История создания
Британская империя вступила в XX век на пике своего величия. Ее владения занимали четвертую часть планеты и «над ними никогда не заходило солнце». Фунт стерлингов был самой стабильной валютой, а доля «владычицы морей» в мировом экспорте составляла более 30 процентов. И несмотря на бурный экономический рост в Германии и США, Великобритания сохраняла за собой положение бесспорного мирового лидера.
Гарантом незыблемости монархии и стержнем, скрепляющим ее разбросанные по всем континентам земли, был, конечно же, Ройял Нэйви — Королевский военно-морской флот. Без него казалось немыслимым не только процветание страны, но и вообще ее существование. И неудивительно, что в бюджете самой богатой державы мира он занимал первое место.
В основе морской политики Лондона лежал принцип «двукратного стандарта» (two power standard), означавший, что на море Британия должна быть сильнее двух следующих по силе стран (на тот момент — Франции и России) вместе взятых. Не считаясь с расходами, англичане свято соблюдали этот принцип. Могущество Королевского флота казалось неоспоримым. Тогда никто еще не мог предположить, что буквально через несколько лет расстановка сил в мире резко изменится, и о былом «двукратном стандарте» британскому Адмиралтейству придется забыть навсегда...
История возникновения проекта броненосца «Кинг Эдуард VII» восходит к весне 1901 года, когда в Адмиралтействе началось обсуждение тактико-технических элементов кораблей, постройка которых предусматривалась только что принятым бюджетом. В то время основу линейных сил Ройял Нэйви составляли 40 броненосцев, сошедших со стапелей в течение последнего десятилетия. Все они являлись развитием удачного проекта «Ройял Соверен» (1893 г.) и были довольно близки как по внешнему виду, так и по своим характеристикам. Их создателем был один человек — сэр Вильям Генри Уайт, директор отдела военного кораблестроения Адмиралтейства. Именно он разработал основные принципы, определившие облик британских броненосцев 1890-х годов: барбетные установки орудий главного калибра, большая площадь вертикальной брони, наличие карапасной броневой палубы, относительно высокий надводный борт и расположение средней артиллерии в индивидуальных казематах на главной палубе. Некоторые из этих положений выглядели отнюдь не бесспорными, однако факт остается фактом: Уайту удавалось спроектировать, а английским верфям быстро и качественно построить хорошо сбалансированные внушительные корабли, ставшие своего рода эталоном, на который ориентировались кораблестроители всех стран. Объединенные в однородные эскадры многочисленные броненосцы были олицетворением мощи «владычицы морей», и неслучайно лучшие годы Британского флота — последнее десятилетие правления королевы Виктории — в морской исторической литературе часто именуются «эпохой Уайта».
Но в июле 1900 года произошел нелепый случай, нанесший репутации выдающегося кораблестроителя сильнейший урон и в конечном счете поставивший крест на его блестящей карьере. Новая королевская яхта «Виктория энд Альберт» во время достройки на плаву внезапно опрокинулась в доке. Уайт взял вину на себя, хотя проведенное затем расследование показало, что ошибок в проектных чертежах не было, а вся ответственность за инцидент целиком лежит на руководстве верфи, нарушившим элементарные правила (яхту перегрузили размещенными на верхней палубе посторонним оборудованием и материалами — при том, что в ее бункерах почти не было угля, а в котлах — воды). Совет Адмиралтейства лишь пожурил Уайта за недостаточный контроль за выполнением ответственного задания, но пресса и парламент набросились на него с нескрываемой злостью. Несправедливые обвинения окончательно расшатали нервы сэра Вильяма, и вскоре он покинул свой пост. Поэтому участие Уайта в проектировании «Кинга Эдуарда VII» оказалось почти символическим, хотя этот корабль и принято считать его последним творением.
Исходное задание на проектирование «броненосцев бюджета 1901 года» гласило, что это должны быть корабли, представляющие собой усовершенствованный «Формидебл» с увеличенными водоизмещением (до 16 тыс.т), длиной (до 420 футов) и усиленной артиллерией среднего калибра. Причем последнему пункту уделялось особое внимание. Накануне возникновения «Дредноута» это может показаться странным, но не следует забывать, что опытом русско-японской войны ни адмиралы, ни конструкторы тогда еще не располагали. Зато свежи были воспоминания о кризисе тяжелой артиллерии, когда стремление одержать верх над броней привело к появлению неповоротливых орудий-монстров, способных делать лишь четыре выстрела в час... На этом фоне скорострельные пушки среднего калибра превратились чуть ли не в основное оружие броненосца, что частично подтвердилось в 1894 году во время боя японской и китайской эскадр у устья реки Ялу. Конечно, совершенствование брони и увеличение дальности артиллерийского боя делали скорострелки среднего калибра все менее и менее эффективными, но к столь революционному шагу, как отказ от них в пользу увеличения числа тяжелых орудий, кораблестроители еще не были готовы. Оставался другой путь — рост калибра средней артиллерии либо ее дополнение более мощными «промежуточными» (то есть находящимися между главным и средним калибром) орудиями.
Между прочим, броненосцы Уайта нередко критиковались именно за слабую среднюю артиллерию, стандартно состоявшую из двенадцати 152-мм орудий. В частности, ежегодник Брассея неоднократно указывал на то, что многие иностранные линкоры даже при меньших размерах по огневой мощи превосходят корабли Ее Величества. Вильям Уайт, будучи сторонником броненосцев большого водоизмещения, категорически отвергал упреки в свой адрес, резонно утверждая о бессмысленности сравнения кораблей по их характеристикам на бумаге и доказывая, что за уменьшение размеров неизбежно придется заплатить ухудшением каких-либо других параметров. Но тут в дело вмешался Контролер Адмиралтейства (Третий морской лорд) А.Вильсон. Он выразил озабоченность тем, что только что заложенный в Девонпорте броненосец «Куин» при водоизмещении 15 000 т вооружен всего лишь четырьмя 305-мм и двенадцатью 152-мм орудиями, в то время как итальянский «Бенедетто Брин» водоизмещением в 13 427 т будет иметь четыре 305-мм, столько же 203-мм и двенадцать 152-мм пушек, а американский «Нью-Джерси» водоизмещением 14 948 т — соответственно четыре 305-мм, восемь 203-мм и двенадцать 152-мм. Игнорировать прямые указания начальства отдел кораблестроения не мог, и конструкторы взялись за работу.
Поскольку Вильям Уайт в то время отсутствовал из-за болезни, первые предэскизные проекты броненосца со средней артиллерией двух разных калибров разрабатывали его заместитель Г.Дедмэн и конструктор Дж.Нарбет. Дедмэн выдал несколько «экзотических» вариантов компоновки будущего корабля, призванного стать сильнейшим линкором в мире. Увы, осуществление его идей в то время выглядело абсолютно нереальным. Нарбет предложил серию проектов, основанных на конструкции «Формидебла», но дополненных артиллерией 234-мм или 190-мм калибра. Особой оригинальности в его проработках не было, зато они отличались тем, что могли быть завершены в кратчайшие сроки.
При обсуждении вариантов Нарбета отдельно остановились на американской схеме размещения орудий в двухъярусных башнях, примененной на броненосце «Кирсардж». С одной стороны, такая компоновка обеспечивала хорошие углы обстрела (возможность ведения огня из 203-мм орудий на оба борта) и не требовала увеличения длины корабля для размещения дополнительных башен в пределах броневой цитадели. С другой, двухъярусные башни повышали «верхний» вес и сильно осложняли конструкцию элеваторов боезапаса 203-мм орудий. Кроме того, считалось, что огонь одной из башен будет существенно мешать артиллерийской прислуге другой, что неизбежно снизит скорострельность орудий. Наконец, важным недостатком «Кирсарджа» посчитали возможность выхода из строя сразу четырех орудий (то есть половины тяжелой артиллерии корабля) в результате одного попадания вражеского бронебойного снаряда. В итоге американскую схему безоговорочно отвергли.
В конце концов конструкторы остановили свой выбор на вооружении, состоявшем из четырех 305-мм и восьми 190-мм орудий в двухорудийных башнях и десяти 152-мм пушек в каземате на главной палубе. Любопытно, что этот проект был принят и разослан для ознакомления на верфи без обычного рассмотрения на Совете Адмиралтейства.
Тем временем на свое рабочее место вернулся Уайт. Он в целом одобрил представленный Нарбетом проект, но настоял на замене спаренных 190-мм башенных установок на одноорудийные 234-мм. Габариты и стоимость тех и других были примерно одинаковыми; директор мотивировал свое решение тем, что 9,2-дюймовые (234-мм) пушки хорошо зарекомендовали себя на крейсерах и имеют лучшую бронепробиваемость. Совет поддержал эту точку зрения и, наконец, утвердил чертежи.
Однако поставить подпись на рабочей документации Вильяму Уайту не довелось. 31 января 1902 года он ушел на пенсию, передав почти законченный проект своему преемнику — будущему конструктору «Дредноута» Филипу Уоттсу. Примечательный факт: когда создатель «викторианского» флота покидал стены кораблестроительного отдела, никто из сослуживцев (за исключением одного пожилого курьера) не подал ему руки — за последние полтора года Уайт сделался столь мрачным и раздражительным, что его отношения с коллегами окончательно испортились...
Уоттс дал высокую оценку разработанному проекту. Он подписал окончательные чертежи и доложил Совету Адмиралтейства, что полностью отвечает за них.
Головной броненосец был заложен на государственной верфи в Девонпорте 8 марта 1902 года. Его нарекли «Кинг Эдуард VII» — в честь недавно взошедшего на трон короля (В отличие от Российского Императорского флота традиция называть корабли в честь здравствующих монархов в других европейских странах была распространена довольно широко). Его величество лично присутствовал на церемонии закладки своего бронированного «тезки» и, обращаясь к представителям Адмиралтейства, высказал пожелание, чтобы этот корабль был флагманом одного из флотов «владычицы морей».
Вслед за головным броненосцем разным заводам выдали заказы на постройку четырех однотипных кораблей. Два из них («Доминион» и «Коммонвелф»), как и «Кинг Эдуард VII», строились по бюджету 1901 года, последняя пара («Хиндустан» и «Нью Зиленд») — по бюджету 1902 года. Все они получили названия в память о помощи, оказанной метрополии во время англо-бурской войны Австралией, Канадой и колониями.
Работы на всех пяти кораблях продвигались очень быстро: через 11 —16 месяцев после закладки их корпуса благополучно сошли на воду. Сложилась необычная (а по российским меркам — просто немыслимая) ситуация: конструкторы-кораблестроители не поспевали за промышленностью! Действительно, по бюджету 1903 года планировалась постройка новых линкоров типа «Лорд Нельсон», но их проект еще не был окончательно готов, что грозило судостроительным заводам убытками из-за вынужденного простоя. Так, руководство верфи в Девонпорте в конце 1903 года собиралось к рождественским праздникам уволить или отправить в неоплачиваемый отпуск 500 рабочих. Все это грозило неприятностями, и тогда Совет Адмиралтейства принял решение отодвинуть строительство «нельсонов» и заказал еще три корабля типа «Кинг Эдуард VII». Помимо желания загрузить судостроительные заводы, этим достигалась и другая цель — флот получал однородную эскадру из абсолютно идентичных по характеристикам боевых единиц. В начале 1904 года на стапелях заложили «Африку», «Британнию» и «Хибернию». Последняя пара была названа в честь древнеримских провинций (Хиберния — это нынешняя Ирландия). А общее число броненосцев в серии таким образом достигло восьми.
№ п/п |
Корабль |
Место постройки |
Дата |
Стоимость, фн. ст. |
|||
|
|
|
закладка |
спуск |
вступление в строй |
корабля |
воору-жения |
1 |
"King Edward VII" |
Девонпорт* |
8.3.1902 |
23.7.1903 |
фев. 1905 |
1382675 |
89400 |
2 |
"Dominion" |
"Виккерс", |
23.5.1902 |
25.8.1903 |
июль 1905 |
1364318 |
89400 |
|
|
Барроу |
|
|
|
|
|
3 |
"Commonwealth" |
"Фэйрфилд", |
17.6.1902 |
13.5.1903 |
март 1905 |
1382127 |
89400 |
|
|
Глазго |
|
|
|
|
|
4 |
"Hindustan" |
"Джон Браун", |
25.10.1902 |
19.12.1903 |
Июль 1905 |
1361762 |
88890 |
|
|
Клайдбэнк |
|
|
|
|
|
5 |
"New Zealand" |
Портсмут* |
9.2.1903 |
4.2.1904 |
июнь 1905 |
1335753 |
88890 |
6 |
"Africa" |
Чатам* |
27.1.1904 |
20.5.1905 |
нояб. 1906 |
1328970 |
91070 |
7 |
"Britannia" |
Портсмут* |
4.2.1904 |
10.12.1904 |
сент. 1906 |
1316983 |
91070 |
8 |
"Hibernia" |
Девонпорт* |
6.1.1904 |
17.6.1905 |
янв. 1907 |
1347620 |
91070 |
Примечание: знаком (*) помечены казенные военно-морские верфи.