — участников по­лярных конвоев.